Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 17:47, контрольная работа
Все взаимосвязано со всем - гласит первый экологический закон. Значит, и шага нельзя ступить, не задев, а порой и не нарушив чего-либо из окружающей среды. Каждый шаг человека по обычной лужайке - это десятки погубленных микроорганизмов, спугнутых насекомых, изменяющих миграционные пути, а может быть, и снижающих свою естественную продуктивность. Уже в прошлом веке возникла тревога человека за судьбу планеты, а в текущем столетии дело дошло до кризиса мировой экологической системы из-за возрастания нагрузок на природную среду.
4
Введение.
Все взаимосвязано со всем - гласит первый экологический закон. Значит, и шага нельзя ступить, не задев, а порой и не нарушив чего-либо из окружающей среды. Каждый шаг человека по обычной лужайке - это десятки погубленных микроорганизмов, спугнутых насекомых, изменяющих миграционные пути, а может быть, и снижающих свою естественную продуктивность. Уже в прошлом веке возникла тревога человека за судьбу планеты, а в текущем столетии дело дошло до кризиса мировой экологической системы из-за возрастания нагрузок на природную среду.
Загрязнение окружающей среды, истощение природных ресурсов и нарушение экологических связей в экосистемах стали глобальными проблемами. И если человечество будет продолжать идти по нынешнему пути развития, то его гибель, как считают ведущие экологи мира, через два – три поколения неизбежна. Несмотря на принимаемые государствами меры,по оздоровлению окружающей среды, экологические отношения по - прежнему продолжают развиваться в неблагоприятном для природы и общества направлении:
а) все так же преобладает ведомственный подход, в результате чего каждый эколого-пользователь эксплуатирует природные богатства, исходя их своих ведомственных интересов,
б) применяется так называемый ресурсовый подход к экологопользованию, вследствие чего вне правовой защиты остаются многие экологические связи и природные объекты, не имеющие ресурсовой ценности.
В результате даже правомерное использование одних природных богатств может наносить ущерб другим. Поэтому необходима гармоничная система взаимодействия хозяйственной и экономической сфер, при которой производство развивалось бы не в ущерб экологической системе, а экосистема максимально пользовалась бы для общественного производства. Для создания такой системы необходимо надлежащее правовое регулирование. Для возникновения самостоятельной отрасли права в системе права необходимы, как минимум, два условия:
-наличие государственного интереса в создании такой отрасли ,
-четкое выражение специфики регулируемых общественных отношений, составляющих предмет самостоятельного регулирования.
Экологическое право, как отрасль права представляет собой систему правовых норм, специфическим способом, регулирующим экологические общественные отношения в целях достижения гармонических отношений между обществом и природой, в интересах людей, живущих на Земле.
Принципы экологического права.
Экологическое право и формируемое на его основе экологическое законодательство основывается на ряде принципов:
-Право на благоприятную окружающую среду (в России - одно из конституционный экологических прав, закреплено в ст. 42 Конституции РФ);
-Предотвращение вреда окружающей среде;
-Охрана жизни и здоровья человека;
-Демократизация экологического права;
-Гуманность;
-Обеспечение рационального использования природных ресурсов;
-Устойчивое экологически обоснованное экономическое и социальное развитие;
-Сохранение и защита экологического равновесия;
-Свободный доступ к экологической информации;
-Платность природопользования ;
-Разрешительный порядок воздействия на окружающую среду;
-Плата за негативное воздействие на окружающую среду;
-Экосистемный подход к правовому регулированию охраны окружающей среды и природопользованию;
-Ответственность за нарушение требований экологического законодательства;
Система экологического права России.
В системе экологического права России принято выделять: общую, особенную и специальную части. Общая часть - положения, обслуживающие институты особенной части. Особенная часть - институты, имеющие целевое назначение в силу специфики объекта (предмета использования или охраны) Специальная часть - экология и космос, международное экологическое право, сравнительное экологическое право.
Общая часть содержит, в том числе, такие институты как:
-право собственности на природные объекты;
-право природопользования;
-государственное регулирование природопользования и охраны окружающей среды;
-эколого-правовая ответственность
Особенная часть включает:
-Эколого-правовой режим природных объектов: землепользования, недропользования, водопользования, лесопользования, пользования животным миром
-Эколого-правовая охрана (защита) отдельных компонентов природной среды: атмосферного воздуха, защита природных объектов, в том числе ООПТ
-Эколого-правовой режим и охрана природно-антропогенных систем: эколого-правовой режим использования и охраны объектов с/х, эколого-правовой режим населенных пунктов, рекреационных и лечебно-оздоровительных зон; правовое регулирование обращения с отходами производства и потребления и т.д.
Международное экологическое право.
В последней четверти ХХ в. в условиях экологического кризиса, охватившего всю планету, объективной необходимостью стало международное сотрудничество в области природопользования и охраны окружающей природной среды.
Такая потребность вызвана:
глобальным (общепланетарным) характером многих экологических проблем (например, сохранение озонового слоя);
трансграничным переносом загрязняющих окружающую природную среду веществ воздушными течениями, круговоротом воды, биологической миграцией по трофическим цепям;
международным статусом природных систем и объектов (Мировой океан, воздушный бассейн Земли, околоземное космическое пространство, Антарктида);
невозможностью решить все проблемы организации рационального природопользования и охраны окружающей природной среды силами одной страны.
Основные направления международного сотрудничества:
– сохранение природных систем, мало затронутых хозяйственной деятельностью и способствующих поддержанию планетарного экологического равновесия;
– оздоровление окружающей природной среды, неблагоприятные изменения которой обусловлены антропогенными причинами;
– сохранение важнейших природных объектов, обеспечение сохранения биологического разнообразия как важнейшего условия стабильного функционирования биосферы;
– создание эффективной системы международной экологической ответственности за техногенные и иные действия, приводящие к деградации окружающей природной среды, в том числе за разрушение окружающей среды в результате военных действий.
Формы международного сотрудничества в области охраны окружающей природной среды:
– парламентское сотрудничество – координация законодательной деятельности в решении межгосударственных экологических проблем;
– взаимодействие исполнительных структур (правительственных организаций) в реализации международных экологических программ;
– сотрудничество «конвенционного типа», предусматривающее единый подход различных государств к решению экологических проблем;
– международный экологический мониторинг важнейших природных систем и объектов;
– научно-техническое сотрудничество, обмен информацией экологического содержания, совместное осуществление природоохранных мероприятий;
– проведение международных экологических форумов под эгидой ООН и ее структур;
– заключение договоров и других видов международных соглашений (двусторонние или многосторонние конвенции, протоколы, соглашения) для координации природоохранных мероприятий отдельных стран.
Таким образом, важнейшим направлением международного сотрудничества является международная правовая охрана окружающей среды, а основным инструментом – международное экологическое право, т.е. система правовых норм, регулирующих межгосударственные отношения, политику мирового сообщества в области охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности и устойчивого социально-экономического развития общества.
Международным сообществом приняты следующие важные политические документы, в которых проблемы мира и безопасности сочетаются с вопросами охраны окружающей среды.
«Московский договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой» (1963 г.).
«Договор о нераспространении ядерного оружия» (1968 г.).
«Договор о запрещении размещения на дне морей и океанов оружия массового уничтожения» (1971 г.).
«Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) оружия и токсинов и их уничтожении» (1972 г.).
«Конвенция о запрещении военного или иного враждебного использования средств воздействия на природную среду» (1977).
Первая международная экологическая конференция – Стокгольмская конференция ООН по окружающей среде (1972 г.) – приняла «Декларацию принципов» по основным экологическим проблемам человечества, рассчитанную на перспективу. День открытия этой конференции (5 июня) стал Всемирным днем охраны окружающей среды.
Среди принятых конференцией принципов и резолюций следует отметить следующие:
– право человека на благоприятные условия жизни в окружающей среде, качество которой позволяет вести достойную и процветающую жизнь;
– необходимость сохранения природных ресурсов на благо нынешнего и будущих поколений («природные ресурсы не собственность нынешнего поколения, а взяты в долг у будущих поколений»);
– необходимость решать международные проблемы окружающей среды в духе сотрудничества и взаимопомощи;
– суверенность прав государств на разработку собственных природных ресурсов при одновременной ответственности этих государств за ущерб, наносимый окружающей среде;
– ответственность государств за то, чтобы деятельность, осуществляемая на территории, находящейся под их юрисдикцией, не наносила ущерба окружающей среде других государств или территорий, находящихся за рамками национальной юрисдикции.
Источники экологического права.
Под источником экологического права следует понимать нормативный акт, принятый уполномоченным на то государственным органом в установленной форме и процедуре и содержащий жесткую волю законодателя в области экологопользования.
Система источников экологического права России:
1) Общепризнанные принципы и нормы международного права.
Международный договор будет являться элементом правовой системы РФ, если он заключен в установленном порядке и ратифицирован или утвержден компетентным органом государственной власти. В качестве примера - договор СССР с Финляндской Республикой о передаче ей в аренду на 50 лет советской части Сайменского канал на Корейском перешейке и о. Малый Высоцкий.
Использование норм международного договора для правового урегулирования, имеет важное значение, потому что в качестве субъекта земельных правоотношений могут выступать иностранные, юридические и физические лицам. В соответствии с ч. 3 ст. 6 Конституции РФ каждый гражданин имеет право на обращение в межведомственные органы по защите прав и свобод человека при соблюдении определенных условий: наличия соответствующего международного договора РФ и исчерпания всех имеющихся внутригосударственных средств правовой защиты нарушенных прав.
2) Конституция Российской Федерации - источник экологического права.
3) Конституционные Федеральные законы- источники экологического права.
4) Федеральные законы – источники экологического права.
5) Указы Президента РФ – источники экологического права.
Статьей 90 Конституции РФ установлено, что Указы Президента РФ занимают особое место среди источников экологического права и не относятся к подзаконным нормативным актам.
6) Подзаконные нормативно – правовые акты органов исполнительной власти как источники экологического права. Бывают правительственные (Постановления Правительства РФФ по вопросам государственной экологической экспертизы и т.д.), межведомственные (напр., Комитет по земельным ресурсам и землеустройству РФ), ведомственные (принимаются начальниками ведомств и министрами по вопросам экологопользования).
7) Нормативно-правовые акты субъектов РФ как источники экологического права.
Субъекты РФ принимают законодательные и другие нормативно-правовые акты учетом Федеральных законов «Об охране окружающей природной среды», «О животном мире», «Об особо охраняемых территориях и др. В соответствии с указанными законами некоторые субъекты РФ приняли различные кодексы.
8) Нормативно-правовые акты органов местного самоуправления как источники экологического права.
Закон « Об охране окружающей среды» (с.10) от 27 декабря 2009 года N 374-ФЗ содержит более подробный перечень полномочий органов местного самоуправления. В их числе: определение основных направлений охраны окружающей природной среды, разработка экологических программ, учет и оценка состояния окружающей природной среды и природных ресурсов на подведомственной территории и так далее.