Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 18:54, курсовая работа
Целью курсовой работы является оценка кредитных отношений Республики Беларусь с международными организациями.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить организационно-экономические формы и методы взаимодействия Республики Беларусь с системой МФО;
- рассмотреть совершенствование институциональной организации государственных органов управления сотрудничеством с МФО;
- выявить особенности кредитной политики Республики Беларусь;
- изучить кредитные отношения Республики Беларусь и международных организаций;
- рассмотреть кредитные отношения Республики Беларусь и МВФ.
Введение 4
1 Особенности и перспективы институционального взаимодействия Республики Беларусь с системой МФО
6
1.1 Система МФО: базовые характеристики, структура, алгоритм взаимодействия
6
1.2 Организационно-экономические формы и методы взаимодействия Республики Беларусь с системой МФО
12
1.3 Совершенствование институциональной организации государственных органов управления сотрудничеством с МФО
18
2 Тенденции развития кредитных отношений Республики Беларусь с международными организациями
25
2.1 Особенности кредитной политики Республики Беларусь 25
2.2 Республика Беларусь и международные организации 31
2.3 Республика Беларусь и МВФ 38
Заключение 41
Список использованных источников
Основными
итогами денежно-кредитной
Основной задачей Национального банка и всей банковской системы на остающийся до конца года период является достижение целевых параметров, определенных Основными направлениями денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2009 год. Важнейшей задачей остается реализация мер, направленных на минимизацию отрицательного влияния мирового финансово-экономического кризиса на экономику и финансово-кредитную систему Республики Беларусь, обеспечение устойчивости белорусского рубля и поддержание финансовой стабильности в целом.
В январе – октябре 2009 г. в результате воздействия внешних факторов, связанных с мировым финансово-экономическим кризисом, макроэкономическая ситуация в стране по сравнению с аналогичным периодом 2008 года характеризовалась замедлением темпов экономического роста, снижением инвестиционной активности, замедлением темпов роста реальных денежных доходов населения, а также увеличением отрицательного сальдо внешнеторговых операций. 2 4. В январе – октябре 2009 г. монетарная политика проводилась в соответствии с Основными направлениями денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2009 год, утвержденными Указом Президента Республики Беларусь от 29 августа 2008 г. № 460 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 211, 1/9980), с учетом складывающейся экономической ситуации.
Основные
показатели деятельности Национального
банка и банков на 2009 год приведены
в табл.1.[35].
Таблица 1 - Основные показатели деятельности Национального банка и банков на 2009 г.
Показатели | Прогноз на 1 января 2010 г. |
Изменение
официального курса белорусского рубля
по отношению к доллару США, в процентах∗ |
плюс 5 – минус 5 |
Ставка рефинансирования, в процентах | 10-12 |
Международные
резервные активы Республики Беларусь
в национальном определении, млн. долларов США |
5 870 – 7 750 |
Прирост | |
рублевой денежной базы, в процентах | 28-34 |
нормативного капитала банков, в процентах | 18-25 |
Требований банков к экономике, в процентах | 36-44 |
Выдача инвестиционных кредитов, трлн. рублей | 7,0 – 7,5 |
Доля проблемных активов банков в активах, подверженных кредитному риску, в процентах | Не более 5 |
Рентабельность нормативного капитала, в процентах не менее | 10 |
Среднегодовой параметр доступности клиентов к автоматизированной системе межбанковских расчетов, в процентах от ее дневного фонда рабочего времени | не ниже 99,5 |
В январе – октябре 2009 г. рублевая денежная масса сократилась на 7,8 процента (на 1,59 трлн. рублей) и на 1 ноября 2009 г. составила 18,95 трлн. рублей, широкая денежная масса возросла на 14,7 процента (на 4,55 трлн. рублей) и составила 35,51 трлн. рублей. Коэффициент монетизации экономики по рублевой денежной массе снизился с 14,4 процента на начало 2009 года до 13,3 процента на 1 ноября 2009 г., по широкой денежной массе увеличился с 21,3 до 24 процентов. Депозиты физических лиц возросли на 29 процентов (на 3,84 трлн. рублей), депозиты юридических лиц – на 0,7 процента (на 92 млрд. рублей). В январе – октябре 2009 г. рублевая денежная база сократилась на 4,8 процента (на 0,35 трлн. рублей) и на 1 ноября 2009 г. составила 6,92 трлн. рублей. На 1 ноября 2009 г. международные резервные активы Республики Беларусь в национальном определении составили 4,74 млрд. долларов США и выросли с начала 2009 года на 1,08 млрд. долларов США, в определении Специального стандарта распространения данных Международного валютного фонда – 4,43 млрд. долларов США и на 1,37 млрд. долларов США соответственно. 4 На конец 2009 года международные резервные активы в определении Специального стандарта распространения данных Международного валютного фонда оцениваются в размере 4,5 – 5,6 млрд. долларов США.
Долгосрочный рейтинг Беларуси по обязательствам в иностранной валюте сохраняется на уровне "B+", по обязательствам в национальной валюте - "BB".
Прогноз по рейтингам - "негативный". Краткосрочные рейтинги подтверждены на уровне "B".
Рейтинг Беларуси остается низким вследствие существования ряда факторов, отрицательно действующих на экономику и значения рейтингов страны. Среди них структурная жесткость экономики, препятствующая более быстрому улучшению конкурентоспособности, а также зависимость страны от экспортного спроса со стороны торговых партнеров по СНГ.
Оценка риска перевода и конвертации валюты для Беларуси находится на уровне "B+". Данная оценка характеризует вероятность ограничения государством доступа к иностранной валюте, необходимой белорусским компаниям для обслуживания своих долгов [32].
В
целом уровень рейтингов
Однако в рейтингах важна не столько величина, сколько динамика. Рейтинги Беларуси стабильны, а это указывает на то, что воздействие текущего мирового кризиса на ее экономику меньше, чем в Греции.
К тому же в Беларуси ситуация с внешним долгом пока благополучна. По данным Министерства финансов Беларуси, внешний государственный долг страны на 1 апреля 2010 г. достиг 8,45 млрд. USD, что меньше установленного на 2010 год лимита в размере 9,5 млрд. USD. По показателям кредитоспособности по внешнему государственному долгу в соответствии с рекомендуемыми МБРР нормативами Беларусь относится к группе стран с низким уровнем задолженности.
Отношение внешнего государственного долга Беларуси к ВВП на 1 января 2010 года равнялось 16,5% (пороговое значение для данного параметра по национальному стандарту - 20%, по международному - 50%). Отношение платежей по погашению и обслуживанию внешнего государственного долга к экспорту товаров и услуг на ту же дату составляло 1,3% (пороговое значение по национальному стандарту - 10%, по международному - 25%). Отношение внешнего долга к экспорту товаров и услуг на 1 января было 31,8% при лимите 220%.
В соответствии с основными направлениями в следующем году сохранится действующая в настоящее время система привязки курса белорусского рубля к корзине из трех иностранных валют (евро, доллар США и российский рубль) в рамках коридора колебаний плюс/минус 10% от центрального значения. При этом центральное значение стоимости корзины валют на 2010 год устанавливается на уровне ее стоимости, фактически сложившейся к концу предыдущего, 2009 года.
Следует отметить, что с учетом действующих и прогнозируемых внешних и внутренних экономических факторов Национальный банк не предполагает существенных изменений стоимости корзины иностранных валют по отношению к ее действующему в настоящее время уровню ни до конца текущего, ни в начале 2010 года.
В рамках дальнейшего укрепления финансовой стабильности и с учетом ожидаемого прироста цен в следующем году на уровне не более 8-10% основными направлениями предусматривается снижение ставки рефинансирования к концу 2010 года до 9-12% годовых. Стоимость кредитов банков к этому времени снизится в среднем до 12-15% годовых, а доходность рублевых депозитов в 10-13% годовых позволит сохранить их высокую привлекательность и существенно увеличить вклады физических и юридических лиц в банках.
Основные
параметры развития банковского
сектора, в первую очередь объем
предоставляемых предприятиям и
населению кредитных ресурсов, будут
соответствовать динамике макроэкономических
показателей и обеспечат
Основные
направления денежно-кредитной
Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2010 год разработаны с учетом указов Президента Республики Беларусь от 12 июня 2006 г. № 384 ”Об утверждении Программы социально- экономического развития Республики Беларусь на 2006 – 2010 годы“ (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 92, 1/7667) и от 15 января 2007 г. № 27 ”Об утверждении Программы развития банковского сектора экономики Республики Беларусь на 2006 – 2010 годы“ (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 16, 1/8268).
Денежно-кредитная
политика Республики Беларусь
в 2010 году направлена на формирование
условий стабильного
Основные
показатели деятельности Национального
банка и банков на 2010 год приведены
в табл.2.
Таблица 2 - Основные показатели деятельности Национального банка и банков на 2010 г.
Показатели | Прогноз на 1 января 2011 г. |
Изменение
официального курса белорусского рубля
по отношению к доллару США, в процентах∗ |
плюс 10 – минус 10 |
Ставка рефинансирования, в процентах | 9-12 |
Прирост | |
международных резервных активов Республики Беларусь в определении Специального стандарта распространения данных Международного валютного фонда, в млрд. долларов США | 0,5 – 1,83 |
рублевой денежной базы, в процентах | 36 – 43 |
нормативного капитала банков, в процентах | 24-25 |
требований банков к экономике, в процентах | 36-40 |
Доля проблемных активов банков в активах, подверженных кредитному риску, в процентах | не более 10 |
Среднегодовой
параметр доступности |
Не ниже 99,5 |
В 2010 году денежно-кредитная политика будет направлена на поддержку внешней и внутренней сбалансированности экономики Беларуси как важнейшего условия ее стабильного развития.
В 2010 году Национальный банк обеспечит эффективное, надежное и безопасное функционирование платежной системы, а также дальнейшее расширение сферы безналичных расчетов.
В области международного сотрудничества продолжится реализация мероприятий по интеграции банковских систем Республики Беларусь и других государств - участников СНГ, а также сотрудничество с международными финансовыми организациями.
В 2010 году увеличение рублевой денежной базы ( включая рефинансирование банков) оценивается на уровне 36 – 43 процентов, рублевой денежной массы – 35 – 42 процентов, широкой денежной массы – 34 – 42 процентов (приложение). При этом депозиты физических лиц возрастут на 5,6 – 7,2 трлн. рублей, депозиты юридических лиц – на 5,1 – 6,2 трлн. рублей. Реализация мер денежно-кредитной, налогово-бюджетной и экономической политики позволит в 2010 году увеличить коэффициент монетизации экономики по рублевой денежной массе до 14,6 – 14,8 процента, по широкой денежной массе – до 26,6 – 27,2 процента. Прогнозируется, что международные резервные активы в определении Специального стандарта распространения данных Международного валютного фонда за 2010 год увеличатся на 0,5 – 1,83 млрд. долларов США. Денежно-кредитные показатели в 2010 году рассчитаны исходя из прогноза основных параметров социально-экономического развития Республики Беларусь. При изменении в течение 2010 года указанных параметров монетарные показатели будут формироваться в соответствующих пропорциях.
В целом в 2010 году денежно-кредитная политика будет содействовать сохранению финансовой стабильности, снижению внешних дисбалансов, обеспечению устойчивости экономического роста и занятости населения, отметили в управлении информации Нацбанка.
В отчетный период экономическое развитие Республики Беларусь, как и других стран мира, протекало в условиях отрицательного воздействия глобального финансово-экономического кризиса. Для минимизации его последствий и укрепления устойчивости банковской системы проводилась жесткая денежно-кредитная политика. В результате этого обеспечены: стабильная стоимость корзины иностранных валют в пределах установленного коридора допустимых изменений; развитие и укрепление банковского сектора страны, рост его ресурсной базы, нормативного капитала; эффективное, надежное и безопасное функционирование платежной системы.