Перспективы развития денежно–кредитной политики Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 14:34, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является:
исследование теоретических аспектов денежно-кредитной политики;
анализ ее практического применения;
изучение особенностей регулирования денежно-кредитной политики в Республике Беларусь;
рассмотреть важнейшие элементы, влияющие на денежно-кредитную политику.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….....3
1 Теоретические аспекты денежно–кредитной политики как
неотъемлемой части экономической политики…………………………….….5
1.1Понятие и сущность денежно–кредитной политики…………….….…......5
1.2 Типы денежно–кредитной политики………………………………….......10
1.3 Методы регулирования денежно–кредитной политики…………….…...13
2 Особенности реализации денежно–кредитной политики в Республике Беларусь……………………..………………………………………………......17
2.1Основные направления денежно–кредитной политики Республики Беларусь…..………………………………………………………………..…...17
2.2 Процентная политика как составная часть денежно–кредитной политики..…………………………………………………………………..…...21
2.3 Анализ выполнения основных денежно–кредитных показателей……...25
3 Перспективы развития денежно–кредитной политики Республики Беларусь…………………..…………………………………….……..……...…31
3.1 Совершенствование денежно–кредитной политики в Республике Беларусь на 2011-2015 годы………………………………………..……....…31
3.2 Использование зарубежного опыта регулирования денежно–
кредитной политики……………………………………………….……....…...36
3.3 Денежно–кредитная политика как фактор устойчивого
экономического развития Республики Беларусь……............………………..41
Заключение…………………………………………………………………..…44
Список использованных источников……………………..………………….

Работа содержит 1 файл

Оригинал.docx

— 182.54 Кб (Скачать)

Национальным  банком совместно с Правительством создаются условия по повышению эффективности воздействия монетарными инструментами на инфляционные процессы.

Темпы наращивания  денежного предложения в национальной валюте выдерживаются в соответствии со спросом экономики на деньги. Основными каналами наращивания денежного предложения со стороны Национального банка являются покупка иностранной валюты, операции рефинансирования банков на рыночных принципах.

Роль  обменного курса в качестве ориентира  денежно–кредитной политики в области регулирования конкурентоспособности белорусских производителей будет постепенно уменьшаться в связи с перемещением в ней акцента на некурсовые факторы (повышение качественных характеристик продукции, снижение себестоимости, эффективная маркетинговая политика и т.д.). Долгосрочная стратегия на укрепление реального курса белорусского рубля будет способствовать повышению покупательной способности национальной валюты, стимулировать процесс трансформации валютных сбережений населения и хозяйствующих субъектов (включая наличную валюту, которая хранится вне банковской системы) в рублевые вклады и их вовлечение в хозяйственный оборот.

В 2011–2015 годах будут созданы необходимые макроэкономические и монетарные условия для обеспечения полной конвертируемости белорусского рубля.

Стратегическими направлениями развития банковской системы Республики Беларусь будут  являться повышение устойчивости и  эффективности функционирования банков, рост потенциала и совершенствование  состава банковских инструментов адекватно  растущим потребностям экономики и населения.

В укреплении и развитии банковской системы значительную роль будет играть обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования национальной платежной системы.

Продолжится процесс взаимовыгодного сближения  денежных систем и банковских секторов Республики Беларусь и других стран  СНГ, прежде всего Российской Федерации, в рамках Союзного государства и  других интеграционных образований, а  также расширения и углубления взаимодействия с международными финансовыми организациями.

В 2010 году денежно–кредитная политика была направлена на поддержку внешней и внутренней сбалансированности экономики Беларуси как важнейшего условия ее стабильного развития.

В 2010 году Национальный банк обеспечил эффективное, надежное и безопасное функционирование платежной системы, а также дальнейшее расширение сферы безналичных расчетов.

В области  международного сотрудничества продолжилась реализация мероприятий по интеграции банковских систем Республики Беларусь и других государств – участников СНГ, а также сотрудничество с международными финансовыми организациями.

В целом  в 2010 году денежно–кредитная политика содействовала сохранению финансовой стабильности, снижению внешних дисбалансов, обеспечению устойчивости экономического роста и занятости населения.

 

 

 

2.2 Процентная политика как составная  часть 

                денежно–кредитной политики

 

 

  Процентная политика находит свое отражение в регулировании системы, уровня, динамики процентных ставок и установлении методов регулирования. При всех особенностях может быть выделено общее базовое начало процентной политики банков — это денежно-кредитная политика государства и влияние центрального банка на уровень рыночной цены процента.

Государство и центральный банк оказывают  воздействие на уровень ставок коммерческих банков, используя меры как директивного, так и косвенного регулирования. К первым можно отнести ограничение  верхнего уровня ставок, разницы между  процентами (маржа), установление официальной  ставки рефинансирования, учетного процента, замораживание процентных ставок и  др.

Процентная  политика является не только одним  из важнейших и достаточно сложных  инструментов регулирования банковской деятельности, но и рычагом воздействия  на механизм функционирования реального  сектора экономики.

Это воздействие  носит неоднозначный и противоречивый характер.  Практически во всех странах  процентная политика в той или  иной мере является объектом регулирования  со стороны государства в лице центрального банка.

Основными документами, которые определяют основы установления и регулирования процентных ставок по операциям Национального  банка, являются Банковский кодекс Республики Беларусь, основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь, а также ежегодно разрабатываемый и принимаемый внутренний документ Национального банка – принципы регулирования текущей ликвидности банковской системы.

При наличии  положительных результатов реализуемой  в настоящее время в Беларуси политики поддержания положительных  процентных ставок на  депозитно-кредитном  рынке, проявившихся в снижении темпов инфляции, сохранении единого обменного  курса и его динамики в намеченных границах девальвации, тем не менее проявились и отрицательные последствия. К ним можно отнести следующие:

  • потенциальное увеличение числа неэффективных инвестиционных проектов вследствие того, что при их обосновании норма прибыли отстает от динамики процентной ставки по кредитам;
  • перераспределение потенциальных инвестиционных ресурсов хозяйствующих субъектов и банковских учреждений из реального сектора экономики в банковско-финансовую сферу;
  • сохранение высокой доходности по рублевым депозитам искажает источники финансовых результатов банковской деятельности, поскольку банки стремятся устанавливать дифференцированные процентные ставки по депозитам субъектов хозяйствования и населения [6, с.24].

Стратегическим  принципом процентной политики Национального  банка Республики Беларусь должно быть поддержание положительного значения базовой ставки рефинансирования. Практика показала, что реализация этого принципа является действенным методом усиления склонности к сбережениям населения  и субъектов реального сектора  экономики и воздействия на предпочтение делать эти сбережения в белорусских  рублях, а не в иностранной валюте. Это является реальным шагом к  тому, чтобы остановить «бегство»  от белорусского рубля, превратить его  в средство накопления и сдержать рост инфляции в той части, которая  зависит от параметров роста рублевой составляющей совокупной денежной массы. Поддержание положительных процентных ставок – важный антиинфляционный и антидевальвационный инструмент денежно-кредитной политики, применение которого обеспечивает необходимые предпосылки макроэкономической стабилизации.

В то же время отсутствие эффективно действующих  процентных ставок в экономике республики и рационирование кредита означают отсутствие процентного и кредитного каналов денежной трансмиссии в  экономике. Реальный сектор экономики  фактически не реагировал на снижение номинальных и реальных процентных ставок, поскольку доступность банковского  капитала для субъектов хозяйствования продолжает оставаться низкой. Поэтому  единственно работающим механизмом денежной трансмиссии является курсовой канал, связанный с притоком валюты в страну на счета предприятий-экспортеров, и ее продажа на внутреннем валютном рынке Республики Беларусь.

В Республике Беларусь основными инструментами  процентной  политики Национального  банка являются базовая ставка рефинансирования и ставки по операциям Национального  банка на финансовом рынке.  Ставка рефинансирования в ходе эволюции денежно-кредитной  системы Республики Беларусь стала  в большей степени индикативным показателем, дающим экономике ориентир стоимости национальной валюты в  среднесрочной перспективе. Ставки по операциям Национального банка  на финансовом рынке – оперативный  инструмент процентной политики [3, с.17].

 Национальный  банк Республики Беларусь в  проведении процентной политики  придерживается определенных принципов  и подходов, ориентируется на  достижение конкретных целей,  имеет свою стратегию регулирования.

Многие  изменения в структуре кредитного портфеля коммерческих банков Республики Беларусь объясняются стремлением  Национального банка сделать  их процентную политику более приемлемой для предприятий реального сектора  экономики, которые в настоящее  время не могут расширять заимствования  из-за дороговизны кредитных ресурсов. С этой целью Национальный банк призывает  банки снизить разрыв между ставками по привлекаемым депозитам и выдаваемым кредитам.

Проводя операции на финансовом рынке и устанавливая процентные ставки по инструментам денежно-кредитной  политики, Национальный банк Республики Беларусь не только формирует коридор  колебаний процентных ставок в экономике, но и создает рыночные ожидания, которые будут оказывать воздействие  на экономическое развитие в ближайшей  перспективе посредством влияния  на мотивацию банков по управлению их ресурсными потоками, в том числе  при принятии решений по формированию ресурсной базы и размещению кредитных и иных ресурсов.

Регулируя процентные ставки по своим операциям, Национальный банк придерживается определенных принципов и подходов. Среди основных принципов в установлении процентных ставок можно выделить следующие:

  • формирование коридора для колебаний процентных ставок на рынке;
  • положительность ставок по инструментам поддержки ликвидности в реальном выражении;
  • превышение доходности по рублевым инструментам над доходностью по иностранной валюте;
  • стимулирование банков к сокращению сроков и объемов заимствования в Национальном банке;
  • плавность перехода от одной ставки к другой;
  • дифференциация ставок по уровням, срокам и направлениям поддержки ликвидности.

Строгое следование данным принципам и подходам в процентной политике  стимулирует банковскую систему к эффективному перераспределению  денежных средств и формированию ресурсной базы без участия централизованных ресурсов Национального банка.

Таким образом, чем активнее будет проводиться  либерализация экономических отношений  и соответственно усиливаться конкуренция  в экономике, тем устойчивее будет  функционировать финансовый рынок  страны, тем более четко проявится  система каналов влияния монетарных методов регулирования экономического развития, тем эффективнее будут  внедряться механизмы денежно-кредитной  политики Национального банка, включая  процентное регулирование как один из самых важных элементов данного  механизма.

Наиболее  действенными инструментами косвенного воздействия выступают: уровень  резервных требований центрального банка; объем, условия и цена предоставляемых  коммерческим банкам кредитов; нормативы  ликвидности. К факторам косвенного воздействия на уровень ставок относится  и система налогообложения банков. Изменение ставок налогообложения  прямо воздействует на уровень процентных ставок: чем она выше, тем выше процентные ставки за кредит, и наоборот. Увеличение нормативов резервных требований центрального банка ведет также  к росту уровня ставок за кредит.

Процентная  политика является одним из достаточно сложных инструментов регулирования  банковской деятельности, так как  шкала процентов, принципы ее построения зависят от множества факторов: спроса и предложения денег, степени  деловой активности в стране, темпов инфляции, напряженности кредитного рынка, источников, объемов, сроков свободных  средств, влияния внешних факторов.

Недостаточная развитость кредитного рынка в республике сказывается на процентной политике коммерческих банков. Процентные ставки дифференцируются в зависимости  от типа и размеров банка, клиентуры, вида операций и прочих обстоятельств, имеющих индивидуальную природу.

В любых  условиях национальная процентная политика должна благоприятствовать росту экономики, сдерживать инфляцию, обеспечивать стабильность национальной валюты, поддерживать интересы приоритетных производств и секторов народного хозяйства.

 

2.3 Анализ выполнения основных денежно–кредитных

               показателей

 

 

Денежно-кредитная  политика, являясь неотъемлемой частью общегосударственной социально-экономической  политики, имеет многофункциональную  природу и должна обеспечивать решение  задач, вытекающих из общего контекста  социально-экономического развития страны и макроэкономической ситуации, а  также связанных с особенностями  банковского сектора («кровеносной системы экономики»), который должен обеспечивать сохранность и эффективное  размещение активов предприятий  и домашних хозяйств, нормальный ход платежного процесса [7, с. 86-93]. Все эти задачи одинаково важны и взаимосвязаны. Эффективность денежно-кредитной политики определяется тем, насколько удается обеспечить баланс и учет всех стоящих перед ней задач, решение которых требует применения различных мероприятий.

Денежно-кредитная  политика, являясь неотъемлемой частью общегосударственной социально-экономической  политики, имеет многофункциональную  природу и должна обеспечивать решение  задач, вытекающих из общего контекста  социально-экономического развития страны и макроэкономической ситуации, а  также связанных с особенностями  банковского сектора («кровеносной системы экономики»), который должен обеспечивать сохранность и эффективное  размещение активов предприятий  и домашних хозяйств, нормальный ход  платежного процесса. Все эти задачи одинаково важны и взаимосвязаны. Эффективность денежно-кредитной политики определяется тем, насколько удается обеспечить баланс и учет всех стоящих перед ней задач, решение которых требует применения различных мероприятий.

Информация о работе Перспективы развития денежно–кредитной политики Республики Беларусь