Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 18:48, научная работа
Правовая охрана окружающей среды - важный фактор обеспечения воспроизводства природных ресурсов и охраны здоровья населения. Окружающая среда издавна рассматривалась, во-первых, как естественное богатство средствами жизни (плодородие почвы, обилие рыбы в водах и т. д.), во-вторых, как естественное богатство средствами труда (водопады, судоходные реки, дерево, металлы, уголь и т. д.). Безусловно, во все времена взаимоотношения человека и природы являлись одним из факторов, определяющих вид цивилизации. Каждая эпоха добавляла как бы свой, штрих в эти взаимоотношения.
«В чём
отличие надзора от контроля? Что
влечёт за собой изменение этих функций
для механизма охраны окружающей
среды? Хорошо это или плохо?»
Роль
норм права при решении
в истории и современности
Н.А. Гейт
Правовая
охрана окружающей среды - важный фактор
обеспечения воспроизводства
Человечество создало вокруг себя искусственную биологическую среду, по мощности своей превышающую естественную что способствовало созданию способа специального регулирования, потребовало усовершенствования системы управления социальной организации общества. За прошедшие тысячелетия преобразованы как окружающая среда, так и само общество, приобретшее большую зависимость от природного окружав вынужденное более последовательно, чем раньше считаться с климатическими изменениями и деградацией объектов окружающей среды.
Природные
ресурсы чаще всего рассматривались
только в качестве совокупности товаров
и “услуг”, предназначенных для
потребления человеком. Широкое
распространение имела идея антропоцентризма,
чему в немалой степени
12-15 тысяч
лег, прошедшие после начала
неолитической революции, были
эпохой покорения природы. В
наступающее время основной
1) все в природе связано со всем;
2) все должно куда-то деваться;
3) природа знает лучше нас;
4) ничто в природе не дается даром.
Для удобства управления экопроцессами не так давно возникла и нашла свое закрепление экологическая функция права. Она осуществляется наряду с традиционными для права политическими, экономическими воспитательными и иными функциями, свойственными праву как инструменту управления обществом. Экологическая функция права заключается в обеспечении средствами правового регулирования качества окружающей среды в условиях развития производства. Состояние окружающей среды должно соответствовать установленным в природоохранительном законодательстве критериям, стандартам и нормативам, касающимся ее чистоты (незагрязненности), ресурсоемкости (неистощимости), экологической устойчивости, видового разнообразия и эстетического богатства.
Возникновение
и развитие функций нрава - результат
углубления общественных противоречий
между обществом и природой, осознания
необходимости расширения юридического
вмешательства в регулирование
отношений по охране и использованию
природной среды. Правовая экология,
на наш взгляд, вносится к целостным
правовым структурам, рассматривается
в числе межотраслевых
Роль права состоит в обеспечении качества окружающей природной среды в условиях хозяйственного развития обществ средствами правового регулирования и выражается в разработке, принятии и применении норм права, отражающих требования экологических закономерностей но взаимодействии общества природы, закрепляющих научно обоснованные нормативы хозяйственного воздействия на естественную среду обитания. Отрасль “экологическое право” представляет собой совокупность норм, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы в интересах сохранения и рационального использования окружающей природной среды для настоящих и будущих поколений людей. Предмет современного экологического права образуют отношения по поводу:
охраны окружающей среды от разных форм деградации;
природопользования;
определения собственности на природные ресурсы;
охраны экологических прав человека и гражданина.
В концепции экологического права есть два основных вопроса: о содержании экологического права и о его месте в системе права той или иной страны.
С учетом
объекта правового
Одной из самых действенных мер в области управления oxраной окружающей среды и использования природных ресурсов является установление строгих норм экологического права и правовых форм на всех уровнях - мировом, общефедеральном, региональном и местном.
Правовые формы - правила поведения людей отличаются от других социальных норм (моральных, этических, религиозных), что являются общеобязательными, формально определенными, т. е. записанными в тексте нормативного акта (закона, кодекса р.), обеспечиваются принудительной силой государства, влекут ответственность за неисполнение. Механизм правового регулирования экологических отношений включает четыре элемента:
1) нормы права как специальные эколого-правовые, так и экологизированные - регулирующие хозяйственную деятельность, трудовые и служебные отношения, складывающиеся в процессе ее выполнения, и нормы-гарантии, обеспечивающие реализацию экологических и экологизированных хозяйственно-|правовых предписаний;
2) эколого-правовые отношения, которые представляют собой связь между людьми, характеризующуюся наличием у них взаимных прав и обязанностей по охране окружающей среды и Использованию природных ресурсов;
3) акты применения права, необходимые в тех случаях, когда субъекты не хотят вступать в правоотношения или, вступив в таковые, не выполняют возложенные на них обязанности;
4) реальное поведение субъектов в соответствии с требованиями эколого-правовых норм.
К правовым формам охраны природы относится юридическая ответственность за конкретные экологические правонарушения.
В зависимости
от степени вреда, причиненного окружающей
среде, и правовых последствий взысканий
(наказаний) за правонарушения предусмотрена
ответственность
Экологические правонарушения могут проявляться как в противоправном действии конкретного лица, предприятия т. д., так и в бездействии, нежелании или неумении предотвратит правонарушение, в результате чего пострадали здоровье граждан и состояние окружающей среды, причинен ущерб.
Экологические правонарушения делятся по объектам носит посягательства (земля, вода, недра, атмосферный воздух, растительный и животный мир) и квалифицируются как уголовные преступления, административные и гражданские правонарушения, дисциплинарные проступки. В отечественном уголовном праве вопрос о классификации экологических преступлений разработай достаточно фундаментально. В Уголовном кодексе РФ закреплены основные составы экологических преступлений, условно подразделяющиеся на три категории: основные смежные и составы преступлений, выполняющие экологические функции.
Фундаментом
экологического законодательства служит
Конституция РФ, определившая общие,
концептуальные подходы государства
к регулированию отношений в
экологической сфере (ст.9, 36, 41, 42, 58,
71, 72). Конституция гарантирует
С учетом
сложившейся экологической
Гарантиями обеспечения охраны окружающей среды являются: формирование такой налоговой политики, которая стимулировала бы рациональное использование природных ресурсов и применение ресурсе- и энергосберегающих технологий с целью снижения воздействия па окружающую природную среду до экологического безопасного уровня; финансирование федеральных программ охраны и укрепления здоровья населения; принятие мер по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощрение деятельности, способствующей укреплению здоровья человека (ч. 2 ст. 41 Конституции РФ).
На современном
этапе необходимо понимание внутренней
историко-биогеографической