Перспективы развития денежно–кредитной политики Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 14:34, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является:
исследование теоретических аспектов денежно-кредитной политики;
анализ ее практического применения;
изучение особенностей регулирования денежно-кредитной политики в Республике Беларусь;
рассмотреть важнейшие элементы, влияющие на денежно-кредитную политику.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….....3
1 Теоретические аспекты денежно–кредитной политики как
неотъемлемой части экономической политики…………………………….….5
1.1Понятие и сущность денежно–кредитной политики…………….….…......5
1.2 Типы денежно–кредитной политики………………………………….......10
1.3 Методы регулирования денежно–кредитной политики…………….…...13
2 Особенности реализации денежно–кредитной политики в Республике Беларусь……………………..………………………………………………......17
2.1Основные направления денежно–кредитной политики Республики Беларусь…..………………………………………………………………..…...17
2.2 Процентная политика как составная часть денежно–кредитной политики..…………………………………………………………………..…...21
2.3 Анализ выполнения основных денежно–кредитных показателей……...25
3 Перспективы развития денежно–кредитной политики Республики Беларусь…………………..…………………………………….……..……...…31
3.1 Совершенствование денежно–кредитной политики в Республике Беларусь на 2011-2015 годы………………………………………..……....…31
3.2 Использование зарубежного опыта регулирования денежно–
кредитной политики……………………………………………….……....…...36
3.3 Денежно–кредитная политика как фактор устойчивого
экономического развития Республики Беларусь……............………………..41
Заключение…………………………………………………………………..…44
Список использованных источников……………………..………………….

Работа содержит 1 файл

Оригинал.docx

— 182.54 Кб (Скачать)

В целом  денежно–кредитная политика сталкивается с рядом ограничений и проблем:

  • избыточные резервы, появляющиеся в результате политики «дешевых денег», могут не использоваться банками для расширения предложения денежных ресурсов;
  • вызванное денежно–кредитной политикой изменение денежного предложения может быть частично компенсировано изменением скорости обращения денег.

В результате руководящие органы банковской системы  сталкиваются с дилеммой в области  денежно–кредитной политики: они могут стабилизировать процентные ставки или предложение денег, но не то и другое одновременно. В период после Второй мировой войны направление денежно–кредитной политики переместилось со стабилизации процентных ставок на контроль за денежным предложением, а затем денежно–кредитная политика стала более прагматической.

Таким образом, как уже известно, первоочередной задачей государственного сектора  является стабилизация экономики, для  этого необходимо обеспечение экономического роста и сведение инфляции к минимуму. Государство стремиться к этому, проводя фискальную и денежно–кредитную политику. Целью денежно–кредитной политики является контроль над денежной массой и уровнем ссудного процента. Это осуществляется для регулирования денежного предложения в стране.

Денежно–кредитная политика центрального банка является составной частью единой государственной экономической политики. Ее главная задача – регулирование предложения денег, поддержание покупательной способности национальной валюты. В период производственного спада, стагнации увеличение денежного предложения стимулирует рост расходов; в период инфляции центральные банки сокращают предложение денег.

Разработка  денежно–кредитной политики опирается на общие целевые ориентиры экономического развития страны и включает в себя определение стратегических целей и основных задач денежно–кредитной политики на планируемый период (год), разработку мер регулирования направленности денежных потоков, динамики и пропорций денежно–кредитных показателей, конкретизацию направлений совершенствования банковской и платежной систем, их нормативно–правовой базы, развитие рынка ценных бумаг, политику валютного регулирования, направления международного сотрудничества [1, с. 361].

В совокупности функций центрального банка выделяют функцию разработки денежно–кредитной политики (формулирование целей политики, определение набора инструментов для достижения целей) и функцию реализации политики, установления определенных условий (параметров) использования инструментов для достижения целей.

Таким образом, денежно–кредитная политика государства представляет собой комбинацию целей и средств, с помощью которых ее носитель (как правило, центральный банк страны) посредством регулирования денег, спроса на деньги и кредит стремится достигнуть целей общеэкономической политики.

 

1.2 Типы денежно–кредитной политики

 

 

В мировой практике различают два основных типа денежно–кредитной политики, каждый из которых характеризуется определенными целями и набором инструментов регулирования.

В условиях инфляции проводится политика «дорогих денег» (политика кредитной  рестрикции). Она направлена на ужесточение  условий и ограничение объема кредитных операций коммерческих банков, т.е. на сокращение предложения денег. Центральный банк, проводя рестрикционную политику, предпринимает следующие действия: продает государственные ценные бумаги на открытом рынке; увеличивает норму обязательных резервов; повышает учетную ставку. Если эти меры оказываются недостаточно эффективными, Центральный банк использует административные ограничения: понижает потолок предоставляемых кредитов, лимитирует депозиты, сокращает объем потребительского кредита и т.д. Политика «дорогих денег» является основным методом антиинфляционного регулирования.

В периоды спада производства для стимулирования деловой активности проводится политика «дешевых денег» (экспансионистская денежно–кредитная политика). Она заключается в расширении масштабов кредитования, ослаблении контроля над приростом денежной массы, увеличении предложения денег. Для этого Центральный банк покупает государственные ценные бумаги, снижает резервную норму и учетную ставку. Создаются более льготные условия для предоставления кредитов экономическим субъектам.

Рестриктивная (направленная на ограничение расширения денежного предложения) политика "дорогих" денег предполагает высокий уровень процентных ставок и традиционно рассматривается как средство подавления инфляции.

Сегодня выбор подобной политики может быть обусловлен задачами поддержки стабильного  обменного курса рубля и сокращения спроса на иностранную валюту, а также удержания и снижения уровня инфляции.

Реализация  политики "дорогих" денег включает в себя повышение (или понижение) уровня процентных ставок по предоставляемым  Центральным банком и правительством финансовым ресурсам, а также ограничения по расширению денежного предложения. Последствия от реализации такой политики могут быть разными.

К числу  позитивных последствий можно отнести:

  • стимулирование сбережений нефинансового сектора (вследствие роста процентных ставок по депозитам и стабилизации инфляционных и девальвационных ожиданий);
  • селекция предприятий по эффективности (дорогой банковский кредит смогут привлекать лишь предприятия, эффективные сегодня).

Однако  не исключены и негативные последствия, проявляющиеся в виде:

  • сокращение объемов кредитования и усиление спада в экономике;
  • рост издержек, связанных с удорожанием обслуживания банковских кредитов, и провоцирование инфляции издержек;
  • снижение устойчивости банковской системы;
  • ухудшение ситуации с "плохими" долгами.

Реальный  сектор экономики в условиях проведения политики "дорогих" денег испытывает растущий «кредитный голод». Лишь незначительная часть эффективных сегодня предприятий смогут воспользоваться банковским кредитом. Новые уровни рентабельности будут свидетельствовать о снижении способности к выживанию и об ухудшении перспектив промышленных производств в период проведения политики "дорогих" денег, а также об отсутствии государственных программ их поддержки.

Политика "дорогих" денег как рыночный механизм селекции эффективно и корректно  работает в устойчивой экономике, которая  в умеренной степени зависит  от внешних рисков, стабильных темпов роста, в условиях поступательного (без резких всплесков) расширения инвестиций. Оздоровить структурно разбалансированную российскую промышленность в период проведения политики "дорогих" денег  будет возможно только с использованием целевых государственных программ.

Экспансионистская (направленная на увеличение общего предложения  денег в экономике) политика "дешевых" денег, опирающаяся на низкие процентные ставки, традиционно используется для  снижения (или ограничения роста) безработицы в условиях рецессии.

Выбор политики "дешевых" денег может быть обусловлен стимулированием внутреннего спроса и производства (в том числе поддержки уровня занятости) и обеспечением стабильности банковской системы, которые предусматривают следующие позитивные последствия:

  • минимизация спада производства;
  • поддержка уровня занятости;
  • стабильность (отчасти временная) банковской системы.

К ее негативным последствиям можно причислить:

  • сохранение угрозы девальвации рубля;
  • высокие риски ускорения инфляции;
  • консервация структурных диспропорций.

Дополнительно можно отметить, что ключевым вопросом проведения политики "дешевых" денег  является их источник. Появляются основания  ожидать быстрого исчерпания государственных  резервов. Тогда основными источниками  предложения денег будут эмиссионное  рефинансирование банковской системы и денежная эмиссия под выпуск государственных ценных бумаг, что представляет высокие риски для финансовой стабильности.

Основными задачами экономической политики являются преодоление финансового кризиса  и решение накопившихся структурных  проблем, которые осложняются отсутствием  эффективных государственных институтов и кадров, способных эффективно управлять  в кризисный период (с учетом того факта, что свободными финансовыми  ресурсами располагает государство).

Политика "дорогих" денег предполагает сохранение финансовой стабильности и  селекцию предприятий по критерию эффективности. Однако существует значительная часть  предприятий (представляющих стратегический интерес, системообразующих, проводящих модернизацию и связанных с импортом в своем производственном цикле), которым банковский кредит будет  недоступен. Поэтому подобная политика должна сопровождаться выборочным субсидированием  процентных ставок, налоговыми льготами, прямым государственным финансированием. Между тем, именно выбор направлений  поддержки реального сектора  осложняется институциональным  и кадровым кризисом.

Политика "дешевых" денег включает в  себя расширение спроса и увеличение производственной активности, однако провоцирует инфляцию и девальвацию. Реализация данной политики предполагает рост всех секторов экономики без  селекции их эффективности (как это  наблюдалось в 2006–2007 гг.), что консервирует накопившиеся за годы экономического роста проблемы и диспропорции. Политика "дешевых" денег должна сопровождаться усилением валютного контроля и  контроля за расходованием государственных ресурсов. Основной угрозой при ее реализации является ограниченность государственных резервов. После их исчерпания политика "дешевых" денег будет реализовываться уже за счет денежной эмиссии и внешних заимствований. Дополнительно, в целях избежания инфляционного "перегрева" необходимо развитие рынка государственных ценных бумаг, позволяющих стерилизовать избыточную ликвидность.

Политика  процентных ставок является ключевой составляющей финансовой политики и антикризисных мер, поскольку она определяет стоимость денег, предоставляемых банковской системе и предприятиям. И если банковская система в формировании спроса на государственные деньги в значительной степени ориентирована на доходность вложений, маржу и риски, то реальный сектор — на рентабельность бизнеса, а население — на инфляцию. Различные ориентиры в стоимости денег для институциональных агентов представляют собой важнейшее противоречие процентной политики.

Регулирование количества денег в  обороте (объема денежной массы, в узком  смысле – денежная политика) является составной частью монетарной политики центрального банка. Последняя включает в себя также процентную политику (политику регулирования общего уровня процентных ставок в экономике) и  политику валютного курса (валютная политика в узком смысле), то есть политику регулирования уровня и  динамики курса национальной валюты к иностранным [2, с. 468].

Подводя итог, следует отметить, что Центральный банк выбирает тот или иной тип денежно–кредитной политики исходя из состояния экономики страны. При разработке денежно–кредитной политики необходимо учитывать, что, во–первых, между проведением того или иного мероприятия и появлением эффекта от его реализации проходит определенное время; во–вторых, денежно–кредитное регулирование способно повлиять только на монетарные факторы нестабильности.

 

 

 

1.3 Методы регулирования денежно–кредитной политики

 

 

Денежно–кредитная политика на макроуровне - это совокупность мер, проводимых Центральным банком в области денежного обращения и кредитных отношений для придания макроэкономическим процессам нужного государству направления развития.

Механизм  регулирования включает методы, инструменты  регулирования наличных и безналичных  банковских операций и конкретные формы  контроля за динамикой денежной массы, банковских процентных ставок, банковской ликвидностью на макро и микроуровне.

Главной целью денежно–кредитной политики является помощь экономике в достижении объема производства, характеризующегося полной занятостью, отсутствием инфляции и экономическим ростом. Механизм денежно–кредитного регулирования во многом зависит от форм организации банковской деятельности в стране и полномочий Центрального банка.

Методы  регулирования денежно–кредитной политики классифицируются по ряду признаков [2, с. 459]:

  • в зависимости от объекта воздействия (предложение либо спрос на деньги);
  • по срокам воздействия – краткосрочные и долгосрочные;
  • по характеру параметров регулирования: количественные (например, границы кредитования коммерческих банков) и качественные (цена кредита);
  • по форме воздействия – прямы и косвенные;
  • по числу объектов - общие и селективные.

Информация о работе Перспективы развития денежно–кредитной политики Республики Беларусь