Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 21:02, отчет по практике
Целью прохождения преддипломной практики явилось закрепление в практической деятельности знаний, умений и навыков, полученных в процессе обучения.
Задачи преддипломной практики:
- ознакомиться с деятельностью и организационной структурой АФ АО «Цеснабанк»;
- ознакомиться со структурой кредитного блока;
Введение……………………………………………………………………….…3
1 Общая характеристика АФ АО «Цеснабанк» ………………………….……4
1.1 История развития.…………………………………………………………... 4
1.2 Основные операции и виды деятельности АФ АО «Цеснабанк»...………8
1.2.1 Краткосрочная стратегия развития АО «Цеснабанк» ……………….…10
1.3 Организационная структура АФ АО «Цеснабанк».………………………11
2 Деятельность кредитного отдела АФ АО «Цеснабанк».…………………...15
2.1 Структура кредитного блока…………………………………………….…15
2.2 Описание отдела розничного кредитования ……………………………...16
2.3 Этапы выдачи кредита……………………………………………………...19
3 Деятельность отдела по обслуживанию юридических лиц Операционного Управления АФ АО «Цеснабанк»……………………………...………………22
3.1 Описание отдела по обслуживанию юридических лиц…………………..22
3.2 Расчётно-кассовое обслуживание юридических лиц в АФ АО «Цеснабанк».…………………………………………………………….……….23
3.2.1 Порядок открытия и закрытия счета……………………………….…….23
3.2.2 Формы безналичных расчетов…………………………………...…….…26
3.2.3 Выдача выписок по счёту…………………………………………....……33
3.2.4 Кассовое обслуживание юридических лиц: приём, выдача наличных денег, выдача чековой книжки………………………………………….………34
4 Рекомендации по совершенствованию обслуживания клиентов…..………38
4.1 Совершенствование кредитования физических лиц.……………...………38
4.2 Совершенствование обслуживания юридических лиц……………………40
Заключение………………………………………………………………………43
Список использованных источников…………………………………………..44
Для акцептования платежного требования-поручения плательщику дается 3 рабочих дня (не считая дня поступления его в банк плательщика).
При согласии оплатить полностью или частично платежное требование-поручение плательщик оформляет его подписями лиц, уполномоченных распоряжаться счетом в банке, и оттиском печати на всех экземплярах и сдает их в обслуживающий банк, из которых:
1-й экземпляр служит основанием для списания средств со счета плательщика и остается в документах для банка;
2-й экземпляр высылается в банк поставщика, где служит основанием для зачисления средств на счет поставщика;
3-й экземпляр возвращается плательщику как расписка в совершении банковской операции по его счету.
При частичном отказе от оплаты в платежном требовании-поручении в графе “Сумма к платежу” плательщик проставляет ту сумму, которую согласен оплатить на расчетный счет поставщика.
В случае отказа полностью или частично оплатить платежное требование-поручение плательщик оформляет сопроводительное письмо (извещение) с мотивировкой отказа от акцепта. Если отказ частичный, то указанное сопроводительное письмо передается плательщиком в обслуживающий его банк вместе с оформленным платежным требованием-поручением для пересылки его вместе с последним в банк поставщика.
В случае полного отказа от акцепта платежное требование-поручение вместе с сопроводительным письмом об отказе в оплате возвращается плательщиком непосредственно поставщику, минуя банк.
Расчеты аккредитивами.
Аккредитив — это поручение банка покупателя банку поставщика об оплате поставщику товаров и услуг на условиях, предусмотренных в аккредитивном заявлении покупателя против представленных поставщиком соответствующих документов.
Аккредитивная форма расчетов используется только в иногороднем обороте. Аккредитив может быть предназначен для расчетов только с одним поставщиком. Срок действия аккредитива банковскими правилами не регламентируется, а устанавливается в договоре между поставщиком и покупателем. При данной форме расчетов платеж совершается по месту нахождения поставщика. В отличие от других форм безналичных расчетов аккредитивная форма гарантирует платеж поставщику либо за счет собственных средств покупателя, либо за счет средств его банка.
Банками могут открываться следующие виды аккредитивов:
- покрытые (депонированные) и непокрытые (гарантированные);
- отзывные и безотзывные (могут быть подтвержденными).
При открытии покрытого (депонированного) аккредитива банк-эмитент перечисляет за счет средств плательщика или предоставленного ему кредита сумму аккредитива (покрытие) в распоряжение исполняющего банка на весь срок действия аккредитива. При открытии непокрытого (гарантированного) аккредитива банк-эмитент предоставляет исполняющему банку право списывать средства с ведущегося у него корреспондентского счета в пределах суммы аккредитива. Порядок списания денежных средств с корреспондентского счета банка-эмитента по гарантированному аккредитиву определяется по соглашению между банками.
Отзывным является аккредитив, который может быть изменен или отменен банком-эмитентом на основании письменного распоряжения плательщика без предварительного согласования с получателем средств и без каких-либо обязательств банка-эмитента перед получателем средств после отзыва аккредитива. Безотзывным признается аккредитив, который может быть отменен только с согласия получателя средств. По просьбе банка-эмитента исполняющий банк может подтвердить безотзывный аккредитив (подтвержденный аккредитив). Безотзывный аккредитив, подтвержденный исполняющим банком, не может быть изменен или отменен без согласия исполняющего банка. Порядок предоставления подтверждения по безотзывному подтвержденному аккредитиву определяется по соглашению между банками.
Аккредитив предназначен для расчетов с одним получателем средств.
Получатель средств может отказаться от использования аккредитива до истечения срока его действия, если возможность такого отказа предусмотрена условиями аккредитива.
Порядок расчетов по аккредитиву устанавливается в основном договоре, в котором рекомендуется отражать следующее:
- наименование банка - эмитента;
- наименование банка, обслуживающего получателя средств;
- наименование получателя средств;
- сумма аккредитива;
- вид аккредитива;
- способ извещения получателя средств об открытии аккредитива;
- способ извещения плательщика о номере счета для депонирования
- средств, открытых исполняющим банком;
- полный перечень и точная характеристика документов, представляемых получателем средств;
- сроки действия аккредитива, представления документов, подтверждающих поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), и требования к оформлению указанных документов;
- условие оплаты (с акцептом или без акцепта);
- ответственность за неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязательств;
- иные положения.
Платеж по аккредитиву производится в безналичном порядке путем перечисления суммы аккредитива на счет получателя средств. Допускаются частичные платежи по аккредитиву.
За нарушения, допущенные при исполнении аккредитивной формы расчетов, банки несут ответственность в соответствии с законодательством.
Расчеты по инкассо.
Расчеты по инкассо представляют собой банковскую операцию, посредством которой банк (далее - банк-эмитент) по поручению и за счет клиента на основании расчетных документов осуществляет действия по получению от плательщика платежа. Для осуществления расчетов по инкассо банк-эмитент вправе привлекать другой банк (далее - исполняющий банк).
Расчеты по инкассо осуществляются на основании:
- платежных требований, оплата которых может производиться по распоряжению плательщика (с акцептом) или без его распоряжения (в безакцептном порядке),
- инкассовых поручений, оплата которых производится без распоряжения плательщика (в бесспорном порядке).
Платежные требования и инкассовые поручения предъявляются получателем средств (взыскателем) к счету плательщика через банк, обслуживающий получателя средств (взыскателя).
Получатель средств (взыскатель) представляет в банк указанные расчетные документы при реестре переданных на инкассо расчетных документов, составляемом в двух экземплярах. В реестр могут включаться по усмотрению получателя средств (взыскателя) платежные требования и (или) инкассовые поручения.
При приеме на инкассо платежных требований, инкассовых поручений ответственный исполнитель банка-эмитента осуществляет проверку соответствия расчетного документа установленной форме бланка, полноты заполнения всех предусмотренных бланком реквизитов, соответствия подписей и печати получателя средств (взыскателя) образцам, указанным в карточке с образцами подписей и оттиска печати, а также идентичности всех экземпляров расчетных документов. При приеме инкассовых поручений с приложенными исполнительными документами ответственный исполнитель банка обязан проверить соответствие реквизитов расчетного документа (даты и номера исполнительного документа, на который сделана ссылка в расчетном документе, взыскиваемой суммы, наименований плательщика и получателя расчетного документа) реквизитам исполнительного документа.
После проверки правильности заполнения на всех экземплярах принятых расчетных документов проставляется штамп банка - эмитента, дата приема и подпись ответственного исполнителя. Непринятые документы вычеркиваются из реестра переданных на инкассо расчетных документов и возвращаются получателю средств (взыскателю), количество и сумма расчетных документов в реестре исправляются. Оба экземпляра реестра и исправления в них заверяются подписью ответственного исполнителя банка - эмитента.
Последние экземпляры расчетных документов вместе со вторым экземпляром реестра возвращаются получателю средств (взыскателю) в качестве подтверждения приема документов на инкассо.
Первые экземпляры реестров остаются в банке-эмитенте, подшиваются в отдельную папку, используются в качестве журнала регистрации принятых на инкассо расчетных документов и хранятся в банке-эмитенте в соответствии с установленными сроками хранения документов.
Поступившие в исполняющий банк платежные требования и инкассовые поручения регистрируются в журнале произвольной формы с указанием номера счета плательщика, номера, даты и суммы каждого расчетного документа. На первом экземпляре поступивших платежных требований и инкассовых поручений в верхнем левом углу проставляется дата поступления расчетного документа.
Ответственный исполнитель исполняющего банка осуществляет контроль полноты и правильности заполнения реквизитов платежных требований и инкассовых поручений.
При отсутствии или недостаточности денежных средств на счете плательщика платежные требования, акцептованные плательщиком, платежные требования на безакцептное списание денежных средств и инкассовые поручения (с приложенными в установленных законодательством случаях исполнительными документами) помещаются в картотеку "Расчетные документы, не оплаченные в срок" с указанием даты помещения в картотеку.
Исполняющий банк обязан известить банк - эмитент о помещении расчетных документов в эту картотеку, направив извещение.
3.2.3 Выдача выписок по счёту
Выписки из лицевых счетов выдаются клиенту (лицам, имеющим право первой или второй подписи по данному счету), или его представителю по доверенности, оформленной в установленном порядке по мере совершения операций в порядке и сроки, указанные в карточках образцов подписей и оттиска печати.
Выписки из лицевых счетов, изготовленные на ЭВМ, выдаются клиентам со штампами, но без подписей работников банка. К выпискам из лицевых счетов должны прилагаться документы, на основании которых проведены операции по счету. На документах, прилагаемых к выпискам, проставляется штамп, а также календарный штемпель даты проводки документа по лицевому счету.
При соблюдении всех требований Национального банка Республики Казахстан по ведению и хранению лицевых счетов (ведение базы лицевых счетов в автоматизированной банковской системе, обязательное дублирование лицевых счетов, как минимум на двух различных носителях, обеспечение сохранения информации в течение срока, установленного для данных документов) выписки из лицевых счетов могут распечатываться в одном экземпляре.
В случае утери клиентом выписки из лицевого счета ее дубликат может быть выдан только с письменного разрешения руководителя учреждения банка или его заместителя по письменному заявлению клиента, в котором он обязан указать причины утраты выписки, подписанному руководителем и главным бухгалтером организации. На титульной части дубликата делается надпись: «Дубликат выписки за «____» ____________ 20 г. Дубликат выписки подписывается операционным работником и начальником отдела или заместителем, скрепляется оттиском печати банка и выдается представителю клиента под расписку на заявлении.
Владелец счета обязан в течение 10 дней после выдачи ему выписок письменно сообщить банку о суммах, ошибочно записанных в кредит или дебет счета. Если от клиента в указанный срок возражений не поступило, совершенные операции и остаток средств на счете считаются подтвержденными.
3.2.4 Кассовое обслуживание юридических лиц: приём, выдача наличных денег, выдача чековой книжки
Приём наличных денег.
Прием наличных денежных средств от клиентов производится по объявлению на взнос наличными, которое состоит из трёх частей объявления, квитанции и ордера.
Клиент сдает объявление на взнос наличными операционному работнику, который должен:
- проверить соответствие указанных сумм цифрами и прописью;
- подписать объявление, квитанцию и ордер;
- отразить в кассовом журнале по приходу сумму и другие реквизиты, предусмотренные кассовым журналом.
Затем объявление на взнос наличными передаётся внутренним порядком в кассу. Кассир, получив объявление на взнос наличными, проверяет наличие и тождественность подписи операционного работника имеющемуся образцу, сличает соответствие суммы цифрами и прописью, вызывает вносителя денег и принимает от него денежную наличность.
Если вноситель сдает деньги в кассу банка по нескольким приходным документам для зачисления на разные счета, кассир принимает деньги по каждому документу отдельно. На столе у кассира не должно быть никаких других денег, кроме принимаемых от того лица, который вносит деньги.
Рабочее место кассира должно быть оборудовано так, чтобы клиент имел возможность наблюдать за пересчетом денег.
После приема денег кассир сверяет сумму, указанную в приходном документе, с суммой, фактически оказавшейся при пересчете. При соответствии сумм кассир подписывает квитанцию, объявление и ордер к нему, ставит на квитанцию печать «Приходная касса» и выдает квитанцию лицу, внесшему деньги.
В случае установления у клиента расхождения между суммой сдаваемых денег и суммой, указанной в документе, а также при обнаружении неплатежных и фальшивых денег объявление на взнос наличными переоформляется на фактически вносимую сумму денег. При этом первоначальный приходный документ кассовый работник перечёркивает, на обороте квитанции к объявлению проставляет сумму фактически принятых денег, а также достоинства, серии и номера и сумму принятых на экспертизу сомнительных денежных знаков, подпись.
Выдача наличных денег.
Выдача наличных денег под отчет на расходы, связанные с осуществлением деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя, проводится операционистами по расходным кассовым ордерам.
Кассир выдает наличные деньги непосредственно получателю, указанному в расходном кассовом ордере при предъявлении им удостоверения личности или другого документа, удостоверяющего личность в соответствии с требованиями законодательства Республики Казахстан, либо при предъявлении получателем доверенности и документа, удостоверяющего личность.
Информация о работе Практика в кредитном и операционном отделе АО Цеснабанк