Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 18:54, курсовая работа
Целью курсовой работы является оценка кредитных отношений Республики Беларусь с международными организациями.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить организационно-экономические формы и методы взаимодействия Республики Беларусь с системой МФО;
- рассмотреть совершенствование институциональной организации государственных органов управления сотрудничеством с МФО;
- выявить особенности кредитной политики Республики Беларусь;
- изучить кредитные отношения Республики Беларусь и международных организаций;
- рассмотреть кредитные отношения Республики Беларусь и МВФ.
Введение 4
1 Особенности и перспективы институционального взаимодействия Республики Беларусь с системой МФО
6
1.1 Система МФО: базовые характеристики, структура, алгоритм взаимодействия
6
1.2 Организационно-экономические формы и методы взаимодействия Республики Беларусь с системой МФО
12
1.3 Совершенствование институциональной организации государственных органов управления сотрудничеством с МФО
18
2 Тенденции развития кредитных отношений Республики Беларусь с международными организациями
25
2.1 Особенности кредитной политики Республики Беларусь 25
2.2 Республика Беларусь и международные организации 31
2.3 Республика Беларусь и МВФ 38
Заключение 41
Список использованных источников
Кредитная политика, осуществляемая национальной банковской системой, была направлена, как и ранее, на максимально допустимое удовлетворение потребности юридических и физических лиц в кредитных ресурсах. Увеличилось льготное кредитование жилищного строительства. За январь-сентябрь было выдано таких кредитов физическим лицам и сельскохозяйственным организациям на сумму Br3,2 трлн., что в 1,7 раза превышает объем выдачи за такой же период прошлого года. Наряду с льготным кредитованием населения банковская система активно предоставляла кредиты физическим лицам на строительство и приобретение жилья на общих основаниях. Так, по состоянию на 1 октября 2009 года задолженность физических лиц по таким кредитам достигла Br2,45 трлн. Это в 1,4 раза больше, чем на сопоставимую дату прошлого года.
Национальным банком совместно с правительством будет продолжена реализация программы МВФ в рамках договоренности о кредите "стэнд-бай". Основные ее цели - улучшение внешнеторгового баланса страны, пополнение золотовалютных резервов, формирование условий для устойчивого экономического роста в перспективе. Эта программа предусматривает проведение достаточно жесткой денежно-кредитной политики.
Курсовая политика будет направлена на поддержание стабильного курса белорусского рубля к корзине иностранных валют в пределах установленного коридора. В рамках процентной политики Национальный банк планирует ряд мер, стимулирующих рост ресурсного потенциала банков, способствующих формированию сбережений в национальной валюте и улучшающих сбалансированность валютного рынка.
Ставка рефинансирования будет изменяться в зависимости от складывающихся макроэкономических условий, состояния валютного рынка, платежного баланса, золотовалютных резервов, ликвидности банковского сектора и динамики инфляции.
Необходимое
внимание будет уделено дальнейшему
развитию национальной системы безналичных
расчетов на основе электронных платежных
инструментов с увеличением доли
безналичных расчетов в розничном
платежном обороте.
2.2
Республика Беларусь
и международные организации
В 2009 году Республика Беларусь поддерживало сотрудничество с Международным валютным фондом, Всемирным банком, Европейским банком реконструкции и развития, Международной финансовой корпорацией.
На фоне активизации отношений с Евросоюзом в сотрудничестве с ЕБРР (Европейский банк реконструкции и развития) в 2009 году наметились также положительные изменения.
Проведен ряд встреч на высоком уровне [34]:
1 мая 2009 г. в штаб-квартире ЕБРР в г.Лондоне состоялась встреча Первого заместителя Премьер-министра Республики Беларусь, Управляющего ЕБРР от Беларуси Семашко В.И. с Президентом ЕБРР Т.Мировым;
15
– 16 мая 2009 г. проведен визит
Заместителя Премьер –
На протяжении всего года Минэкономики и МИД регулярно проводились встречи с руководителем отдела ЕБРР по Беларуси П.А.Форестье и экспертами представительства ЕБРР в г.Минске.
Особый
акцент во всех переговорах делался
на необходимости изменения
После активно проведенных в 2009 году переговоров с ЕБРР и основными странами-акционерами Совет директоров 10 декабря 2009 г. утвердил новую Стратегию по Беларуси. Учитывая по-прежнему сложный характер политических отношений в сотрудничестве с Евросоюзом и США, принятый документ в целом соответствует интересам Беларуси по расширению кредитно-инвестиционного сотрудничества. Новая стратегия предусматривает возможность участия ЕБРР в проектах в государственном секторе экономики, что ранее не рассматривалось.
В 2009 году ЕБРР реализовал в Беларуси ряд проектов по кредитованию негосударственного сектора экономики. В частности, ЕБРР одобрил проект «Беларусь: механизм финансирования белорусского финансового сектора» (50 млн. долл. США на 2 года), предусматривающий поддержку микро-, малых и средних частных предприятий, инвестирование в акционерный капитал коммерческих банков и предоставление синдицированных кредитов. Первый кредитный договор был подписан с ЗАО «МТБанк» (июле 2009 г.). В июле 2009 г. подписана вторая часть кредитного договора для ОАО «Белгазпромбанк» на сумму 30 млн. долларов США.
Всего в 2009 году по Программе микрокредитования ЕБРР было выдано 3,2 тыс. кредитов на сумму 65 млн. долларов США.
Число участвующих банков по Программе содействия развитию торговли увеличилось с двух (в начале осуществления предыдущей Стратегии) до четырех, а общий предельный лимит – с 7 до 42 млн. евро.
В сентябре 2009 г. ЕБРР подписано соглашение с ЗАО «Холдинговая компания «Пинскдрев» о предоставлении кредита в размере 15 млн. долларов США. Прорабатывается вопрос о дополнительном инвестировании в акционерный капитал компании.
В ноябре 2009 г. ЕБРР стал акционером компании СООО «West Ost Union», владеющей сетью супермаркетов «Буслик». Приобретено 25,3% акций на сумму 3 млн. долл. США. Это первое инвестиционное вложение ЕБРР в сектор розничной торговли Беларуси.
ЕБРР начато исследование деятельности ОАО «Борисовский завод медицинских препаратов» и ОАО «Березовский сыродельный комбинат» на предмет участия данных предприятий в программе пре-приватизации ЕБРР.
В 2009 году при содействии ЕБРР Беларусь подключена к работе Экологического партнерства Северного измерения (ЭПСИ). Принято решение о выделении Республики Беларусь безвозмездного гранта в размере 5 млн. евро для реализации национальных проектов, связанных с очисткой сточных вод, впадающих в реки бассейна Балтийского моря.
Республика Беларусь в 1992 году стала членом Группы Всемирного банка: Международного банка реконструкции и развития (МБРР), Международной финансовой корпорации (МФК), Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций (МАГИ) и Международного центра по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС). Подписка республики на акционерный капитал Банка составляет 3323 акции на сумму 400,9 млн. долларов США.
Заместитель Премьер-министра Республики Беларусь Кобяков А.В. является управляющим от Республики Беларусь в Группе Всемирного банка, Министр финансов Харковец А.М. – заместителем управляющего от Республики Беларусь в Группе Всемирного банка. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 октября 2002 г. № 1504 Министерство экономики определено головным органом по работе с Группой Всемирного банка.
В
1994 году в Минске открыто Постоянное
представительство
Республика Беларусь входит в состав страновой бельгийской группы МВФ и Всемирного банка, которая представляет интересы нашего государства в бреттон-вудских учреждениях. От Республики Беларусь в дирекции бельгийской группы Всемирного банка с 2009 года работает советник Мисюковец В.С. [35].
Сотрудничество Республики Беларусь с Всемирным банком осуществляется в рамках одобренной Исполнительным советом директоров 4 декабря 2007 г. Стратегии сотрудничества Всемирного банка с Республикой Беларусь на 2008 – 2011 финансовые годы. Принятие данного документа позволило активизировать сотрудничество Республики Беларусь с Всемирным банком, а также существенно увеличить объемы финансирования проектов для Республики Беларусь.
Реализация проектов и программ:
- Проект «Модернизации объектов инфраструктуры в социальной сфере Республики Беларусь». Основная задача проекта – снижение потребления топливно-энергетических ресурсов на объектах социальной сферы.
В июне 2001 г. Международный банк реконструкции и развития предоставил Республике Беларусь заем в размере 22,6 млн. долларов США для целей модернизации инфраструктуры в социальной сфере. Проект был завершен в декабре 2007 г. Кредитные средства Банка в рамках проекта освоены в полном объеме.
Выполненные в рамках проекта мероприятия позволили снизить потребление энергоресурсов в среднем на 15–20%, а также получить экологический и социальный эффект: снизить выбросы вредных веществ в атмосферу, улучшить тепловой комфорт и освещенность в помещениях, что положительно сказывается на здоровье, в первую очередь подрастающего поколения.
В декабре 2007 г. достигнута договоренность о дополнительном финансировании проекта модернизации инфраструктуры в социальной сфере в размере 15 млн. долларов США сроком на 3 года – до 31 декабря 2010 г.
Дополнительные средства будут использованы для финансирования мероприятий, аналогичных тем, которые проводились в рамках проекта: замена окон, изоляция стен и крыш, замена котлов, а также установка энергоэффективных систем освещения в 140 школах и больницах по всей территории Беларуси.
- Проект «Реабилитация районов, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС». Продолжается реализация Соглашения о займе между Республикой Беларусь и МБРР, предусматривающего выделение 50 млн. долларов США для реализации проекта по реабилитации районов, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, подписанного 19 апреля 2006 г. Общая сумма проекта составляет 60,964 млн. долларов США, в том числе заем Всемирного банка – 50 млн. долларов США, вклад Правительства Республики Беларусь – 10,964 млн. долларов США.
В рамках проекта реализуется 2 компонента:
Компонент по повышению энергоэффективности, предусматривающий выполнение энергоэффективных мероприятий, в том числе оптимизацию теплоснабжения, включая внедрение кооперационных установок, внедрение энергоэффективных светильников, тепловую реабилитацию зданий и др., на 250 объектах социальной сферы загрязненных районов Могилевской, Гомельской и Брестской областей.
Компонент по газификации, в основе реализации которого – газификация индивидуальных жилых домов в загрязненных радионуклидами районах (около 20 населенных пунктов).
Предполагаемая дата завершения проекта – 31 декабря 2010 г.
- Проект «Развитие систем водоснабжения и водоотведения». Целью проекта является повышение эффективности, качества и устойчивости услуг по водоснабжению и водоотведению для 1,7 миллиона потребителей, проживающих в 20 районах страны. Мероприятия дополняют Государственную программу по водоснабжению и водоотведению «Чистая вода».
В ходе подготовки стоимость проекта была определена в размере 60 млн. долларов США. Банк выразил готовность финансировать из средств займа 100 процентов расходов по проекту, включая разработку проектно-сметной документации, что стало первой инициативой Всемирного банка по возможности 100%-го финансирования кредитных проектов в республике.
30
сентября 2008 г. Совет исполнительных
директоров Всемирного банка
одобрил выделение данного
Предполагаемая дата завершения проекта – 30 июня 2013 г.
- Проект «Повышение энергоэффективности в Республике Беларусь». В июне 2009 г. Республика Беларусь и Всемирный банк подписали соглашение о предоставлении нашей республике займа.
Стоимость проекта определена в размере 125 млн. долларов США.
Из
средств займа Минэнерго
Основной задачей проекта является преобразование действующих отопительных котельных в ТЭЦ. В результате, на основе установки современных газотурбинных установок и газомоторов будет получено около 90 мВт дополнительной электрической мощности. Ожидается, что эффективность производства тепла и электроэнергии на объектах проекта, увеличится на 30 процентов. По предварительным подсчетам, ежегодно будет сэкономлено около 90 миллионов кубических метров природного газа, что приведет к сокращению выбросов СО2 на 165 000 тонн в год.