Перспективы развития денежно–кредитной политики Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 14:34, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является:
исследование теоретических аспектов денежно-кредитной политики;
анализ ее практического применения;
изучение особенностей регулирования денежно-кредитной политики в Республике Беларусь;
рассмотреть важнейшие элементы, влияющие на денежно-кредитную политику.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….....3
1 Теоретические аспекты денежно–кредитной политики как
неотъемлемой части экономической политики…………………………….….5
1.1Понятие и сущность денежно–кредитной политики…………….….…......5
1.2 Типы денежно–кредитной политики………………………………….......10
1.3 Методы регулирования денежно–кредитной политики…………….…...13
2 Особенности реализации денежно–кредитной политики в Республике Беларусь……………………..………………………………………………......17
2.1Основные направления денежно–кредитной политики Республики Беларусь…..………………………………………………………………..…...17
2.2 Процентная политика как составная часть денежно–кредитной политики..…………………………………………………………………..…...21
2.3 Анализ выполнения основных денежно–кредитных показателей……...25
3 Перспективы развития денежно–кредитной политики Республики Беларусь…………………..…………………………………….……..……...…31
3.1 Совершенствование денежно–кредитной политики в Республике Беларусь на 2011-2015 годы………………………………………..……....…31
3.2 Использование зарубежного опыта регулирования денежно–
кредитной политики……………………………………………….……....…...36
3.3 Денежно–кредитная политика как фактор устойчивого
экономического развития Республики Беларусь……............………………..41
Заключение…………………………………………………………………..…44
Список использованных источников……………………..………………….

Работа содержит 1 файл

Оригинал.docx

— 182.54 Кб (Скачать)

Экономическое развитие страны в 2010 г. протекало в умеренных условиях. Республика Беларусь в 2010 г. сохранила высокую динамику экономического роста. Обеспечено достижение большинства важнейших параметров прогноза социально-экономического развития, за исключением импорта товаров и услуг и сальдо внешней торговли.

Объем валового внутреннего продукта на ноябрь 2010 г. составил 146,6 трлн. руб. и увеличился в сопоставимых ценах к уровню 2009 г. на 7,2%. Объем розничного товарооборота в сопоставимых ценах в ноябре 2010 г. по сравнению с предыдущим годом возрос на 17,1% и составил 62,4 трлн.руб. (Таблица 1).

Свой  вклад в социально-экономическое  развитие республики внесла банковская система, денежно-кредитная и курсовая политика Национального банка. Курсовая политика сохранила роль важнейшего инструмента достижения внешней  и внутренней устойчивости белорусского рубля. В 2010 году сохранилась привязка курса белорусского рубля к корзине иностранных валют (евро, доллар США и российский рубль). Для обеспечения необходимой гибкости реагирования обменного курса на изменение ситуации на внешних рынках был использован коридор колебаний стоимости корзины иностранных валют плюс–минус 10% от центрального значения, равного стоимости корзины, сложившейся к началу 2010 года.

 

Таблица 1 Основные социально-экономические показатели

           Республики Беларусь за январь-ноябрь 2010 года

 

Показатель

Январь-ноябрь

2010 г.

В % к

январю-ноябрю

2009 г.

Валовой внутренний продукт (оценка), трлн. руб.

146,6

107,2

Розничный товарооборот,

млрд. руб.

62421,9

117,1


 

Ставка  рефинансирования к концу 2010 года при  прогнозируемом уровне инфляции составила 10,5 % годовых (Таблица 2). Процентная политика ориентирована на доступность кредитов субъектам экономики и стимулирование привлечения в банковские депозиты средств юридических и физических лиц. На конец 2010 года процентные ставки по новым рублевым кредитам нефинансовому сектору составили 12–15% годовых, по новым срочным рублевым депозитам в банках – 10–13% годовых [10].

 

 

Таблица 2 Структура изменения ставки рефинансирования с 1999 по

                   2010 годы 

 

Дата, с которой

установлена ставка

рефинансирования

Размер ставки

рефинансирования

(%, годовых)

Нормативный акт, установивший размер ставки

1

2

3

15.09.2010

10,5

Постановление Нацбанка от 03.09.2010 № 380

01.12.2009

13,5

Постановление Нацбанка от 20.11.2009 № 187

17.12.2008

12

Постановление Нацбанка от 10.12.2008 N 190


 

 

 

1

2

3

01.12.2006

10

Постановление Нацбанка от 24.11.2006 N 188

25.11.2005

11

Постановление Нацбанка от 15.11.2005 N 160

23.08.2004

18

Постановление Нацбанка от 16.08.2004 N 129

22.10.2003

28

Постановление Нацбанка от 16.10.2003 N 179

21.11.2002

38

Постановление Нацбанка от 15.11.2002 N 219

21.09.2001

48

Постановление Нацбанка от 14.09.2001 N 242

21.02.2000

175

Постановление Нацбанка от 14.02.2000 N 6.2г

14.12.1999

120

Постановление Нацбанка от 09.12.1999 N 26.7


 

 

 

       Рисунок 2  Диаграмма динамики  изменения ставки  

                           рефинансирования

 

 

В нынешнем году банки принимали активное участие  в функционировании внутреннего  валютного рынка, обеспечивая его  ликвидность и движение валютных ресурсов между различными сегментами валютного рынка. Тем самым они  способствовали формированию курсов на рыночных принципах и в экономически обоснованных пределах. Как результат, на рынке не возникли существенные дисбалансы. 

Международные резервные активы в определении Специального стандарта распространения данных Международного валютного фонда за 2010 год увеличились на 1,53 млрд. американских долларов.

В 2010 году приоритетными направлениями развития банковского сектора республики стали преодоление негативных последствий мирового финансово–экономического кризиса и обеспечение устойчивости функционирования банков.

Так, за 2010 год прирост нормативного капитала банковского сектора составил 24–25%, доля проблемных активов в активах, подверженных кредитному риску, не превысил 10%.

Валовые активы белорусских банков на 1 сентября 2010 года составили в эквиваленте 102,78 трлн.руб., увеличившись за январь-август 2010 года на 23,4%, сообщается в статистическом отчете Национального банка Беларуси.

В структуре  валовых активов банков активы в  национальной валюте составили на 1 сентября 2010 года 72,89 трлн.руб., увеличившись за январь-август на 24,8%. Доля активов в национальной валюте в общем объеме активов составила на 1 сентября 2010 года 70,1% против 69,2% на 1 января 2010 года (Рисунок 3). Валютные активы на 1 сентября 2010 года составили 10,191 млрд. американских долларов, увеличившись за 8 месяцев на 14,3%.

 

 

 

Рисунок 3 Диаграмма  доли активов в национальной валюте в общем  

                  объеме активов

Требования  банков к резидентам Республики Беларусь увеличились за январь–август на 24,9% и составили на 1 сентября 96 трлн.руб., в том числе требования в белорусских рублях - 69,65 трлн.руб (рост за 8 месяцев на 25,4%), в иностранной валюте – 8, 783 млрд. долларов (рост на 17,3%)(Рисунок 4). Требования к экономике на 1 сентября 2010 года составили в эквиваленте 80,114 трлн.руб. (рост за 8 месяцев на 20,7%), из них к юридическим лицам – 60,487 трлн.руб. (рост на 20,2%), физическим лицам – 19,626 трлн.руб. (рост на 22,1%).

Требования  белорусских банков к правительству  за январь–август выросли на 3,8% – до 4,158 трлн.руб., требования к Национальному банку увеличились за 8 месяцев в 2,4 раза – до 8,180 трлн.руб. Задолженность нерезидентов в инвалюте перед белорусскими банками на 1 сентября 2010 года составила 1407,8 млрд. долларов, что на 1,4% меньше, чем на 1 января 2010 года. В структуре привлеченных ресурсов белорусских банков средства резидентов составили на 1 сентября 2010 года 74,294 трлн.руб., увеличившись за 8 месяцев в рублевом эквиваленте на 26,4%. В том числе рублевые ресурсы резидентов составили 52,103 трлн.руб. (рост на 37,1% за 8 месяцев), валютные – 7,368 млрд. долларов (рост на 1,5%).

 

 

 

Рисунок 4  Диаграмма требований белорусских  банков

 

 

Привлеченные  банками средства предприятий на 1 сентября 2010 года составили эквивалент 18,643 трлн.руб. (рост за 8 месяцев на 10,4%), населения – 21,9 трлн.руб. (рост на 20,6%). Размещенные в банках средства правительства на 1 сентября составили 9,75 трлн.руб. (рост на 7,5%), исполкомов – 3,34 трлн.руб. (рост на 43,9%). Объем привлеченных средств Национального банка увеличился на 95,8% и составил 16,577 трлн.руб. на 1 сентября 2010 года. Прочие пассивы банков за отчетный период увеличились на 14% до 16,329 трлн.руб. 329, в том числе собственный капитал за 8 месяцев вырос на 6,6%, до 14,762 трлн.руб. Привлеченные валютные средства нерезидентов в белорусских банках на 1 сентября 2010 года составили 4 млрд. долларов, увеличившись за 8 месяцев на 13,6%. Кроме того, инвестиции нерезидентов в капитал белорусских банков - 1 сентября 2010 года составили в эквиваленте 2,782 трлн.руб., увеличившись за январь-август на 25,5% [11].

Под влиянием кризисных процессов в мировой  экономике, которые привели к  уменьшению поступления в республику валютной выручки и росту валютных интервенций Национального банка, начиная с августа 2008 г. произошло  снижение золотовалютных резервов. Однако, следует отметить, что уже в начале 2010 года они постепенно стали возобновляться к докризисному уровню. На 1 октября 2010 года они составляли 30,18 тонн золота.

В целях  расширения финансового рынка и  вовлечения в него новых участников в 2010 году продолжилась работа по созданию новых финансовых инструментов и механизмов, широко используемых в мировой финансовой практике.

Анализ  состояния и динамики денежно-кредитной  сферы, валютного рынка и банковской системы показывает, что Национальный банк совместно с Правительством Республики Беларусь и банки в  целом обеспечили выполнение Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2010 год.

 

  1. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ДЕНЕЖНО–КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

 

 

3.1 Совершенствование денежно–кредитной политики в

               Республике Беларусь на 2011–2015 годы

 

 

В современных  условиях на базе новых технологий возникают новые виды производства товаров и услуг, новые виды ведения  бизнеса (инновационное предпринимательство, электронный бизнес, электронные  операции), т.е. меняется структура хозяйства, возникает новый сектор экономики и трансформируется традиционный сектор. Это все оказывает большое влияние на цели и методы государственного регулирования экономики, включая и денежно-кредитную политику.

Денежно–кредитная политика в период с 2011 по 2015 год будет содействовать созданию условий для поддержания стабильных темпов роста в экономике.

Главными  задачами являются обеспечение устойчивости белорусского рубля и поддержание  финансовой стабильности путем проведения эффективной монетарной политики.

Направления реализации этих задач предусматривают:

  • постепенный переход в рамках привязки к корзине иностранных валют к более гибкому формированию обменного курса по мере повышения внутренней и внешней сбалансированности экономики в целях поддержания конкурентоспособности отечественных производителей и ограничения инфляционных процессов;
  • формирование золотовалютных резервов на уровне, обеспечивающем экономическую безопасность страны;
  • совершенствование системы рефинансирования банков, основанной на рыночных условиях формирования цены ресурсов, что позволит повысить эффективность процентной политики и снизить процентные риски для банковской системы;
  • поддержание процентных ставок на положительном уровне, обеспечивающем сохранность и привлекательность ресурсов в национальной валюте, а также доступность банковского кредита для нефинансового сектора экономики.

В результате названных действий будет обеспечена стабильность курса белорусского рубля  к корзине валют в коридоре плюс (минус) 10 процентов, ставка рефинансирования Национального банка будет снижена  до 6 — 8 процентов к концу пятилетия. Предполагается, что к 2015 году прирост  индекса потребительских цен  не превысит 5 — 6 процентов.

Однако, следует рассмотреть и утвержденные Президентом «Основные направления денежно–кредитной политики Республики Беларусь на 2011 год», которые позволят более расширенно оценить пути совершенствования денежно-кредитной политики.

Денежно–кредитная политика Республики Беларусь в 2011 году направлена на формирование условий  стабильного экономического развития Республики Беларусь, выполнение показателей  социально–экономического развития страны, повышение благосостояния населения, прежде всего путем защиты и обеспечения  устойчивости белорусского рубля, в  том числе его покупательной  способности, и курса по отношению  к иностранным валютам, развития и поддержания устойчивости банковской системы, повышения надежности и  безопасности функционирования платежной  системы.

Социально–экономическое развитие страны в 2011 году в значительной мере будет определяться динамикой  воздействия внешнеэкономических  условий и предпринимаемыми мерами по структурным преобразованиям  и модернизации экономики на основе ее перехода на инновационный путь развития.

В соответствии с важнейшими параметрами прогноза социально–экономического развития Республики Беларусь на 2011 год рост реального  валового внутреннего продукта (далее  — ВВП) составит 109 — 110 процентов, реальных располагаемых денежных доходов  населения — 108 — 109,5 процента, инвестиций в основной капитал — 116 — 117 процентов. Рост индекса потребительских цен  составит 107,5 — 108,5 процента. Рост экспорта сложится на уровне 116 — 116,4 процента, отрицательное  сальдо внешней торговли товарами и  услугами составит 8,9 — 9 процентов  к ВВП. Основными источниками  обеспечения положительного сальдо платежного баланса на уровне не менее 1,2 млрд. долларов США в 2011 году станут прямые иностранные инвестиции в  экономику на чистой основе (без  учета задолженности прямому  инвестору за товары, работы, услуги) в объеме 6,4 млрд. долларов США.

В 2011 году денежно–кредитная политика будет  направлена на формирование условий  для сбалансированного экономического развития Республики Беларусь.

Приоритетная  цель денежно–кредитной политики —  обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной  способности и курса по отношению  к иностранным валютам, как важного  фактора поддержания стабильного  роста экономики.

Информация о работе Перспективы развития денежно–кредитной политики Республики Беларусь