Перспективы развития денежно–кредитной политики Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 14:34, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является:
исследование теоретических аспектов денежно-кредитной политики;
анализ ее практического применения;
изучение особенностей регулирования денежно-кредитной политики в Республике Беларусь;
рассмотреть важнейшие элементы, влияющие на денежно-кредитную политику.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….....3
1 Теоретические аспекты денежно–кредитной политики как
неотъемлемой части экономической политики…………………………….….5
1.1Понятие и сущность денежно–кредитной политики…………….….…......5
1.2 Типы денежно–кредитной политики………………………………….......10
1.3 Методы регулирования денежно–кредитной политики…………….…...13
2 Особенности реализации денежно–кредитной политики в Республике Беларусь……………………..………………………………………………......17
2.1Основные направления денежно–кредитной политики Республики Беларусь…..………………………………………………………………..…...17
2.2 Процентная политика как составная часть денежно–кредитной политики..…………………………………………………………………..…...21
2.3 Анализ выполнения основных денежно–кредитных показателей……...25
3 Перспективы развития денежно–кредитной политики Республики Беларусь…………………..…………………………………….……..……...…31
3.1 Совершенствование денежно–кредитной политики в Республике Беларусь на 2011-2015 годы………………………………………..……....…31
3.2 Использование зарубежного опыта регулирования денежно–
кредитной политики……………………………………………….……....…...36
3.3 Денежно–кредитная политика как фактор устойчивого
экономического развития Республики Беларусь……............………………..41
Заключение…………………………………………………………………..…44
Список использованных источников……………………..………………….

Работа содержит 1 файл

Оригинал.docx

— 182.54 Кб (Скачать)

Обменный  курс белорусского рубля сохранит за собой ключевую роль в реализации денежно–кредитной политики, обеспечивающую адаптацию экономики к возможным  внешним шокам и ограничение  роста потребительских цен.

В 2011 году сохранится режим привязки обменного  курса белорусского рубля к стоимости  корзины иностранных валют в  рамках коридора плюс/минус 8 процентов  от центрального значения, равного  стоимости корзины, сложившейся  к началу 2011 года, согласно приложению.

Повышение гибкости курса в рамках режима привязки к корзине иностранных валют  за счет увеличения ежедневных колебаний  позволит более оперативно реагировать  на конъюнктурные изменения спроса и предложения на валютном рынке.

Применение  и развитие инструментов денежно–кредитной  политики будет направлено на достижение приоритетной цели монетарной политики.

Процентная  политика будет ориентирована на обеспечение стабильного функционирования финансовой системы путем поддержания  процентных ставок в реальном выражении  на положительном уровне, обеспечивающем сохранность и привлекательность  вкладов в национальной валюте и доступность банковского кредита для нефинансового сектора экономики.

По мере замедления инфляционных процессов  и сохранения устойчивой ситуации на валютном рынке продолжится снижение процентных ставок. С учетом прогнозируемого  на 2011 год уровня инфляции к концу 2011 года ставка рефинансирования может  составить 8 — 10 процентов годовых, процентные ставки по новым рублевым кредитам нефинансовому сектору  — 11 — 13 процентов годовых, по новым  срочным рублевым депозитам в  банках — 9 — 11 процентов годовых.

Для рыночного  регулирования уровня ставки межбанковского кредитного рынка Национальный банк продолжит использовать систему  коридора процентных ставок, границы  которого определяются ставками по постоянно  доступным операциям (кредит, своп и  депозит овернайт по фиксированной  процентной ставке в Национальном банке).

Операциями  на денежном рынке Национальный банк обеспечит движение ставки межбанковского рынка в указанном коридоре, приближая  ее к ставке рефинансирования и одновременно способствуя сглаживанию ее ежедневных колебаний. При этом ставка рефинансирования будет задавать минимальный уровень  процентных ставок по аукционным операциям  поддержки текущей ликвидности  и максимальный уровень по аукционным операциям изъятия ликвидности банков.

Предоставление  ликвидности в целом будет  осуществляться как посредством  кредитов Национального банка, так  и в равной мере за счет операций по покупке иностранной валюты.

Дальнейшее  совершенствование системы регулирования  ликвидности на рыночных принципах  позволит повысить эффективность процентной политики и снизить процентные риски  для банковской системы.

В 2011 году параметры денежно–кредитных показателей  будут складываться с учетом спроса экономики на деньги и платежеспособности заемщиков под воздействием производственной, инвестиционной и финансовой деятельности субъектов хозяйствования, а также  изменения динамики денежных доходов, расходов и сбережений физических лиц. Прирост рублевой денежной базы оценивается  в пределах 24 — 26 процентов, рублевой денежной массы — 27 — 29 процентов, широкой  денежной массы — 25 — 28 процентов. При  этом депозиты физических лиц вырастут на 6,4 — 7,2 трлн. рублей, юридических  лиц — на 3,8 — 4,4 трлн. рублей.

Реализация  мер денежно–кредитной, бюджетной  и экономической политики позволит увеличить коэффициент монетизации  экономики по рублевой денежной массе  до 14,4 процента, по широкой денежной массе — до 26,7 процента.

Улучшение сбалансированности внешнего сектора  и состояния платежного баланса  станет основой для дальнейшего  наращивания международных резервных  активов Республики Беларусь. Прогнозируется, что международные резервные  активы в определении Специального стандарта распространения данных Международного валютного фонда  за 2011 год увеличатся не менее чем  на 1,2 млрд. долларов США.

Денежно–кредитные показатели рассчитаны исходя из прогноза основных параметров социально–экономического развития Республики Беларусь на 2011 год. При изменении макроэкономических параметров монетарные показатели будут  формироваться в соответствующих  пропорциях.

Приоритетными направлениями развития банковского  сектора Беларуси станут обеспечение  его устойчивости и повышение  финансового потенциала, рост конкурентоспособности  за счет внедрения более эффективных  систем и методов управления, новых  банковских технологий, а также поддержания  размера капитала на уровне, обеспечивающем адекватное покрытие рисков.

Развитие  банковского сектора в 2011 году будет  проходить в условиях дальнейшего  качественного улучшения структуры  финансового сектора, связанного с  изменением системы финансирования проектов, включенных в государственные  программы. При формировании условий  деятельности банков, прежде всего  контролируемых государством, возрастет  роль рыночных механизмов, что потребует  совершенствования соответствующих  систем и методов управления в  этих банках.

Предпринимаемые шаги положительным образом скажутся на устойчивости банковского сектора, а также позволят повысить эффективность  регулирования деятельности банков.

Ожидается, что в условиях достижения высоких  темпов экономического роста и поддержания  макроэкономической стабильности в  течение 2011 года важнейшие показатели финансовой устойчивости банковского сектора будут характеризоваться общей позитивной динамикой.

За 2011 год  прирост нормативного капитала банковского  сектора составит 15 — 21 процент. Доля проблемных активов в активах, подверженных кредитному риску, не превысит 8 процентов.

Масштабы  кредитных операций банковского  сектора будут определяться платежеспособным спросом со стороны нефинансовых организаций и домашних хозяйств. При этом расширится доступ к кредитованию частного сектора экономики.

Прирост активов банков сложится на уровне 21 — 22 процентов, что составит 72 процента к ВВП. Требования банков к экономике  возрастут на 24 — 25 процентов и  достигнут 58 процентов к ВВП.

Национальный  банк продолжит проводить мероприятия, направленные на дальнейшую либерализацию  валютного законодательства, совершенствование  деятельности банков в сфере предотвращения легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования террористической деятельности.

В 2011 году в целях формирования стабильного  конкурентоспособного и ликвидного финансового рынка продолжится  работа по совершенствованию уже  существующих и созданию новых инструментов и механизмов привлечения внешних  и внутренних инвестиций.

Развитие  национальной платежной системы  будет направлено на дальнейшее повышение  ее эффективности, надежности и безопасности. В 2011 году решение данных задач будет основываться на совершенствовании нормативной правовой базы, ценовой политики, организационной и программно–технической инфраструктуры платежной системы, внедрении новейших информационных технологий и банковских услуг, развитии системы безналичных расчетов на основе электронных платежных инструментов с увеличением доли безналичных расчетов в розничном платежном обороте, совершенствовании систем стандартизации и сертификации, надзора за платежной системой.

В рамках международного сотрудничества в 2011 году будет продолжена реализация мероприятий по интеграции банковских систем Республики Беларусь с государствами таможенного союза, Евразийского экономического сообщества, а также другими государствами — участниками Содружества Независимых Государств. Продолжится взаимодействие Национального банка и банковского сектора Республики Беларусь с Международным валютным фондом, Всемирным банком, Европейским банком реконструкции и развития, Международной финансовой корпорацией, зарубежными центральными (национальными) банками по актуальным вопросам двустороннего сотрудничества.

Делая вывод, следует отметить, что в 2011 году денежно–кредитная политика будет содействовать сохранению финансовой стабильности, снижению внешних дисбалансов и формированию на этой основе устойчивого экономического роста. Реализация намеченных целей и задач монетарной политики, адекватных развитию экономики, обеспечит значимую поддержку проводимой Правительством Республики Беларусь экономической политики.

 

 

 

3.2 Использование зарубежного опыта регулирования

      денежно–кредитной политики

 

 

Мировой экономикой накоплен огромный опыт  функционирования  денежно-кредитных  и финансовых институтов,  позволяющий оценить  их  роль  в  общем денежном   регулировании   экономики,   поддержания    ликвидности    рынка, эффективном осуществлении платежей, переливе  сбережений  в  инвестиции.   В условиях   перехода   нашей  страны   к   рыночной   экономике  определенный интерес составляет ознакомление с зарубежным  опытом  решения  ряда  проблем финансово-экономической  стабилизации,  в  частности,  на  примере  наиболее развитых стран мира.

С начала 1990-х годов семь промышленно развитых стран и ряд стран с формирующейся  экономикой начали использовать инфляционное таргетирование в качестве базового компонента своей денежно-кредитной  политики.

Изучение практики инфляционного таргетирования в таких промышленно развитых странах, как Великобритания, Швеция, Норвегия, Канада, Исландия, может дать много полезной информации, однако при его заимствовании необходимо иметь в виду, что центральные банки этих стран перед переходом к таргетированию инфляции уже обладали эффективными инструментами денежно-кредитной политики и высоким уровнем доверия со стороны экономических агентов. Однако в своей курсовой работе мне бы хотелось бы рассмотреть опыт Новой Зеландии.

Новая Зеландия доказала, что эффективная деятельность центрального банка может обеспечить ценовую и финансовую стабильность в условиях открытой и интегрированной экономики. Несмотря на вызовы мирового финансово-экономического кризиса и связанное с ними некоторое ухудшение состояния внутренней экономики, ни банковский сектор, ни домашние хозяйства, ни предприятия Новой Зеландии не испытывали сильного стресса. В период обострения кризиса Резервный банк активно пользовался всем спектром инструментов денежно-кредитной политики, созданным за годы практики инфляционного таргетирования. Своевременных действий Резервного банка по масштабному наращиванию предоставляемой банкам ликвидности (на фоне отсутствия системных рисков в финансовой системе, обеспеченного в докризисный период) оказалось достаточно для стабилизации ситуации в период обострения мирового финансово-экономического кризиса.

Кроме Новой  Зеландии режим таргетирования инфляции опробован центральными банками еще 26 стран. Одно из лучших определений режима таргетирования инфляции принадлежит главе Федеральной резервной системы США Б. Бернанке: «Таргетирование инфляции – это основа денежно-кредитной политики, которая характеризуется публичным объявлением официальных количественных целевых показателей (или целевых диапазонов) темпов инфляции на один или несколько периодов времени, а также непосредственным признанием того, что низкая и стабильная инфляция является основной долгосрочной целью денежно-кредитной политики».

В то время  как идеи инфляционного таргетирования обсуждались во многих странах, новозеландцы первыми решились на их практическое внедрение. К настоящему времени Резервный банк Новой Зеландии стал одним из наиболее опытных и авторитетных центральных банков, практикующих систему целевых показателей инфляции.

До перехода к таргетированию инфляции и в первые годы практики нового режима в Резервном банке не было четкого понимания работы трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики и не было адекватной модели этого механизма. На основе мирового опыта считалось, что повышение процентных ставок способствует замедлению инфляции, а снижение ставок – ускорению инфляции. В то же время не было достоверных количественных оценок того, как конкретно влияет изменение процентных ставок на инфляцию в Новой Зеландии. Поэтому на практике денежно-кредитная политика была сведена к задаче поддержки объема денежных ресурсов для расчетов в банковской системе и высоколиквидных активов (облигаций Резервного банка). Таким образом, промежуточным ориентиром для достижения цели по инфляции выступал уровень ликвидности банковской системы. Решению этой задачи способствовали свободно плавающий валютный курс (с марта 1985 г., рис. 5) и финансирование дефицита государственного бюджета с помощью рыночных механизмов (эмиссии долговых облигаций). Контроль за объемным показателем ликвидности обеспечивался за счет операций на открытом рынке. На денежные ресурсы на счетах Резервного банка для расчетов в банковской системе начислялись проценты по процентной ставке ниже рыночной с тем, чтобы препятствовать банкам хранить избыточные резервы. Их объем никогда не превышал 0,1% общего объема депозитов, хранящихся в банковской системе. Практика показала, что управление банковской ликвидностью не позволяет эффективно влиять на денежно-кредитные условия, в результате чего рыночные процентные ставки в этот период характеризовались значительной волатильностью и оставались слабо предсказуемыми.

Итак, в  первые годы инфляционного таргетирования Резервный банк не устанавливал процентные ставки (инструмент официальной процентной ставки появилсятолько в 1999 г.), а основными инструментами достижения цели по инфляции были ориентир по объему ликвидности банковской системы и не объявляемая общественности «зона комфорта» для валютного курса. Несмотря на ограниченные возможности влиять на денежно-кредитные условия, Резервному банку удалось достичь значительных успехов по контролю за инфляцией.

Информация о работе Перспективы развития денежно–кредитной политики Республики Беларусь