Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2012 в 01:59, доклад
Кому нравится жить на свалке? Можно л и защитить окружающую среду ? Почему, защищая окружающую среду , человек защищает себя ?Активное воздействие человека на окружающую среду стало причиной возникновения и развития в большинстве стран мира, в том числе и у нас в России, новой отрасли права — права охраны окружающей среды. В России оно получило название экологического права. В отличие от многих известных вам отраслей, развитие которых длилось столетиями (например, уголовного права), экологическое право сформировалось стремительно, буквально за несколько десятилетий прошлого века и продолжает совершенствоваться ныне. Главная его задача — решение проблем охраны окружающей среды.
Экологическое право
Кому нравится жить на свалке? Можно л и защитить окружающую среду ? Почему, защищая окружающую среду , человек защищает себя ?Активное воздействие человека на окружающую среду стало причиной возникновения и развития в большинстве стран мира, в том числе и у нас в России, новой отрасли права — права охраны окружающей среды. В России оно получило название экологического права. В отличие от многих известных вам отраслей, развитие которых длилось столетиями (например, уголовного права), экологическое право сформировалось стремительно, буквально за несколько десятилетий прошлого века и продолжает совершенствоваться ныне. Главная его задача — решение проблем охраны окружающей среды.
§ 2 1
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА С определением экологического права вы уже знакомы. Напомним: оно представляет собой совокупность правовых норм, которые регулируют общественные отношения, возникающие в результате взаимодействия общества и окружающей среды. Эту область (сферу) общественных отношений принято называть экологическими отношениями. Понятно, что не любые отношения, которые складываются в обществе по поводу объектов окружающей среды, можно отнести к экологическим. Возьмем, например, землю и воду. Они ведь могут служить не только в качестве экологических понятий. По земле и воде может проходить граница между государствами или субъектами государства. По поводу этой части земли и воды между государствами (или субъектами) складываются определенные (порой весьма напряженные) отношения. Их, конечно же, нельзя назвать экологическими. Это территориальные отношения, которые регулируются нормами государственного права. Данным примером мы хотим подчеркнуть, что экологические отношения имеют свою специфику: это отношения по использованию, а также охране окружающей среди (как оборотной стороне ее использования). Окружающая среда — главный объект экологического права. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» (2002) определяет ее как совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов. Условно эту совокупность можно представить в виде следующей схемы: Итак, понятие природная среда (или природа) охватывает как собственно природные, так и природно-антропогенные объекты. Компонентами природной среды являются земля, недра, почва, вода, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающее в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле. Природный объект трактуется в законе как естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства. Природно антропогенный объект (от греч. anthropos — человек + genos — рождение) характеризуется как природный объект, измененный в результате воздействия человека, или же объект, созданный человеком, но обладающий свойствами природного (искусственные посадки, сады, лесополосы и т. д.) . Антропогенный объект — это объект, созданный человеком и не обладающий свойствами природных объектов (здания, дороги, инженерные сети и т. д.) . Мы намеренно столь тщательно называем компоненты окружающей среды, закрепленные в законе, ибо здесь есть пища для размышления об объектах экологического права. Возьмите, к примеру, антропогенные объекты или околоземное пространство. Почему экологическое право включает их в круг экологических отношений? (Подумайте, поищите ответ. Для этого необходимо прежде всего вспомнить, в чем суть экологических отношений.) Экологическое право, как вам известно, имеет комплексную структуру — объединяет нормы природоресурсного и природоохранного права. Подчеркнем, что структурные компоненты экологического права нельзя рассматривать в отрыве друг от друга: нормы, регулирующие использование, и нормы, регулирующие охрану, действуют одновременно. Например, земля одновременно используется и охраняется. К источникам экологического права относят все правовые акты, в которых содержатся нормы, регулирующие экологические отношения. Таких актов много. По юридической силе (вспомните, как определяется юридическая сила нормативно-правового акта) весь массив экологических нормативных актов (иначе говоря, экологического законодательства) можно разделить на конституции, законы и подзаконные акты. На уровне Федерации это прежде всего Конституция РФ — основа всего комплекса нормативных актов, регулирующих экологические отношения. Среди множества федеральных и обычных законов РФ, регулирующих экологические отношения, особую роль играет упомянутый Федеральный закон «Об охране окружающей среды». На уровне субъектов РФ ведущую роль также играют конституции субъектов РФ, а далее — законы и нормативные акты исполнительной власти субъектов РФ. В основе экологического права лежат определенные принципы, закрепленные прежде всего в законе «Об охране окружающей среды» (ст. 3). Главный из них выражает смысл всего экологического законодательства: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду.
ПРАВО ЧЕЛОВЕКА
НА БЛАГОПРИЯТНУЮ ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ
Это право принадлежит к числу общечеловеческих ценностей, естественных прав человека и гражданина, затрагивающих самые основы его бытия, связанные с поддержанием материальных и духовных условий жизни. Одним из основных международных документов по вопросам экологии является Декларация по окружающей среде и развитию, принятая на Конференции ООН в Рио-де-Жанейро (1992). В качестве принципа № 1 Декларация провозгласила: «Забота о людях занимает центральное место в усилиях по обеспечению устойчивого развития. Они имеют право на здоровую плодотворную жизнь в гармонии с природой». Наша Конституция в статье 42 закрепила экологические права граждан. Данная статья включает, по существу, три самостоятельных, но неразрывно связанных между собой экологических права человека и гражданина: 2411) на благоприятную окружающую среду, 2) на достоверную информацию о ее состоянии и 3) на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением. В Законе «Об охране окружающей среды» благоприятная окружающая среда определяется как среда, «качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов». Существует также научное определение этого понятия. Среда является благоприятной, если ее состояние соответствует установленным в экологическом законодательстве нормативам, касающимся ее чистоты (незагрязненности), ресурсоемкости (неисчерпаемости), видового разнообразия и эстетического богатства. Объективно человек не может не воздействовать на окружающую среду — не извлекать минеральных ресурсов, не забирать воду, не выбрасывать загрязняющие вещества и т. д. Проблема заключается в том, чтобы были установлены научно обоснованные пределы (нормы) такого воздействия. С этой целью экологическое право устанавливает так называемое экологическое нормирование, т. е. закрепленные в правовых документах экологические критерии (нормативы) предельно допустимого воздействия на среду. Основным документом, закрепившим требования по экологическому нормированию, является Закон «Об охране окружающей среды». В главе V «Нормирование в области охраны окружающей среды» определена система экологических нормативов, в которую входят: нормативы качества окружающей среды, нормативы предельно допустимого вредного воздействия на состояние окружающей среды (ПДВ) и нормативы допустимого изъятия природных ресурсов. Коротко поясним, что нормативы качества — это нормативы предельно допустимых концентраций (ПДК) вредных веществ и предельно допустимых уровней вредных физических воздействий (например, ПДК двуокиси азота (N02) в атмосфере воздуха не должно превышать 0,085 мг/м3, соляной кислоты (НС1) — 0,2 мг/м3 и т. д.) . Нормативы ПДВ фактически помогают регулировать соблюдение нормативов качества окружающей среды, поскольку устанавливают предельно допустимые нормативы выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов для различных источников воздействия на окружающую среду (ст. 23).А нормативы допустимого изъятия природных ресурсов (ископаемых, водных, земельных, лесных, животногомира и т. д.) устанавливаются с целью предупредить их истощение. Такие нормативы разрабатываются с учетом возможностей воспроизводства (ст. 26). Следует отметить, что, по мнению правоведов, не все экологические нормативные акты приведены в соответствие с требованиями Закона «Об охране окружающей среды». Так, в Федеральном законе «О недрах» все еще отсутствуют требования о нормировании допустимого изъятия ресурсов недр. Ученые связывают такие правовые пробелы с отсутствием государственной воли на запрет безразмерной добычи ресурсов для продажи за рубеж. Отвечает ли такое положение вещей интересам общества? Особенно интересам будущих поколений? К чему ведет страну, ее экономику подобное «ресурсоограбляющее» развитие? Как экологическое право может воздействовать на сложившуюся ситуацию? (Подумайте, приведите свои аргументы.) Право на информацию также является основополагающим правом личности и провозглашается во Всеобщей декларации прав человека. Как уже отмечалось, Конституция РФ (ст. 42) закрепляет право граждан на достоверную информацию о состоянии окружающей среды. Оно закреплено в ряде федеральных законов и прежде всего в Законе «Об охране окружающей среды» (ст. 11). Информация как юридическое понятие — это сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления. Достоверной информацией о состоянии окружающей среды являются сведения, которые отражают реальное, неискаженное состояние окружающей среды. Такой информацией в первую очередь располагают государственные органы, имеющие специальные полномочия в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов. Право на информацию конкретизируется также в Федеральном законе «Об информации, информатизации и защите информации» (1995). Этот закон устанавливает, во-первых, что пользователи информации (это могут быть организации, а также граждане) обладают равными правами на доступ к государственным информационным ресурсам (за исключением информации с ограниченным доступом). И во-вторых, что на органы государственной власти и местного самоуправления возлагается обязанность создавать доступные для каждого информационные ресурсы и в пределах своей компетенции осуществлять информационное обеспечение пользователей. Закон запрещает ограничивать доступ к информации о чрезвычайных ситуациях, которая необходима для обеспечения безопасности граждан.Для тех, кто изучал отечественную историю, не секрет, что в нашей стране долгие годы процесс распространения информации был под тотальным контролем государства. Получение гражданами достоверной информации нередко полностью исключалось. К числу самых страшных примеров можно отнести сокрытие властями информации о крупнейшей в нашей истории аварии на складе радиоактивных веществ производственного объединения «Маяк» под Челябинском в 1957 г. Население своевременно не предупредили. Сегодня трудно подсчитать число погибших и пострадавших от радиации. Их тысячи. История повторилась в 1986 г. в Чернобыле, когда власти почти неделю скрывали информацию о взрыве на одном из реакторов АЭС. Задержка привела к увеличению числа жертв радиоактивного излучения. Такова трагическая плата за нарушенные права человека. Конституция РФ (ст. 41, п. 3) установила ответственность должностных лиц за сокрытие фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей. У вас есть возможность самим судить о том, как действует эта статья.
СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРАВ.
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ
Закон «Об охране окружающей среды» закрепляет за гражданами возможность различными способами защищать свое право на здоровую окружающую среду (ст. 11). Они имеют право создавать общественные объединения, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды; могут обращаться в органы власти с жалобами, заявлениями и предложениями, принимать участие в собраниях, митингах и т. д. по охране окружающей среды. Более того, граждане имеют право предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде. Право граждан на судебный иск — это наиболее мощное, универсальное средство защиты. Причем если граждане не удовлетворены решением суда общей юрисдикции, они могут подать жалобу в суд более высокой инстанции. Исчерпав все законные средства защиты прав в России, ее граждане имеют право обращаться в Европейский суд по правам человека. Благодаря активности граждан за последние годы создан целый ряд важных прецедентов. Вот яркий пример. В 1998 г. Верховный Суд РФ рассмотрел и удовлетворил коллективный иск граждан и общественных объединений многих регионов России о признании недействительными ряда распоряжений Правительства РФ о переводе лесных земель в нелесные в лесах первой группы (т. е. лучших). Следует отметить, что главным фактором защиты экологического права стали воля, решимость и мужество конкретных граждан. Они в данном случае победили. Но борьба за русский лес далеко не закончена (как тут не вспомнить ставшую классической фразу из романа И. Ильфа и Е. Петрова: «Дело помощи утопающим — дело рук самих утопающих»). Право на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением, относится к наиболее важным способам защиты права на благоприятную окружающую среду. Порядок возмещения ущерба, причиненного экологическими правонарушениями, регулируется прежде всего Законом «Об охране окружающей среды». В отношении здоровья и имущества человека в этом документе применяется понятие «вред». Под вредом понимается любое умаление (ущемление, нарушение) материального или нематериального блага, в том числе жизни и здоровья. Ключевым принципом нашего законодательства можно считать положение о том, что вред, причиненный здоровью и имуществу граждан негативным воздействием окружающей среды (а также в результате хозяйственной и иной деятельности), подлежит возмещению в полном объеме. Вполне очевидно, что без определенных экологических обязанностей нельзя обеспечить экологические права. Конституция РФ (ст. 58) и весь комплекс нашего экологического законодательства обязывают каждого гражданина охранять природу, бережно использовать природные богатства. Если смотреть широко, эту обязанность можно определить и как правовую, и как моральную. Для цивилизованного человека забота о природе — это проявление общей культуры. И вместе с тем — моральный долг перед живущими и будущими поколениями. Нарушение же установленных законодательством обязанностей влечет применение мер юридической ответственности. Экологические правонарушения являются одной из главных причин деградации окружающей среды. Количество таких правонарушений в нашей стране (как, впрочем, и по всему миру) настолько велико, что многими оценивается как угроза национальной безопасности. Органы прокуратуры ежегодно выявляют их уже не тысячами, а сотнями тысяч. Тем не менее качество среды постоянно снижается. Достаточно указать, что большая часть населения России сегодня употребляет воду, не отвечающую стандартам. Морская вода загрязнена радиоактивными веществами и отходами в результате незаконного сброса контейнеров, аварийных или отработанных реакторов, слива нефтепродуктов и т. д. Все это в первую очередь результат техногенных правонарушений. Не отстают и рядовые граждане. Так, число ежегодных лесных пожаров, возникающих по вине человека, доходит до 40 тысяч. Представьте себе хотя бы на минуту,что испытывает живая природа, животные, птицы, тысячами погибающие в огне пожаров, учиненных людьми. Число нарушений правил охоты, охраны животного мира измеряется десятками тысяч, а правил рыболовства — сотнями тысяч. И это только случаи, выявленные органами прокуратуры. На самом же деле, по мнению специалистов, экологических правонарушений значительно больше.Что же такое экологическое правонарушение? Сущность правонарушения, как и его признаки, вам уже известны. Экологическое правонарушение является разновидностью противоправного поведения, т. е. всегда представляет собой нарушение экологического законодательства. Это и есть его основной признак. Любое экологическое правонарушение — это виновное действие (скажем, незаконная порубка леса, запрещенная ловля рыбы и т. д.) или бездействие (невыполнение, например, правил охраны недр и т. д.). Оно обязательно приносит вред окружающей среде или здоровью человека и поэтому является общественно опасным. Таким образом, экологическое правонарушение можно определить как общественно опасное вредное виновное деяние, нарушающее нормы законодательства об охране окружающей среды. Есть и другие определения, но суть здесь отражена достаточно точно. Законодательство, предусматривающее меры экологоправовой ответственности, весьма обширно. Назовем лишь некоторые нормативные акты. Прежде всего, это Закон «Об охране окружающей среды». В статье 75 он устанавливает несколько видов ответственности: имущественную (гражданско-правовую), дисциплинарную, административную и уголовную. Административная ответственность за нарушения законодательства об охране окружающей среды предусмотрена Кодексом РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ). Например, в главе 8 указано, что нарушение правил охраны рыбных запасов влечет наложение штрафа на граждан в размере от 10 до 15 минимальных размеров оплаты труда (ст. 8.38). Меры дисциплинарной ответственности установлены в Трудовом кодексе РФ (так, в гл. 39 предусмотрена материальная ответственность работника за ущерб, причиненный имуществу работодателя). Меры уголовной ответственности — в Уголовном кодексе РФ (УК РФ) . Здесь экологическим преступлениям полностью посвящена глава 26; указаны виды преступлений и виды наказаний. Например, за незаконную добычу рыбы (ст. 256) в определенных случаях предусмотрены штрафы (от 200 до 500 минимальных размеров оплаты труда), либо исправительные работы (сроком до 2 лет), либо аресты (от 4 до 6 месяцев). В Гражданском кодексе РФ (ГК РФ) сформулированы положения о возмещении вреда, причиненного имуществу юридического лица (ст. 15 и гл. 59). Здесь же (гл. 59, ст. 1074) указывается, что несовершеннолетние от 14 до 18 лет несут ответственность за причиненный вред «на общих основаниях». Общие нормы о возмещении вреда, установленные в ГК РФ, конкретизируются в Законе «Об охране окружающей среды». Так, в статье 77 закреплен принцип полного возмещения вреда, причиненного экологическим правонарушением (загрязнением, истощением, порчей, уничтожением, нерациональным использованием природных ресурсов и т. д.). Экологические правонарушения по виду (форме) юридической ответственности, как и все правонарушения, подразделяются на проступки и преступления. Разница, как вы хорошо понимаете, определяется степенью вреда, нанесенного окружающей среде и здоровью людей. И вот тут повторим мысль, которая уже высказывалась в предыдущих обществоведческих курсах: между двумя видами правонарушения проходит тончайшая, порой трудноуловимая граница. Экологические правонарушения — не исключение. Насколько порой трудно увидеть эту границу, можно заключить из простого сравнения составов правонарушения. Так, согласно КоАП РФ, уничтожение редких и находящихся под угрозой уничтожения животных (ст. 8.35) относится к числу административных правонарушений, т. е. проступков. А за незаконную охоту, если это деяние совершено с причинением крупного ущерба, согласно статье 258 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность. (Поразмышляйте, в чем тут существенное различие составов правонарушения.) Существует, конечно, возможность достаточно точно определить искомую границу — через суд. Но зачем же доводить дело до суда?