Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 20:32, курсовая работа
Цель работы: на основе изучения национального опыта развития безналичных расчетов выявить основные проблемы и обосновать направления развития расчетов с использование пластиковых карт в Республике Беларусь.
Задачи для достижения цели: изучение теории, изучение деятельности ОАО «АСБ Беларусбанк» в сфере безналичных расчетов, анализ и оценка деятельности банка в данной сфере.
- корпоративная
карточка выдается физическому
лицу – пользователю карточки,
но владельцем счета является
юридическое лицо (предприятие, организация,
фирма). Пользователь корпоративной
карточки может производить
3. По принадлежности к учреждению-эмитенту:
- банковские
карты, эмитентом которых
- коммерческие
карты, выпускаемые
- карты,
выпущенные организациями,
4. По категории
клиентуры, на которую
- обычная карточка – предназначена для рядового клиента;
- бизнес-карта
– предназначена для
- золотая
карточка – предназначена для
наиболее состоятельных,
5. По территориальной принадлежности:
- международные, которые принимаются к оплате в большинстве стран;
- национальные,
действующие на территории
- локальные,
действующие на части
- карты,
действующие в одном
6. По способу записи информации на карту:
- графическая запись;
- эмбоссирование;
- магнитные карты;
- чииповые карты (смарт-карты);
- лазерная запись.
Банковские платежные карточки – это эффективный инструмент денежно-кредитной политики государства. Массовое использование безналичных расчетов на основе платежных карточек обеспечивает:
- дополнительное
привлечение средств населения
в банки, а также посредством
этого увеличение ресурсов
- обслуживание
потребительских сделок в
- увеличение
масштабов потребительского
- оптимальное сочетание функций обращения и сбережения, ритмизацию спроса средств на потребление и в стабильном во времени росте остатка средств на карточных счетах;
- оптимизация
обращения наличных денег и
вкладов, делает структуры
С точки зрения развития системы безналичных расчетов, банковские пластиковые карты признаны сегодня наиболее перспективными. Платежные системы, в которых пластиковые карточки используются в качестве расчетного средства и средства получения текущего кредита в банке, среди систем использующих другие безналичные розничные платежные инструменты, являются самыми массовыми по числу вовлеченных в них клиентов.
1.2 Субъекты системы расчетов по банковским пластиковым картам
К основным субъектам платежной системы на основе пластиковых карт относятся:
1. Банк-эмитент
- банк или учреждение банка
осуществляющий эмиссию
Основные функции банка-эмитента:
- эмиссия
карточек – деятельность банка
по выпуску карточек в
- авторизация
– комплекс мер, выполняемых
для принятия решения о
- ведение счетов клиентов, высылка клиентам выписок по счетам;
- учет операций по счетам клиентов;
- работа
с клиентами (ответы на
- обеспечение
безопасности и контроль за
мошенничествами (блокировка
- маркетинг
(поиск новых клиентов, реклама,
программы активизации
2. Банк-эквайер
– банк, осуществляющий расчеты
с предприятиями торговли и
сервиса по операциям, с
Основные функции банка-эквайера:
- организация
работы с торговыми
- процессинг
– обработка электронных и
бумажных документов по
- расчеты
с торговыми предприятиями –
оплата счетов торгового
- отказ
от оплаты торговых счетов, если
нарушены какие-либо условия
Банк-эквайер
осуществляет весь спектр операций по
взаимодействию с точками обслуживания
карточек: обработку запросов на авторизацию,
перечисление на расчетные счета
точек средств за товары и услуги,
предоставленные по карточкам, прием,
сортировку и пересылку документов
(бумажных и электронных), фиксирующих
совершение сделок с использованием
карточек, распространение стоп-листов
(перечней карточек, операции по которым
по тем или иным причинам на сегодняшний
день приостановлены) и др. Кроме
того, банк-эквайер может
Банк может и совмещать выполнение функций эквайера и эмитента. Следует отметить, что основными, неотъемлемыми функциями банка-эквайера являются финансовые, связанные с выполнением расчетов и платежей точкам обслуживания. Что же касается перечисленных выше технических атрибутов его деятельности, то они могут быть делегированы эквайером специализированным сервисным организациям - процессинговым центрам.
3. Процессинговый
центр - специализированная сервисная
организация - обеспечивает обработку
поступающих от эквайеров (или
непосредственно из точек
4. Расчетный
банк – уполномоченный
5. Предприятие
торговли или сферы услуг –
предприятие, принимающее
Пластиковые карточки предоставляют их держателям уникальную по функциональным возможностям замену наличных денег, поскольку обеспечивают:
- удобство
пользования карточкой –
- гарантию отсутствия ошибок в расчетах и, как следствие, сокращение потенциальных потерь;
- получение
пользователем информации от
банка в такой форме, что
он может проверить каждую
операцию и предъявить
- сокращение
(по сравнению с традиционными
формами выполнения расчетов) времени,
необходимого на совершение
- возможность
осуществления денежных
- потенциальную
возможность получения
- конфиденциальность
информации о состоянии
- возможность
получения широкого спектра
Платежная система
- это совокупность методов и реализующих
их субъектов, обеспечивающих в рамках
системы условия для
Одна из основных задач, решаемых при создании платежной системы, состоит в выработке и соблюдении общих правил обслуживания карточек входящих в систему эмитентов, проведения взаиморасчетов и платежей. Эти правила охватывают как чисто технические аспекты операций с карточками - стандарты данных, процедуры авторизации, спецификации на используемое оборудование и пр., так и финансовые стороны обслуживания карточек - процедуры расчетов с предприятиями торговли и сервиса, входящими в состав приемной сети, правила взаиморасчетов между банками, тарифы и т.д.
Перед каждым
банком, находящимся на этапе выбора
системы обслуживания клиентов на основе
пластиковых карточек, возникает
комплекс технических и технологических
проблем. Одной из наиболее важных в
контексте разработки проекта является
проблема выбора технологии обмена информацией
как внутри банковской системы, так
и между банком и процессинговым
центром. Правила информационного
обмена влияют на выбор аппаратно-программных
средств, средств связи и коммуникаций,
на систему обеспечения
Проанализируем процедуры обработки магнитных и микропроцессорных карт (смарт-карт).
Если клиент при оплате покупки использует магнитную карту, на которой не хранится информация о состоянии счета клиента. Поэтому прежде чем принять ее в уплату за товары, продавец проводит авторизацию, делает запрос в банк и проверяет состояние счета клиента. Авторизация может быть голосовая (звонок по телефону) или проводится с помощью специального терминала. Банк-эмитент, соответствующим кодом одобряет или отклоняет сделку. Этот процесс происходит в режиме реального времени (on-line). Терминал печатает чеки, в которых расписывается клиент. В конце каждого дня торговец собирает чеки и передает их в свой банк. Общая сумма выручки за вычетом комиссионных переводится на его текущий счет, как правило, немедленно. Затем осуществляются межбанковские операции. Банк-эквайер рассчитывается с банком-эмитентом. А затем банк-эмитент рассчитывается со своим клиентом.
К недостаткам этой схемы можно отнести следующее:
- авторизация
в режиме on-line (происходит долго
и повышается себестоимость
- сохранение
промежуточного бумажного
- реальное
списание средств происходит
позже оформления сделки (существует
возможность неправомерного
Однако режим on-line имеет и свои преимущества как для держателя карточки, так и для банка-эмитента. Банк-эмитент, обрабатывая транзакции в реальном масштабе времени, имеет возможность управлять счетами держателей карточек; оперативно блокировать карточки и счета. Для держателя карточки сокращается промежуток времени между внесением средств на счет и поступлением их в базу данных банка; появляется возможность оперативной блокировки карточки при ее утери или хищении; существует возможность оплачивать покупки с конвертацией по курсу сети.
Микропроцессоные карточки обрабатываются несколько иначе. На карточке присутствует информация о состоянии счета клиента, т.е. в месте покупки известна та сумма денег, которой располагает клиент. Электронная карточка обрабатывается в режиме off-line (без связи с банковским компьютером). Карточка вставляется в специальное устройство (POS-терминал), клиент вводит свой ПИН-код, а продавец - сумму покупки. Терминал в считанные секунды проверяет подлинность и покупательную силу карточки. Если средств достаточно, то выполняются операции по списанию средств со счета клиента на счет продавца. Средства на счет продавца перечисляются во время сеанса связи с банком (возможно в конце рабочего дня). Но в этой схеме заложена возможность сбора информации с терминалов не только с помощью сеансов обмена по линиям связи, но и с помощью специальных технологических электронных карт или других носителей информации. В принципе эту информацию можно передать и с курьером. Узким местом в такой схеме является обновление информации о стоп-листах, в которых фиксируются карточки, утерянные или запрещенные к приему по другим причинам. Таким образом, электронные карточки значительно упрощают и ускоряют процесс прохождения платежей, не требуют постоянного использования телекоммуникационных линий связи. Расчеты по карточкам не будут остановлены при неисправности центрального компьютера или других неполадках.