Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 15:35, контрольная работа
Экологическое законодательство, т. е. совокупность норм, устанавливающих требования в области охраны окружающей природной среды и рационального использования природных ресурсов.
СУБЪЕКТЫ
ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА
Экологическое законодательство, т. е. совокупность норм, устанавливающих требования в области охраны окружающей природной среды и рационального использования природных ресурсов, всем своим содержанием предназначено для:
1) граждан, интересы
которых затрагиваются или
2) физических
лиц, принимающих и
3) юридических
лиц как коллективного
4) лиц, которые
в силу своего должностного
или общественного положения
реализуют функции
5) правоприменителей
(следователей, прокуроров, судей и
должностных лиц, наделенных
6) лиц (индивидуально или коллективно), осуществляющих право- и нормотворчество.
Несомненно, каждая из этих групп должна иметь определенное представление об экологическом законодательстве. Степень его освоения и, главное, реакция на него, отношение к закону, использование его положений практически являются и должны быть различными.
Граждане -- не специалисты в области экологического права, не обладающие специализированными обязанностями и функциями в сфере экологического законодательства, могут иметь общее представление о нем. Кроме соблюдения ст. 58 Конституции РФ -- «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам» -- и выполнения отдельных требований они не должны совершать каких-либо дополнительных действий.
В то же время граждане, как в индивидуальном порядке, так и коллективно, в том числе объединения граждан, имеют право инициировать проведение общественной экологической экспертизы, обращаться, например, в суд с иском о защите своих экологических прав, о прекращении вредной для окружающей среды деятельности, в прокуратуру с заявлениями, жалобами, письмами, в которых сообщаются сведения о нарушениях экологического законодательства.
К числу таких
сведений относится информация о
противоправных действиях (бездействии)
должностных лиц органов
В настоящее
время создана законодательная
база для защиты гражданами Российской
Федерации своих
Таким образом, в настоящее время наряду с другими правовыми средствами и механизмами существуют реальные методы защиты прав и интересов граждан. Именно поэтому они являются наиболее представительной группой адресатов экологического законодательства.
Физические лица, совершающие экологически значимые поступки, должны более предметно, чем рассмотренная выше категория, знать соотносимые с их действиями требования закона, исполняя и соблюдая его как реально существующие технологические предписания общего характера. Это влечет необходимость организационного обеспечения самой возможности знать закон, реализации правовой презумпции знания закона. Соответственно содержание норм об экологических требованиях для этой группы адресатов экологического права должно быть представлено в виде управленческой, технологической информации.
Юридические лица, в ходе предпринимательской, в том числе природоохранной, деятельности должны руководствоваться требованиями экологического законодательства (ныне в случае нарушения ими этих требований они могут быть привлечены не только к гражданско-правовой, но и к административной ответственности).
Лица,
реализующие контрольно-
Так или иначе,
в той или иной юридической
форме эти лица должны обеспечивать
исполнение природоохранных норм в
плане как соблюдения охраняемого
порядка деятельности, так и создания
условий для их реализации и для
самой реализации. Для них обязанность
знания норм дополняется освоением
(в разной, разумеется, степени) механизма
их применения, в особенности побуждения
к исполнению правовых предписаний.
Сколь обширна эта группа субъектов
экологического права, можно судить
хотя бы по перечню органов, их должностных
лиц, составляющих протоколы об административных
правонарушениях и
Это (в соответствии
со ст. 23.3, 23.10, 23.13-23.29, 23.31-23.34, 23.36-42, 23.49, 23.52,
23.53, 23.56-23.58 Кодекса Российской Федерации
об административных правонарушениях)
органы внутренних дел, пограничной
службы, государственного экологического
контроля, органы рыбоохраны, государственные
семенные Инспекции, органы государственного
энергетического надзора и
Лица, применяющие нормы об ответственности за нарушения экологического законодательства, должны знать это законодательство в достаточной степени, позволяющей принимать самостоятельные юридически значимые решения. В равной степени они обязаны владеть знаниями и навыками, необходимыми для применения норм уголовного, гражданского и других отраслей права в конкретных случаях и в рамках существующих правоохранительной и судебной систем. Это связано с использованием экологически значимой информации, освоением огромного массива экологического законодательства, обращением к возможностям экологической экспертизы и т. п.
Субъекты
экологического правотворчества.
Эта группа обозначается по другим критериям.
Их можно выделять в зависимости от подхода
к определению источников экологического
права: широкому и узкому. В первом случае
ими являются не только органы государственной
власти, уполномоченные на создание российского
экологического законодательства (Федеральное
Собрание, Президент, органы исполнительной
власти, органы местного самоуправления),
но в пределах своей компетенции -- суды,
международные организации, физические
и юридические лица, вступающие, например,
в договорные отношения общего характера,
заключающие трудовой договор, принимающие
устав, статут, иной акт и пр. Во втором
случае речь идет о субъектах принятия
законодательных и нормативно-правовых
актов.