Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 06:21, контрольная работа
Экологическое право - одна из отраслей в системе российского права. Иногда эту отрасль называют правом окружающей среды.
Экологическое право представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения по охране окружающей среды от вредных химических, физических, биологических, радиационных воздействий в процессе хозяйственной и иной деятельности (оказывающей названное вредное воздействие на природную среду), а также по рациональному использованию природных ресурсов.
Введение
История развития нормативного регулирования защиты прав собственности на природные ресурсы, охраны природы и природопользования в России до 1917 г.
Основные особенности развития правового регулирования природопользования и охраны природы в России в советский период
Современный этап развития экологического права
Заключение
Библиографический список
Федеральное агентство по образованию
Бурятский государственный университет
Юридический факультет
Заочное отделение
Кафедра
гражданского права и процесса
История развития российского права окружающей среды
(контрольная работа)
Улан-Удэ
2010
Содержание
Введение
Заключение
Библиографический
список
Введение
Экологическое право - одна из отраслей в системе российского права. Иногда эту отрасль называют правом окружающей среды.
Экологическое право представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения по охране окружающей среды от вредных химических, физических, биологических, радиационных воздействий в процессе хозяйственной и иной деятельности (оказывающей названное вредное воздействие на природную среду), а также по рациональному использованию природных ресурсов.
Экологическое право – самостоятельная комплексная отрасль права, регулирующая отношения в области взаимодействия общества и человека с окружающей средой. Данная отрасль молода, в отличие от иных фундаментальных отраслей например таких как гражданское право, и от большинства производных отраслей например банковского права, но в тоже время нужно заметить что экологическое право - одна из отраслей в системе российского права, история развития которой уходит своими корнями во времена Русской Правды.
Цель
данной работы – проследить историю
российского экологического права до
современного периода. Для этого работа
разбита на три части, где рассматриваются
различные периоды развития экологического
права. Это объясняется тем, что вопрос
об истории развития нормативного регулирования
защиты прав собственности на природные
ресурсы, охраны природы и природопользования
в России целесообразно рассмотреть применительно
к трем периодам: а) до 1917 г., б) в советский
период и в) на современном этапе.
В соответствии с целью поставлены следующие задачи:
- рассмотреть историю развития экологического права России до 1917г.;
- проанализировать развитие
-
охарактеризовать современное
Нормы об охране природы можно найти уже в первых нормативных актах российского государства. Как и в других древних или средневековых государствах, охрана природных ресурсов на начальном этапе и в значительной степени в последующем осуществлялась, прежде всего, через защиту прав собственности, экономических, военных и налоговых интересов государства. Так, в «Русской Правде» (1016 г.) предусматривалась охрана общинной собственности, объектом которой, к примеру, был лес, или собственности князя. В «Русской Правде» устанавливался штраф за кражу дров. Здесь же предусматривался штраф за уничтожение или повреждение борти, т.е. дупла, наполненного сотами с медом. Статья 69 «Пространной правды» за покражу бобра предусматривала штраф в 12 гривен, т.е. такое же наказание, как и за убийство холопа. В соответствии с Соборным уложением 1649 г. ловля рыбы в чужом пруду или садке, бобров и выдр также рассматривалась как кража имущества.
Особое отношение к охране лесных ресурсов проявилось и по военным соображениям. Уже с XIV в. был установлен заповедный характер оборонительных лесных засек, которые служили средством защиты от набегов татар («засека» - преграда из срубленных и наваленных деревьев). Законодательством того времени строго запрещалась вырубка деревьев в засечной черте. Такие леса охранялись специальными сторожами.
В русском законодательстве средних веков предусматривался довольно широкий набор санкций за нарушение правил, касающихся природных объектов: штраф, «бить батогами нещадно» (батог — палка, прут, трость), «бити кнутом без всякой пощады», отсечение левой кисти руки и др. При наказании принимался во внимание факт повторения нарушения. Так, в соответствии с Соборным уложением 1649 г. за лов рыбы в чужом пруду пойманный с поличным подвергался в первый раз битью батогами, во второй раз — кнутом, а в третий раз — отрезанию уха. Широко применялась смертная казнь (за порубку деревьев в заповедном засечном лесу, лов мелкой сельди и др.).
С XVII в. охрана лесных массивов в Сибири была связана с пушным промыслом. Так, в 1681 г. был принят царский указ (по Якутии), предусмотревший, «чтобы в ясачных местах лесов не секли и не жгли и оттого бы зверь вдаль не бежал и... ясачному сбору порухи и недоброму не было» («ясак» - - натуральный налог, которым облагались в старину народы Поволжья, Сибири и Дальнего Востока).
В XVII в. в России проявилась потребность в регулировании добычи объектов животного мира как мере по предотвращению их истощения. При этом регламентировались как способы добычи, так и размеры добываемых видов, например рыб.
Так как ловля бобров и выдр капканами грозила их полным истреблением, 28 августа 1635 г. в Пермь Великую была направлена царская грамота «О воспрещении ловить капканами бобров и выдр».
В XVII в., когда соболиный промысел становился хищническим и при добыче свыше трети осенней численности соболей прекращался их естественный рост, для регулирования соболиной охоты в Сибири были объявлены заповедными целые районы. В принятом в 1676 г. царском указе о порядке ловли рыбы в Плещееве озере предписывалось ловить только большую сельдь. За ловлю мелкой сельди «старосте и рыбным ловцам быть в смертной казни».
В том же XVII в. было введено ограничение права собственности на природные объекты и право пользования ими в интересах государства, а позже и третьих лиц. Так, Петр I своими указами запрещал уничтожать леса вдоль рек, удобных для лесосплава. Некоторые особо ценные леса и деревья объявлялись заповедными, т.е. неприкосновенными, запретными.
Если
требования по природопользованию и
охране объектов живой природы осуществлялись
изначально в рамках института права
собственности, то требования по охране
воздуха, воды и общественных мест от загрязнения
получили развитие в законодательстве,
которое позже стало называться санитарным.
Потребность в таких нормах возникла в
России в XVII в. Так, по указу Михаила Федоровича
Романова, принятому в 1640 г., для профилактики
в Москве предписывалось, чтобы «...падежные
лошади и всякую скотину за Земляным городом
на голых местах копали в землю не мелко,
...а в улицах и за Городом, в слободах падежных
лошадей и всякую падежную скотину и собак
мертвых и кошек и ...ничего мертвого...
нигде не метали...». В соответствии с правовым
актом «Учреждения для управления губерний»
1775 г. земский исправник обязан был наблюдать,
чтобы везде на местах и дорогах была чистота.
Устав благочиния, или полицейский, 1782
г. возлагал обязанности «смотрения о
чищении, о мощении улиц» на частного пристава.
Согласно Уложению о наказаниях уголовных
и исправительных 1845 г., «если кто-либо
построит признанные по закону вредными
для чистоты воздуха или воды фабрику
или завод в городе или хотя и вне города,
но выше онаго по течению реки или протоки,
то сии заведения уничтожаются за счет
виновного и он подвергается аресту на
время от семи дней до трех месяцев или
денежному взысканию не свыше трехсот
рублей»3. В 1833 г. были изданы правила
«О размещении и устройстве частных заводов,
мануфактурных, фабричных и иных заведений
в С.-Петербурге», которые предусматривали,
что «все вредные газы, могущие отделяться
при производстве работ, должны быть непременно
поглощаемы или сжигаемы». В этом же документе
промышленные предприятия в зависимости
от вредности воздействия на атмосферный
воздух делились на три категории, причем
предприятия третьей категории не должны
были размещаться в городе.1
В начале XX в. в России обсуждался вопрос о создании специального органа по контролю за соблюдением природоохранных правил. Так как идея принадлежала ученым, то создание такого учреждения предполагалось под эгидой Академии наук или министерства просвещения.
Выступая
на конференции по международной
охране природы (Берн, 1913 г.), делегат от
России профессор Г.А. Кожевников отмечал:
«В России не существует специального
закона для охраны природы. Причиной этому
является то, что до последнего времени
Россия обладала и обладает таким количеством
диких животных, что сама мысль об охране
природы была чужда как народу, так и правительству».
Но уже в 1915—1916 гг. под руководством академика
И.П. Бородина, пионера серьезной научной
природоохранной деятельности в России,
был разработан первый (неосуществленный)
проект российского Закона об охране природы.
Вплоть до 70-х гг. в развитии законодательства рассматриваемой сферы господствующим был природоресурсный подход. Это означает, что регулирование природопользования и охраны природы осуществлялось применительно к отдельным природным ресурсам. В начале 20-х гг. был принят ряд законов и декретов Правительства, включая Земельный кодекс РСФСР (1922 г.), Лесной кодекс РСФСР (1923 г.), декрет СНК РСФСР «О недрах земли» (1920 г.), постановление ЦИК и СНК СССР «Об основах организации рыбного хозяйства Союза ССР» (1924 г.), декрет СНК РСФСР «Об охоте» (1920 г.), декрет СНК РСФСР «Об охране памятников природы, садов и парков» (1921 г.), декрет СНК РСФСР «О санитарной охране жилищ» (1919 г.) и др.
Что касается отношений собственности на природные ресурсы, то эти ресурсы находились в исключительной собственности государства. Декретом «О земле», принятым II Всероссийским съездом Советов 26 октября (8 ноября) 1917 г., была проведена сплошная национализация земли вместе с другими природными богатствами. Частная собственность на землю и другие природные ресурсы была отменена, они были изъяты из гражданского оборота.2
Проблема охраны природы от загрязнения оценивалась в этот период в основном как санитарная, а не экологическая. Это означало, что при регулировании охраны атмосферного воздуха и вод учитывались преимущественно интересы охраны здоровья человека, а не всех живых организмов, страдающих от загрязнения. Соответственно отношения по охране вод и атмосферного воздуха в определенной мере регулировались санитарным законодательством. Лишь в 70-е гг. применительно к водам и в 80-е применительно к атмосферному воздуху проблемы охраны окружающей среды от загрязнения стали оцениваться и регулироваться как экологические.
Массив кодификационного природоресурсного законодательства сложился в основном в период с 1970 по 1982 г. Он включал такие акты, как Земельный кодекс РСФСР (1970 г.), Водный кодекс РСФСР (1972 г.)2, Кодекс РСФСР о недрах (1976 г.), Лесной кодекс РСФСР (1978 г.)4, Закон РСФСР об охране атмосферного воздуха (1982 г.), Закон РСФСР об охране и использовании животного мира (1982 г.). Эти законы были приняты в соответствии с Основами земельного, водного, лесного и горного законодательства Союза ССР и союзных республик, Законами СССР об охране атмосферного воздуха и об охране и использовании животного мира. С принятием в 1968 г. Основ земельного законодательства Союза ССР и союзных республик иные отрасли — водное, лесное, горное — стали развиваться как самостоятельные отрасли права и законодательства и получили научное и официальное признание в качестве таковых. В этот период и до сих пор не получило требуемого развития право о регулировании использования и охраны растительного мира вне лесов.
Основное внимание в природоресурсном законодательстве уделялось регулированию использования земель, вод, лесов, других природных ресурсов. За исключением Закона об охране атмосферного воздуха, отношения по охране соответствующего природного объекта от загрязнения и других вредных воздействий регулировались в указанных актах фрагментарно, в общем виде. Это объясняется отчасти тем, что в конце 60-х и начале 70-х гг. во время их разработки и принятия проблема охраны окружающей среды от загрязнения не имела в России сегодняшней остроты, не была достаточно осознана высшими органами государства, в том числе Верховным Советом РСФСР, и к тому же не имела достаточной научной разработки.
Правда, в начале 60-х гг. в связи с повышением интенсивности вовлечения в хозяйственный оборот богатых природных ресурсов страны, в период развернутого строительства коммунизма была на национальном уровне осознана необходимость установления системы мероприятий, направленных на охрану, использование и воспроизводство природных ресурсов. 27 октября 1960 г. был принят Закон РСФСР «Об охране природы в РСФСР». Он содержал статьи по охране земель, недр, вод, лесов и иной растительности, животного мира. Но заметной роли в регулировании природопользования и охраны природы этот Закон не сыграл. Он не предлагал эффективных природоохранных мер и механизма обеспечения их выполнения, не предусматривал даже мер юридической ответственности за нарушение его положений.3
В основном с принятием в 1980 г. Закона СССР об охране атмосферного воздуха в сферу правового регулирования были включены отношения по охране окружающей среды от физических и биологических воздействий.