Автор: Давлетшина Айгуль, 10 Июня 2010 в 14:04, контрольная работа
На современном этапе развития человечества в условиях колоссального усиления антропогенного давления на природную среду и как следствие актуализации проблем обеспечения экологической безопасности социума в глобальных масштабах, вопросы закрепления и реализации правовых механизмов защиты права человека на благоприятную окружающую среду приобретают особое значение.
До конца 50-х годов этой проблемой мало кто интересовался, но проведение в 1957 году Международного Геофизического Года позволило международному научному сообществу создать основу для понимания планетарных процессов и влияния на них человеческой деятельности; была создана широкая сеть станций по наблюдению за окружающей средой. Наблюдения сразу же показали непрерывное повышение концентрации двуокиси углерода. Десятилетием позже исследования, проведенные Массачусетским технологическим институтом, выявили факты, свидетельствующие о возможном изменении климата. В 1970 году Генеральный секретарь ООН уже в достаточной степени был озабочен этой проблемой, чтобы упомянуть в своем отчете по экологии возможность “катастроф, вызванных потеплением”.
Первая Всемирная конференция по климату, состоявшаяся в 1979 году, учредила Всемирную программу исследования климата, которая вдохновила дальнейшие исследования и помогла точнее определить их цель. В течение 1980-х годов Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП) и Всемирная метеорологическая организация (ВМО) созвали ряд международных научных семинаров, на которых ученые выработали предварительный консенсус относительно сути проблемы. Сыграл свою роль и возрастающий интерес общественности к вопросам экологии, так что ряд международных конференций завершился в 1988 году созданием под эгидой ЮНЕП и ВМО Межправительственной группы экспертов по изменению климата (МГЭИК). Лидерами в этом процессе были сначала главным образом промышленно развитые страны, но к участию в нем были приглашены все правительства. В последовавшие годы почти все страны направили своих представителей в МГЭИК. Именно отчеты МГЭИК обеспечили научную основу для дипломатических переговоров, увенчавшихся принятием Рамочной Конвенции ООН об изменении климата (РКИК).
Первый доклад МГЭИК был опубликован в 1990 году. Самым важным в нем оказался вывод, сделанный Первой рабочей группой (ответственной за научный аспект проблемы): рост концентрации двуокиси углерода и других парниковых газов в атмосфере вызван человеческой деятельностью и может привести к повышению температуры в масштабе всей планеты с соответствующими изменениями климата. Этот рост, вероятно, будет вести к общему потеплению температуры у земной поверхности, хотя с существенными различиями по регионам. МГЭИК в своем Первом аналитическом докладе, работа над которым продолжалась чуть больше года, предложила следующий принципиальный расчет: если эмиссии парниковых газов будут расти в соответствии с прогнозами, то средняя температура атмосферы Земли начнет возрастать на 0,3°С ±0,15° за десятилетие. Подобное увеличение было бы беспрецедентным, на планете не наблюдалось ничего подобного, по крайней мере, в течение десяти тысяч лет. Вторая рабочая группа, изучавшая последствия климатических изменений, не смогла обнаружить единого мнения ученых по данному вопросу. Предположительно потепление приведет, прежде всего, к повышению уровня моря (в первую очередь, из-за нагревания океанов) и к росту осадков. Последствия для сельского хозяйства могут оказаться значительными: заболачивание земель, рост пустынь, изменение территорий лесов и береговой линии. Но нельзя делать с уверенностью какие-либо выводы: слишком много неясностей, особенно в том, что касается изменения климата в отдельных регионах.
Третья рабочая группа анализировала возможные меры для сглаживания последствий климатических изменений. Она оказалась во власти споров по принципиальным политическим вопроса, в результате отчет этой группы вырабатывался в ходе долгих и чрезвычайно политизированных переговоров, тем более что тема обсуждалась сравнительно новая, взгляды разнились значительно. Итогом стал отчет, в котором содержалась только одна-единственная конкретная рекомендация: начать переговоры по международному соглашению об изменении климата.
После долгих споров оценки и рекомендации МГЭИК были направлены Второй всемирной конференции по климату, которая их утвердила в ноябре 1990 года. Министры, проведшие отдельное совещание в рамках этой конференции, приняли отчет и призвали ООН открыть переговоры по выработке документа, который впоследствии стали называть Рамочной Конвенцией ООН об изменении климата. Тем временем МГЭИК занималась уточнением отдельных научных данных и прогнозов эмиссии; ее очередной доклад был опубликован в 1992 году. К 1994 году МГЭИК подготовила несколько специализированных отчетов и параллельно Второй аналитический доклад, который в конце 1995 года был утвержден, а в июне 1996 года опубликован.
Второй аналитический доклад показал, что международное сообщество добилось принципиальных сдвигов в деле борьбы с изменениями климата. Именно этот второй доклад более любого другого документа определил исход переговоров в Киото.
Основными выводами доклада явились:
Принципиальный спор шел, прежде всего, вокруг того, есть ли связь между климатическими изменениями и человеческой деятельностью. Соответствие научных прогнозов реальным данным резко улучшилось благодаря учету аэрозолей, улучшенному моделированию (которое стало учитывать и естественные вариации климата), накоплению более точных данных о распределении температурных изменений по отдельным регионам. На основании таких исследований, максимально приближенных к реальным условиям, был сделан вывод о том, что “совокупность свидетельств позволяет предположить, что человеческая активность оказывает несомненное влияние на климат планеты”.
МГЭИК получила наибольшую известность благодаря проработке научных проблем, но доклад был посвящен и тому, как справляться с изменениями климата. Вторая рабочая группа выяснила, какие есть методы по сокращению эмиссии и увеличению стоков парниковых газов, и пришла к заключению, что существенное сокращение чистых эмиссии парниковых газов является технически возможным и экономически осуществимым. Эмиссии двуокиси углерода могут сокращаться благодаря использованию возобновляемых источников энергии, переходу с угля и нефти на газ, с ископаемых видов топлива на атомную энергию (при условии решения проблем безопасности, захоронения отходов и передачи энергии).
В одной из глав доклада была сделана попытка обобщить имеющуюся информацию, разработав “сценарий использования технологий с низкими эмиссиями”. Этот сценарий показал, что вполне возможно целенаправленно сократить эмиссии в масштабе планеты с 6 миллиардов тонн двуокиси углерода в 1990 году до 4 миллиардов тонн к 2010 году и что это может стоить не очень дорого. Однако успех подобного прогноза зависит от того, насколько оправданы некоторые надежды, особенно надежды на появление новых технологий в ближайшие двадцать лет. Большую роль в оптимистических сценариях играет возможное получение энергии из биомассы. В сокращении эмиссии парниковых газов и увеличении стока углерода может играть важную роль и правильное использование лесов, сельскохозяйственных земель и угодий.
Совершенно другой подход был использован Третьей рабочей группой МГЭИК, изучавшей социально-экономические последствия изменений климата, меры по их смягчению и адаптации к ним. Рабочая группа пришла к заключению, что большинство стран могут существенно сократить эмиссии парниковых газов без дополнительных затрат, при помощи так называемых “безболезненных” мероприятий. К таким мероприятиям относятся ослабление рыночных ограничений и экономических диспропорций (например, через изменения в правовом регулировании и сокращение субсидий, связанных с ископаемым топливом), сокращение неблагоприятных для атмосферы явлений, влекущих за собой эмиссию двуокиси углерода и прочих загрязняющих веществ вне промышленной сферы - достаточно упомянуть возможность повышения чистоты выхлопных газов. В докладе отмечалось, что важным принципом борьбы с изменениями климата является соблюдение справедливости, и в качестве самостоятельной ценности, и в качестве средства достижения международных договоренностей. Эксперты были согласны с тем, что развивающиеся страны нуждаются в особой поддержке для того, чтобы справедливо и эффективно участвовать в разработке и осуществлении политики в деле борьбы с изменениями климата, и что в отсутствие гласности расходы в этой сфере будут, скорее всего, распределяться несправедливо.
Таким образом, была сформирована интеллектуальная основа, опираясь на которую политики различных стран начали международные переговоры, ставшие одним из самых важных и сложных явлений нашего времени. Была сделана попытка договориться о создании такой системы международной взаимопомощи, которая бы позволила совместными усилиями контролировать влияние человечества на атмосферу и климат всей планеты.
2. Рамочная конвенция ООН по изменениям климата
В феврале 1991 года под эгидой ООН были начаты переговоры о принятии Рамочной конвенции по изменениям климата (РКИК ООН). Конвенция была подписана на саммите в Рио-де-Жанейро в июне 1992 года, и историю выработки Киотского протокола нельзя понять в отрыве от этого основополагающего документа. РКИК ООН родилась из столкновения нескольких факторов, связанных с экологической проблематикой конца 80-х годов. С одной стороны, резко возрос уровень обеспокоенности политиков и общественности вопросом изменений климата, а с другой, ООН уже не первый год раздирало противостояние стран Севера и стран Юга. Пропасть, которую предстояло преодолеть в процессе переговоров, была огромной. Многих уже не надо было убеждать в серьезности проблемы и необходимости ее срочного решения. Эти участники переговоров стремились к принятию соглашения, которое содержало бы строгие обязательства по ограничению эмиссии веществ, способствующих возникновению парникового эффекта. Конвенция разрабатывалась на протяжении пятнадцати месяцев. В этом документе излагались основные принципы, установления, процедуры и изначальные обязательства договорившихся сторон. В ходе дальнейших переговоров именно это соглашение и было принято как Рамочная конвенция ООН по изменениям климата.
Основной целью РКИК является сдерживание изменений в атмосфере и стабилизация их на безопасном уровне: “Главной задачей этой Конвенции ... является ... достижение стабильного содержания в атмосфере газов, вызывающих парниковый эффект, на том уровне, при котором исчезнет опасность антропогенного вмешательства в баланс климатической системы Земли…”
Преамбула и сами принципы Конвенции являются набором признанных всеми сторонами фактов и руководящих принципов, охватывающих широкий спектр вопросов: научную основу проблемы; лидирующую роль промышленно развитых стран в производстве эмиссии в прошлом; принцип, согласно которому ответные действия “должны отражать экологические особенности и особенности развития стран”; “принцип суверенности государств в процессе международного сотрудничества”; необходимость постоянных исследований и осуществления мер, “постоянно переоцениваемых в свете каждого нового открытия”; идею о том, что “различные действия могут быть оправданы экономически и помогать решению других проблем окружающей среды”. Значительным аспектом этого Соглашения было то, что оно обязало страны-участницы постоянно предоставлять друг другу подробную информацию о программах и перспективах борьбы с выбросами в атмосферу, которая позволяла бы оценить эффективность их усилий. Несколько подпунктов статьи 4 посвящены финансовой стороне помощи развивающимся странам, которую должны оказывать страны, перечисленные в приложении II, то есть, в основном, страны ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития). Цель этой помощи состоит в том, чтобы не оставить развивающиеся страны один на один с обязательствами, взятыми ими на себя в соответствии с Конвенцией, и в первую очередь она должна быть оказана государствам, которым особенно угрожают изменения климата. Эти подпункты предусматривают помощь по переводу старых технологий на экологически безопасные принципы или по предоставлению доступа к экологически безопасным технологиям и “ноу-хау”.
Последующие статьи определяют организационный механизм функционирования Конвенции и финансовые механизмы.
Таким образом, РКИК сформировала определенное пространство в сфере международного права, установила принципы, с которыми по большей части готовы были согласиться все подписавшие ее стороны. В ней заявляется, что проблема изменений климата достаточно серьезна, а странам Третьего мира даны заверения, что ответственность за решение этой проблемы в данное время лежит прежде всего на промышленно развитых государствах. Конвенция недвусмысленно формулирует принципиальный подход к решению проблемы: постепенный, основанный на постоянном уточнении информации, усиленно подчеркивающий необходимость распространять информацию и подвергать переоценке обязательства сторон.
Одним из первых, кто ратифицировал Конвенцию, стало правительство США, вскоре за ним последовали и многие другие. К декабрю 1990 года РКИК ООН была ратифицирована в общей сложности в 50 странах, что стало достаточным для ее вступления в силу. Это и произошло спустя три месяца в соответствии с законом. Такой срок можно назвать достаточно коротким для международного соглашения подобного масштаба. Уже после вступления Конвенции в силу ее одна за другой ратифицировали и многие другие страны: ко времени переговоров в Киото их было уже 167, не считая ЕС. Российская Федерация ратифицировала РКИК в ноябре 1994 г.
Следующим шагом должен был стать запланированный созыв первой ежегодной Конференции участников Конвенции; эта конференция была призвана оценить пройденный со времени саммита путь и определить направление дальнейшего развития. Ее решили провести в Берлине. На состоявшейся в 1995 г. Первой сессии Конференции Сторон РКИК было принято решение 1/СР1, получившее название “Берлинский мандат”, в соответствии с которым был начат международный переговорный процесс по разработке нового юридически обязательного документа, дополняющего РКИК в части конкретных обязательств Сторон по численному сокращению или ограничению выбросов. Обсуждение организационных вопросов в Берлине проходило довольно спокойно, если не считать провала попыток согласовать формальные процедурные нормы (эта ситуация повторилась и в Киото). Дольше всего продолжались дебаты о торговле квотами. По этому вопросу был достигнут перспективный компромисс, предусматривавший пробные попытки в этом направлении, но без четко сформулированных обязательств по зачету эмиссии странам-донорам. В Берлине стороны согласились с тем, что прежние обязательства являются недостаточными “для долгосрочных действий в период после 2000 года”. Было решено начать вырабатывать меры по ужесточению обязательств, взятых на себя промышленно развитыми странами, перечисленными в Приложении I. Было решено, что новых требований по отношению к развивающимся странам выдвигаться не будет, а “намеченный объем работы необходимо завершить по возможности к 1997 году, чтобы ее результаты можно было утвердить на третьей сессии Конференции сторон”. Так было положено начало новым интенсивным переговорам, в конце концов, завершившимся встречей в Киото.
Информация о работе Право человека на благоприятную окружающую среду