Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2011 в 14:17, реферат
Выбор оптимальной формы интернализации внешних эффектов не может осуществляться по шаблону. Он определяется спецификой конкретной ситуации, формой внешнего эффекта и практической целесообразностью достижения результата с наименьшими издержками. Степень участия государства в интернализации внешних эффектов зависит от масштабов охвата внешними эффектами населения, размером нанесенного ущерба, величиной необходимых трансакционных издержек по его устранению.
Рынок прав на загрязнение окружающей среды
Выбор
оптимальной формы
Эффективная политика в области контроля за загрязнением окружающей среды – это такая политика, которая позволяет сбалансировать предельные общественные выгоды контроля с предельными общественными издержками, необходимыми для проведения ее в жизнь.
Пересечение кривой предельных общественных выгод MSB с кривой предельных общественных издержек MSC позволяет определить эффективный для данного общества уровень вредных выбросов, выраженный в процентах (рис. 11.10). Дело в том, что по мере снижения процента загрязняющих окружающую среду выбросов предельные социальные затраты резко возрастают, поэтому каждый дополнительный процент снижения обходится все дороже и дороже.
Регулирование внешних эффектов – это осуществление в виде ограничений или поощрений способов интернализации внешних эффектов, направленных на оптимизацию распределения ресурсов. Суть проблемы регулирования сводится к тому, чтобы найти способы трансформации внешних предельных издержек (выгод) во внутренние. Для решения этой задачи используется правовые, административные и экономические методы. Правовые методы включают законы, правовые акты, постановления, указы. Административные природоохранные мероприятия включают: регламентацию хозяйственной деятельности; мониторинг объектов природной среды и ресурсов; контроль за соблюдением стандартов и норм; государственную экологическую экспертизу. Экономические методы построены на принципе платности природопользования, который действует через систему платежей за выбросы и продажи временных разрешений на их осуществление, налогов и штрафов, а также премий и льгот. Такая система снижает природоемкие производства и защищает экологическую среду.
Экологические стандарты представляют собой предельно допустимые нормы, соблюдение которых является обязательным для всех субъектов. Стандарты по вредным выбросам – это устанавливаемые государством ограничения на виды и объемы загрязняющих окружающую среду выбросов, а также пределы концентрации вредных веществ в отходах. Они являются наиболее распространенным способом регулирования отрицательных внешних эффектов. Цель достигается либо за счет прямого ограничения объема выпуска, либо за счет роста затрат производителей, связанных с необходимостью соблюдения норм (установки оборудования, проведения мероприятий по очистке выбросов). Превышение установленных правительственными органами стандартов влечет за собой крупный штраф или головное наказание.
Практика установления стандартов имеет, однако, свои очевидные недостатки. Прежде всего, они разрешают в определенных пределах бесплатно сбрасывать вредные вещества. При установлении единых для стран норм не учитывается разная степень остроты экологических проблем в разных регионах, а также существенные различия предельных частных издержек отдельных фирм и уровни общественной предельной полезности для различных получателей экстерналий. Поэтому, способствуя сокращению внешних эффектов, применение стандартов не обеспечивает оптимального распределения ресурсов.
Мониторинг, применяемый для отслеживания норм выбросов по каждому отдельному загрязнителю, также может быть использован для снижения издержек фирм по соблюдению установленных норм. При этом фирмам разрешается превышать нормативы по одному виду выбросов, если они обеспечивают равноценное снижение выбросов другого вида.
Альтернативой прямым запретам на загрязнение окружающей среды является система экономических мер, в первую очередь, налогообложение экологически вредных производств по ставкам, побуждающим предприятие избегать неблагоприятного воздействия на природную среду.
Большой гибкостью обладает плата за выбросы. Плата за выбросы – это плата, взимаемая с фирмы за каждую единицу загрязняющих окружающую среду выбросов. Такая система способствует сокращению общего объема вредных выбросов, о чем наглядно свидетельствует международный опыт ее применения. Однако остается опасность нарушений стандартов загрязнений.
В последнее время получают все более широкое применение новые методы борьбы с загрязнением окружающей среды. Среди них такая своеобразная форма, как продажа прав на загрязнение окружающей среды. Государство определяет объем вредных выбросов, допустимый в данном регионе, и продает его в форме лицензий, каждая из которых дает право на сброс загрязняющих веществ. Согласно рекомендациям Р. Коуза, необходимость заполнения пробелов в существующей системе собственности способствует созданию новых рынков и осуществлению интернализации внешних эффектов. Идея передачи части прав собственности на окружающую среду в форме разрешений (лицензий) на загрязнение принадлежит американскому политологу Р. Дэйлсу. Он предложил два варианта такой передачи. При первом из них осуществляется продажа через аукцион, при втором – лицензии распределяются бесплатно и разрешается купля-продажа прав на загрязнение субъектами. Возможность продажи прав на загрязнение фирмой с более низкими издержками на охрану окружающей среды той фирме, у которой эти издержки высоки, обеспечивает гибкость в распределении загрязнений в пределах изначально установленного уровня. Такой подход сочетает преимущества прямого административного регулирования с выгодами рыночного саморегулирования и потому является более предпочтительным, чем экологическое налогообложение.
Пусть установленный стандартом объем загрязнений равен Q*. Предложение разрешений на загрязнение является абсолютно неэластичным и представлено в виде вертикальной кривой S. Цена лицензии будет зависеть от спроса В на них как права на сброс загрязняющих веществ (рис. 11.14). Равновесие установится при цене лицензии Р. Если государство, партия «зеленых» решат улучшить экологическую ситуацию в области, они могут купить часть лицензий или изъять их из обращения.
Это равнозначно сокращению предложения лицензий (S’) и росту их цены (P’). Одни фирмы будут вынуждены сокращать выпуск либо внедрять более совершенные способы производства. Фирмы, для которых цена лицензий окажется выше издержек по снижению вредных выбросов, вынуждены будут прекратить производство, что обеспечит переход прав на выбросы к фирмам, имеющим более низкие издержки по снижению вредных выбросов. В результате достигается повышение эффективности при более низких издержках. Таким образом, продажа прав на загрязнение является гибким средством в борьбе за улучшение экологической ситуации в стране.
На рынке прав на загрязнение может использоваться также механизм «компенсаций». Он представляет собой заключенное на компенсационной основе соглашение между фирмами об обмене правами собственности на загрязнение. Механизм компенсаций применяется тогда, когда дополнительные загрязнения недопустимы. Суть его состоит в том, что фирма может приобрести права на выбросы у другой фирмы, которая готова за определенную плату сократить их.
Еще
одной формой регулирования может
стать механизм
«кредитования». Он сводится к тому,
что фирмы, имеющие более низкий по сравнению
с нормативным уровень вредных выбросов,
получают не только право («кредит») на
равновесное превышение норм загрязнений
в будущем, но и возможность накапливать
такие «кредиты». Если фирмам предоставляется
право продавать такие «кредиты», то этот
способ регулирования может стать мощным
стимулом для дальнейшего снижения выбросов.
Теория поведения потребителя как основа теории спроса. Кривая ²цена - потребление²
Проблема, с которой потребитель сталкивается в рыночной экономике, состоит в том, чтобы выбрать такие уровни потребления различных товаров и услуг, которые были бы доступны для их покупки на рынке. Перед каждым потребителем стоят вопросы: что купить? сколько стоит? хватит ли денег? Соответственно, три проблемы – полезность, цена и доход – составляют содержание теории поведения потребителя. Определим их взаимосвязь и рассмотрим, как потребители распределяют свои доходы и как это распределение влияет на спрос на различные товары и услуги. Это, в свою очередь, поможет понять, как изменения доходов и цен влияют на спрос и почему спрос на одни товары более чувствителен к изменениям цен и доходов, чем на другие.
Один и тот же продукт может представлять большую ценность для одного потребителя и никакой ценности для другого. Оценки полезности субъективны, поэтому нельзя складывать ютили, приписываемые одному и тому же благу различными потребителями. Но каждый отдельный потребитель проводит с оценками полезности все математические операции, которые применимы к числам. Зависимость между полезностью, получаемой потребителем и количеством потребляемых им благ, называют функцией полезности.
Кардиналистская теория исходит из возможности потребителя дать количественную оценку полезности любого потребительского блага, которая может быть выражена в виде функции общей полезности (TU), т.е. совокупной полезности всех потребляемых благ в течение определенного периода времени: TU = F (Qa, Qb, …, Qn), где TU – общая полезность данного товарного набора; Qa, Qb,…, Qn – объемы потребления товаров a, b, …, n, соответственно, в единицу времени.
Используя количественную теорию полезности, можно охарактеризовать предельную полезность (MU) как прирост общей полезности товарного набора при увеличении потребления данного товара на одну единицу в течение определенного периода времени.
С увеличением количества потребляемых единиц блага общая полезность возрастает до определенного предела. Однако возрастает она убывающими темпами, т.е. от потребления каждой дополнительной единицы блага потребитель получает все меньший ее прирост. Закон убывающей предельной полезности (первый закон Госсена) заключается в том, что с ростом потребления какого-то одного блага (при неизменном объеме потребления всех остальных) общая полезность, получаемая потребителем, возра Закон убывающей предельной полезности не является универсальным. Во многих случаях предельная полезность последующих единиц блага сначала увеличивается, достигает максимума и лишь затем начинает снижаться. Такая зависимость характерна для небольших порций делимых благ. Например, вторая затяжка выкуриваемой сигареты, возможно, имеет для курильщика большую полезность, чем первая, а третья – большую, чем вторая (рис.2.1, б).
Предположим, что потребитель располагает некоторым доходом; цены на товары a, b, …, n не зависят от его поведения и равны, соответственно, Рa, Рb, …, Рn; товарного дефицита нет, все товары являются бесконечно делимыми (например, масло, колбаса и др.).
Правило максимизации полезности: потребитель максимизирует свою полезность, распределяя доход таким образом, что каждая последняя денежная единица, затраченная на приобретение любого блага, приносит одинаковую предельную полезность. , где λ – некоторая величина, характеризующая предельную полезность денег. По-другому, .
стает все медленнее. С увеличением количества потребляемого блага предельная полезность каждой последующей единицы этого блага меньше предельной полезности предшествующей единицы ( ).
Согласно ординалистскому подходу предельную полезность измерить невозможно, потребитель измеряет не полезность отдельных благ, а полезность наборов благ. Измеримости поддается только порядок предпочтения наборов благ. С практической точки зрения, потребитель может сказать, какой набор он предпочитает, но не может определить, насколько один набор лучше другого.
Например, если потребителю предложен выбор между 5 кг яблок и 2 кг слив или 3 кг яблок и 3 кг слив, то допускается, что потребитель может сказать одно из трех: он предпочитает первый набор благ второму, либо, наоборот, либо ему безразлично. Однако здесь не предполагается, что он может сказать, насколько (на какую величину) один набор предпочтительнее другого, или на какую величину он оценивает эти наборы. Цель порядкового подхода состоит в том, чтобы показать, каким образом рациональный потребитель делает выбор между благами, не измеряя полезность непосредственно в каких-либо количественных единицах. Понятие «полезность» означает не более чем порядок предпочтения, а задача максимизации полезности сводится к задаче выбора потребителем наиболее предпочтительного товарного набора из всех доступных для него.
В ординалистской теории полезности используются кривые безразличия и карта кривых безразличия (впервые они были использованы в 1881 г. Ф. Эджуортом).
Пусть возможные наборы товаров состоят только из двух видов товаров: Х (продукты питания) и Y (одежда) (рис. 2.2). Соединив точки A, B и C, получим кривую U, каждая точка которой показывает возможные комбинации единиц одежды и продуктов питания, дающие одинаковое удовлетворение. Кривая U называется кривой безразличия, которая указывает, что потребитель безразличен к этим трем наборам. Кривая безразличия показывает различные комбинации двух экономических благ, имеющих одинаковую полезность для потребителя. Любой набор на кривой безразличия обеспечит один и тот же уровень удовлетворения. Потребитель не чувствует себя ни лучше, ни хуже, отказавшись от 10 единиц продуктов питания и получив 20 единиц одежды при перемещении от набора A к набору B.
Информация о работе Рынок прав на загрязнение окружающей среды