Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 10:16, реферат
Понятие, предмет, метод и система экологического права. Понятие и классификация экологических правонарушений. Структура современного экологического законодательства. Формы собственности на природные ресурсы. Нормирование природопользования и качества окружающей среды. Закон как источник экологического права. Общая характеристика З РФ «Об охране окружающей природной среды». Право природопользования. Принципы. Законы и иные нормативные акты субъектов РФ в области охраны окружающей природной среды. Государственная экологическая экспертиза. Ответственность за нарушения в сфере экологической экспертизы.
Право частной собственности на природные ресурсы. Граждане и их объединения в праве иметь в частной собственности землю, обособленные водные объекты не имеющие связи с другими наземными водными объектами и размеры в соответствии с земельным законодательством.
Государственная собственность является доминирующей в структуре закрепленных законодательных форм собственности. Право государственной собственности установлено: на землю, недра, леса, объекты живого и животного мира, другие объекты.
Муниципальная собственность. В состав муниципальной собственности входят находящиеся в муниципальной собственности муниципальные земли и другие природные ресурсы. Управляют муниципальной собственностью органы местного самоуправления. Они в праве предавать объекты муниципальной собственности в аренду, отчуждать в установленном порядке и т.д. В земельном законодательстве объекты муниципальной земельной собственности не названы. Земли не относящиеся к федеральным принадлежат субъектам федерации.
Под нормированием в области природопользования и охране окружающей природной среды понимается установление уполномоченными государственными органами экологических нормативов в соответствии с требованиями законодательства.
Важную роль в экологическом нормировании играет Порядок разработки и утверждения экологических нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, лимитов использования природных ресурсов, размещения отходов. Нормативы качества окружающей природной среды являются едиными для всей территории РФ.
В систему экологических нормативов входят: Нормативы качества окружающей среды; Нормативы предельно допустимого вредного воздействия на состояние окружающей среды; Нормативы использования природных ресурсов; Нормативы санитарных и защитных зон.
Нормативы
качества окружающей среды устанавливаются
в форме нормативов предельно
допустимых концентраций (ПДК) вредных
веществ, а также вредных
Функции: устанавливают предельные величины вредных физических, химических и биологических воздействий на природную среду; служат для оценки состояния атмосферного воздуха, вод, почв по химическим, физическим и биологическим характеристикам; учитываются при планировании хозяйственной деятельности; используются как юрид. критерий.
Основным источником экологического права является закон. Это означает, что в законах должны быть адекватно урегулированы экологические права и интересы человека и гражданина, механизм их обеспечения и защиты и определяется основное содержание правового регулирования общественных отношений. Закон – утверждение государственной политики в области охраны окр. среды.
Фундаментальным законом является закон РФ «Об охране окружающей природной среды» принятый 19 декабря 1991 года. Этот закон заложил основы развития данной отрасли с учетом изменившихся политических, экологических, экономических и д.р. условий.
Закон определил задачи всего природоохранного законодательства РФ. Регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы с целью сохранения природных богатств и естественной среды обитания человека, предотвращения экологически вредного воздействия, оздоровления и улучшения качества окружающей среды обитания человека, укрепление законности и правопорядка в интересах настоящего и будущего поколения людей.
Впервые урегулирован комплекс экологических прав человека, например, право на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды. Центральное место в законе занимают требования по обеспечению соблюдения экологических требований. З. предусматривает ряд новых механизмов охраны окружающей среды. Это: экономическое регулирование механизма охраны окр. среды; ответственность за экологические правонарушения и возмещение вреда причиненного экологическим правонарушением. Закон создал объективную предпосылку для формирования основных институтов активно развивающегося экологического права.
Система норм контролирующих отношения по использованию природных богатств, называется правом природопользования.
Право природопользования распределяется на виды право: землепользования; недропользования; водопользования; пользования атмосферным воздухом; лесопользования; пользования растительным миром вне лесов; пользования животным миром.
К основным
принципам права
Например.
Принцип экосистемного подхода
к регулированию
Принцип целевого использования природных ресурсов для земельного, горного, водного и лесного права заключаются в том, что природопользователи должны так использовать свое право, чтобы в процессе их хозяйственной деятельности не нанести вреда другим объектам живой и неживой природы, а также гражданам. Процедура ОВОС.
Под оценкой воздействия на окружающую среду (ОВОС) понимается деятельность, направленная на определение характера и степени потенциального воздействия намечаемого проекта на окружающую природную среду, ожидаемых экологических и связанных с ними социальных и экономических последствий в процессе и после реализации такого проекта и выработку мер по обеспечению рационального использования природных ресурсов и охрану окружающей природной среды от вредных воздействий в соответствии с требованиями действующего экологического законодательства.
ОВОС осуществляется заказчиком (инициатором) экологически вредной деятельности, начиная с самых ранних стадий ее планирования. Главная задача ОВОС – обеспечить выполнение заказчиком, планируемой деятельности, требований экологического законодательства.
Поэтому ОВОС не позволяет допустить появление хозяйствующих субъектов, которые во время осуществления своей деятельности могут негативно влиять на окружающую среду.
Регулируется положение ОВОС Положением об оценке воздействия на окружающую природную среду в РФ от 18 июля 1994 года.
В этом положении дан перечень объектов хозяйственной и иной деятельности при подготовке обосновывающей документации которых необходимо проведение ОВОС. В случаях когда деятельность не указана в перечне, то целесообразность проведения ОВОС может быть установлена и органом исполнительной власти на территории которой планируется эта деятельность.
Природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности отнесены к предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ. Поэтому нормативно-правовое регулирование названных отношений осуществляют органы как законодательной, так и исполнительной власти РФ.
Субъекты
РФ осуществляют собственное правовое
регулирование
Примечательно то, что если законы субъектов РФ противоречат законам РФ принятым в области совместного ведения, то действует совместный закон. Если закон субъекта РФ противоречит ФЗ, но принят по предмету собственного правового регулирования, то действует закон субъекта РФ.
Нормативно-правовые акты принимаются в субъектах федерации в разных формах. В республиках-субъектах РФ это -–конституции. Законодательные акты принимаются в форме уставов, кодексов, законов, уложений. Органы исполнительной власти принимают постановления, распоряжения.
Необходимо отметить, что часть своих прав федеральные органы могут передать местным органам, если это не противоречит Конституции РФ. Право общего природопользования.
Общее
природопользование является общедоступным
и не требует со стороны компетентных
государственных органов и
Право на общее природопользование связано с реализацией естественного права каждого на благоприятную природную среду.
Понятие экологической экспертизы определяется ФЗ «Об экологической экспертизе»: это установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимой реализации объекта экологической экспертизы.
Под экологическими требованиями понимаются как требования по охране окружающей среды от воздействия вредных веществ, так и требования законодательства в области охраны окружающей природной среды.