Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 14:34, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является:
исследование теоретических аспектов денежно-кредитной политики;
анализ ее практического применения;
изучение особенностей регулирования денежно-кредитной политики в Республике Беларусь;
рассмотреть важнейшие элементы, влияющие на денежно-кредитную политику.
Введение……………………………………………………………………….....3
1 Теоретические аспекты денежно–кредитной политики как
неотъемлемой части экономической политики…………………………….….5
1.1Понятие и сущность денежно–кредитной политики…………….….…......5
1.2 Типы денежно–кредитной политики………………………………….......10
1.3 Методы регулирования денежно–кредитной политики…………….…...13
2 Особенности реализации денежно–кредитной политики в Республике Беларусь……………………..………………………………………………......17
2.1Основные направления денежно–кредитной политики Республики Беларусь…..………………………………………………………………..…...17
2.2 Процентная политика как составная часть денежно–кредитной политики..…………………………………………………………………..…...21
2.3 Анализ выполнения основных денежно–кредитных показателей……...25
3 Перспективы развития денежно–кредитной политики Республики Беларусь…………………..…………………………………….……..……...…31
3.1 Совершенствование денежно–кредитной политики в Республике Беларусь на 2011-2015 годы………………………………………..……....…31
3.2 Использование зарубежного опыта регулирования денежно–
кредитной политики……………………………………………….……....…...36
3.3 Денежно–кредитная политика как фактор устойчивого
экономического развития Республики Беларусь……............………………..41
Заключение…………………………………………………………………..…44
Список использованных источников……………………..………………….
Экономическое развитие страны в 2010 г. протекало в умеренных условиях. Республика Беларусь в 2010 г. сохранила высокую динамику экономического роста. Обеспечено достижение большинства важнейших параметров прогноза социально-экономического развития, за исключением импорта товаров и услуг и сальдо внешней торговли.
Объем валового внутреннего продукта на ноябрь 2010 г. составил 146,6 трлн. руб. и увеличился в сопоставимых ценах к уровню 2009 г. на 7,2%. Объем розничного товарооборота в сопоставимых ценах в ноябре 2010 г. по сравнению с предыдущим годом возрос на 17,1% и составил 62,4 трлн.руб. (Таблица 1).
Свой
вклад в социально-
Таблица 1 Основные социально-экономические показатели
Республики Беларусь за январь-ноябрь 2010 года
Показатель |
Январь-ноябрь 2010 г. |
В % к январю-ноябрю 2009 г. |
Валовой внутренний продукт (оценка), трлн. руб. |
146,6 |
107,2 |
Розничный товарооборот, млрд. руб. |
62421,9 |
117,1 |
Ставка рефинансирования к концу 2010 года при прогнозируемом уровне инфляции составила 10,5 % годовых (Таблица 2). Процентная политика ориентирована на доступность кредитов субъектам экономики и стимулирование привлечения в банковские депозиты средств юридических и физических лиц. На конец 2010 года процентные ставки по новым рублевым кредитам нефинансовому сектору составили 12–15% годовых, по новым срочным рублевым депозитам в банках – 10–13% годовых [10].
Таблица 2 Структура изменения ставки рефинансирования с 1999 по
2010 годы
Дата, с которой установлена ставка рефинансирования |
Размер ставки рефинансирования (%, годовых) |
Нормативный акт, установивший размер ставки |
1 |
2 |
3 |
15.09.2010 |
10,5 |
Постановление Нацбанка от 03.09.2010 № 380 |
01.12.2009 |
13,5 |
Постановление Нацбанка от 20.11.2009 № 187 |
17.12.2008 |
12 |
Постановление Нацбанка от 10.12.2008 N 190 |
1 |
2 |
3 |
01.12.2006 |
10 |
Постановление Нацбанка от 24.11.2006 N 188 |
25.11.2005 |
11 |
Постановление Нацбанка от 15.11.2005 N 160 |
23.08.2004 |
18 |
Постановление Нацбанка от 16.08.2004 N 129 |
22.10.2003 |
28 |
Постановление Нацбанка от 16.10.2003 N 179 |
21.11.2002 |
38 |
Постановление Нацбанка от 15.11.2002 N 219 |
21.09.2001 |
48 |
Постановление Нацбанка от 14.09.2001 N 242 |
21.02.2000 |
175 |
Постановление Нацбанка от 14.02.2000 N 6.2г |
14.12.1999 |
120 |
Постановление Нацбанка от 09.12.1999 N 26.7 |
Рисунок 2 Диаграмма динамики изменения ставки
рефинансирования
В нынешнем году банки принимали активное участие в функционировании внутреннего валютного рынка, обеспечивая его ликвидность и движение валютных ресурсов между различными сегментами валютного рынка. Тем самым они способствовали формированию курсов на рыночных принципах и в экономически обоснованных пределах. Как результат, на рынке не возникли существенные дисбалансы.
Международные резервные активы в определении Специального стандарта распространения данных Международного валютного фонда за 2010 год увеличились на 1,53 млрд. американских долларов.
В 2010 году
приоритетными направлениями
Так, за 2010 год прирост нормативного капитала банковского сектора составил 24–25%, доля проблемных активов в активах, подверженных кредитному риску, не превысил 10%.
Валовые активы белорусских банков на 1 сентября 2010 года составили в эквиваленте 102,78 трлн.руб., увеличившись за январь-август 2010 года на 23,4%, сообщается в статистическом отчете Национального банка Беларуси.
В структуре валовых активов банков активы в национальной валюте составили на 1 сентября 2010 года 72,89 трлн.руб., увеличившись за январь-август на 24,8%. Доля активов в национальной валюте в общем объеме активов составила на 1 сентября 2010 года 70,1% против 69,2% на 1 января 2010 года (Рисунок 3). Валютные активы на 1 сентября 2010 года составили 10,191 млрд. американских долларов, увеличившись за 8 месяцев на 14,3%.
Рисунок 3 Диаграмма доли активов в национальной валюте в общем
объеме активов
Требования банков к резидентам Республики Беларусь увеличились за январь–август на 24,9% и составили на 1 сентября 96 трлн.руб., в том числе требования в белорусских рублях - 69,65 трлн.руб (рост за 8 месяцев на 25,4%), в иностранной валюте – 8, 783 млрд. долларов (рост на 17,3%)(Рисунок 4). Требования к экономике на 1 сентября 2010 года составили в эквиваленте 80,114 трлн.руб. (рост за 8 месяцев на 20,7%), из них к юридическим лицам – 60,487 трлн.руб. (рост на 20,2%), физическим лицам – 19,626 трлн.руб. (рост на 22,1%).
Требования белорусских банков к правительству за январь–август выросли на 3,8% – до 4,158 трлн.руб., требования к Национальному банку увеличились за 8 месяцев в 2,4 раза – до 8,180 трлн.руб. Задолженность нерезидентов в инвалюте перед белорусскими банками на 1 сентября 2010 года составила 1407,8 млрд. долларов, что на 1,4% меньше, чем на 1 января 2010 года. В структуре привлеченных ресурсов белорусских банков средства резидентов составили на 1 сентября 2010 года 74,294 трлн.руб., увеличившись за 8 месяцев в рублевом эквиваленте на 26,4%. В том числе рублевые ресурсы резидентов составили 52,103 трлн.руб. (рост на 37,1% за 8 месяцев), валютные – 7,368 млрд. долларов (рост на 1,5%).
Рисунок 4 Диаграмма требований белорусских банков
Привлеченные банками средства предприятий на 1 сентября 2010 года составили эквивалент 18,643 трлн.руб. (рост за 8 месяцев на 10,4%), населения – 21,9 трлн.руб. (рост на 20,6%). Размещенные в банках средства правительства на 1 сентября составили 9,75 трлн.руб. (рост на 7,5%), исполкомов – 3,34 трлн.руб. (рост на 43,9%). Объем привлеченных средств Национального банка увеличился на 95,8% и составил 16,577 трлн.руб. на 1 сентября 2010 года. Прочие пассивы банков за отчетный период увеличились на 14% до 16,329 трлн.руб. 329, в том числе собственный капитал за 8 месяцев вырос на 6,6%, до 14,762 трлн.руб. Привлеченные валютные средства нерезидентов в белорусских банках на 1 сентября 2010 года составили 4 млрд. долларов, увеличившись за 8 месяцев на 13,6%. Кроме того, инвестиции нерезидентов в капитал белорусских банков - 1 сентября 2010 года составили в эквиваленте 2,782 трлн.руб., увеличившись за январь-август на 25,5% [11].
Под влиянием
кризисных процессов в мировой
экономике, которые привели к
уменьшению поступления в республику
валютной выручки и росту валютных
интервенций Национального
В целях расширения финансового рынка и вовлечения в него новых участников в 2010 году продолжилась работа по созданию новых финансовых инструментов и механизмов, широко используемых в мировой финансовой практике.
Анализ
состояния и динамики денежно-кредитной
сферы, валютного рынка и банковской
системы показывает, что Национальный
банк совместно с Правительством
Республики Беларусь и банки в
целом обеспечили выполнение Основных
направлений денежно-кредитной
3.1 Совершенствование денежно–
Республике Беларусь на 2011–2015 годы
В современных
условиях на базе новых технологий
возникают новые виды производства
товаров и услуг, новые виды ведения
бизнеса (инновационное
Денежно–кредитная политика в период с 2011 по 2015 год будет содействовать созданию условий для поддержания стабильных темпов роста в экономике.
Главными задачами являются обеспечение устойчивости белорусского рубля и поддержание финансовой стабильности путем проведения эффективной монетарной политики.
Направления реализации этих задач предусматривают:
В результате
названных действий будет обеспечена
стабильность курса белорусского рубля
к корзине валют в коридоре
плюс (минус) 10 процентов, ставка рефинансирования
Национального банка будет
Однако, следует рассмотреть и утвержденные Президентом «Основные направления денежно–кредитной политики Республики Беларусь на 2011 год», которые позволят более расширенно оценить пути совершенствования денежно-кредитной политики.
Денежно–кредитная политика Республики Беларусь в 2011 году направлена на формирование условий стабильного экономического развития Республики Беларусь, выполнение показателей социально–экономического развития страны, повышение благосостояния населения, прежде всего путем защиты и обеспечения устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности, и курса по отношению к иностранным валютам, развития и поддержания устойчивости банковской системы, повышения надежности и безопасности функционирования платежной системы.
Социально–экономическое
развитие страны в 2011 году в значительной
мере будет определяться динамикой
воздействия
В соответствии с важнейшими параметрами прогноза социально–экономического развития Республики Беларусь на 2011 год рост реального валового внутреннего продукта (далее — ВВП) составит 109 — 110 процентов, реальных располагаемых денежных доходов населения — 108 — 109,5 процента, инвестиций в основной капитал — 116 — 117 процентов. Рост индекса потребительских цен составит 107,5 — 108,5 процента. Рост экспорта сложится на уровне 116 — 116,4 процента, отрицательное сальдо внешней торговли товарами и услугами составит 8,9 — 9 процентов к ВВП. Основными источниками обеспечения положительного сальдо платежного баланса на уровне не менее 1,2 млрд. долларов США в 2011 году станут прямые иностранные инвестиции в экономику на чистой основе (без учета задолженности прямому инвестору за товары, работы, услуги) в объеме 6,4 млрд. долларов США.
В 2011 году
денежно–кредитная политика будет
направлена на формирование условий
для сбалансированного
Приоритетная
цель денежно–кредитной политики —
обеспечение устойчивости белорусского
рубля, в том числе его покупательной
способности и курса по отношению
к иностранным валютам, как важного
фактора поддержания
Информация о работе Перспективы развития денежно–кредитной политики Республики Беларусь