Организация кредитования сельскохозяйственных предприятий в КФ АО «Фонд финансовой поддержки сельского хозяйства» города Костаная

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 19:46, дипломная работа

Описание работы

Целью данной дипломной работы является изучение принципов кредитования сельскохозяйственных предприятий в системе финансовых отношений. Выявить оптимальные способы кредитования малого бизнеса, отвечающие потребностям развития малого предпринимательства, и самих кредитных организаций, рассмотреть процесс кредитования на примере АО «Фонд финансовой поддержки сельского хозяйства».

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
1 Теоретические основы малого предпринимательства и условия финансирования……………………………………………………………………..4
1.1 Значение малых предприятий и необходимость их финансирования...4
1.2 Кредитование как основной источник финансирования……………...30
1.3 Методика выполнения дипломной работы…………………………….41
2 Современное состояние кредитования малых предприятий в АО «Фонд финансовой поддержки сельского хозяйства…………………………………….43
2.1 Общая характеристика АО «Фонд финансовой поддержки сельского хозяйства»…………………………………………………………………………..43
2.2 Продуктовый портфель Фонда………………………………………….48
2.3 Описание технического оснащения Фонда и оборотных средств……54
3 Организация кредитования и анализ финансового состояния АО «Фонд финансовой поддержки сельского хозяйства»………………………………….. 59
3.1 Организация кредитования в акционерном обществе на примере КХ «Кетебаева З»……………………………………………………………………….59
3.1.1 Общие условия кредитования…………………………………59
3.1.2 Порядок кредитования проекта………………………………..61
3.1.3 Порядок выдачи и погашения займа…………………………..63
3.1.4 Анализ эффективности бизнес проекта КХ «Кетебаева З»….66
3.2 Анализ имущественного положения и финансовых результатов……80
3.3 Анализ ликвидности, платежеспособности и финансовой устойчивости Фонда……………………………………………………………….89
3.4 Экономическая эффективность работы АО «Фонд финансовой поддержки сельского хозяйства…………………………………………………...92
Заключение………………………………………………………………………….95
Список использованных источников……………………………………………...97
Приложения…………………………………………………………………………99

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМКА готовая сдать.doc

— 1.58 Мб (Скачать)

Эволюция предпринимательства  нашла отражение и в его  трактовках экономической наукой. С  тех пор как предпринимательство  попало в поле зрения научного анализа, понимание его содержания и сущности претерпело значительную эволюцию. Первоначально (XVІІІ в.) в предпринимательстве усматривали связанную с риском и направленную на извлечение дохода деятельность,  фигуру предпринимателя отождествляли с собственником капитала (Р. Контильон, А. Смит, Д. Рикардо), что вполне соответствовало наиболее явно поступавшим в тот период признакам предпринимательской деятельности. Позднее (с середины XІX в.), по мере обособления функций собственности и управления, содержательный момент предпринимательства переносится в сферу организации производства и управления им (Ж.-Б. Сэй, Дж.С. Милль). Развитие этих представлений неоклассической теорией привело к интерпретации предпринимателя как менеджера, комбинирующего факторы производства, а предпринимательства как спецефической управленческой функции (А. Маршалл, К. Менгер, Л. Вальрас, Ф. Визер, Дж.Р. Хикс).

В последствии значимость содержательной функции предпринимательства стала оцениваться столь высоко, что его стали рассматривать в качестве особого фактора производства наряду с землей, капиталом и трудом (А. Маршалл, Д.Б. Кларк). Наконец, в XX  в. содержание предпринимательства еще более суживается и связывается только с новаторской деятельностью (Й. Шумпетер). Трактовка предпринимательства как новаторства, а предпринимателя как лица, являющегося движущей силой прогрессивных изменений в экономике, как нельзя лучше соответствовала этапу развертывания научно-технической революции и вскоре стало господствующей. Последующее развитие этой идеи нашло свое отражение в трактовке предпринимательства как преобразовательной силы (Л. Мизес, Ф. Хайек) и даже как особого механизма экономической координации (Р. Коуз, О. Уильямсон, Д. Норт).

В принципиально  ином ракурсе рассматривалось предпринимательство  в марксистской теории. Увязывая содержание предпринимательства с характером отношений собственности, К. Маркс усматривал в предпринимателе функционирующего капиталиста, суть деятельности которого заключена в обеспечении роста капитала посредством эксплуатации наемных работников.

Экономическая природа предпринимательства неразрывно связана с рыночным хозяйством, которое  исторически и генетически является исходным пунктом предпринимательской  деятельности. Специфика предпринимательства  как явления хозяйственной жизни  выражается в непрерывно осуществляемой цепи обменных операций. Именно в этом предпринимательство идентифицирует себя как особый тип хозяйственного поведения, выражающийся в стремлении извлечь выгоду посредством осуществления рыночных операций, т.е. в процессе обмена. Однако сам по себе обмен является источником предпринимательства, лишь, когда становится непременным звеном хозяйственного оборота, в котором производство для обмена – определяющая функция хозяйствующих субъектов. Роль обмена в понимании природы предпринимательства чрезвычайно велика. Во-первых, обмен стимулирует поиск новых возможностей, т.е. инициативу. Во-вторых, именно в процессе обмена предприниматель усматривает источник возможной выгоды, являющейся одновременно и мотивом, и оценкой успеха предпринятой инициативы. В-третьих, сталкиваясь в процессе обмена с подобными себе лицами, предприниматель воспринимает свою деятельность как состязательную. В-четвертых, являясь механизмом удовлетворения общественных потребностей, обмен обуславливает общественный характер предпринимательской деятельности. Все это позволяет заключить, что развитие предпринимательства, есть результат развития рыночного обмена. Чрезвычайно важным для понимания содержательной стороны предпринимательства как хозяйственного поведения, ориентированного на извлечение выгоды, является то обстоятельство, что предпринимательская деятельность – это способ извлечения выгоды посредством рыночного обмена, осуществляемого к взаимной выгоде его участников. Из этого следует, что предпринимательство следует ассоциировать не с обманом и насилием, а с извлечением выгоды посредством удовлетворения общественных потребностей, а значит, с увеличением благосостояния общества, что является одной из определяющих черт экономического содержания предпринимательства. Выступающее в таком качестве предпринимательство может быть определено как способ «ненасильственного приобретательства», связанный с созданием дополнительных ценностей, а не с перераспределением существующего богатства. Соответственно и предпринимателем является лишь тот, чья своекорыстная деятельность оборачивается какими-либо дополнительными выигрышами для общества.

Экономическая природа предпринимательства раскрывается через анализ его признаков: инициативу, коммерческий риск, хозяйственную ответственность, комбинирование факторов производства, новаторство.

Предпринимательство - инициативная деятельность. Постоянное стремление к поиску новых возможностей извлечения выгоды – будь то производство новых продуктов или освоение новых рынков, внедрение новых способов организации производства или применения новых методов продаж – является отличительной чертой предпринимателя. Анализируя данное свойство предпринимательской деятельности, следует обратить внимание на специфику природы предпринимательской инициативы, выделив два важнейших момента.

Первый момент связан с выявлением самих истоков  предпринимательской инициативы, т.е. порождающих ее причин. Суть вопроса  заключается в понимании того, что, хотя инициативность как личностное качество человека имеет отношение к предпринимательской активности, отнюдь не это качество лежит в основе предпринимательской инициативы, которая имеет сугубо экономические корни. Предпринимательская инициатива – это стремление к реализации возможностей, предоставляемых процессом рыночного обмена. Следовательно, и порождающие ее причины коренятся в специфике самого рыночного обмена, а именно в присущей ему рыночной неопределенности, которая обусловлена неполнотой и неравномерным распределением информации среди участников обмена. Наличие рыночной неопределенности, с одной стороны, заставляет проявлять инициативу (осуществлять какие-то действия) с целью снижения неопределенности, а с другой – инициирует действия, опирающиеся на предположения о наличии преимуществ (более полное владение информацией или лучшее знание потребностей). Но и, то и другое побуждает хозяйствующего субъекта к инициативному поведения, которое, принимая форму предпринимательской инициативы, становится способом трансформации рыночной неопределенности к собственной выгоде.

Второй момент связан с выявлением условий, определяющих степень проявления предпринимательской  инициативы. Несмотря на многочисленность и многообразность этих условий, суть их связи с предпринимательской  активностью можно выразить понятием «экономическая свобода». Экономическая свобода – это предоставляемые процессом обмена возможности для реализации предпринимательской инициативы, которые находят свое выражение, с одной стороны, в морально-этическом санкционировании предпринимательской деятельности, а с другой – в возможности осуществления обменных операций (равный доступ к ресурсам, свобода выбора вида деятельности, право получать доход). Предоставляемая предпринимателю свобода не абсолютна. Во-первых, экономическая свобода предпринимателя – это власть, делегированная ему потребителями. Она усиливается при совпадении их интересов и ослабевает, если они расходятся. Во-вторых, она регулируется системой правил, вырабатываемых в процессе рыночного обмена. Благодаря этому устанавливается экономический порядок, определяющий границы экономической свободы предпринимателя. В зависимости от изменения этих границ будет изменяться и предпринимательская инициатива. Сложность состоит в том, что указанная зависимость лишена жесткой связи  - больше свободы больше инициатива, или наоборот. Суть проблемы заключается в установлении таких границ экономической свободы, которые создавали бы наилучшие условия для реализации предпринимательской инициативы [1, с.325].

Предприниматели в зависимости от размеров предприятия  выступают в роли субъектов индивидуального предпринимательства, микробизнеса, малого, среднего и крупного предпринимательства. При этом малому предпринимательству отводится важная роль, т.к. именно оно способствует формированию и становлению среднего класса общества. В связи с этим, государство особое внимание уделяет поддержке субъектов малого предпринимательства [2, с.5].

В современной  рыночной экономике небольшие предприятия  остаются важным элементом хозяйственной  системы. Этот вид предприятий не только является наиболее многочисленным (более 70%), но и оказывает заметное влияние на экономическую жизнь общества. Небольшие предприятия способствуют занятости (два из трех рабочих мест создаются ими). Заметна их роль и в инновационном процессе. Мелкое предпринимательство существует с тех пор, как существует рыночное хозяйство. Но особое внимание ему стали уделять только в последние 40 лет. Это связанно с изменением роли малого бизнеса в экономической системе, что было обусловлено развертыванием НТП и изменением в рыночном спросе.

Во-первых, появились  не капиталоемкие технологии, которые  позволили небольшим предприятиям, включится в производство со сложной  внутренней кооперацией.

Во-вторых, внедрение  информационных технологий позволило  улучшить управление производством без усложнения управленческих систем.

В-третьих, в  условиях НТП главным конкурентным преимуществом стала способность  гибко реагировать на происходящие изменения в технологиях и  конъюнктуре рынка.

В-четвертых, склонность малых предприятий к риску  и присущий им коллективизм отвечали инновационному типу предпринимательского поведения, который в условиях НТП превратился в фактор успеха.

В-пятых, переход  к активной природоохранной деятельности создал новые хозяйственные ниши для небольших предприятий, в  частности в сфере утилизации и переработки отходов крупного производства.

В-шестых, в связи  с ростом благосостояния населения  произошла индивидуализация спроса, благоприятствовавшая предприятиям, которые  выпускали товар малыми партиями.

Наконец, рост сбережений у населения привел к снижению зависимости малого бизнеса от банковского капитала, так как потребности в финансовых ресурсах стало возможным решать за счет нефинансового сектора (привлечение средств родственников и знакомых).

Действие всех вышеуказанных факторов привело к тому, что:

- крупные предприятия  в значительной степени утратили  обусловленные эффектом масштаба  преимущества, а малый бизнес  стал вполне конкурентоспособным  по издержкам производства;

- малые предприятия  обрели дополнительные конкурентные преимущества, заключающиеся в производственной гибкости и активном реагирование на рыночные изменения; малые предприятия приобрели новый социальный статус, который позволил им рассчитывать на широкую поддержку со стороны государства и общества.

Сказанное однозначно свидетельствует о том, что роль малого предпринимательства в экономике качественно изменилась. Современное малое предпринимательство, чутко реагирует на изменение конъюнктуры, фактически способствует сглаживанию колебаний делового цикла. Оно выступает активным участником инновационного процесса и, следовательно, фактором технико-экономического прогресса. Наконец, именно оно является питательной почвой для развития предпринимательства, как в социальном, так и в экономическом плане.[1, с.327].

Становление малого предпринимательства в Казахстане прошло 4 этапа:

Первый этап развития малого бизнеса (1986-1990) характеризуется  внедрением новых форм собственности, началом формирования предпринимательской  культуры. В качестве основных проблем  этого этапа можно назвать трудности доступа к сырью и производственным площадям, бюрократические преграды при регистрации кооперативов.

Второй этап развития малого бизнеса в Казахстана (1991-1996) проходил в условиях перехода от административно-командной к  рыночной экономике. На этом этапе наблюдался резкий рост числа малых предприятий всех форм собственности, произошла приватизация государственной собственности. Однако, начиная с 1994 года, замечалось снижение предпринимательской активности, вызванное непомерными налогами и высокими банковскими процентными ставками.

На третьем  этапе развития малого бизнеса в  условиях становления рыночных отношений (1997-2000) наблюдалась активизация  деятельности в секторе малого бизнеса, усиление государственной поддержки  малого бизнеса, развитие неправительственного сектора поддержки малого бизнеса.

Этап развития инфраструктуры поддержки малого бизнеса (2001-2006) характеризуется активной финансовой поддержкой малого бизнеса  через  банки второго уровня и микрокредитные организации, созданием лизинговых компаний, бизнес-центров, бизнес-инкубаторов, Центров поддержки предпринимательства [3].

Хотя термины  «малое предприятие» и «малое предпринимательство» получили широкое распространение, четкого их определения нет. В  одном из подходов к определению понятия «малое предприятие» внимание акцентируется на специфике организации, в качестве которой выделяют отсутствие обособления собственности и контроля, из чего вытекают простота системы управления и неформальный характер отношений внутри фирмы. В другом подходе определяющий признак малого предприятия связывается с его функциональными характеристиками – контроль небольшой доли рынка и конкурентное поведение. Однако на практике малое предприятие может характеризоваться сложной системой управления, а крупное – единством собственности и контроля. Небольшие предприятия могут обладать значительной рыночной властью и иметь отнюдь не конкурентное поведение.

В хозяйственной  практике используется статистический принцип диагностирования этого  типа предприятий. При этом критериальным признаком может выступать численность занятых, объем хозяйственного оборота, стоимость активов. Такой подход удобен с точки зрения статистического учета. Однако он не отражает содержательной специфике данного явления. Тем более что набор критериев, так и их количественные параметры имеют национальную специфику. В одних странах критерием выступает численность занятых, в других - объем хозяйственного оборота и т.д. В США к малым предприятиям относят хозяйственные единицы с числом занятых до 500 человек, в Японии – до 300, в Скандинавских странах – до 100 человек. Статистический подход, удобный с точки зрения практического использования, также не лишен недостатков. Во-первых, он несет неопределенность в отношении критерия, так предприятие может быть по-разному классифицировано в зависимости от выбора критерия. Во-вторых, он лишает малое предприятие содержательной специфики, так как предприятие будет «малым» в структуре большого по объему рынка, а для небольшого по объему рынка – крупным.

Согласно закону «О частном предпринимательстве» от 31 января 2006 года № 124-111 к субъектам  малого предпринимательства относятся  индивидуальные предприниматели без  образования юридического лица со среднегодовой  численностью работников не более 50 человек и юридические лица, осуществляющие частное предпринимательство, со среднегодовой численностью работников не более 50 человек и среднегодовой стоимостью активов за год не свыше 60000 МРП, установленного законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год активов за год.

К субъектам  малого предпринимательства не могут  быть отнесены индивидуальные предприниматели  и юридические лица, осуществляющие отдельные виды деятельности, определенные Законом РК «О частном предпринимательстве» (такие как производство и (или) оптовая реализация подакцизной продукции, деятельность в сфере игорного и шоу-бизнеса, деятельность, связанная с оборотом радиоактивных материалов, аудиторская деятельность и др.)

Доля юридических  лиц, не являющихся субъектами малого предпринимательства, в уставном капитале предприятия не должна превышать 25%. Численность занятых, дифференцированная по сферам деятельности. В соответствии с последним критерием к малым предприятиям относятся коммерческие организации, предельная численность работников которой не превышает: в промышленности, строительстве и на транспорте – 100 человек, в сельском хозяйстве и научной сфере – 60 человек, в оптовой торговле – 50 человек, в розничной торговле и бытовом обслуживании – 30 человек, а также все субъекты, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица [5].

Информация о работе Организация кредитования сельскохозяйственных предприятий в КФ АО «Фонд финансовой поддержки сельского хозяйства» города Костаная