Перспективы развития денежно–кредитной политики Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 14:34, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является:
исследование теоретических аспектов денежно-кредитной политики;
анализ ее практического применения;
изучение особенностей регулирования денежно-кредитной политики в Республике Беларусь;
рассмотреть важнейшие элементы, влияющие на денежно-кредитную политику.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….....3
1 Теоретические аспекты денежно–кредитной политики как
неотъемлемой части экономической политики…………………………….….5
1.1Понятие и сущность денежно–кредитной политики…………….….…......5
1.2 Типы денежно–кредитной политики………………………………….......10
1.3 Методы регулирования денежно–кредитной политики…………….…...13
2 Особенности реализации денежно–кредитной политики в Республике Беларусь……………………..………………………………………………......17
2.1Основные направления денежно–кредитной политики Республики Беларусь…..………………………………………………………………..…...17
2.2 Процентная политика как составная часть денежно–кредитной политики..…………………………………………………………………..…...21
2.3 Анализ выполнения основных денежно–кредитных показателей……...25
3 Перспективы развития денежно–кредитной политики Республики Беларусь…………………..…………………………………….……..……...…31
3.1 Совершенствование денежно–кредитной политики в Республике Беларусь на 2011-2015 годы………………………………………..……....…31
3.2 Использование зарубежного опыта регулирования денежно–
кредитной политики……………………………………………….……....…...36
3.3 Денежно–кредитная политика как фактор устойчивого
экономического развития Республики Беларусь……............………………..41
Заключение…………………………………………………………………..…44
Список использованных источников……………………..………………….

Работа содержит 1 файл

Оригинал.docx

— 182.54 Кб (Скачать)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение……………………………………………………………………….....3

1 Теоретические аспекты денежно–кредитной политики как

неотъемлемой  части экономической политики…………………………….….5

1.1Понятие и сущность денежно–кредитной политики…………….….…......5

1.2 Типы денежно–кредитной политики………………………………….......10

1.3 Методы регулирования денежно–кредитной политики…………….…...13

2 Особенности реализации денежно–кредитной политики в Республике Беларусь……………………..………………………………………………......17

2.1Основные направления денежно–кредитной политики Республики Беларусь…..………………………………………………………………..…...17

2.2 Процентная политика как составная часть денежно–кредитной политики..…………………………………………………………………..…...21

2.3 Анализ выполнения основных денежно–кредитных показателей……...25

3 Перспективы развития денежно–кредитной политики Республики Беларусь…………………..…………………………………….……..……...…31

3.1 Совершенствование денежно–кредитной политики в Республике Беларусь на 2011-2015 годы………………………………………..……....…31

3.2 Использование зарубежного опыта регулирования денежно–

кредитной политики……………………………………………….……....…...36

3.3 Денежно–кредитная политика как фактор устойчивого

экономического развития Республики Беларусь……............………………..41

Заключение…………………………………………………………………..…44

Список  использованных источников……………………..…………………..46

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Проблема  регулирования денежно-кредитной политики  занимает  важное  место в экономической   науке, поскольку  ее  показатели  и  социально-экономические  последствия   играют серьезную роль в оценке  экономической  безопасности  страны  и  всемирного хозяйства. Денежно-кредитная политика приводит к изменению значений основных макроэкономических параметров: ВНП, инфляции, уровня безработицы. Это происходит потому, что посредством монетарных методов можно изменить предложение денег в экономической системе. Механизм воздействия денежно-кредитной политики на основные переменные народнохозяйственного комплекса, а также результат корреляции между приращением денежной массы и состоянием экономики по-разному расценивается в кейнсианской и монетаристской теориях, используемых для принятия денежными властями практических решений.

Актуальность этого вопроса  в современных  условиях  определяется необходимостью выяснения сущности, глубинных причин и  механизмов  развития и совершенствования денежно-кредитной политики, ее особенностей и основных методов  регулирования.

Целью данной курсовой работы является:

  • исследование теоретических аспектов денежно-кредитной политики;
  • анализ ее практического применения;
  • изучение особенностей регулирования денежно-кредитной политики в Республике   Беларусь;
  • рассмотреть важнейшие элементы, влияющие на денежно-кредитную политику.

Структура работы, состоящей из введения, 3 глав и заключения, позволяет последовательно решить задачи курсовой работы.

Основными задачами курсовой работы являются:

  • изучить сущность денежно-кредитной политики, ее типы и методы применения;
  • изучить ее особенности на национальном уровне;
  • изучить основные показатели, влияющие на денежно-кредитную политику;
  • проанализировать методы влияния на экономические показатели;
  • разработать предложения по совершенствованию денежно-кредитной политики.

При написании работы были использованы  различные  источники,  включая учебные  пособия  и  периодические  издания,   авторы   которых   достаточно фундаментально  рассматривают  вопросы  сущности денежно-кредитной политики, процентную политику как ее основополагающую часть, а  также  определяют  пути реализации в Республике Беларусь.   Ключевыми изданиями являются издание Кравцовой Г.И., Квачук Л.П., О.И. Лаврушин, где анализируются методы, типы, пути совершенствования денежно-кредитной политики и ее влияние на экономику. Также в работе использовались фактические данные из газетных и журнальных статей следующих авторов: О.С. Сухарев, А.М. Курьянов, П.П. Прокопович и других, в которых достаточно полно рассмотрены проблемы денежно-кредитной политики. 

Структурно  работа состоит из введения, трёх глав основной части, заключения, списка использованных источников и приложений.

В первой главе рассмотрены общетеоретические  вопросы: социально-экономическое содержание денежно-кредитной политики, ее роль в экономике страны, типы и методы регулирования, а также инструменты и цели денежно-кредитной политики.

Во второй главе отражены методы реализации денежно-кредитной  политики в Республике Беларусь, процентная политика Национального Банка и  анализ основных показателей.

В третьей  главе предложены основные направления  совершенствования денежно-кредитной политики в Республике Беларусь.

 

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕНЕЖНО–КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ КАК НЕОТЪЕМЛЕМОЙ ЧАСТИ       ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ

 

 

 

1.1 Понятие и сущность денежно–кредитной политики

 

 

Под денежно–кредитной политикой государства понимается совокупность мер экономического регулирования денежного обращения и кредита, направленных на обеспечение устойчивого экономического роста путем воздействия на уровень и динамику инфляции, инвестиционную активность и другие важнейшие макроэкономические процессы.

Денежно–кредитная политика – важнейший метод государственного регулирования общественного воспроизводства с целью обеспечения наиболее благоприятных условий для развития рыночной экономики.

Основополагающей  целью денежно–кредитной политики является помощь экономике в достижении общего уровня производства, характеризующегося полной занятостью и стабильностью цен. Денежно–кредитная политика состоит в изменении денежного предложения с целью стабилизации совокупного объема производства (стабильный рост), занятости и уровня цен.

Реализация  мер денежно–кредитной политики преследует цели, к которым большинство авторов относят низкий уровень инфляции и безработицы, стабильный экономический рост. Но не все экономисты так единодушны в определении целей монетарной политики. Например, наиболее общая формулировка целей денежно–кредитной политики приводится Макконнеллом К. Р. и Брю Л.С.. Согласно их мнению, основополагающей целью денежно–кредитной политики является «помощь экономике в достижении общего уровня производства, характеризующегося полной занятостью и отсутствием инфляции». Другие авторы к конечным целям денежно–кредитной политики (кроме перечисленных выше) относят устойчивый платежный баланс.

Центральным звеном денежно–кредитной политики государства является центральный банк (ФРС – в США, ЦБ – в РФ). Именно он своими действиями и проводит денежную политику.

В Республике Беларусь важнейшими условиями обеспечения  высоких темпов долговременного  экономического роста являются достижение и сохранение финансовой стабильности, в основе которой – низкий уровень  инфляционных процессов в стране. В связи с этим одним из стратегических элементов государственной экономической  политики является ее направленность на устойчивое снижение инфляции и  поддержание ее на низком уровне. Таким образом, конечная цель денежно–кредитной политики, проводимой Национальным банком Республики Беларусь – обеспечение с помощью монетарных инструментов (с учетом мер экономической политики правительства Республики Беларусь) снижения инфляции.

Учитывая  отсутствие прямого механизма воздействия  на инфляцию с помощью инструментов денежно–кредитной политики Национальным банком применяется система промежуточных целевых ориентиров, обеспечивающих достижение конечной цели.

Нужно отметить, что с помощью кредитного регулирования  государство стремится смягчить экономические кризисы, сдержать рост инфляции, в целях поддержания  конъюнктуры государство использует кредит для стимулирования капиталовложений в различные отрасли народного хозяйства.

Соразмерный и стабильный экономический рост

Внешнеэкономическая стабильность

Стабильные цены

Полная занятость


Тактические цели

Промежуточные цели

Первичные цели


Номинальный объем производства

Уровень цен

Темпы роста денежной массы


Ставка процента


Форма кривой предложения денег

Рисунок 1 Дерево целей денежно–кредитной политики [18, с.278]


 

Предложение денег на денежном рынке играет большую  роль в экономике. Это, в частности, следует из известного уравнения  обмена. Соответственно ему существует зависимость между объемами денежной массы, скоростью обращения денег, выпуском продукции и уровнем  цен.

Денежно–кредитная политика – это комбинация целей и средств (институтов), с помощью которых ее носитель (как правило центральный банк страны) посредством регулирования денег, а также косвенного спроса на деньги и кредит стремится достигнуть целей общеэкономической политики.

Инструментами денежно–кредитной политики являются законы, распоряжения, предписания, указы и директивы, касающиеся денежно–кредитной политики.

Инструменты денежно–кредитной политики классифицируются по ряду признаков:

– в зависимости от объекта воздействия (предложение либо спрос на деньги);

– по срокам воздействия – краткосрочные и долгосрочные;

– по характеру параметров регулирования: количественные (например, границы кредитования коммерческих банков) и качественные (цена кредита);

– по форме воздействия – прямые и косвенные;

– по числу объектов воздействия – общие и селективные.

Посредством прямых (административных) инструментов в кредитных организациях изменяют операционные показатели, к примеру, лимиты процентных ставок, размер маржи, объемы операций. Методы прямого контроля применяют для регулирования банковских систем. В условиях слабо развитого внутригосударственного финансового рынка и при кризисе кредитной системы инструменты прямого воздействия эффективны. В то же время их использование может вызвать определенный отток денежных средств с контролируемого внутреннего рынка на зарубежные рынки и в теневую экономику.

С помощью  косвенных инструментов формируют условия для целенаправленного изменения основных параметров финансового рынка. При этом косвенные инструменты вначале воздействуют на баланс центрального банка, на процентные ставки по операциям центрального банка и далее, посредством этих изменений, – на денежно–кредитные отношения в государстве.

С помощью  названных инструментов центральный  банк реализует цели денежно–кредитной политики: поддержание на определенном уровне денежной массы (жесткая монетарная политика) или ставки процента (гибкая монетарная политика).

Выбор вариантов  денежно–кредитной политики зависит во многом от причин изменения спроса на деньги. Например, если рост спроса на деньги связан с инфляционными процессами, уместной будет жесткая политика поддержания денежной массы. Если необходимо изолировать динамику реальных переменных от неожиданных изменений скорости обращения денег, то, вероятно, предпочтительнее окажется политика поддержания процентной ставки, связанной непосредственно с инвестиционной [18]. 

Очевидно, что центральный банк не в состоянии  одновременно фиксировать денежную систему и процентную ставку. Например, для поддержания относительно устойчивой ставки при увеличении спроса на деньги банк вынужден будет расширять предложение денег, чтобы сбить давление вверх на процентную ставку со стороны возросшего спроса на деньги.

Денежно–кредитная политика имеет довольно сложный передаточный механизм. От качества работы всех его звеньев зависит эффективность политики в целом. Можно выделить четыре звена передаточного механизма денежно–кредитной политики:

  • изменение величины реального предложения денег  в результате пересмотра центральным банком соответствующей политики;
  • изменение процентной ставки на денежном рынке;
  • реакция совокупных расходов (особенно инвестиционных) на динамику процентной ставки;
  • изменение объема выпуска в ответ на изменение совокупного спроса (совокупных расходов).

Однако  реакция денежного рынка зависит  от характера спроса на деньги. Если спрос на деньги достаточно чувствителен к изменению процентной ставки, то результатом увеличения денежной массы  станет незначительное изменение ставки. И наоборот, если спрос на деньги слабо реагирует на процентную ставку, то увеличение предложения денег  приведет к существенному падению  ставки.

Очевидно, что нарушения в любом звене  передаточного механизма могут  привести к снижению или даже отсутствию каких–либо результатов денежно–кредитной политики. Например, незначительные изменения процентной ставки на денежном рынке или отсутствие реакции составляющих совокупного спроса на динамику ставки разрывают связь между колебаниями денежной массы и объемом выпуска. Эти нарушения в работе передаточного механизма денежно–кредитной политики особенно сильно проявляются в странах с переходной экономикой, когда, например, инвестиционная активность экономических агентов связана не столько с процентной ставкой на денежном рынке, сколько с общей экономической ситуацией и ожиданиями инвесторов.

Информация о работе Перспективы развития денежно–кредитной политики Республики Беларусь