Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 10:16, реферат
Понятие, предмет, метод и система экологического права. Понятие и классификация экологических правонарушений. Структура современного экологического законодательства. Формы собственности на природные ресурсы. Нормирование природопользования и качества окружающей среды. Закон как источник экологического права. Общая характеристика З РФ «Об охране окружающей природной среды». Право природопользования. Принципы. Законы и иные нормативные акты субъектов РФ в области охраны окружающей природной среды. Государственная экологическая экспертиза. Ответственность за нарушения в сфере экологической экспертизы.
Под экологическим правом понимается совокупность норм, регулирующих конкретные общественные отношения собственности на природные ресурсы, по обеспечению рационального использования природных ресурсов и охране окружающей среды от вредных химических, физиологических и биологических воздействий в процессе хозяйственной и иной деятельности, по защите экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц.
С учетом интересов и потребностей человека предмет экологического права образуют отношения: собственности на природные ресурсы; по использованию природных ресурсов; по охране окружающей среды от различных форм деградации и по защите экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц.
Методы
правового регулирования –
Под системой экологического права понимается структура основных элементов, частей этой отрасли – подотраслей, институтов, норм. Структура определяется практическими потребностями последовательного, рационального и наиболее полного решения задач в сфере взаимодействия общества и природы, стоящих перед государством.
При определении внутренней структуры экологического права, будет служить совокупность правовых норм, регулирующих конкретную, относительно обособленную группу общественных отношений. Экологическое нормотворчество органов местного самоуправления.
Если в соответствии с Конституцией РФ органы местного самоуправления наделены соответствующими полномочиями, то они могут принимать нормативно правовые акты. Эти полномочия определены рядом законодательных актов, в том числе ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Этот закон относит к ведению местных органов самоуправления обеспечение санитарного благополучия населения, регулирования и планирования застройки территорий и т.д. ФЗ «Об охране окружающей природной среды» также определяет ряд предметов ведения органов местного самоуправления: разработку экологических программ, учет и оценку состояния окружающей среды и природных ресурсов на подведомственной территории и д.р.
Перечисленные направления деятельности органов местного самоуправления осуществляются посредством принятия нормативных правовых актов.
Самый низкий уровень актов – локальные нормативные акты, принимаемые на предприятиях. Выделяют локальные акты общего характера и специальные акты.
Акты общего характера – коллективный договор, правила внутреннего трудового распорядка.
Специальные
акты – планы организационно-
Государственным кадастром природных ресурсов называется свод экономических организационных и технических показателей, характеризующих качество, количество природного ресурса, состав и категории пользователей.
Данные
кадастров служат обеспечению рационального
использования природных
Кадастры
ведутся по отдельным видам природных
кадастров и по территориям. В
соответствии с экологическим
Наряду
с кадастрами отдельных природных
ресурсов и объектов, экологическое
законодательство предусматривает
ведение территориальных
Экологическое правонарушение – противоправное, виновное деяние совершаемое право-, дееспособным субъектом, причиняющее или несущее реальную угрозу причинения экологического вреда либо нарушающее иные права и законные интересы субъектов экологического права.
Экологические
правонарушения подразделяют на проступки
и преступления. Первую группу составляют
менее общественно опасные
Вторую
группу образуют деяния за которыми следует
уголовная ответственность.
Под источником
экологического права понимаются нормативно-правовые
акты, содержащие нормы, регулирующие
отношения в области
Источникам экологического права присущ ряд особенностей. Источники экологического права относятся к предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов, эколого-правовые нормы устанавливаются на обоих уровнях.
Еще одна особенность данной отрасли в том, что экологические нормы могут относиться к разным отраслям права.
Экологическое законодательство это – совокупность законов, которые регулируют отношения, образующие предмет экологического права. Основываясь на этих критериях, совокупность законов можно разделить на две группы: законодательство об окружающей среде и природоресурсное законодательство. Объектом первой группы является окружающая среда в целом, во втором – отдельные природные ресурсы. Право собственности на природные ресурсы.
Основы права собственности на природные ресурсы определены Конституцией РФ. В законодательстве об окружающей природной среде закрепляются специфические черты и формы собственности на конкретные природные ресурсы, а также особенности механизма реализации правомочий собственника земли, вод, недр, лесов и т.д.
Под правом собственности на природные ресурсы в субъективном смысле слова понимается совокупность правомочий собственника по владению, пользованию и распоряжению землей, водами, лесными ресурсами и др. объектами собственности.
Находящиеся
в собственности природные
Собственник обязан в законодательном порядке обеспечить рациональное использование принадлежащих ему природных ресурсов
Мониторинг – это система долгосрочных наблюдений, оценки и прогноза состояния окружающей среды и ее изменений.
Основные
положения о мониторинге
Данные мониторинга природной среды служат основой для ведения кадастров природных ресурсов, а также для принятия экологически значимых хозяйственных и иных решений.
Информация
в области мониторинга
В государственной системе мониторинга участвуют: Государственный комитет по охране окружающей природной среды; Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей природной среды; Государственный комитет по земельной политике; Министерство природных ресурсов РФ; Министерство сельского хозяйства и природопользования; Государственный комитет по рыболовству; Федеральная служба лесного хозяйства; Министерство здравоохранения. Платность природопользования и ее виды.
Платность является одним из принципов природопользования. В соответствии с законодательством об окружающей среде введение платности преследует достижение ряда целей.
Является источником пополнения государственного и местного бюджетов, а также экологических фондов.
Стимулирует природопользователей к рациональному использованию тех ресурсов, за которые они платят.
Законом «Об охране окружающей природной среды» устанавливаются два вида платежей – за пользование природными ресурсами и за загрязнение окружающей среды.
Плата за пользование природными ресурсами регулируется соответствующими природоресурсными законодательными актами. Например, за пользование землей находящейся в собственности или временном пользовании взимается земельный налог.
Плата за пользование природными ресурсами также предусмотрена за пользование недрами, водами лесным фондом за пользование животным миром.
Плата за загрязнение окружающей среды это один из важных принципов направленных на экономическое стимулирование предприятий принимать меры по снижению загрязнения окружающей среды.
Закон предусматривает два вида платежа за загрязнение окружающей среды. Плата за:
Выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды загрязнения в пределах установленных лимитов;
Выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды загрязнения сверх установленных лимитов.
Экологическое законодательство это – совокупность законов, которые регулируют отношения, образующие предмет экологического права. Основываясь на этих критериях, совокупность законов можно разделить на две группы: законодательство об окружающей среде и природоресурсное законодательство. Объектом первой группы является окружающая среда в целом, во втором – отдельные природные ресурсы.
Законодательство об окружающей среде в представлено лишь некоторыми актами, например: З «Об охране окружающей природной среды»; ФЗ «Об экологической экспертизе»; ФЗ «О континентальном шельфе» и т.д.
Более широкое место занимает природоресурсное законодательство. Природоресурсное законодательство это – совокупность законов, регулирующих отношения по использованию и охране отдельных природных ресурсов: Земельный кодекс; ФЗ «О животном мире»; Водный кодекс, Лесной кодекс и т.д.
Формы права собственности на природные ресурсы определяются Конституцией РФ. В соответствии с ч.2 ст.9 земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.
Для всех
собственников закрепляется принцип
равных, одинаковых обязанностей по обеспечению
рационального использования