Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 18:54, курсовая работа
Целью курсовой работы является оценка кредитных отношений Республики Беларусь с международными организациями.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить организационно-экономические формы и методы взаимодействия Республики Беларусь с системой МФО;
- рассмотреть совершенствование институциональной организации государственных органов управления сотрудничеством с МФО;
- выявить особенности кредитной политики Республики Беларусь;
- изучить кредитные отношения Республики Беларусь и международных организаций;
- рассмотреть кредитные отношения Республики Беларусь и МВФ.
Введение 4
1 Особенности и перспективы институционального взаимодействия Республики Беларусь с системой МФО
6
1.1 Система МФО: базовые характеристики, структура, алгоритм взаимодействия
6
1.2 Организационно-экономические формы и методы взаимодействия Республики Беларусь с системой МФО
12
1.3 Совершенствование институциональной организации государственных органов управления сотрудничеством с МФО
18
2 Тенденции развития кредитных отношений Республики Беларусь с международными организациями
25
2.1 Особенности кредитной политики Республики Беларусь 25
2.2 Республика Беларусь и международные организации 31
2.3 Республика Беларусь и МВФ 38
Заключение 41
Список использованных источников
Группа Всемирного банка сфокусирована на решении глобальных экономических проблем развития, социальных вопросов, на совершенствовании институциональной среды и инфраструктуры, предоставлении арбитражных услуг, инвестиционных гарантий и др.
Континентальные
МФО призваны осуществлять деятельность
по реализации инвестиционных проектов,
укреплению финансовых организаций, инфраструктуры
и развитию корпоративного сектора.
Другим МФО отводится роль сокредиторов, они должны также осуществлять проведение инвестиционной политики на уровне частных компаний для создания демонстрационного эффекта результативности программ финансирования и позитивного влияния на экономику стран-заемщиков в целом.
Институциональная координация действий на уровне всемирных МФО осуществляется в рамках структур комитета по развитию — общего органа директоров Всемирного банка и Международного валютного фонда, а также в рамках проведения совместных форумов, конференций с участием различных финансовых организаций, обмена информацией и опытом, путем создания объединенных технических групп для анализа и разработки рекомендаций по решению современных экономических проблем.
МФО
активно взаимодействуют в
— софинансирование — механизм, в соответствии с которым затраты по предварительной договоренности распределяются между партнерами в определенной пропорции;
— параллельное финансирование проектов, в соответствии с которым МФО вместе с партнерами самостоятельно финансируют разные, предварительно согласованные компоненты проекта. Формы кредитов партнеров имеют связанный характер и целенаправленно выделяются под закупки конкретных товаров и услуг;
— синдицирование (привлечение финансовых организаций к кредитованию на основе подготовленных МФО документов на условиях, сходных с теми, на которых готова осуществлять кредитование сама МФО).
В рамках программ софинансирования Всемирным банком в 2000 г. было предоставлено около 9 млрд дол. При этом прослеживается динамика увеличения доли данной формы сотрудничества в общем объеме предоставленных финансовых ресурсов с 32,8 % в 1998 г. до 76,7 % в 2000 г., связанная с повышением уровня координации и взаимодействия в рамках системы МФО по преодолению кризисных явлений в мировой экономике, имевших место в середине 1990-х гг.
Особое внимание, полагаем, следует уделить практике взаимодействия системы МФО с Национальными финансовыми организациями (НФО). Тенденции последних десятилетий свидетельствуют о том, что приоритетными субъектами сотрудничества МФО на мировом финансовом рынке становятся национальные учреждения стран-доноров, представленные 4 основными кредитно-финансовыми институтами: национальными агентствами развития, национальными экспортно-импортными учреждениями, органами государственного управления, национальными экологическими агентствами.
Данная
тенденция объясняется
Национальные
агентства развития взаимодействуют
с МФО, разрабатывая общие стратегии
преодоления бедности и стимулирования
экономического роста, используют во взаимоотношениях
с заемщиками кредиты для реализации условий
МФО, при которых ресурсы предоставляются
для покрытия временных издержек, связанных
с либерализацией торговых операций и
режимов. В результате НФО совместно с
МФО играют активную роль в аккумулировании
финансовых ресурсов для реализации совместных
инвестиционных проектов и программ, урегулирования
финансовых дисбалансов в различных регионах
мира, а также для решения глобальной проблемы
борьбы с бедностью. Кроме того, национальные
финансовые организации выходят на рынки
стран заемщиков для реализации своих
функций и задач. Основными кредитно-финансовыми
инструментами являются: экспортные и
импортные кредиты, инвестиционные кредиты,
несвязанные кредиты, предоставление
простых гарантий и гарантий с участием
правительства страны-заемщика, участие
в акционерном капитале предприятий (рис.
1).
Рисунок 1 - Взаимодействие между МФО различных уровней, НФО и страной-реципиентом
Всемирным банком была разработана и предложена комплексная программа развития в качестве основной стратегии построения эффективной экономики развивающихся государств, в основе которой лежит теория неразрывной связи макроэкономических и финансовых условий развития со структурными, социальными и гуманитарными аспектами. В качестве стратегических направлений глобальной борьбы с бедностью определены следующие: обеспечение высоких темпов устойчивого экономического роста, совершенствование системы перераспределения доходов среди населения, повышение эффективности государственного управления и др.
Программа направлена на повышение эффективности взаимодействия и координации различных МФО, а также НФО путем согласования функциональных задач различных наднациональных институтов в рамках общей комплексной стратегии регулирования мировой экономики [17, c. 68].
На
базе исследований финансовых кризисов,
проведенных как западными
Основным направлением взаимодействия различных МФО в рамках системы является разрешение глобальных проблем, одной из которых является урегулирование внешней задолженности развивающихся стран. Следует отметить, что МВФ, международные банки развития и экспортно-кредитные агентства активно участвовали в решении данной задачи путем обеспечения развивающихся стран кредитными ресурсами, необходимыми для поддержания программ реформирования. В то же время ключевое решение о реструктуризации принималось на уровне неформальной группы официальных кредиторов — "Парижского клуба", который, в рамках многосторонних соглашений, осуществил списание около 29 млрд дол. задолженности в 1976—1991 гг.
В 1996 г. МВФ и Всемирный банк совместно со странами-донорами разработали инициативу HIPC, отличительной особенностью которой является активная реализация комплекса механизмов МФО на всех стадиях осуществления программы, в рамках которой были установлены границы обслуживания внешней задолженности развивающихся стран на уровне 150 % от объема экспорта (в некоторых случаях на уровне 250 % доходов бюджета). При этом расходы по обслуживанию долга не должны превышать 15—20 % доходов по экспорту. Следует отметить, что при выявлении позитивного воздействия новой инициативы на страны "третьего мира" необходимо учитывать два аспекта: снижение непосредственных выплат по обслуживанию долга путем списания этих средств, реструктуризации или временной отсрочки; а также уменьшение настоящего бремени невозвратных долгов.
Классификационным критерием участия страны в представленной программе является наличие факторов низкого уровня доходов на душу населения и значительной внешней государственной финансовой задолженности.
Проект реструктуризации задолженности включает два этапа. На первом этапе страна-реципиент осуществляет (в течение 3 лет) программу стабилизации и реформирования своей экономики, согласованную с МВФ и Всемирным банком. При этом ее кредиторы производят переоформление потоков платежей на "неапольских условиях". Общая сумма платежей в счет обслуживания внешней задолженности сокращается на 67 % общей суммы, исчисленной с учетом чистой дисконтированной стоимости. Страна допускается ко второму этапу инициативы, если к концу первого этапа отношение чистой дисконтированной стоимости государственного и гарантированного государством внешнего долга к экспорту оказывается выше установленного для данной страны уровня (200—250 %); отношение суммы обслуживания внешнего долга к экспорту составляет 20—25 %; отношение чистой дисконтированной стоимости долга к величине доходов бюджета — выше 280 % [21, c. 59].
На втором этапе официальные кредиторы осуществляют дополнительное сокращение задолженности до 80 % дисконтированной стоимости долга в соответствии с "лионскими условиями" (одобрены в ноябре 1996 г.).
Следует отметить, что помощь со стороны МВФ на завершающей стадии процесса урегулирования внешнего долга наиболее бедных стран оказывается главным образом в виде специальных безвозмездных субсидий ("грантов") в рамках расширенного механизма структурной трансформации экономики (ESAF).
Таким образом, правительства развитых стран, решая проблему кризиса задолженности посредством вышеперечисленных программ, стремятся создать механизм повышения эффективности кредитования, предоставления безвозмездной помощи в рамках многонациональных проектов и разработки национальных стратегий по борьбе с бедностью.
В
течение 1999—2000 гг. проводились многочисленные
встречи сотрудников МВФ, как
основного координирующего
Базовая
программа помощи развивающимся
странам имеет комплексный
В
качестве дополнительных механизмов предоставления
финансовой помощи используются создаваемые
в определенных областях экономики
под конкретные проекты фонды акционерного
капитала, венчурные, инвестиционные,
трастовые фонды, фонды поддержки малого
и среднего бизнеса и др. Так, например,
Межамериканский банк развития управляет
45 трастовыми фондами, созданными на местах
с участием правительств стран-реципиентов
и МФО, для предоставления главным образом
технической помощи в форме грантов с
целью привлечения новых знаний, технологий
в промышленность и сельское хозяйство
развивающихся стран.
1.2
Организационно-экономические
формы и методы взаимодействия
Республики Беларусь
с системой МФО
Республика Беларусь взаимодействует с рядом МФО, среди которых: МВФ, группа Всемирного банка (МБРР, МФК, МАИГ, МЦУИС) и ЕБРР. При этом используются прямые и косвенные методы регулирования данных процессов. Основными методами прямого (административного) взаимодействия Республики Беларусь с МФО являются [9, c. 57]:
1) обусловленность кредитования;
2)
задержки инвестиционных
Взаимодействие
республики с МФО осуществляется
с помощью следующих