Перспективы развития денежно–кредитной политики Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 14:34, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является:
исследование теоретических аспектов денежно-кредитной политики;
анализ ее практического применения;
изучение особенностей регулирования денежно-кредитной политики в Республике Беларусь;
рассмотреть важнейшие элементы, влияющие на денежно-кредитную политику.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….....3
1 Теоретические аспекты денежно–кредитной политики как
неотъемлемой части экономической политики…………………………….….5
1.1Понятие и сущность денежно–кредитной политики…………….….…......5
1.2 Типы денежно–кредитной политики………………………………….......10
1.3 Методы регулирования денежно–кредитной политики…………….…...13
2 Особенности реализации денежно–кредитной политики в Республике Беларусь……………………..………………………………………………......17
2.1Основные направления денежно–кредитной политики Республики Беларусь…..………………………………………………………………..…...17
2.2 Процентная политика как составная часть денежно–кредитной политики..…………………………………………………………………..…...21
2.3 Анализ выполнения основных денежно–кредитных показателей……...25
3 Перспективы развития денежно–кредитной политики Республики Беларусь…………………..…………………………………….……..……...…31
3.1 Совершенствование денежно–кредитной политики в Республике Беларусь на 2011-2015 годы………………………………………..……....…31
3.2 Использование зарубежного опыта регулирования денежно–
кредитной политики……………………………………………….……....…...36
3.3 Денежно–кредитная политика как фактор устойчивого
экономического развития Республики Беларусь……............………………..41
Заключение…………………………………………………………………..…44
Список использованных источников……………………..………………….

Работа содержит 1 файл

Оригинал.docx

— 182.54 Кб (Скачать)

В 1990-е  годы Резервный банк отказался от практики воздействия на динамику цен с помощью валютного курса. В значительной мере отказ был обусловлен ослаблением правила «коэффициента 0,4». Снижении взаимосвязи между валютным курсом и инфляцией в краткосрочной перспективе наблюдалось также в других странах, таргетирующих инфляцию. Новое правило воздействия на инфляцию стало более сложным, учитывающим отклонение реального валютного курса, реальных процентных ставок, реального ВВП от потенциальных уровней (близких или совпадающих с усредненными за бизнес-цикл значениями). Переход к новому правилу обусловил увеличение периода, на который нужно было прогнозировать инфляцию. Управление ликвидностью и информационная политика остались важнейшими инструментами Резервного банка.

Использование индикатора денежно-кредитных условий имеет определенные ограничения на практике, связанные с тем, что связь денежно-кредитных условий с инструментами денежно-кредитной политики более жесткая, чем связь между денежно-кредитными условиями и инфляцией. Поэтому, например, циклическое изменение инструментов денежно-кредитной политики, которое вызовет циклическое изменение индикатора денежно-кредитных условий, может слабо повлиять на инфляцию, если период этого цикла слишком мал. Другое ограничение связано с тем, что рассчитанный по статистическим данным за прошедший период коэффициент соотношения между процентной ставкой и валютным курсом, характеризующий сравнительную силу их влияния на инфляцию, может измениться в будущем.

В марте 1999 г. Резервный банк существенно изменил инструментарий денежно-кредитной политики, отказавшись от практического использования индикатора денежно-кредитных условий и перейдя к использованию инструмента суточной межбанковской процентной ставки. Это процентная ставка (рисунок 6), устанавливаемая Резервным банком для достижения целей денежно-кредитной политики.

Главные преимущества перехода к процентной ставке в качестве основного инструмента денежно-кредитной политики по сравнению с ранее применявшимися инструментами связаны с существенно большей информативностью с точки зрения определения направленности текущей денежно-кредитной политики. Информация о принятых решениях по изменению ставки немедленно доводится до сведения общественности.

Изменения суточной межбанковской процентной ставки оказывают влияние на процентные ставки финансового рынка и валютный курс, которые, в свою очередь, влияют на экономическую активность и инфляцию (Рисунок 5).

 

 

 

Рисунок 5 Суточная межбанковская процентная ставка

 

Таким образом, объявленная суточная межбанковская процентная ставка служит центром интервала шириной в 50 базисных пунктов, образованного ставками предоставления и абсорбирования банковской ликвидности.

В 2006 г., на фоне усиления напряженности на денежных рынках, Резервный банк Новой Зеландии пересмотрел систему управления ликвидностью кредитных организаций, значительно повысил таргетируемый ежедневный объем банковских резервов и стал начислять проценты по ним по официальной суточной межбанковской процентной ставке.

В целях  ограничения инфляционного давления Резервный банк Новой Зеландии на протяжении нескольких лет (с 2004-го до середины 2008 г.) повышал суточную межбанковскую процентную ставку, в то время как в других промышленно развитых странах с таргетированием инфляции процентные ставки сохранялись на сравнительно более низком уровне.

К дополнительным обсуждаемым стабилизационным инструментам относятся:

1) налог  на собственность, приобретаемую для дальнейшей перепродажи (если цикл купли-продажи меньше двух лет);

2) установление  ограничений на снижение налоговых платежей с доходов, полученных от аренды недвижимости, возникающее в периоды изменения цен в сторону их понижения;

3) повышение  адекватной зависимости предложения на рынке недвижимости от спроса на недвижимость

4) более  тесное сопряжение требований к банковскому капиталу с рисками в финансовой системе, оценка которых меняется в соответствии с фазами деловой активности на рынке недвижимости;

5) ограничение объема кредитов, обеспеченных недвижимостью;

6) налогообложение полученных банками поступлений от процентных платежей по ипотечным кредитам.

Сдерживание роста цен на жилье в предкризисный период существенно облегчило Резервному банку задачу нейтрализации шоков мирового финансово-экономического кризиса.

Переход к инфляционному таргетированию – это изменение основ денежно-кредитной политики. До инфляционного таргетирования экономические агенты Новой Зеландии несли ощутимые издержки, связанные с более высоким уровнем инфляции по сравнению с уровнем в странах – основных торговых партнерах. Именно поэтому сначала в обществе возникла потребность в низком уровне инфляции, а потом в ответ на эту потребность вводились элементы инфляционного таргетирования. Причем в низком уровне инфляции было заинтересовано не только население, в наибольшей степени страдающее от инфляции, но и реальный и финансовый сектора экономики. В результате в рамках реформы центрального правительства в 80-х годах центральному банку было поручено обеспечить низкие и устойчивые темпы инфляции. В первые годы инфляционного таргетирования широкая общественность сомневалась в возможностях центрального банка достичь целевых показателей инфляции, однако в Новой Зеландии было понимание необходимости придать высший приоритет цели по инфляции и соответственно иным целям денежно-кредитной и валютной политики – качественно более низкий приоритет. Именно поэтому можно говорить о хороших стартовых условиях для перехода к таргетированию инфляции в Новой Зеландии в конце 80-х годов.

 

 

3.3 Денежно–кредитная политика как фактор устойчивого

      развития Республики  Беларусь

 

 

Основополагающей  целью денежно-кредитной политики является помощь экономике в достижении общего уровня производства, характеризующейся  полной занятостью и отсутствием  инфляции. Денежно-кредитная политика состоит в изменении денежного  предложения с целью стабилизации совокупного объема производства, занятости  и уровня цен.

Обсуждая  направления денежно-кредитной политики, многие экономисты и представители  центральных банков различных государств постоянно ссылаются на шесть  ее основных целей:

    • высокий уровень занятости;
    • экономический рост;
    • стабильность цен;
    • стабильность процентной ставки;
    • стабильность на финансовых рынках;
    • стабильность валютного рынка.

Высокий уровень занятости - это достойная  цель по двум основным причинам:

      • высокий уровень безработицы вызывает усиление нищеты: когда семьи испытывают финансовые трудности, люди теряют самоуважение и повышается уровень преступности (хотя последний вывод весьма спорен);
      • при высокой безработице в экономике много не только незанятых рабочих, но и незадействованных ресурсов (закрытых фабрик и неиспользуемого оборудования), результатом чего служит недопроизводство (снижение ВВП).

Желательность высокого уровня занятости вполне очевидна. Может казаться, что полная занятость  достигается тогда, когда нет  ни одного рабочего, не имеющего работы, т. е. когда безработица равна  нулю. Но в таком случае игнорируется тот факт, что, например, фрикционная  безработица выгодна экономике. Скажем, рабочий, решивший найти лучшую работу, может оказаться безработным  на время ее поиска.

Вот почему, ставя целью достичь высокого уровня занятости, нужно стремиться не к нулевому уровню безработицы, а  к некоторому ее уровню выше нуля, который  соответствовал бы состоянию полной занятости и обеспечивал равенство  спроса на труд его предложению. Экономисты называют его естественным уровнем  безработицы.

Нацеленность  на постоянный экономический рост тесно  связана с задачей поддержания  высокого уровня занятости, поскольку  при низком уровне безработицы фирмы, скорее всего, будут осуществлять инвестиции в оборудование, чтобы повысить производительность труда и обеспечить экономический  рост. И наоборот, если уровень безработицы  высок и фабрики не заняты, то производителям невыгодно инвестировать в дополнительные заводы и оборудование. Обе эти цели взаимосвязаны, но государственная политика может быть специально ориентирована на поддержание экономического роста путем стимулирования инвестиционной активности фирм или процесса формирования сбережений населения, которые обеспечивают предприятия средствами для инвестирования.

Экономисты  стали уделять больше внимания социальным и экономическим издержкам инфляции и вопросам стабильности уровня цен  как цели экономической политики. Стабильность цен желательна по той  причине, что повышение уровня цен (инфляция) порождает неопределенность в экономике. Наиболее ярким примером нестабильности цен является гиперинфляция, которую пережила Германия в 1921 -1923 гг. Инфляция затрудняет и планирование на будущее. Также инфляция может  расшатать социальную структуру  страны: социальный конфликт может  возникнуть в результате того, что  каждая социальная группа начнет конкурировать  с другими в борьбе за повышение  заработной платы, компенсирующее рост уровня цен.

Поддержание стабильности процентных ставок необходимо потому, что их колебания тоже могут  порождать неопределенность в экономике  и осложнять планирование будущего.

Один  из способов обеспечения стабильности - это помощь в предотвращении финансовой паники. Стабильность на финансовых рынках обеспечивается также стабильностью  процентной ставки, поскольку ее колебания  создают неопределенность для финансовых учреждений.

Рассмотрим  этот пункт на примере США. По мере того как возрастала важность международной  торговли для экономики США, курс доллара по отношению к другим валютам становился объектом все  более пристального внимания со стороны  Федеральной Резервной Системы. Рост курса доллара делает американскую продукцию менее конкурентоспособной  за рубежом, а его снижение стимулирует  инфляцию в США. Предотвращение больших  изменений курса доллара упрощает людям и фирмам планирование будущих  покупок и продаж за рубежом. Таким  образом, стабилизация резких колебаний  курса доллара на рынках иностранной  валюты является важной задачей денежно-кредитной политики.

Исходя  из всех этих объяснений, можно сделать  вывод о том, что все цели взаимосвязаны  друг с другом и достигаются только при осуществлении каждой из них.

Осуществляя денежно-кредитную политику, Центральный  Банк, воздействуя на кредитную деятельность коммерческих банков и направляя  регулирование на расширение или  сокращение кредитования экономики, достигает  стабильного развития внутренней экономики, укрепления денежного обращения, сбалансированности внутренних экономических процессов. Таким образом, воздействие на кредит позволяет достичь более глубоких стратегических задач развития всего хозяйства в целом.

Нужно отметить, что денежно-кредитная политика осуществляется как косвенными (экономическими), так и прямыми (административными) методами воздействия. Различие между  ними состоит в том, что Центральный  Банк либо оказывает косвенное воздействие  через ликвидность кредитных  учреждений, либо устанавливает лимиты в отношении количественных и  качественных параметров деятельности банков.

Денежно-кредитная  политика в конечном итоге воздействует на инвестиции и размеры валового национального продукта. Ее действие эффективнее действия фискальной политики, т.к. денежно-кредитная политика более  гибкая и быстрее реагирует на изменение в экономике. На нее  не оказывает давление политический фактор. Решение по проведению фискальной политики принимаются законодательными органами, которые обсуждают и  утверждают их. А какой парламент  или президент примет решение  об увеличении налогов в год переизбрания, даже если это объективно необходимо для экономики? И поэтому часто  принятие таких решений откладывается. Денежно-кредитная политика свободна от этого, Центральный Банк и другие органы, регулирующие кредитно-денежную сферу, могут ежедневно принимать  решения о покупке и продаже  ценных бумаг и тем самым влиять на денежное предложение и процентную ставку. В основе денежно-кредитной  политики государства лежит теория денег, изучающая процесс воздействия  денег и денежно-кредитной политики в целом.  

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Денежно-кредитная  политика  во  многом  определяет  валютные  курсы, влияя тем самым на  эффективность  внешнеторговых  операций  по  экспорту  и импорту. Ее можно использовать не только для изменения  основных  внутренних макроэкономических переменных, но и для управления внешнеторговым балансом.

Без  верной  денежно-кредитной  политики,   проводимой   Центральным Банком,  экономика  не   может   эффективно   функционировать.   В   периоды экономического спада и роста безработицы,  падения  производства  необходимо увеличивать    денежное    предложение,    чтобы    стимулировать    процесс инвестирования финансовых ресурсов в производство, а  также  потребительских расходов - необходимо увеличивать совокупный спрос. В период  экономического роста, сопровождаемого инфляцией, следует снижать предложение денег.  Именно этим и занимаются центральные эмиссионные банки.

Осуществляя оптимальную денежно-кредитную политику, Национальному Банку удалось добиться определенного прогресса. Динамика денежно-кредитных агрегатов выдерживается в пределах запланированных параметров, рыночные котировки рубля относительно стабильны, проводятся необходимые мероприятия по наращиванию золотовалютных резервов, платежная система функционирует нормально. Конечно, еще рано делать какие-то окончательные выводы об эффективности проводимой политики, тем более что проблемы, стоящие перед банковской системой Беларуси, также как и большинства других стран с переходной экономикой, весьма сложны и вряд ли могут быть решены в течение нескольких лет. Но однозначно можно сказать, что сложность той ситуации, в которой находится экономика республики, многообразие и серьезность задач, стоящих перед денежно-кредитной и в целом социально-экономической политикой, требуют комплексности и системности при определении конкретных мер экономической политики, придания им стратегической направленности.

Информация о работе Перспективы развития денежно–кредитной политики Республики Беларусь