Залог как форма обеспечения возвратности кредита

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 17:10, реферат

Описание работы

В силу тяжелого экономического кризиса, инфляции и низкой доходности банковский капитал в последние годы не работает на экономику республики, испытывающую острейший дефицит кредитных ресурсов. Однако, как показывает мировая практика, кредитные операции играют решающую роль в судьбе любого коммерческого банка и банковской системы страны в целом: привлеченные средства покрывают свыше 90% потребностей банков в денежных ресурсах для осуществления активных, прежде всего, ссудных операций, в том числе для финансирования капиталовложений.

Работа содержит 1 файл

ДКБ-1.docx

— 166.25 Кб (Скачать)

В ФРГ, Франции, Люксембурге  страхованием занимаются организации, созданные в рамках банковских ассоциаций (Фонд страхования депозитов частных  банков). При этом государство не вмешивается в деятельность данных фондов и не осуществляет их кредитование. Руководство фондами возлагается  на банковские ассоциации. Их средства формируются исключительно за счет взносов банков-участников.

При смешанной форме создания страховой организации уставный капитал формируется как органами государственного управления, так и  коммерческими структурами. Такая  система существует в Японии, где  с 1971г. функционирует «Корпорация  по страхованию депозитов» Её капитал  равными долями был сформирован  правительством, Банком Японии и частными банками.

По характеру исчисления размеров страховых взносов различают  системы, предусматривающие единую либо дифференцированную шкалу тарифных ставок.

В первом случае размеры страховых  взносов устанавливаются по единой для всех банков шкале в процентах  от определенной базы. Чаще всего в  качестве такой базы выступает величина застрахованных вкладов.

При дифференциации страховых  взносов величина тарифных ставок определяется для каждого банка индивидуально  в зависимости от показателей  их ликвидности, платежеспособности, финансовой устойчивости.

Однако во всех случаях  условия страхования, как правило, предусматривают возможность периодического пересмотра страховщиком размеров уплачиваемых банками страховых взносов в  зависимости от наличия средств в страховом фонде.

Страховым случаем считается  обычно банкротство банка в соответствии с решением суда. В этой ситуации страховщик принимает на себя все  активы и пассивы банкрота и осуществляет выплаты вкладчикам страхового возмещения. Такие выплаты могут включать либо только сумму вклада, либо сумму  вклада вместе с процентами, начисляемыми на него.

После осуществления страховых  выплат страховщик реализует активы банка-банкрота, возмещая из полученных средств свои расходы, а также удовлетворяя оставшиеся требования к банку.

Кроме того, страховщик может  принять и определенные профилактические меры по отношению к банку, финансовое положение которого внушает серьезные  опасения.

Страховая корпорация может  осуществить следующие меры для  защиты интересов вкладчиков: а) не допустить банкротства банка  путем оказания ему помощи, используя, например, приобретение части его  капитала, предоставление ссуд, размещения в нем вкладов, покупки его  активов; б) сменить руководство  банка; в) провести реорганизацию банка  путем его слияния с другим банком, передачи ему активов и  пассивов неплатежеспособного банка. При этом банку-донору предоставляются определенные льготы (выдают ссуду, выплачивают определенные суммы для возмещения убытков, приобретают те кредиты банка-банкрота, вероятность не возврата которых особенно высока, и т.п.); г) приобрести разорившийся банк.

По принятой Международным  валютным фондом (МВФ) методологии все  способы страхования депозитов  условно подразделяют на следующие  две системы:

систему не выраженных прямо  гарантий;

систему положительно выраженных гарантий.

При использовании первой системы обычно отсутствует специальное  законодательство и другие нормативные  акты, которыми регламентируется порядок, формы, размеры возмещения потерь вкладчикам банка в случае его банкротства. Помимо этого, нет практики создания специальных фондов, предназначенных  для возмещения таких потерь, а  существуют лишь абстрактные обязательства  государства или иных органов  по сохранности вложенных в банки  средств. При этом порядок компенсации  потерь определяется в каждом конкретном случае по усмотрению государства. Такие  системы, как правило, применяются  в странах, банковские системы в  которых находятся в сильной  зависимости от государства и  еще не испытали серьезных кризисов. Такая система в принципе существует в странах СНГ в настоящее  время.

Системы страхования с  положительно выраженными гарантиями нередко создаются в результате кризисов, поразивших банковскую систему  той или иной страны. Примерами  тому является история создания таких систем в США, Великобритании, Италии, Аргентине. Основными принципами данной системы являются наличие законодательно установленной процедуры гарантирования возврата банковских вкладов, а также специально созданного в этих целях страхового фонда.

Нашу республику следует  отнести пока к тем государствам, в которых действует система  не выраженных прямо гарантий вкладчикам банка. В частности, в соответствии с законодательством ПМР государство  гарантирует сохранность вкладов  населения в тех банках, контрольный  пакет акций которых принадлежит  ему (в частности, в Сбербанке), вкладчики  – частные лица имеют право  в первоочередном порядке получить вложенные ими в банк суммы  при его ликвидации.

 

3.3.     Процесс банковского  кредитования и 

залоговые операции в филиале  ПРАК АПБ 

Процесс банковского кредитования в филиале ПРАК АПБ можно разделить  на несколько этапов, на каждом из которых  уточняются характеристики ссуды, способы  ее выдачи, использования и погашения: 1) рассмотрение кредитной заявки и  собеседование с заемщиком; 2) изучение кредитоспособности клиента; 3) подготовка и заключение кредитного договора; 4) кредитный мониторинг.

Рассмотрение кредитной  заявки. Предупредительность и внимательное отношение к любому клиенту являются непременным правилом поведения  каждого сотрудника банка. Банковский служащий предоставляет клиенту  необходимую информацию по условиям кредитования и предлагает ему ответить на вопросы по анкете банка. Результаты первой и всех последующих встреч с клиентом обобщаются в отчетах, содержащих более или менее стандартный  набор вопросов. (Таблица 3.4.1.).

Таблица 3.4.1.

Образец отчета о результатах  беседы служащего банка 

с возможным заемщиком

Вопросы 

Ответы

Фамилия клиента 

Адрес 

Телефон 

Фамилия сотрудника банка, к  которому обращался клиент 

Пользуется ли клиент в  настоящее время услугами банка? (да, нет) 

Какими именно? 

Если нет, то пользовался  ли клиент услугами банка в прошлом? 

С какими сотрудниками фирмы  клиента общались представители  банка? 

Если речь идет о физическом лице, то укажите род занятий клиента 

Если речь идет о предпринимательской  фирме, то каким видом деятельности занимается клиент? 

Укажите приблизительно годовой  объем продаж (тыс. руб.) 

В каком банке обслуживается  в настоящее время клиент? 

С какими проблемами (если таковые  имеются) сталкивается клиент в своих  взаимоотношениях с банком? 

Какими банковскими услугами пользуется клиент в настоящее время? (Пожалуйста, проверьте.) 

- Кредитная линия 

- Срочный кредит 

- Чековые счета 

- Другие срочные счета 

- Аккредитивы 

- Переводы средств 

- Управление денежными  средствами 

- Трастовые услуги 

Какими банковскими услугами не пользуется в настоящее время  клиент, но которые могут быть для него полезны? 

Опишите результаты последнего контакта с клиентом 

Подобный отчет корректируется и пополняется новой информацией  после каждого визита клиента  в банк. Эти отчеты дают кредитному инспектору важную информацию о потенциальном  клиенте еще до того, как состоится  их личное знакомство. На беседу с кредитным  инспектором будущий заемщик  приходит с кредитной заявкой, содержащей исходные данные о запрашиваемой  ссуде, целях, на которые она предназначена, сумме, сроке погашения и предлагаемом обеспечении (Приложение №2).

Кредитная заявка рассматривается  в составе пакета сопроводительных документов, в том числе: 1) нотариально  заверенные копии учредительных  документов компании заемщика; 2) финансовый отчет, включающий баланс и счет прибылей и убытков за последние три  года. Баланс составляется на конец  года и показывает структуру активов, обязательств и капитала. Счет прибылей и убытков охватывает годичный период и дает подробные сведения о доходах  и расходах компании, чистой прибыли, ее распределении и отчислении в  резервы, выплатах дивидендов и т.д.; 3) отчет о движении кассовых поступлений. Он основан на сопоставлении балансов компании за два отчетных периода  и позволяет определить изменения  различных статей и движения фондов. Отчет дает полную картину использования  дефицита ресурсов, времени высвобождения фондов и образования дефицита кассовых поступлений и т.д.; 4) внутренние финансовые отчеты, которые более детально характеризуют финансовое положение компании, изменение ее потребностей в ресурсах в течение года, поквартально или помесячно; 5) данные внутреннего оперативного учета. Составление баланса требует много времени. Однако банку-кредитору могут потребоваться данные оперативного учета, содержатся в сводках, подготовленных для руководства компании-заемщика. Эти документы касаются текущих операций и продаж, величины запасов и т.д.; 6) прогноз финансирования, который содержит оценки будущих продаж, расходов, расходов, издержек производства продукции, дебиторской задолженности, оборачиваемости запасов, потребности в денежной наличности, капиталовложениях и т.д. Речь идет об оценочном балансе, который включает прогнозный вариант балансовых счетов и счетов прибылей и убытков на будущий период, и кассовом бюджете, который прогнозирует поступление и расходование денежной наличности (по неделям, месяцам, кварталам); 7) налоговые декларации как важный источник дополнительной информации. В них могут содержаться сведения, не включенные в другие документы и характеризующие заемщика как налогоплательщика; 8) бизнес-планы. Многие кредитные заявки связаны с финансированием начинающих предприятий, которые еще не имеют финансовых отчетов и другой документации. В этом случае компания-заемщик предоставляет в банк подробный бизнес-план, который должен содержать сведения о целях проекта и методах его осуществления.

Кредитный инспектор тщательно  изучает кредитную заявку и сопроводительные документы. После этого он вновь  беседует с будущим заемщиком (владельцем или ответственным представителем фирмы). Подобные встречи позволяют  кредитному инспектору выяснить не только важные детали кредитной сделки, но и составить психологический  портрет возможного заемщика, оценить  профессиональную подготовленность руководства  компании, реалистичность их оценок положения  и перспектив развития предприятия. В ходе беседы кредитному инспектору нет необходимости выяснять все  аспекты работы компании-заемщика, он должен сконцентрировать внимание на ключевых вопросах, представляющих интерес для банка-кредитора.

Ознакомительная беседа с  потенциальным заемщиком может  касаться следующих вопросов, заданных в определенной последовательности (Таблица 3.4.2.).

 

Таблица 3.4.2.

Вопросы кредитного инспектора к потенциальному заемщику

1.    Сведения о  клиенте и его компании:

-      какая правовая  форма у компании;

-      когда она  была учреждена;

-      как была  произведена оценка имущества,  предлагаемая в качестве обеспечения;

-      подвержено  ли это имущество порче;

-      каковы  издержки по его хранению;

-      кто владелец (основной акционер или пайщик) компании, сколько акций (паев) они  имеют;

-      какова  основная продукция компании (или  каковы виды основных услуг);

-      каков опыт  и квалификация менеджеров;

-      прибыльна  ли компания;

-      кто основные  клиенты-поставщики и покупатели  компании;

-      на каких  условиях продается товар (услуга)?

2.    Вопросы об  испрашиваемом кредите:

-      на какую  сумму клиент хотел бы получить  кредит;

-      как им  была определена эта сумма;

-      достаточно  ли обоснованно составлен прогноз  финансовых потребностей;

-      учитывают  ли условия, на которых клиент  хочет получить кредит, срок службы  активов, финансируемых с помощью  кредита;

-     учитывают  ли условия кредита способность  клиента погасить кредит в  срок?

3.    Вопросы о погашении  кредита:

-      как клиент  предполагает погашать кредит;

-      сколько  денежной наличности компания  получает в ходе операционного  цикла;

-      имеется  ли у клиента специальный источник  погашения кредита;

-      есть ли  юридические лица, готовые дать  гарантию;

-      каково  их финансовое положение?

4.    Вопросы об  обеспеченности возврата кредита:

-      каков вид  обеспечения;

-      кто владелец  обеспечения;

-      где и  под чьим контролем оно находится;

-      как была  осуществлена оценка имущества,  предлагаемая в качестве обеспечения?

5.    Вопросы об  отношениях клиента с другими  банками:

-      услугами каких банков пользуется в настоящее время клиент;

-      обращался  ли он за кредитом к другим  банкам;

-      почему  клиент пришел в этот банк;

-      имеет ли  клиент непогашенные кредиты,  каковы их сумма и сроки  погашения?

 

На первом этапе кредитования банку предстоит выяснить: а) серьезность, надежность и кредитоспособность заемщика, его репутацию как возможного партнера по бизнесу. Особенно это касается новых клиентов; б) обоснованность кредитной  заявки и степень обеспеченности возврата кредита. Банк может в случае необходимости выработать свои требования к кредитному предложению и ознакомить с ними заемщика; в) соответствие кредитного предложения кредитной политике банка и структуре формирования его ссудного портфеля. Приведет ли предоставление нового кредита к  дальнейшей диверсификации кредитного портфеля и снижению кредитного риска  или обратным результатам.

Ключевым моментом анализа  любой заявки и сопроводительных документов, а также результатов  бесед является определение характера  заемщика и его кредитоспособности. Кредитный инспектор, часто помогая  заемщику готовить заявку, выясняет объем  доходов и представляющих ценность активов (таких, как высоколиквидные  ценные бумаги или сберегательные депозиты), которыми располагает заемщик для  погашения кредита. Устные ответы клиенты, как правило, дают значительно больше информации, чем сведения, изложенные в письменном виде. Одновременно инспектор  обращается к банкам, с которыми сотрудничал или сотрудничает клиент.

Кредитные инспекторы придают  значение не только размеру, но и стабильности доходов заемщиков (юридических  и физических лиц). Они предпочитают получать от клиента информацию о  чистом доходе (то есть доходе после  всех выплат и удержаний). Если речь идет об индивидуальном заемщике, то сотрудники банка обычно связываются с работодателями клиента для проверки достоверности  указанного им уровня доходов и продолжительности  работы в данной фирме.

Косвенным показателем размера  и стабильности дохода служат данные о среднедневном остатке на депозитном счете клиента. Эти данные, представленные заемщиком, инспектор сопоставляет с информацией, полученной из соответствующего банка. Поддержание значительных остатков на депозитных счетах в банке свидетельствует  о надежности финансового положения  клиента, его финансовой дисциплинированности и серьезности намерения погасить получаемый кредит.

Информация о работе Залог как форма обеспечения возвратности кредита