Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 20:32, курсовая работа
Цель работы: на основе изучения национального опыта развития безналичных расчетов выявить основные проблемы и обосновать направления развития расчетов с использование пластиковых карт в Республике Беларусь.
Задачи для достижения цели: изучение теории, изучение деятельности ОАО «АСБ Беларусбанк» в сфере безналичных расчетов, анализ и оценка деятельности банка в данной сфере.
Выбор зарплатной технологии как приоритетного в Республике Беларусь направления развития системы расчетов с использованием карточек был обусловлен тем, что оборот денежных средств, связанный с выплатой заработной платы, является одним из самых крупных в экономическом обороте государства, а удаленный доступ к карт-счету, который обеспечивает банковская пластиковая карточка, позволил предоставить населению возможность выбора способа расходования заработной платы.
Внедрение зарплатной технологии создает для банков возможность дополнительного пополнения ресурсной базы за счет остатков неиспользованных держателями карточек средств. Реализация этой возможности в значительной мере зависит от процентной политики банка, то есть от размера его платы держателям карточек по остаткам средств на счетах.[8,9]
Уже многими банками проводится работа по выполнению мер госпрограммы по развитию внутренней платежной системы. Например, ОАО «АСБ Беларусбанк» предлагает предприятиям организовать выплату заработной платы с использованием пластиковых карточек Maestro, VISA Electron или БелКарт-М. При этом, карточка БелКарт-М выдается сотрудникам предприятий бесплатно, совместно с карточкой Maestro или VISA Electron.
Технология
выпуска в обращение и
Практика
их добровольно-принудительного
3.2Пути развития расчетов с помощью пластиковых карточек
В настоящее
время программы поощрения
В развитых странах, где сформирована потребительская культура, многие банки и платежные системы активно используют в своей работе такие программы.Программы поощрения клиентов способствуют более частому использованию карточки банка для оплаты товаров и услуг, помогают установить обратную связь с клиентом, своевременно информировать о новых услугах и проектах. Как показывает мировой опыт, наибольшую эффективность демонстрируют две схемы лояльности.
1. Cash-back: программа
лояльности, позволяющая клиенту
возвращать на свой счет в
банке определенный процент от
сделанной им покупки.
2. Программа
лояльности, основанная на поощрении
клиента специальными очками (бонусами).
При каждой транзакции клиенту
на специальный неденежный
Белорусскими банками проделана определенная работа по стимулированию безналичных расчетов с использованием карточек (скидки, подарки, премии, призы). Однако этого все еще недостаточно. Держатель карточки идет за покупкой не в банк, а в магазин. Поэтому работу по стимулированию безналичных расчетов должны вести не только банки, но и торговля, причем торговля в большей степени. Предоставление специальных скидок и вознаграждений покупателям, оплачивающим товары с использованием банковских пластиковых карточек, должно осуществляться за счет средств ПТС либо путем внедрения совместных программ банков и ПТС, когда они выступают в качестве равноправных партнеров.
В этой ситуации у ПТС есть возможность использовать информационные мощности банка (информационные стенды отделений, экранные заставки инфокиосков, банкоматов), что исключено при самостоятельной программе ПТС.
К решению
проблемы увеличения доли безналичных
расчетов следует подходить комплексно,
используя систему мер
Необходимо
наладить с предприятиями и
Проведенный анализ рынка банковских пластиковых карточек Республики Беларусь показал, что:
1. Развитие
платёжных карточных систем
2. Предоставление
лучших по качеству и более
дешёвых услуг по банковским
пластиковым карточкам, по
3. Массовая
эмиссия банковских
4. Разработка
новых: карточных продуктов,
5. Интеграция
существующих в настоящее
На основе проведенного анализа надо отметить, что существует ряд проблем, обуславливающих состояние рынка платежных карт в Республике Беларусь. Для их решения необходимо активно развивать техническую инфраструктуру, увеличить спектр услуг для держателей банковских пластиковых карточек, также использовать наилучшие мировые достижения в этой области, сочетая их с отечественными разработками.
Как видно из вышесказанного, рост рынка торгового эквайринга ограничивается рядом факторов объективного характера, вследствие действия которых в ближайшее время объемы рынка не претерпят серьезных изменений. Однако это не означает, что участникам рынка следует занимать пассивную позицию, не стимулируя рост рынка и не вкладывая ресурсы в его развитие.
Анализ белорусской практики дает возможность предположить, что реализация следующего ряда мероприятий и программ будет стимулировать развитие рынка.
1. Проведение
большего количества
Развитие дисконтных программ, которые позволяют клиентам держателям платежных карт банка реально экономить денежные средства. В настоящее время складывается практика перехода от прямой денежной скидки к накопительным скидкам в форме начисления виртуальных бонусных баллов в рамках программ лояльности. Бонусная система, казалось бы, более привлекательна для предприятий розничной торговли: клиент, имея возможность реализовать скидку только в сети конкретного предприятия, вынужден для этого совершать новые покупки. Однако исследования поведения потребителей показывают, что прямые скидки обладают большим стимулирующим эффектом. С течением времени при отсутствии активной коммуникации интерес к бонусным картам ослабевает. Поэтому для стимулирования безналичного оборота необходима разработка программ, комбинирующих как бонусную накопительную систему, так и периодические прямые скидки.
Организация большего количества платежных интерфейсов с крупными ритейлами (цифровое телевидение, интернет-провайдеры и др.). Рост рынка услуг коммуникации и связи показывает значительные темпы роста, что требует адекватного роста платежной инфраструктуры.
Разработка
и активная коммуникация кредитных
карточных продуктов, предполагающих
ценовые преференции при
Наиболее
важной целью любого банка стоит
повышение рентабельности своих
операций и получение прибыли. Для
достижения этой цели маркетинговое
подразделение банка должно выполнять
целый комплекс задач, успешное выполнение
которых будет развивать
1.Привлечение новых карточных счетов.Банки ежегодно теряют от 7 до 25% карточных счетов. Столь сильный разброс процентного соотношения зависит от размера банка и сегментации его клиентской базы. Если клиентская база в основном состоит из сотрудников корпоративных клиентов, заключивших договор на перечисление заработной платы, то в данном случае процент потери клиентских счетов зависит от успеха работы банка с корпоративным клиентом. Если корпоративный клиент по каким-то причинам уходит из банка, теряется значительная клиентская база счетов — пропорционально численности данного зарплатного проекта. Что касается физических лиц, можно отметить, что эта группа клиентов наиболее стабильная, по численности сегмента зависит от направленности деятельности банка (розничный или корпоративный банк). Основными причинами потерь данной категории клиентов может послужить низкий уровень сервиса, неудовлетворенность тарифами и т. п.
Для эффективной
работы банка потери любой категории
клиентов необходимо стараться минимизировать,
а если потери все-таки по тем или
иным причинам произошли, то их необходимо
восполнять новыми карточными счетами,
привлекая новых клиентов с помощью
рекламных кампаний, методом перекрестной
продажи, предложения им пластиковой
карты с широкими функциональными
возможностями и