Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 14:34, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является:
исследование теоретических аспектов денежно-кредитной политики;
анализ ее практического применения;
изучение особенностей регулирования денежно-кредитной политики в Республике Беларусь;
рассмотреть важнейшие элементы, влияющие на денежно-кредитную политику.
Введение……………………………………………………………………….....3
1 Теоретические аспекты денежно–кредитной политики как
неотъемлемой части экономической политики…………………………….….5
1.1Понятие и сущность денежно–кредитной политики…………….….…......5
1.2 Типы денежно–кредитной политики………………………………….......10
1.3 Методы регулирования денежно–кредитной политики…………….…...13
2 Особенности реализации денежно–кредитной политики в Республике Беларусь……………………..………………………………………………......17
2.1Основные направления денежно–кредитной политики Республики Беларусь…..………………………………………………………………..…...17
2.2 Процентная политика как составная часть денежно–кредитной политики..…………………………………………………………………..…...21
2.3 Анализ выполнения основных денежно–кредитных показателей……...25
3 Перспективы развития денежно–кредитной политики Республики Беларусь…………………..…………………………………….……..……...…31
3.1 Совершенствование денежно–кредитной политики в Республике Беларусь на 2011-2015 годы………………………………………..……....…31
3.2 Использование зарубежного опыта регулирования денежно–
кредитной политики……………………………………………….……....…...36
3.3 Денежно–кредитная политика как фактор устойчивого
экономического развития Республики Беларусь……............………………..41
Заключение…………………………………………………………………..…44
Список использованных источников……………………..………………….
Общие методы влияют на весь кредитный рынок и в основном являются косвенными. Селективные методы регулируют отдельные виды кредита либо применяются к ограниченному перечню банков. [2, с. 462].
В разных странах на разных стадиях развития финансового рынка применяются различные комбинации инструментов денежно–кредитной политики.
В совокупности инструментов денежно–кредитного регулирования выделяют следующие основные группы [2, с: 463]:
Прежде всего, важнейшими являются прямые (административные) и косвенные (экономические), а также общие, влияющие на рынок ссудного капитала в целом, и селективные, предназначенные для регулирования определенных форм кредита, кредитования отдельных отраслей и т.д. [2, с. 460].
Государство может использовать как прямые (административные), так и косвенные (экономические) методы воздействия на деятельность банков.
К административным методам относятся прямые ограничения (лимиты) или запреты, устанавливаемые Центральным банком в отношении разнообразных параметров деятельности банков по различным направлениям.
При использовании административных методов широко применяются следующие инструменты:
Административные методы, как правило, используются в странах с развитой системой государственного планирования экономики. Правда, довольно часто административное регулирование вводилось в странах с рыночной организацией хозяйственной жизни, но лишь на период глобального кризиса. Так, в США такие денежно–кредитные инструменты Федеральная Резервная Система применяла в эпоху Великой Депрессии, а также во время корейской войны.
К экономическим методам регулирования совокупного денежного оборота относятся мероприятия, использование которых оказывает в основном косвенное воздействие на решения, принимаемые хозяйствующими субъектами и не предполагает установление прямых запретов или лимитов.
К экономическим методам управления денежным предложением относятся:
Выделяют три основные группы экономических методов управления денежным предложением: налоговые, нормативные и корректирующие. В основном используются лишь нормативные и корректирующие методы.
К нормативным методам относятся все виды отчислений и коэффициентов, обязательных к исполнению и устанавливаемых в виде норматива. Основным нормативным инструментом является изменение нормы обязательных резервов, которая во многом определяет размер денежного мультипликатора.
Корректирующее воздействие осуществляется путем проведения кредитных операций Центральным банком (когда Центробанк выступает в качестве кредитора в последней инстанции) и операций с ценными бумагами, которые могут проводиться по усмотрению Центрального банка в необходимых масштабах и с нужной периодичностью, за счет чего эффект достигается более быстро. Эта форма воздействия отличается гибкостью и оперативностью, возможностью оказывать стимулирующее либо ограничивающее воздействие на кредитно–депозитную эмиссию в зависимости от ситуации.
Экономические методы в наибольшей степени присущи экономике рыночного типа с сильными традициями высококонкурентных рынков. Например, в США Федеральная Резервная Система, осуществляя контроль за финансовыми посредниками, практически не использует административных методов [18].
В большинстве стран в целях
управления и регулирования государство
ориентируется в основном на использование
экономических методов, работая, впрочем,
и с административными инструментами.
Согласно установкам официальной денежно–кредитной
политики разрабатываются основные мероприятия
по денежно–кредитному регулированию
в каждый конкретный период, определяются
наиболее эффективные в данный момент
методы управления и инструменты воздействия
на деятельность банков. В зависимости
от состояния хозяйственной конъюнктуры
Центральный банк делает выбор между двумя
основными типами монетарной политики,
для каждого из которых характерен свой
набор инструментов и определенное сочетание
экономических и административных
методов регулирования.
2.1 Основные направления денежно–
Республики Беларусь
Начиная с 1992 г., формирование доходов бюджета Республики Беларусь осуществляется на основе собственного налогового законодательства, введенного в действие с 1 января 1992 г. В условиях рыночных отношений механизм налогообложения основывается на применении косвенных налогов, включающих налог на добавленную стоимость и акцизы [3, с. 31].
Формирование бюджета Республики Беларусь законодательно закреплено в Конституции Республики Беларусь, Законе «О бюджетной системе Республики Беларусь и государственных внебюджетных фондах», Законе «О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь», Законе «О бюджетной классификации Республики Беларусь», налоговом законодательстве.
На основе этих законов ежегодно принимаются:
В основу разработки бюджета и основных направлений денежно–кредитной политики положены важнейшие параметры социально–экономического развития Республики Беларусь.
Денежно–кредитная политика Республики Беларусь носит стратегическую направленность на создание условий для устойчивых темпов экономического роста и выполнение прогнозных показателей социально–экономического развития посредством реализации монетарных целей и задач.
Правовой основой денежно–кредитной политики Республики Беларусь являются Основные направления денежно–кредитной политики Республики Беларусь, ежегодно утверждаемые Президентом Республики Беларусь по представлению Национального банка и Правительства Республики Беларусь. Основные направления денежно–кредитной политики Республики Беларусь содержат важнейшие параметры развития денежно–кредитной сферы, определяют цели, задачи и приоритеты денежно–кредитной политики государства и предусматривают обеспечивающий их реализацию комплекс мероприятий и механизмов регулирования и контроля [4, с. 4].
Национальный банк совместно с Правительством Республики Беларусь ежегодно до 1 октября текущего года представляет Президенту Республики Беларусь Основные направления денежно–кредитной политики Республики Беларусь на очередной год.
Основные направления денежно–кредитной политики Республики Беларусь на очередной год включают в себя:
Основные направления взаимоувязываются с макроэкономической государственной политикой: прогнозом социально–экономического развития страны на очередной период, бюджетно–налоговой политикой (государственным бюджетом страны на очередной период), с внешнеэкономической политикой (прогнозом платежного баланса страны). В этих целях национальный банк взаимодействует с министерствами финансов, экономики и внешнеэкономических связей, другими органами государственного управления, коммерческими банками.
Процесс формулирования целей денежно–кредитной политики состоит из следующих этапов. На первом этапе устанавливаются конечные цели денежно–кредитной политики в форме контрольных цифр экономического роста, инфляции, состояния платежного баланса.
На втором
этапе устанавливаются
На третьем
этапе устанавливаются
На четвертом этапе производится отбор инструментов денежно–кредитной политики. Выбор методов денежно–кредитного регулирования зависит от цели и объекта регулирования, степени зрелости рыночных отношений. Объектом регулирования выступают макроэкономические характеристики использования кредита, посредствам которых национальный банк имеет возможность воздействовать на экономику, текущее потребление и сферу накопления, а также обеспечить ликвидность банковской системы. Достижение желаемого макроэкономического эффекта национальный банк обеспечивает путем использования рычагов экономического воздействия, корректируя экономические мотивации банков.
Основной целью денежно–кредитной политики Республики Беларусь является содействие развитию всех секторов экономики, обеспечение внутренней и внешней устойчивости национальной денежной единицы. В настоящее время национальная денежно–кредитная политика направлена на повышение роли банковского сектора как эффективного механизма аккумуляции свободных денежных средств и их инвестирования в реальный сектор экономики.
Также наблюдается
укрепление финансовой устойчивости банковской
системы, расширение ресурсной базы
банков и повышение ее качества,
приближение принципов и
Согласно «Основных направлений социально–экономического развития Республики Беларусь на 2006–2015 годы», утвержденных Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 04.11.2006г. № 1475, стратегической целью денежно–кредитной политики в 2006 – 2015 годах остается обеспечение эффективного функционирования денежно–кредитной системы, ее содействие достижению устойчивого экономического роста, повышению реальных денежных доходов населения, росту инвестиций и сбережений.
В рамках
общей государственной
Денежно–кредитная политика Республики Беларусь будет проводиться в целях эффективной реализации основных направлений и приоритетов социально–экономического развития на основе согласования и взаимной увязки со всеми другими мерами государственного регулирования экономики.
Информация о работе Перспективы развития денежно–кредитной политики Республики Беларусь