Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 19:46, дипломная работа
Целью данной дипломной работы является изучение принципов кредитования сельскохозяйственных предприятий в системе финансовых отношений. Выявить оптимальные способы кредитования малого бизнеса, отвечающие потребностям развития малого предпринимательства, и самих кредитных организаций, рассмотреть процесс кредитования на примере АО «Фонд финансовой поддержки сельского хозяйства».
Введение……………………………………………………………………………...3
1 Теоретические основы малого предпринимательства и условия финансирования……………………………………………………………………..4
1.1 Значение малых предприятий и необходимость их финансирования...4
1.2 Кредитование как основной источник финансирования……………...30
1.3 Методика выполнения дипломной работы…………………………….41
2 Современное состояние кредитования малых предприятий в АО «Фонд финансовой поддержки сельского хозяйства…………………………………….43
2.1 Общая характеристика АО «Фонд финансовой поддержки сельского хозяйства»…………………………………………………………………………..43
2.2 Продуктовый портфель Фонда………………………………………….48
2.3 Описание технического оснащения Фонда и оборотных средств……54
3 Организация кредитования и анализ финансового состояния АО «Фонд финансовой поддержки сельского хозяйства»………………………………….. 59
3.1 Организация кредитования в акционерном обществе на примере КХ «Кетебаева З»……………………………………………………………………….59
3.1.1 Общие условия кредитования…………………………………59
3.1.2 Порядок кредитования проекта………………………………..61
3.1.3 Порядок выдачи и погашения займа…………………………..63
3.1.4 Анализ эффективности бизнес проекта КХ «Кетебаева З»….66
3.2 Анализ имущественного положения и финансовых результатов……80
3.3 Анализ ликвидности, платежеспособности и финансовой устойчивости Фонда……………………………………………………………….89
3.4 Экономическая эффективность работы АО «Фонд финансовой поддержки сельского хозяйства…………………………………………………...92
Заключение………………………………………………………………………….95
Список использованных источников……………………………………………...97
Приложения…………………………………………………………………………99
Дать универсальное определение малого предприятия, по всей видимости, не предоставляется возможным в силу чрезвычайно широкого разнообразия его типов. Между тем с точки зрения выявления содержательной особенности малого бизнеса важны не столько его признаки, сколько определение специфики его функционального места в экономике. Рассматривая его в последнем аспекте, мы обнаружим, что в рамках той широкой палитры, которая представлена небольшими предприятиями, присутствует четко обособленные друг от друга два типа небольших предприятий.
Мелкие предприятия,
конституирующим признаком
Малые предприятия – это небольшие по размеру предприятия, но функционирующие на базе сложной (детализированной) кооперации, исходным пунктом организации которой выступает не вид деятельности, а орудие труда. Такие предприятия всегда находятся в тесных кооперационных связях с другими звеньями общественного производства и, по существу, являются обособившимися звеньями единого производственного цикла. Чаще всего это высокотехнологичные, глубоко специализированные производства. Оставаясь экономически самостоятельными, они фактически включены в единую производственную сеть, производя отдельные детали и узлы, ведя научные и конструкторские разработки. Малое предприятие – это уже не мелкое производство с характерными для него стихийным, зависящим от складывающихся рыночных условий характером деятельности, производственной обособленностью и концентрацией предпринимательской функции у собственника. Напротив, это тесно кооперированное с другими ячейками экономики производственное звено, деятельность которого оказывает влияние на ход общественного воспроизводства, сто собственно и стало причиной особого внимания общества к этому типу предприятий.
Малое предпринимательство действительно играет особую роль. Во-первых, малые предприятия, осуществляя новые разработки в области продуктов и технологий, выступают фактором снижения рыночной власти отдельных участников рынка, так как обеспечивают им равную доступность к своим достижениям. Во–вторых, способствуя распространению через копирование передовых достижений, они стимулируют поиск новых способов приобретения конкурентных преимуществ, обуславливая тем самым развитие форм конкуренции. В-третьих, выступая неким объединяющим потенциалом для отраслевой организации, они обеспечивают не только единство конкурентного поля, но и более быстрое накопление в отрасли элементов конкурентоспособности. В-четвертых, представляя собой идеальную форму для кооперации усилий крупных производителей в решении отдельных проблем через совместное финансирование разработок и взаимодействуя в разных формах с большинством участников отраслевого рынка, инновационные предприятия способствуют развитию коммуникативных связей между ними, а через это – и выработке цивилизованных форм конкурентной борьбы.
Для мелких предприятий наиболее существенной является нормативно-административная поддержка, включающая: обеспечение равных условий хозяйствования; юридическую защиту от необоснованного вмешательства в деятельность предприятий каких-либо административных органов; предоставление организационной помощи в форме выделения помещений и оказания консультационных услуг; оказание содействия мелкому предпринимательству путем размещения заказов на товары и услуги; содействие подготовке и переподготовке профессиональных кадров.
Малое предпринимательство нуждается в более сложной системе поддержки, которая должна включать: определение и развитие приоритетных направлений малого предпринимательства, разработку программ по развитию кооперационных связей малых предприятий с крупными производственными комплексами; создание условий для доступа к научно-техническим достижениям посредством распространения информации и предоставления лицензий; проведение политики ускоренной амортизации для предприятий, занятых в наукоемких, динамично развивающихся производствах; мотивированное предоставление налоговых льгот предприятиям, занятым разработкой новых технологий, продуктов и услуг; финансовую и инвестиционную поддержку государства для освоения научно-технических достижений.
Реализация этих требований является прерогативой государства. Для казахстанской экономики необходимость в содействии развитию и мелкого, и малого предпринимательства особенно актуальна. В отношении первого из них на предыдущем этапе стояла задача создания предпринимательского слоя и ослабления дефицитности потребительского рынка, в отношении второго - существовала потребность трансформации имевшихся научно-технических разработок в готовые продукты.
Современный этап
развития малого предпринимательства
характеризуется снижением
В настоящее время в Казахстане введена такая законодательная база разрешительной системы регистрации, которую приветствует бизнес-сообщество. Во многих странах, например, во Франции, где насчитывается 2,4 млн. субъектов малого и среднего предпринимательства для поддержки деятельности последних созданы упрощенные условия регистрации и перерегистрации по принципу «одного окна». Это предполагает сокращение процесса регистрации до 24 часов, в то время как остальные юридические лица регистрируются в течение 10 дней.
Ставки сбора за государственную регистрацию юридических лиц, являющихся субъектами малого предпринимательства, их филиалов и представительств сокращены до пятикратного МРП, действующего на день уплаты сбора. Для иных юридических лиц ставка сбора значительно выше - 20 МРП.
Согласно вышеуказанной Программе, финансовые институты, созданные по инициативе государства, представлены следующими организациями:
АО «Фонд развития малого предпринимательства» и его региональные филиалы; лизинговые компании; микрокредитные и микрофинансовые организации.
АО «Фонд развития малого предпринимательства» (далее - Фонд). Основная цель деятельности Фонда - эффективное использование собственных финансовых средств и средств, выделяемых государством на развитие малого предпринимательства.
В настоящее время в Казахстане функционирует порядка 44 бизнес- инкубаторов и инновационных центров. Практически все они были созданы по инициативе местных исполнительных органов и находятся в стадии своего становления.
Бизнес-инкубаторы представляют собой структуры, размещающие на льготных условиях специально отобранные малые предприятия на своих площадях и оказывающие им консалтинговые, образовательные, бухгалтерские и офисные услуги, также услуги по обучению. Главным назначением бизнес-инкубаторов является обеспечение устойчивого функционирования малых предприятий, находящихся на его территории.
Существуют технопарки, создаваемые в основном на базе высших учебных заведений или научно-исследовательских институтов с целью использования научного потенциала этих вузов и коммерциализации разработанных технологий через создание и развитие размещающихся на территории технопарка малых инновационных предприятий.
Количество предприятий малого бизнеса по состоянию на 1 января 2012 года представлено в таблице 2.
Таблица 2
Количество субъектов малого предпринимательства на 1 января 2012 года.
Действующие | |||
|
Зарегестри- рованные, ед. |
из них активные, ед. | |
численность занятых, чел. | |||
А |
1 |
2 |
3 |
Республика Казахстан |
1331386 |
745997 |
1921688 |
Акмолинская |
53169 |
28745 |
78238 |
Актюбинская |
49651 |
30033 |
75599 |
Алматинская |
151502 |
109249 |
232963 |
А |
1 |
3 | |
Атырауская |
48772 |
27114 |
58756 |
Восточно- Казахстанская |
112580 |
65788 |
177908 |
Жамбылская |
60386 |
35924 |
105425 |
Западно- Казахстанская |
37724 |
24050 |
66937 |
Карагандинская |
83557 |
48345 |
145157 |
Костанайская |
68759 |
37986 |
100047 |
Кызылординская |
36191 |
18349 |
43396 |
Мангистауская |
41574 |
23523 |
57823 |
Павлодарская |
50573 |
27016 |
91110 |
Северо- Казахстанская |
35422 |
21592 |
67093 |
Южно- Казахстанская |
230197 |
130311 |
276644 |
г. Астана |
86114 |
39944 |
106558 |
г. Алматы |
185215 |
78028 |
238034 |
По данным таблицы 2 на территории Республики Казахстан зарегистрировано 1331386 ед. предприятий малого бизнеса, из них 745997 ед. активно действующих. На территории Костанайской области зарегистрировано 68759 ед. предприятий малого бизнеса, активно действующих 37986 ед. Численность занятых на предприятиях Костанайской области составляет 100047 чел.
В таблице 3 представлены данные о количестве зарегистрированных субъектов малого предпринимательства на 1 января 2012 года по Республике Казахстан.
Таблица 3
Количество зарегистрированных субъектов малого предпринимательства на 1 января 2012 года
Всего |
В том числе | |||
юридических лиц |
индивидуальных предпринимателей |
крестьянских (фермерских) хозяйств | ||
А |
1 |
2 |
3 |
4 |
Акмолинская |
53169 |
6394 |
42457 |
4318 |
Актюбинская |
49651 |
8493 |
36694 |
4464 |
Алматинская |
151502 |
10289 |
90058 |
51155 |
Атырауская |
48772 |
6726 |
40149 |
1897 |
Западно-Казахстанская |
37724 |
4442 |
29294 |
3988 |
Жамбылская |
60386 |
5276 |
38758 |
16352 |
Карагандинская |
83557 |
14756 |
62121 |
6680 |
Костанайская |
68759 |
7361 |
55498 |
5900 |
Кызылординская |
36191 |
4357 |
29360 |
2474 |
Мангистауская |
41574 |
7460 |
32692 |
1422 |
Южно-Казахстанская |
230197 |
19644 |
140363 |
70190 |
А |
1 |
2 |
4 | |
Павлодарская |
50573 |
8455 |
38594 |
3524 |
Северо-Казахстанская |
35422 |
4754 |
27400 |
3268 |
Восточно-Казахстанская |
112580 |
12285 |
85469 |
14826 |
г.Астана |
86114 |
27351 |
58749 |
14 |
г.Алматы |
185215 |
68443 |
116717 |
55 |
Республика Казахстан |
1331386 |
216486 |
924373 |
190527 |
По данным таблицы 3 на территории Республики Казахстан на 1 января 2012 года зарегистрировано 1331386 ед. субъектов малого бизнеса, из них 216486 ед. составляют юридические лица, 924373 ед. индивидуальных предпринимателей и 190527 ед. крестьянских (фермерских) хозяйств.
В Костанайской области зарегистрировано 7361 ед. юридических лиц, 55498 ед. индивидуальных предпринимателей, 5900 ед. крестьянских (фермерских) хозяйств. Общее количество зарегистрированных субъектов малого предпринимательства на 1 января 2012 года по Костанайской области составляет 68759 ед. [7].
Удельный вес количества активных субъектов крестьянских (фермерских) хозяйств на 1 апреля 2012 года составляет 21,5%, индивидуальных предпринимателей 69,9%, юридических лиц среднего предпринимательства 0,9%, юридических лиц малого предпринимательства 7,7%. Данные анализа представлены в таблице 4.
Таблица 4
Структура малого и среднего предпринимательства на 1 апреля 2012 года
Количество активных субъектов |
Численность занятых |
Выпуск продукции | ||||
удельный вес |
на 1 апреля 2012г. |
удельный вес |
на 1 апреля 2012г. |
удельный вес |
январь-март 2012г. к январю-марту 2011г. | |
А |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Всего |
100,0 |
124,4 |
100,0 |
107,5 |
100,0 |
103,7 |
юридические лица малого предпринимательства |
7,7 |
96,0 |
27,7 |
99,6 |
27,3 |
103,4 |
юридические лица среднего предпринимательства |
0,9 |
108,7 |
24,7 |
107,0 |
57,5 |
103,4 |
А |
1 |
2 |
3 |
5 |
6 | |
индивидуальные предприниматели |
69,9 |
136,9 |
32,9 |
125,9 |
13,8 |
104,8 |
крестьянские (фермерские) хозяйства |
21,5 |
105,1 |
14,7 |
91,7 |
1,4 |
129,0 |