Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 19:46, дипломная работа
Целью данной дипломной работы является изучение принципов кредитования сельскохозяйственных предприятий в системе финансовых отношений. Выявить оптимальные способы кредитования малого бизнеса, отвечающие потребностям развития малого предпринимательства, и самих кредитных организаций, рассмотреть процесс кредитования на примере АО «Фонд финансовой поддержки сельского хозяйства».
Введение……………………………………………………………………………...3
1 Теоретические основы малого предпринимательства и условия финансирования……………………………………………………………………..4
1.1 Значение малых предприятий и необходимость их финансирования...4
1.2 Кредитование как основной источник финансирования……………...30
1.3 Методика выполнения дипломной работы…………………………….41
2 Современное состояние кредитования малых предприятий в АО «Фонд финансовой поддержки сельского хозяйства…………………………………….43
2.1 Общая характеристика АО «Фонд финансовой поддержки сельского хозяйства»…………………………………………………………………………..43
2.2 Продуктовый портфель Фонда………………………………………….48
2.3 Описание технического оснащения Фонда и оборотных средств……54
3 Организация кредитования и анализ финансового состояния АО «Фонд финансовой поддержки сельского хозяйства»………………………………….. 59
3.1 Организация кредитования в акционерном обществе на примере КХ «Кетебаева З»……………………………………………………………………….59
3.1.1 Общие условия кредитования…………………………………59
3.1.2 Порядок кредитования проекта………………………………..61
3.1.3 Порядок выдачи и погашения займа…………………………..63
3.1.4 Анализ эффективности бизнес проекта КХ «Кетебаева З»….66
3.2 Анализ имущественного положения и финансовых результатов……80
3.3 Анализ ликвидности, платежеспособности и финансовой устойчивости Фонда……………………………………………………………….89
3.4 Экономическая эффективность работы АО «Фонд финансовой поддержки сельского хозяйства…………………………………………………...92
Заключение………………………………………………………………………….95
Список использованных источников……………………………………………...97
Приложения…………………………………………………………………………99
Эволюция предпринимательства
нашла отражение и в его
трактовках экономической наукой. С
тех пор как
В последствии значимость содержательной функции предпринимательства стала оцениваться столь высоко, что его стали рассматривать в качестве особого фактора производства наряду с землей, капиталом и трудом (А. Маршалл, Д.Б. Кларк). Наконец, в XX в. содержание предпринимательства еще более суживается и связывается только с новаторской деятельностью (Й. Шумпетер). Трактовка предпринимательства как новаторства, а предпринимателя как лица, являющегося движущей силой прогрессивных изменений в экономике, как нельзя лучше соответствовала этапу развертывания научно-технической революции и вскоре стало господствующей. Последующее развитие этой идеи нашло свое отражение в трактовке предпринимательства как преобразовательной силы (Л. Мизес, Ф. Хайек) и даже как особого механизма экономической координации (Р. Коуз, О. Уильямсон, Д. Норт).
В принципиально
ином ракурсе рассматривалось
Экономическая
природа предпринимательства
Экономическая
природа предпринимательства
Предпринимательство - инициативная деятельность. Постоянное стремление к поиску новых возможностей извлечения выгоды – будь то производство новых продуктов или освоение новых рынков, внедрение новых способов организации производства или применения новых методов продаж – является отличительной чертой предпринимателя. Анализируя данное свойство предпринимательской деятельности, следует обратить внимание на специфику природы предпринимательской инициативы, выделив два важнейших момента.
Первый момент
связан с выявлением самих истоков
предпринимательской
Второй момент связан с выявлением условий, определяющих степень проявления предпринимательской инициативы. Несмотря на многочисленность и многообразность этих условий, суть их связи с предпринимательской активностью можно выразить понятием «экономическая свобода». Экономическая свобода – это предоставляемые процессом обмена возможности для реализации предпринимательской инициативы, которые находят свое выражение, с одной стороны, в морально-этическом санкционировании предпринимательской деятельности, а с другой – в возможности осуществления обменных операций (равный доступ к ресурсам, свобода выбора вида деятельности, право получать доход). Предоставляемая предпринимателю свобода не абсолютна. Во-первых, экономическая свобода предпринимателя – это власть, делегированная ему потребителями. Она усиливается при совпадении их интересов и ослабевает, если они расходятся. Во-вторых, она регулируется системой правил, вырабатываемых в процессе рыночного обмена. Благодаря этому устанавливается экономический порядок, определяющий границы экономической свободы предпринимателя. В зависимости от изменения этих границ будет изменяться и предпринимательская инициатива. Сложность состоит в том, что указанная зависимость лишена жесткой связи - больше свободы больше инициатива, или наоборот. Суть проблемы заключается в установлении таких границ экономической свободы, которые создавали бы наилучшие условия для реализации предпринимательской инициативы [1, с.325].
Предприниматели в зависимости от размеров предприятия выступают в роли субъектов индивидуального предпринимательства, микробизнеса, малого, среднего и крупного предпринимательства. При этом малому предпринимательству отводится важная роль, т.к. именно оно способствует формированию и становлению среднего класса общества. В связи с этим, государство особое внимание уделяет поддержке субъектов малого предпринимательства [2, с.5].
В современной
рыночной экономике небольшие
Во-первых, появились
не капиталоемкие технологии, которые
позволили небольшим
Во-вторых, внедрение информационных технологий позволило улучшить управление производством без усложнения управленческих систем.
В-третьих, в
условиях НТП главным конкурентным
преимуществом стала
В-четвертых, склонность малых предприятий к риску и присущий им коллективизм отвечали инновационному типу предпринимательского поведения, который в условиях НТП превратился в фактор успеха.
В-пятых, переход к активной природоохранной деятельности создал новые хозяйственные ниши для небольших предприятий, в частности в сфере утилизации и переработки отходов крупного производства.
В-шестых, в связи с ростом благосостояния населения произошла индивидуализация спроса, благоприятствовавшая предприятиям, которые выпускали товар малыми партиями.
Наконец, рост сбережений у населения привел к снижению зависимости малого бизнеса от банковского капитала, так как потребности в финансовых ресурсах стало возможным решать за счет нефинансового сектора (привлечение средств родственников и знакомых).
Действие всех вышеуказанных факторов привело к тому, что:
- крупные предприятия
в значительной степени
- малые предприятия
обрели дополнительные конкурен
Сказанное однозначно свидетельствует о том, что роль малого предпринимательства в экономике качественно изменилась. Современное малое предпринимательство, чутко реагирует на изменение конъюнктуры, фактически способствует сглаживанию колебаний делового цикла. Оно выступает активным участником инновационного процесса и, следовательно, фактором технико-экономического прогресса. Наконец, именно оно является питательной почвой для развития предпринимательства, как в социальном, так и в экономическом плане.[1, с.327].
Становление малого
предпринимательства в
Первый этап развития малого бизнеса (1986-1990) характеризуется внедрением новых форм собственности, началом формирования предпринимательской культуры. В качестве основных проблем этого этапа можно назвать трудности доступа к сырью и производственным площадям, бюрократические преграды при регистрации кооперативов.
Второй этап развития малого бизнеса в Казахстана (1991-1996) проходил в условиях перехода от административно-командной к рыночной экономике. На этом этапе наблюдался резкий рост числа малых предприятий всех форм собственности, произошла приватизация государственной собственности. Однако, начиная с 1994 года, замечалось снижение предпринимательской активности, вызванное непомерными налогами и высокими банковскими процентными ставками.
На третьем этапе развития малого бизнеса в условиях становления рыночных отношений (1997-2000) наблюдалась активизация деятельности в секторе малого бизнеса, усиление государственной поддержки малого бизнеса, развитие неправительственного сектора поддержки малого бизнеса.
Этап развития инфраструктуры поддержки малого бизнеса (2001-2006) характеризуется активной финансовой поддержкой малого бизнеса через банки второго уровня и микрокредитные организации, созданием лизинговых компаний, бизнес-центров, бизнес-инкубаторов, Центров поддержки предпринимательства [3].
Хотя термины «малое предприятие» и «малое предпринимательство» получили широкое распространение, четкого их определения нет. В одном из подходов к определению понятия «малое предприятие» внимание акцентируется на специфике организации, в качестве которой выделяют отсутствие обособления собственности и контроля, из чего вытекают простота системы управления и неформальный характер отношений внутри фирмы. В другом подходе определяющий признак малого предприятия связывается с его функциональными характеристиками – контроль небольшой доли рынка и конкурентное поведение. Однако на практике малое предприятие может характеризоваться сложной системой управления, а крупное – единством собственности и контроля. Небольшие предприятия могут обладать значительной рыночной властью и иметь отнюдь не конкурентное поведение.
В хозяйственной практике используется статистический принцип диагностирования этого типа предприятий. При этом критериальным признаком может выступать численность занятых, объем хозяйственного оборота, стоимость активов. Такой подход удобен с точки зрения статистического учета. Однако он не отражает содержательной специфике данного явления. Тем более что набор критериев, так и их количественные параметры имеют национальную специфику. В одних странах критерием выступает численность занятых, в других - объем хозяйственного оборота и т.д. В США к малым предприятиям относят хозяйственные единицы с числом занятых до 500 человек, в Японии – до 300, в Скандинавских странах – до 100 человек. Статистический подход, удобный с точки зрения практического использования, также не лишен недостатков. Во-первых, он несет неопределенность в отношении критерия, так предприятие может быть по-разному классифицировано в зависимости от выбора критерия. Во-вторых, он лишает малое предприятие содержательной специфики, так как предприятие будет «малым» в структуре большого по объему рынка, а для небольшого по объему рынка – крупным.
Согласно закону «О частном предпринимательстве» от 31 января 2006 года № 124-111 к субъектам малого предпринимательства относятся индивидуальные предприниматели без образования юридического лица со среднегодовой численностью работников не более 50 человек и юридические лица, осуществляющие частное предпринимательство, со среднегодовой численностью работников не более 50 человек и среднегодовой стоимостью активов за год не свыше 60000 МРП, установленного законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год активов за год.
К субъектам малого предпринимательства не могут быть отнесены индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие отдельные виды деятельности, определенные Законом РК «О частном предпринимательстве» (такие как производство и (или) оптовая реализация подакцизной продукции, деятельность в сфере игорного и шоу-бизнеса, деятельность, связанная с оборотом радиоактивных материалов, аудиторская деятельность и др.)
Доля юридических лиц, не являющихся субъектами малого предпринимательства, в уставном капитале предприятия не должна превышать 25%. Численность занятых, дифференцированная по сферам деятельности. В соответствии с последним критерием к малым предприятиям относятся коммерческие организации, предельная численность работников которой не превышает: в промышленности, строительстве и на транспорте – 100 человек, в сельском хозяйстве и научной сфере – 60 человек, в оптовой торговле – 50 человек, в розничной торговле и бытовом обслуживании – 30 человек, а также все субъекты, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица [5].