Организация кредитования сельскохозяйственных предприятий в КФ АО «Фонд финансовой поддержки сельского хозяйства» города Костаная

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 19:46, дипломная работа

Описание работы

Целью данной дипломной работы является изучение принципов кредитования сельскохозяйственных предприятий в системе финансовых отношений. Выявить оптимальные способы кредитования малого бизнеса, отвечающие потребностям развития малого предпринимательства, и самих кредитных организаций, рассмотреть процесс кредитования на примере АО «Фонд финансовой поддержки сельского хозяйства».

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
1 Теоретические основы малого предпринимательства и условия финансирования……………………………………………………………………..4
1.1 Значение малых предприятий и необходимость их финансирования...4
1.2 Кредитование как основной источник финансирования……………...30
1.3 Методика выполнения дипломной работы…………………………….41
2 Современное состояние кредитования малых предприятий в АО «Фонд финансовой поддержки сельского хозяйства…………………………………….43
2.1 Общая характеристика АО «Фонд финансовой поддержки сельского хозяйства»…………………………………………………………………………..43
2.2 Продуктовый портфель Фонда………………………………………….48
2.3 Описание технического оснащения Фонда и оборотных средств……54
3 Организация кредитования и анализ финансового состояния АО «Фонд финансовой поддержки сельского хозяйства»………………………………….. 59
3.1 Организация кредитования в акционерном обществе на примере КХ «Кетебаева З»……………………………………………………………………….59
3.1.1 Общие условия кредитования…………………………………59
3.1.2 Порядок кредитования проекта………………………………..61
3.1.3 Порядок выдачи и погашения займа…………………………..63
3.1.4 Анализ эффективности бизнес проекта КХ «Кетебаева З»….66
3.2 Анализ имущественного положения и финансовых результатов……80
3.3 Анализ ликвидности, платежеспособности и финансовой устойчивости Фонда……………………………………………………………….89
3.4 Экономическая эффективность работы АО «Фонд финансовой поддержки сельского хозяйства…………………………………………………...92
Заключение………………………………………………………………………….95
Список использованных источников……………………………………………...97
Приложения…………………………………………………………………………99

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМКА готовая сдать.doc

— 1.58 Мб (Скачать)

Кроме указанных  программ кредитования в 2011 году Фонд начал реализацию программы «Сыбага» по кредитованию субъектов АПК на приобретение маточного поголовья крупного рогатого скота и быков-производителей для воспроизводства молодняка мясной породы, на что из республиканского бюджета выделяется 1500,0 млн. тенге.

Целью программы  является вовлечение малого и среднего фермерства в процесс увеличения и улучшения качественных показателей местного скота. Данный проект реализуется в рамках инвестиционной программы, действующей во исполнение поручения Президента РК - реализация экспортного потенциала АПК.

С 2004 года АО «Фонд финансовой поддержки сельского хозяйства» осуществляет услуги агента по управлению бюджетными средствами для поддержки обязательного страхования в растениеводстве. В соответствии с Законом «Об обязательном страховании в растениеводстве» государственная поддержка обязательного страхования в растениеводстве осуществляется путем возмещения 50% страховых выплат страховым компаниям и обществам взаимного страхования по страховым случаям, возникшим в результате неблагоприятных природных явлений.

Необходимо указать, что Фондом осуществляется и не финансовая деятельность. Так в 2005-2008 годы Фонд, совместно с АО «Казагромаркетинг», осуществлял деятельность по обучению сельских жителей. Обучение проводилось в интерактивной форме по всей республике по тематикам «Основы микрокредитования», «Основы предпринимательства», «Бизнес-планирование». Общее количество сельских жителей, посетивших свыше 4 тыс. семинаров за период составило более 99 тыс. человек.

В 2010 году в целях  институционального развития микрофинансирования в сельской местности Фондом совместно с зарубежным партнером Микрофинансовым Центром (Польша) создан Центр поддержки микрокредитных организаций. Деятельность Центра направлена на развитие сектора микрофинансирования через институциональное укрепление МКО Казахстана путем внедрения инновационных подходов и оказания качественных специализированных консалтинговых услуг на постоянной основе.

Общая структура  АО «Фонд финансовой поддержки сельского  хозяйства», утвержденная решением Правления  акционерного общества № 96 от 5 ноября 2010 года, приведена в Приложении А. В операционную структуру Костанайского филиала Фонда входят такие подразделения, как кредитный отдел (три человека), отдел кредитного администрирования (два человека), архив (два человека), юридический отдел (один человек), отдел бухгалтерского учета (два человека), отдел администрирования (два человека).

Важнейшими  нормативными документами, на основании  которых осуществляется управление в Фонде, являются Устав, утвержденный решением Совета директоров АО «Национальный Управляющий холдинг «КазАгро» от 1 июня 2009 года № 14, а также Кодекс корпоративного управления, утвержденный решением Совета директоров АО «Национальный Управляющий холдинг «КазАгро» от 25 ноября 2009 года № 23.

Общее управление в АО осуществляется Советом директоров. В состав данного органа входят Председатель Совета директоров и члены Совета (всего три человека).

Текущее управление в АО осуществляется Правлением во главе с Председателем. В состав Правления входят Директор департамента кредитования, Директор юридического департамента, управляющий директор, два заместителя Председателя Правления.

Данные о  штатной численности, структуре  и размере должностных окладов  работников Костанайского филиала  АО «Фонд финансовой поддержки сельского хозяйства» по состоянию на 1 июля 2011 года приведены в таблице 10.

Начисление  заработной платы осуществляется по повременно-премиальной схеме: величина должностного оклада умножается на число  фактически отработанных дней (фиксируется  в табеле учета исполнения рабочего времени) и делится на общее число рабочих дней в отчетном месяце, а к полученной сумме добавляется величина начисленной в соответствии с Положением о премировании работников премии. Табель учета исполнения рабочего времени по филиалу ведется главным бухгалтером и утверждается директором филиала.

Работники распределены по отделам, сформированным по функциональному  критерию (то есть организационная  структура управления имеет функциональный характер): кредитный отдел (три человека), отдел кредитного администрирования (два человека), архив (два человека), юридический отдел (один человек), отдел бухгалтерского учета (два человека), отдел администрирования (два человека).

Важнейшим нормативным  документом, определяющим взаимодействие сотрудников и акционерного общества в процессе хозяйственной деятельности, является Кодекс корпоративной этики, утвержденный решением Совета директоров АО «Фонд финансовой поддержки сельского хозяйства» от 11 августа 2008 года № 8.

 

 

Таблица 10

Штатное расписание Костанайского филиала АО «Фонд  финансовой поддержки сельского  хозяйства» по состоянию на 1 июля 2011 года

 

Должность

Количество, чел.

Должностной оклад, тенге

Месячный фонд заработной платы, тенге

Директор

1

95000

95000

Заместитель директора

1

90000

90000

Главный бухгалтер

1

75000

75000

Бухгалтер-кассир

1

45000

45000

Юрист

1

50000

50000

Офис-менеджер

1

27000

27000

Кредитный инспектор

2

45000

90000

Кредитный офицер

7

40000

280000

Водитель-курьер

1

38000

38000

Техничка

1

21000

21000

Итого

17

47706

811000


 

 

В соответствии с данным документом, АО строит отношения со своими работниками на принципах  долгосрочного сотрудничества и  взаимного уважения. В отношении  сотрудников оно берет на себя следующие обязательства: 1) обеспечивать справедливое и честное отношение к сотрудникам, устанавливать  оплату  труда  и  обеспечивать  продвижение  по  службе, соответствующие профессиональным качествам и компетентности сотрудников, не  допускать  каких-либо  проявлений  дискриминации  по  политическим, религиозным, национальным и другим мотивам; 2) принимать  меры,  направленные  на  охрану  здоровья,  труда  и обеспечение безопасности сотрудника Общества, предусмотренные действующим законодательством, обеспечить своевременную выплату заработной платы; 3) оценивать и поощрять инициативные идеи и предложения сотрудников, реализация которых имеет положительный эффект для АО, а также создавать условия для профессионального и карьерного роста;  4) обеспечивать неразглашение конфиденциальной информации, касающейся сотрудников, в пределах, установленных законодательством; 5)  создавать условия для благоприятного морально-психологического климата  внутри  АО,  своевременно  и  объективно  рассматривать конфликты, не допуская их распространения и негативного влияния на рабочую атмосферу в коллективе; 6)  обеспечивать  условия для того,  чтобы сотрудники  в случае возникновения сомнений по поведению в той или иной ситуации свободно обращались к непосредственному или вышестоящему руководству; 7) поощрять  самообучение  сотрудников,  создавать условия для их обучения, в том числе путем проведения корпоративных семинаров, участия на внешних семинарах, круглых столах и тренингах в Республике Казахстан и за рубежом, стимулирования повышения уровня знаний и использования в работе государственного языка, а также изучение английского языка и пр.; 8) соблюдать требования трудового законодательства и условия трудовых договоров; 9) ни в коей мере не ограничивать личную свободу своих сотрудников и не регламентировать их частную жизнь.

Годовой фонд рабочего времени  определяется по производственному  календарю Республики Казахстан. Согласно этому календарю, в 2011 году 365 календарных  дней, 247 рабочих дней, 118 праздничных  и выходных дней, 1976 рабочих часов. В 2010 году было 247 рабочих дней (1976 часов), среднемесячное число рабочих дней – 20,58 дней. В 2009 году было 248 рабочих дней (1984 часов), среднемесячное число рабочих дней – 20,67 дней.

Итоги деятельности Фонда оцениваются с помощью  системы рейтинговых оценок.

Обществу в  августе 2008 года присвоен кредитный  рейтинг «β +» (позитивный) проведенный  Международной рейтинговой организацией M-Cril (Индия). Рейтинговый отчет подтверждает, что деятельность Общества транспарентна, а также дает возможность привлекать инвестиции от международных инвесторов.

В мае 2010 года в  Обществе завершилась процедура  присвоения социального рейтинга международным  рейтинговым агентством Microfinanza Rating. Фонду был присвоен социальный рейтинг на уровне «ВВ+», который подтверждает способность Фонда эффективно переносить миссию на практику, развивать социальные ценности, свидетельствует о высокой вероятности достижения социальных целей.

 

 

2.2 Продуктовый  портфель фонда

 

 

Как уже было сказано ранее, Фонд финансовой поддержки  сельского хозяйства оказывает  услуги по микрокредитованию сельского  населения и сельскохозяйственных товаропроизводителей, кредитованию микрокредитных организаций, а также осуществляет исполнение функций государственного агента по страхованию в растениеводстве.

«Сельский микрокредит» представляет собой программу выдачи займов на развитие животноводства, растениеводства  и других видов бизнеса на селе. Целевая аудитория – физические и юридические лица, проживающие и осуществляющие свою деятельность в сельской местности.

Заем выдается в размере от 200 тыс. тенге до 1 млн. тенге на срок до 3 лет под 9,5 процентов годовых без комиссии, под залог (ликвидное движимое, недвижимое имущество). Эффективная ставка вознаграждения составляет не более 10,2 процентов годовых.

Результаты  реализации программы «Сельский  микрокредит» по состоянию на 01.01.2012 г. отражены на рисунке 2.

 

 

 

Рисунок 2. Результаты реализации программы «Сельский микрокредит» по состоянию на 01.01.2012 г.

 

 

В Приложении В приведена форма Анкеты заемщика (общая), в Приложении Б - форма Заявления для физических лиц, в Приложении Г – для юридических лиц.

Общие требования к потенциальным заемщикам:

  • отсутствие просроченной задолженности по налогам и другим обязательным платежам в бюджет на дату подачи/рассмотрения заявки на кредитование;
  • отсутствие просроченной задолженности перед БВУ и другими финансовыми институтами на последнюю отчетную дату (текущий месяц подачи заявки);
  • отсутствие отрицательной кредитной истории;
  • наличие счета в тенге в банках второго уровня для контроля движения денежных средств по выданному займу;
  • использовать полученный микрокредит на развитие: животноводства, растениеводства, других видов бизнеса на селе;
  • предоставление документов, подтверждающих расходование кредитных средств.

Бизнес-планы, предоставляющие  заемщиками по программе «Сельский  микрокредит», составляются в соответствии с требованиями, предъявляемыми к  бизнес-планам по проектам со стоимостью до 1 млн. тенге. В Приложении Д приведены требования к такому бизнес-плану.

По итогам первого  полугодия 2011 года по программе «Сельский  микрокредит» (микрокредитование сельского  населения и сельхозтоваропроизводителей) по Республике Казахстан было профинансировано 2 097 заявок на сумму 1 521,7 млн. тенге, из них из бюджетных средств – 910 заявок на сумму 678,1 млн. тенге, из собственных средств – 1 187 заявок на сумму 843,6 млн. тенге. Если выделенные микрокредиты проанализировать по видам деятельности, то 86 процентов микрокредитов было предоставлено на развитие животноводства; 5  процентов –  на развитие растениеводства; 9 процентов – на развитие других видов бизнеса.

За 2011 год в  целом по программе «Сельский  микрокредит» было выдано 3939 микрокредитов на общую сумму 2,9 млрд. тенге (для сравнения всего в 2011 году фондом выдано 5 170 займов на общую сумму 9,4 млрд. тенге, что позволило обеспечить занятостью 9 225 человек). В том числе 1 587 микрокредитов на сумму 1 169,1 млн. тенге было выдано из погашенных средств, 2 352 микрокредита на сумму 1 768 млн. тенге – из бюджетных. Данные средства позволили обеспечить занятостью 5 228 человек, приобрести 32 203 голов скота, засеять 5 898 га земельных угодий.

Объем выданных микрокредитов в 2011 году превысил объем выданных микрокредитов прошлого года на 938 млн. тенге. Важное значение имеет тот факт, что с 2011 года сельское население получило возможность взять кредит до 1 млн. тенге (ранее сумма займа составляла 400 тыс. тенге). 

«МКО»- это программа кредитования микрокредитных организаций, осуществляющих деятельность в сельской местности, а также  микрокредитование конечных заемщиков.

Займы микрокредитным организациям выдаются на срок до 4 лет для последующего микрокредитования сельского населения при ставке вознаграждения не более 7,5 процентов годовых под залог ликвидного движимого, недвижимого имущества. Срок освоения кредитных средств – не более 6 месяцев. Фонд осуществляет кредитование МКО на тендерной основе. Микрокредиты конечным заемщикам (сельское население и сельхозтоваропроизводители) выдаются на развитие животноводства, растениеводства и других видов бизнеса на селе в сумме до 1 млн. тенге на срок до 3 лет при ставке вознаграждения не более 14,5 % годовых. Срок освоения кредитных средств – не более 6 месяцев, залог – ликвидное движимое, недвижимое имущество.

«Сыбага» - это программа кредитования юридических лиц, крестьянских хозяйств, индивидуальных предпринимателей на цели приобретения маточного поголовья крупного рогатого скота и быков-производителей для воспроизводства молодняка мясной породы.

Информация о работе Организация кредитования сельскохозяйственных предприятий в КФ АО «Фонд финансовой поддержки сельского хозяйства» города Костаная