Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 18:54, курсовая работа
Целью курсовой работы является оценка кредитных отношений Республики Беларусь с международными организациями.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить организационно-экономические формы и методы взаимодействия Республики Беларусь с системой МФО;
- рассмотреть совершенствование институциональной организации государственных органов управления сотрудничеством с МФО;
- выявить особенности кредитной политики Республики Беларусь;
- изучить кредитные отношения Республики Беларусь и международных организаций;
- рассмотреть кредитные отношения Республики Беларусь и МВФ.
Введение 4
1 Особенности и перспективы институционального взаимодействия Республики Беларусь с системой МФО
6
1.1 Система МФО: базовые характеристики, структура, алгоритм взаимодействия
6
1.2 Организационно-экономические формы и методы взаимодействия Республики Беларусь с системой МФО
12
1.3 Совершенствование институциональной организации государственных органов управления сотрудничеством с МФО
18
2 Тенденции развития кредитных отношений Республики Беларусь с международными организациями
25
2.1 Особенности кредитной политики Республики Беларусь 25
2.2 Республика Беларусь и международные организации 31
2.3 Республика Беларусь и МВФ 38
Заключение 41
Список использованных источников
1) финансовое участие страны в акционерном капитале МФО;
2)
участие представителей страны
в ежегодных собраниях
3)
участие страны в оперативном
управлении организацией
4)
участие в разработке
5)
предоставление информации
Со стороны МФО механизм взаимодействия системы с Республикой Беларусь может быть представлен алгоритмом (рис. 2).
Рисунок
2 - Взаимодействие Республики
Беларусь с системой
МФО и НФО
Как показано на рисунке, взаимодействие Республики Беларусь с системой МФО и НФО осуществляется посредством:
1) предоставления МФО ресурсов для финансирования макроэкономических программ в области институциональных и структурных преобразований. При этом следует отметить, что ВБ, МВФ, ЕБРР координируют свои действия для максимизации воздействия на страну-объект. Так, предоставление кредитных ресурсов в рамках механизма системных преобразований МВФ было обусловлено реализацией республикой программы либерализации экономики, проведением мероприятий по приватизации государственной собственности. Идентичные требования лежали в основе условий расширенной программы инвестиций в Республику Беларусь со стороны Всемирного банка. Одним из условий расширения финансово-кредитного сотрудничеств республики с ВБ и ЕБРР является активизация взаимоотношений страны с МВФ;
2)
объединения финансово-
3)
прямого финансирования
Основные методы косвенного (экономического) взаимодействия следующие [11, c. 21]:
1)
выделение ресурсов под
2)
финансирование
3) оказание безвозмездной помощи в рамках глобальных программ трастовых фондов МФО;
4)
предоставление грантового
5) проведение макроэкономических и отраслевых исследований с целью подготовки/изучения возможности (необходимости) осуществления инвестиционных проектов либо для анализа стабильности финансовой системы государства в рамках выполнения мандата МВФ по глобальному мониторингу;
6)
разработка на основании
Активную деятельность в Республике Беларусь осуществляла также зарубежная корпорация частных инвестиций США (Overseas Private Investment Corporation, OPIC), которой было подписано двустороннее соглашение о предоставлении инвестиционного финансирования в форме прямых кредитов, кредитных гарантий, страхования политических и других рисков инвесторов с выделением приоритетов в сфере развития лесной, электронной и химической промышленности, телекоммуникаций и сельского хозяйства. Датский инвестиционный фонд для стран Центральной и Восточной Европы (IO) инвестировал в предоставление консалтинговых услуг, развитие медицины и химической промышленности 2,9 млн дол. При этом было привлечено 11,4 млн дол. датских компаний и белорусских предприятий. Активно происходило взаимодействие с экспортно-импортными банками Турции и Китая, Фондом международного сотрудничества и развития Тайваня. В 2001 г. подписано соглашение с Кувейтским фондом арабского экономического развития о предоставлении кредитных ресурсов в объеме 16,5 млн дол. США в рамках реализации проекта реконструкции Светлогорского завода полиэфирных нитей ПО "Химволокно", направленного на технологическое переоборудование завода, увеличение мощности на 4,2 тыс. тонн продукции в год с повышением ее качества до мировых стандартов.
Необходимо отметить, что сложившаяся национальная институциональная структура взаимодействия Республики Беларусь с МВФ, Всемирным банком и ЕБРР представляет собой сложный механизм межведомственной координации действий на всех этапах разработки, согласования и реализации совместных с МФО проектов и программ. Особенностью является то, что для взаимодействия с каждой МФО формируется своя институциональная структура.
Общими институциональными элементами структуры взаимодействия Республики Беларусь с МВФ, Всемирным банком и ЕБРР (рис. 3, 4, 5) являются представительства организаций в стране, которые осуществляют оперативное взаимодействие с органами власти государства, выполняют функцию передаточного звена между штаб-квартирой МФО и республиканскими учреждениями, собирают и обрабатывают информацию о стране нахождения.
Рисунок
3 - Взаимодействие органов
государственной власти
Республики Беларусь
с МВФ
Управляющие в МФО от Республики Беларусь,
назначаемые Президентом страны (см. указ
Президента Республики Беларусь № 280 от
15 мая 1997 г. о назначении управляющих и
заместителей управляющих от страны в
МВФ, МБРР, МАГИ, МФК, ЕБРР), являются представителями
Беларуси в органах управления организаций.
На заседании Совета управляющих осуществляется
выработка стратегических направлений
развития МФО, их функций и задач.
Рисунок
4 - Взаимодействие органов
государственной власти
Республики Беларусь
с группой Всемирного
банка
Рисунок
5 - Взаимодействие органов
государственной власти
Республики Беларусь
с ЕБРР
Функции по координации взаимодействия Беларуси с МФО выполняет Главное управление международного сотрудничества и торговли Совета Министров. Непосредственное взаимодействие с МФО осуществляется согласно Постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 30 октября 2002 г. № 1504 о сотрудничестве с международными организациями, призванному регулировать порядок закрепления области взаимодействия с МФО за отдельными министерствами и иными республиканскими органами государственного управления, специализированными подразделениями (департаментами) Министерства экономики, Министерства финансов, Министерства иностранных дел. При этом Министерство экономики курирует группу Всемирного банка и ЕБРР (разрабатывают долгосрочные планы сотрудничества, инвестиционные предложения (на базе данных Департамента по иностранным инвестициям, которая формируется на основе информации отраслевых министерств), аккумулируют данные других ведомств по вопросам, связанным с взаимодействием с ВБ и ЕБРР, участвуют в разработке стратегии сотрудничества, осуществляют мониторинг проектов), Министерство финансов осуществляет сотрудничество с МВФ. МИД принимает участие в формировании политической и внешнеэкономической составляющей в сотрудничестве с МФО, представляет в Совет Министров аналитико-прогнозный обзор, содержащий оценку эффективности сотрудничества Беларуси с МФО.
Эти министерства совместно с Национальным банком осуществляют кредитно-финансовое сотрудничество (согласно Постановлению Совета Министров Республики Беларусь, Национального банка Республики Беларусь № 826/23 от 1 июня 1999 г.), проводят экспертизу инвестиционных проектов, заключения по которой выносятся на рассмотрение Валютно-кредитной комиссии Совета Министров [18, c. 98].
Кредитные
соглашения об инвестиционном сотрудничестве
заключаются между МФО и
Кроме
общих институциональных
Министерство финансов взаимодействует с МВФ по 4 основным направлениям:
1)
консультации с экспертами
2)
мониторинг миссиями Фонда
3)
разработка и реализация
Для
институциональной структуры
С ЕБРР Республика Беларусь осуществляет сотрудничество посредством Экспертного совета по взаимодействию с Европейским банком реконструкции и развития, созданного при Министерстве экономики для повышения эффективности взаимодействия.
Таким
образом, на практике взаимодействием
с МФО занимаются множество полномочных
государственных институтов. Это актуализирует
проблему эффективности системы межведомственной
координации деятельности, результативности
разработки и реализации инвестиционных
проектов и программ. Возникает также
проблема соизмерения общенациональной
необходимости в тех или иных инвестиционных
проектах и узковедомственных корпоративных
интересов, в получении масштабных кредитно-финансовых
ресурсов за счет экономики всего государства.
1.3
Совершенствование
институциональной
организации государственных
органов управления
сотрудничеством с МФО
Построение
эффективного механизма взаимодействия
Республики Беларусь с международными
финансовыми организациями
В связи с этим в рамках комплексной программы привлечения в страну инвестиций целесообразна модификация институциональной организации органов государственного управления и создание при Совете Министров Республики Беларусь Комитета по взаимодействию с МФО и иностранными инвесторами (КВМФОИИ), наделив его функциями по координации сотрудничества различных национальных министерств с международными институтами.
Подчиненность Комитета Совету Министров является объективной необходимостью, вызванной особенностями деятельности данного регулирующего учреждения, которому, во-первых, в силу характера своей функциональной направленности предстоит участвовать в выработке общих стратегических решений, влияющих на инвестиционный климат в стране и определяющих характер инвестиционной политики государства, а во-вторых, необходимо иметь законодательную инициативу для интенсификации и ускорения принятия макроэкономических решений [24, c. 95].
Данный комитет следует поэтапно наделять обязанностями и полномочиями, необходимыми для координации и эффективного построения взаимовыгодного сотрудничества с МФО и другими кредитными институтами. Этапность в определении приоритетных функциональных целей государственного органа управления необходима для максимизации эффективности использования задействованных ресурсов и достижения поставленной Президентом задачи стимулирования притока иностранных инвестиций в Республику Беларусь, а также для снижения издержек при реализации инвестиционных проектов и программ.