Тенденции развития кредитных отношений Республики Беларусь с международными организациями

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 18:54, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является оценка кредитных отношений Республики Беларусь с международными организациями.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить организационно-экономические формы и методы взаимодействия Республики Беларусь с системой МФО;
- рассмотреть совершенствование институциональной организации государственных органов управления сотрудничеством с МФО;
- выявить особенности кредитной политики Республики Беларусь;
- изучить кредитные отношения Республики Беларусь и международных организаций;
- рассмотреть кредитные отношения Республики Беларусь и МВФ.

Содержание

Введение 4
1 Особенности и перспективы институционального взаимодействия Республики Беларусь с системой МФО
6
1.1 Система МФО: базовые характеристики, структура, алгоритм взаимодействия
6
1.2 Организационно-экономические формы и методы взаимодействия Республики Беларусь с системой МФО
12
1.3 Совершенствование институциональной организации государственных органов управления сотрудничеством с МФО
18
2 Тенденции развития кредитных отношений Республики Беларусь с международными организациями
25
2.1 Особенности кредитной политики Республики Беларусь 25
2.2 Республика Беларусь и международные организации 31
2.3 Республика Беларусь и МВФ 38
Заключение 41
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

3360_кредитные_отношения_РБ_с_международными_организациями_БГЭУ.doc

— 435.00 Кб (Скачать)

     Представляются  целесообразными следующие этапы  деятельности Комитета:

     I этап (2002—2004 гг.) — взаимодействие  Республики Беларусь с МФО,  в период которого сферой деятельности  Комитета является совершенствование  государственной системы управления иностранными инвестициями и взаимодействия с МФО, а также закрепление за Комитетом имплементационных функций по осуществлению инвестиционных проектов;

     II этап (2004—2005 гг.) — расширение взаимодействующих  организаций до уровня национальных финансовых институтов, предполагающее активизацию взаимоотношений с национальными агентствами развития и экспортно-импортными банками стран-доноров;

     III этап (2005—2007 гг.) — привлечение в  экономику Республики Беларусь  частных иностранных инвестиций, на котором предлагается переориентировать деятельность Комитета на тесное взаимодействие с рынком частного капитала.

     Самым важным и определяющим этапом, на наш  взгляд, является первый. Он направлен  на совершенствование системы взаимодействия с международными финансовыми организациями. Это объясняется особенностями характера функциональных задач МФО, связанных с обеспечением долгосрочного финансирования перспективных проектов на выгодных банковских условиях. Учитывается также возможность построения кредитных договоренностей с корпоративным инвестором на более предпочтительных принципах, нежели инициирование переговоров с большим количеством мелких частных кредиторов, которые по причине необъективно низкого кредитного рейтинга Республики Беларусь смогут предоставить незначительные краткосрочные ресурсы под государственное обеспечение и высокую процентную ставку, соразмерную уровню потенциальных рисков.

     При взаимовыгодном сотрудничестве с МФО  следует исходить из предпосылок  взаимодействия с МФО как с  комплексной системой взаимосвязанных  организаций, которые согласно теории сравнительных преимуществ имеют  как свои особенности, так и общие  правила взаимоотношений со странами-заемщиками. В качестве первоочередной задачи следует считать нормализацию отношений с организацией-лидером в вопросах определения состояния экономического развития и кредитоспособности государства (МВФ). Именно соответствие экономики страны требованиям Фонда является одним из ключевых условий для расширения сотрудничества с другими МФО.

     Республике  Беларусь в ходе переговорного процесса с МФО и МВФ следует исходить из двух определяющих аспектов: во-первых, привлечения заемных ресурсов главным образом на осуществление приоритетных национальных программ в тех областях и отраслях экономики, которые могут стать локомотивами долгосрочного устойчивого роста и повышения благосостояния населения республики, а во-вторых, придерживаться собственной стратегии макроэкономического развития, выраженной в концепции социально-ориентированной рыночной экономики и основанной на построении национальной экономической системы. При это государство поддерживает организованные потенциально конкурентоспособные предприятия, которые могут в перспективе стать точками роста, а также не приемлет проведения реформирования экономики за счет снижения социальных выплат и доходов населения, вызванных отказом от государственных дотаций производству. Следует согласиться с необходимостью постепенного проведения структурной перестройки экономики, демонополизации и реструктуризации предприятий с постепенным ужесточением финансовой политики Правительства и внедрением монетарных механизмов регулирования. При этом важно исходить из аксиомы, что только с позиций системного анализа возможно выработать адекватные подходы к реформированию белорусской экономики. Стратегия открытия экономики должна быть обоснована. Выполнение обозначенных условий позволит Республике Беларусь активизировать взаимоотношения с МФО с учетом сохранения независимой экономической политики [29, c. 67].

     Ключевым  аспектом деятельности Комитета является создание комплексной организационной  системы по работе с инвестиционными  проектами, которая должна включать в себя все составляющие, начиная с аккумулирования деловых предложений национальных предприятий любой формы собственности, заинтересованных в привлечении иностранных инвестиций, с последующей их обработкой, экспертизой состоятельности, содействием в оформлении бизнес-планов с учетом требований МФО. Одним из методов повышения рентабельности проектов, реализуемых с участием МФО, стала бы (с согласия наднациональных институтов) передача функций по имплементации программ от отраслевых ведомств и внешних агентств Комитету при наличии надлежащей институциональной базы у КВМФОИИ, подготовленных специалистов и оборудования.

     Анализ  проектов, реализованных в Республике Беларусь, показал, что при осуществлении  программ международных финансовых организаций неэффективно расходовались заемные валютные средства, вследствие того, что при осуществлении каждого нового проекта значительные финансовые ресурсы направлялись на подготовку сотрудников департамента по реализации проекта, их обучение, языковой тренинг, покупку оборудования, автотранспорта, мебели и ремонт помещений. Так, в ходе реализации проекта развития лесного хозяйства на эти цели затрачено 450 000 дол. США. Расходы департамента при реализации проекта по энергосбережению социальной сферы запланированы на уровне 1,2 млн дол. Они дополнят ресурсы на подготовку персонала департамента и соответствующие административные затраты, осуществленные в рамках реализации авансовой части проекта. Вместе с тем, по мнению западных аналитиков, Республика Беларусь имеет адекватный уровень экспертных возможностей для решения организационных вопросов.

     Важно отметить, что неэффективное расходование заемных ресурсов подкрепляется  многоразовым повторением такого механизма  организации департаментов. По окончании  каждого проекта приобретенное  оборудование передается заинтересованным учреждениям безвозмездно. Государство затрачивает значительные бюджетные и кредитные ресурсы на его закупку при каждом следующем инвестиционном проекте. Неэффективность такого рода затрат была признана Всемирным банком, который при подготовке проекта по энергосбережению принял решение о продолжении функционирования департамента РУП "Белинвестэнергосбережение", созданного в рамках авансовой части подготовительного проекта с дополнительным набором и подготовкой сотрудников, с учетом наличия у него квалифицированного персонала, развитой компьютерной сети, опыта мониторинга, навыков представления ежеквартальных отчетов по стандартам банка.

     Комитет с получением заданных функций сможет эффективно взаимодействовать с  МФО и другими донорами в сфере аккумулирования и распределения технической помощи, используя наработанный опыт Комиссии Кабинета Министров Республики Беларусь по вопросам иностранной технической помощи (ИТП), созданной для координации деятельности в данной области на уровне государства в рамках проекта Национальной программы технического сотрудничества. КВМФОИИ может с помощью специалистов Комиссии разработать направления развития Национальной программы технического содействия, определить приоритеты для технической помощи, участвовать в разработке нормативных актов относительно ИТП.

     Анализ технической помощи, предоставленной Республике Беларусь по линии международных организаций и стран-доноров, показал, что основными сферами сотрудничества являются специализированное обучение специалистов и предоставление необходимой техники и оборудования. Однако представляется правомерным расширение данного взаимодействия в рамках таких областей, как [13, c. 68]:

     — структурная трансформация экономики;

     — восстановление национальных экспортных возможностей и содействие вступлению Республики Беларусь в ВТО;

     — создание условий для стимулирования привлечения иностранных инвестиций в страну;

     — реформирование ключевых секторов экономики, в том числе социального;

     — развитие инноваций, науки и техники;

     — реализация экологических программ и снижение последствий аварии на ЧАЭС.

     Выполнение  комплексных задач по координации  технической помощи в рамках стратегических направлений позволит значительно  повысить уровень эффективности  распределения ресурсов по ключевым отраслям экономики, снизить потенциальные риски, уменьшить издержки при реализации инвестиционных проектов и повысить их результативность. Системная деятельность КВМФОИИ по совершенствованию национальной внешнеэкономической и кредитной политики станет источником демонстрации западным инвесторам позитивных аспектов белорусской экономической системы: стабильности, прогнозируемости, конкурентоспособности и управляемости, что является, наряду с повышением уровня взаимодействия с МФО, важнейшим условием для выхода страны на новый этап взаимодействия с мировой финансовой системой и привлечения в национальную экономику ресурсов национальных финансовых организаций.

     Организационную структуру КВМФОИИ следует выстроить  исходя из целевых задач данного  учреждения, выделив 6 основных подразделений/департаментов (юридический департамент, департамент по инвестиционной политике, финансовый департамент, департамент по международному сотрудничеству, департамент по инвестиционным проектам, департамент по оказанию информационных услуг) и сеть региональных представительств в областных городах страны.

     Второй  этап деятельности Комитета (2004—2005 гг.) характеризуется снижением масштабов  кредитного участия международных  институтов в пользу расширения отношений  с НФО, которые в силу особенностей функционирования обладают значительными финансовыми ресурсами, в большинстве случаев предоставляемыми под невысокую процентную ставку на уровне себестоимости средств, и не связаны правительственными гарантиями. По данной причине они являются более выгодным видом иностранного кредитования по отношению к МФО. Кроме того, национальные агентства тесно взаимодействуют как с МФО, так и с частными инвесторами, привлекая их на правах софинансирования, грантовой и технической поддержки к реализации инвестиционных проектов в прибыльных отраслях. Следует отметить, что у Республики Беларусь имеется некоторый опыт взаимодействия с НФО, главным образом в середине 1990-х гг.

     Заинтересованность  в сотрудничестве с Республикой  Беларусь была выражена многими другими НФО, как, например, экспортно-импортным банком США, товарно-кредитной корпорацией США, промышленным фондом для западных стран СНГ (Western NIS Enterprise Fund), созданным в 1994 г. для стимулирования развития МСП в Республике Беларусь, Молдове и Украине. Агентство торговли и развития (США) в качестве перспективных направлений взаимодействия с Республикой Беларусь определило такие отрасли, как энергетика, транспортная инфраструктура, оборонная конверсия, здравоохранение, электроника.

     Анализ показал, что ограничение в реализации новых инвестиционных программ с участием НФО в Республике Беларусь было вызвано нестабильной институционально-правовой средой и замедлением осуществления структурных реформ, реструктуризации предприятий, а также неспособностью специализированных государственных учреждений к эффективному сотрудничеству с данным видом кредитных организаций, отсутствием заинтересованности в коммерческой результативности проектов. Одной из особенностей НФО является отношение к рискам в стране-реципиенте. По этой причине для расширения сотрудничества с данным видом инвесторов необходимо обоснованно доказывать кредитоспособность Республики Беларусь и вносимых на рассмотрение бизнес-планов. В связи с этим возрастает роль КВМФОИИ, который от имени страны или потенциального белорусского партнера, на основании опыта взаимодействия с МФО может обеспечить эффективность взаимоотношений на каждой стадии рассмотрения и реализации инвестиционных проектов. Важно отметить, что кроме кредитной составляющей взаимоотношений с НФО большое внимание следует уделять эффективному использованию безвозмездной помощи, поступающей через специальные фонды и программы национальных институтов, направленной на оказание консалтинговых услуг, развитие международных экономических отношений, привлечение иностранных инвестиций, управление финансами и бюджетом, разгосударствление и приватизацию, стимулирование преобразований в социальном секторе, сельском хозяйстве, поддержку развития туризма, профессиональное обучение в области государственного управления, развитие демократических процессов, поддержку общественных организаций и СМИ. Особого внимания в работе с данными субъектами требуют взаимоотношения с экологическими организациями, грантовые ресурсы для урегулирования последствий аварии на ЧАЭС и для экологического мониторинга инвестиционных программ в Республике Беларусь.

     Анализ  взаимодействия Республики Беларусь с  международными финансовыми организациями  свидетельствует о том, что в  условиях ограниченности национальных кредитно-финансовых ресурсов усиливается влияние внешнеэкономического фактора на стабильность существующей социально-экономической системы. В связи с этим роль государства как гаранта устойчивого развития общества заключается в наиболее эффективном использовании возможностей иностранных инвестиций по активизации производственно-технического роста в экономике страны, при минимальных социальных и других издержках, сохранении контрольных и регулирующих функций [19, c. 57].

     Важнейшим аспектом повышения эффективности  взаимовыгодного сотрудничества Республики Беларусь с системой МФО являемся совершенствование государственной  системы взаимодействия с МФО  и иностранными инвесторами, направленное на комплексное и системное построение национальной политики привлечения в страну частных, государственных и международных ресурсов.

 

     

2 Тенденции развития  кредитных отношений Республики Беларусь с международными организациями 

      2.1 Особенности кредитной  политики Республики  Беларусь 
 

     Со 2 января 2009 года Национальный банк Республики Беларусь перешел к использованию механизма привязки курса белорусского рубля к корзине иностранных валют.

     В состав корзины включены доллар США, евро и российский рубль с равными  долями этих валют в корзине.

     Денежно-кредитная политика в I квартале 2009 г. проводилась в соответствии с Основными направлениями денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2009 год, утвержденными Указом Президента Республики Беларусь от 29 августа 2008 г. N 460 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., N 211, 1/9980) (далее - Основные направления), с учетом складывающихся негативных внешних условий, вызванных мировым экономическим кризисом, и была направлена на достижение параметров экономического и социального развития страны, предусмотренных Указом Президента Республики Беларусь от 29 августа 2008 г. N 459 "Об утверждении важнейших параметров прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2009 год" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., N 211, 1/9979), Законом Республики Беларусь от 13 ноября 2008 года "О республиканском бюджете Республики Беларусь на 2009 год" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., N 288, 2/1546), посредством реализации монетарных целей и задач инструментами денежно-кредитного и валютного регулирования. Важнейшие мероприятия денежно-кредитной политики в I квартале 2009 г. вырабатывались и осуществлялись Национальным банком Республики Беларусь (Национальный банк) совместно с Правительством Республики Беларусь.

Информация о работе Тенденции развития кредитных отношений Республики Беларусь с международными организациями