Организация безналичных платежей в коммерческом банке и пути их совершенствования (на примере Находкинского филиала Дальневосточного ба

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 12:02, дипломная работа

Описание работы

Правильная организация и дальнейшее совершенствование различных форм безналичных расчетов, а также создание современной автоматизированной системы расчетов, является необходимым условием для дальнейшего продолжения и успешного завершения экономических преобразований в нашей стране. Целью дипломной работы является исследование экономической сущности, особенностей организации безналичных расчетов через КБ и разработка рекомендаций по их совершенствованию.

Содержание

Введение
1 Общая характеристика организации безналичных расчетов в банковской системе
1.1 Понятие, сущность и виды безналичных расчетов
1.2 Принципы организации безналичных расчетов
1.3 Методические основы организации межбанковских расчетов
2 Анализ организации безналичных расчетов филиала ОАО «Дальневосточный банк» г.Находка
2.1 Общая характеристика филиала ОАО «Дальневосточный банк» г.Находка
2.2 Анализ организации безналичных расчетов, осуществляемых в филиале ОАО «Дальневосточный банк» г.Находка
2.3 Анализ структуры и динамики безналичных расчетов в филиале ОАО «Дальневосточный банк» г.Находка
3. Мероприятия по совершенствованию организации безналичных расчетов в филиале ОАО «Дальневосточный банк» г.Находка
4 Заключение
5 Список использованной литературы
6 Приложение

Работа содержит 1 файл

полностью.doc

— 486.00 Кб (Скачать)

Договор банковского счета составляется в двух экземплярах, имеющих равную юридическую силу. Один экземпляр договора остается у банка, второй – у клиента. После заключения договора на расчетно-кассовое обслуживание клиенту открывается расчетный счет.

Расчетный счет – основной счет самостоятельного юридического лица, зарегистрированного в установленном порядке. На нем хранятся денежные средства, через него осуществляются безналичные расчеты, т.е. поступления денег и платежи, выдаются и зачисляются наличные деньги.

Филиалам предприятий, их структурным подразделениям, представительствам в банке могут быть открыты расчетные счета, расчетные субсчета, текущие счета.

Ежедневно банк выдает клиенту выписки по работающим счетам. Каждое первое января обслуживаемые клиенты банка информируют  об остатках на своих счетах справкой для сверки данных с данными банка.

Бюджетный счет обычно имеют предприятия и организации, получающие средства из бюджета, и при условии, если эти средства имеют строго целевое назначение, например, предназначены для реализации какой-либо конкретной программы. Они подразделяются на доходные и расходные, текущие счета внебюджетных фондов.

Депозитный счет открывается предприятиям, делающим в банке вклад свободных денег под договорной процент на определенный срок. Они могут получить деньги и досрочно, но процентная ставка в этом случае резко снижается. Депозитный счет открывается на основе договора банковского вклада между предприятием и банком. Количество таких счетов не ограничено.

Валютные счета открываются предприятиям, осуществляющим внешнеэкономическую деятельность и ведущим операции с иностранной валютой. Каждый банк для открытия валютных счетов должен иметь лицензию Центрального Банка.

Правоотношения банка с клиентами, связанные с обслуживанием соответствующего счета, регламентируются законодательством. Банки гарантируют своим клиентам коммерческую тайну. Все служащие обязаны хранить тайну по операциям, счетам и вкладам.

В обязанности банка входит хранение денежных средств на счете клиента, проведение безналичных расчетов, прием и выдача наличных денег, соблюдение тайны операций на счете, обеспечение предприятия выписками из счета, чековыми книжками, выплата процентов по остаткам средств на счете.

Банк имеет право использовать временно свободные денежные средства на счете предприятия, гарантируя право клиента распоряжаться ими. Он может отказать предприятию в совершении расчетных и кассовых операций при нарушении им действующего законодательства, а также при непредставлении кассового плана или превышении его лимита. Для осуществления операции по безналичным расчетам клиент предоставляет в банк платежные документы.

К расчетному (текущему) счету клиента банк может вести две картотеки: картотеку №1 и картотеку №2.

Ведение картотеки №1 не связано с финансовым положением клиента, а определяется исключительно особенностями документооборота и необходимостью получения согласия плательщика на оплату расчетного документа кредитора.

Открытие картотеки №2 к счету клиента, напротив, определяется исключительно финансовыми затруднениями клиента. В данную картотеку помещаются расчетные документы, срок оплаты которых истек, и которые не были оплачены из-за отсутствия денежных средств на счете плательщика.

Учреждение банка обязано зачислять на счет предприятия, причитающиеся ему суммы не позднее следующего рабочего дня после получения документа. За несвоевременное или неправильное списание средств со счета владельца, а также несвоевременное или неправильное зачисление банком сумм, причитающихся владельцу, владелец счета вправе потребовать от банка уплатить в свою пользу штраф.

Формы расчетов – это урегулированные законодательством способы исполнения через банк денежных обязательств предприятий, организаций, физических лиц. Форма расчетов является категорией группировки расчетов по определенным признакам. На основании действующего Положения в России  Дальневосточный банк осуществляет следующие формы безналичных расчетов: расчеты платежными поручениями, платежными требованиями, по аккредитиву,  векселями, чеками, расчеты по кредитной карте.

Банк осуществляет операции по счетам на основании расчетных документов на бумажном носителе, а в установленных случаях – в электронном виде (при использовании электронной формы расчетов – система «Банк-клиент»). Документы на бумажном носителе оформляются на бланках документов, включенных в Общероссийский классификатор управленческой документации ОК 011-93 (класс «Унифицированная система банковской документации»).

Платежные документы выписываются техническими средствами под копирку, а также набираются через компьютер в один прием в количестве экземпляров, необходимых для банка и всех участвующих в расчетах сторон. Работу по осуществлению расчетов выполняет бухгалтер - операционист на группе. Для совершения безналичных расчетов используются мемориальные документы. В основном это расчетные документы, которые предоставляют банку клиенты (платежные поручения, платежные требования-поручения). Расчетные документы поступают или почтой из РКЦ (от клиентов других банков), или их приносят клиенты своему бухгалтеру на группу. А также  документы, переведенные  по системе “Банк-клиент”.

Бухгалтер проверяет правильность их заполнения, наличие первых подписей и печати на первом экземпляре, а также количество экземпляров, затем расписывается на каждом экземпляре документа и ставит штамп. Поставить штамп – означает провести операцию, оплатить. Поэтому бухгалтер - операционист предварительно проверяет по компьютеру, есть ли на счете плательщика необходимая сумма. Независимо от суммы расчетного документа, если соблюдены все реквизиты, он должен быть принят банком к исполнению. Платежные требования могут быть оплачены в течение трех дней. Обычно все документы, принятые банком в операционное время, проводятся по балансу в тот же день. Если на оплату нет денег, требование помещается в специальную картотеку со штампом «картотека №2», где будет храниться, пока у плательщика не появятся средства его оплатить. Требования, полученные по почте, без акцепта гасятся в тот же день. Требования с акцептом могут быть погашены в течение трех дней.

В конце операционного дня бухгалтеры - операционисты сверяют кредит баланса дня. Накопленные в течение дня кредитовые документы сортируют по счетам и находят суммы по каждому счету, сверяют эти суммы с данными компьютера, они должны совпасть. Затем дают команду операторам, которые распечатывают выписки в двух экземплярах и проверочную оборотно - сальдовую  ведомость по каждому балансовому счету. На следующий день утром бухгалтер сверяет эти суммы с выписками и сальдовками. Если все сходится, к каждому счету прикалываются соответствующие кредитовые документы и отдают выписки клиентам, а сальдовки оставляют себе и подкалывают в отдельную папку. Вторые экземпляры лицевых счетов также  подкалываются к соответствующим лицевым счетам за месяц. В конце месяца накопленные лицевые счета подшиваются вместе по порядку счетов и сдаются в архив на хранение, где они хранятся до трех лет.

После сверки баланса все платежные документы, подложенные валютные документы и другие подшиваются в отдельную на каждый день папку “Бухгалтерские документы”.

Выбор формы расчетов устанавливается в договоре между поставщиком и покупателем. Ими же рассматриваются и взаимные претензии. Таким образом, банк не вмешивается в определение предприятиями форм расчетов и в возникающие между ними разногласия.

Рассмотрим формы безналичных расчетов, проходящие через Находкинский филиал Дальневосточного банка.

Расчеты платежными поручениями.

Платежным поручением является распоряжение владельца счета обслуживающему его банку перевести определенную денежную сумму на счет получателя средств, открытый в этом или другом банке. Платежное поручение исполняется банком в срок, предусмотренный законодательством, или в более короткий срок, установленный договором банковского счета. Поручение как расчетный документ  действительно в течение 10 дней, не считая дня выписки.

При наличии средств на расчетном счете платежные поручения исполняются в порядке их поступления в банк. При отсутствии или недостаточности этих средств, а также в том случае, если договором банковского счета не определены условия оплаты расчетных документов сверх имеющихся на счете денежных средств, платежные поручения помещаются в картотеку, как «не оплаченные в срок». При этом на лицевой стороне в правом верхнем углу всех экземпляров платежного поручения проставляется отметка в произвольной форме о помещении в картотеку с указанием даты. Оплата платежных поручений производится по мере поступления средств в очередности, установленной законодательством.

При равномерных постоянных поставках расчеты между поставщиками и постоянными покупателями совершаются в порядке плановых платежей с использованием расчетов платежными поручениями.

При проведении таких расчетов плательщик передает поручение в трех экземплярах своему учреждению банка. Документы из банка плательщика направляются в банк, обслуживающий получателя. При этом с расчетного счета плательщика списываются денежные средства, указанные в платежном поручении, и направляются в банк получателя для зачисления на его расчетный счет. При получении платежного поручения банк получателя перечисляет полученные денежные средства на расчетный счет получателя.

Круг прохождения платежного поручения в филиале ОАО «Дальневосточный банк» соответствует схеме документооборота при расчетах платежными поручениями (см. Приложение 7).

         Расчеты платежными поручениями могут быть срочными, досрочными и отсроченными. К срочным относятся платежи сразу после отгрузки, то есть путем прямого акцепта товара, а также частичные платежи при крупных сделках. Долгосрочный и отсроченный платежи возможны в рамках договорных отношений без ущерба для финансового положения сторон.  

Расчеты платежными требованиями.

Платежное требование представляет собой требование поставщика к покупателю оплатить на основании направленных в обслуживающий банк плательщика расчетных и отгрузочных документов стоимость поставленной по договору продукции (работ, услуг).  

Платежные требования выписываются на бланках установленной формы и вместе с документами об отгрузке и счетами направляются в банк покупателя. Банк передает документы плательщику, который ставит на требовании свою печать на всех экземплярах и передает их в банк.  Банк, получив эти документы, списывает средства со счета плательщика. После завершения операции документы помещаются для хранения в “документы дня”. Второй экземпляр документов направляется банку поставщика.

Разумеется, требование исполняется банком плательщика лишь при наличии у него на счете денег. Если плательщик отказывается полностью или частично от оплаты, то спор решается непосредственно сторонами в порядке и в сроки, определенные договором. Путь прохождения платежного требования-поручения в филиале соответствует схеме документооборота при данных расчетах.

Расчеты аккредитивами.

Аккредитивом называется условное денежное обязательство, принимаемое банком по поручению плательщика, произвести платежи в пользу получателя средств по предъявлении последним документов, соответствующих условиям аккредитива, или предоставить другому банку осуществить такие платежи.

         Аккредитив открывается банком покупателя на основе заявления последнего, в котором должна быть ссылка на договор между поставщиком и покупателем, а также указывается вид, сумма аккредитива и срок его действия (число и месяц закрытия), наименование поставщика и его банка, полное и точное наименование документов, согласно которым осуществляются выплаты по аккредитиву, срок их представления и порядок оформления, какие товары или услуги должны быть оплачены с аккредитива, срок их отгрузки или срок оказания услуг.

После отгрузки продукции поставщик представляет в свой банк реестр счетов в трех экземплярах, отгрузочные и другие товарно-транспортные документы, предусмотренные условиями аккредитива. В этот же день банк после проверки перечисляет ему на расчетный счет с аккредитива сумму, указанную в реестре счетов. Таким образом, при аккредитивной форме расчетов платеж происходит в банке поставщика.

Одним аккредитивом можно рассчитываться только с одним поставщиком. Наличные деньги с аккредитива не выдаются. При открытии аккредитива покупатель имеет право направить в место нахождения поставщика своего уполномоченного представителя для контроля над соблюдением поставщиком условий отгрузки продукции. Этот представитель обязан представить в банк паспорт, образец своей подписи и командировочное удостоверение или доверенность.

Важным моментом является установление срока действия аккредитива, который не должен быть более 15 дней (время его нахождения в банке поставщика). Необходимость этого объясняется тем, что на выставление аккредитива покупателю приходится отвлекать свои оборотные средства. Покупатель должен извещать поставщика о выставлении аккредитива, а банк поставщика – о его прибытии. Банки, как правило, ограничивают срок представления поставщиком документов после отгрузки продукции.

          Расчеты векселями.

Вексель – это ценная бумага, удостоверяющая безусловное денежное обязательство векселедателя (должника) уплатить владельцу векселя (векселедержателю) или по его указанию другим лицам определенную сумму в определенный срок.

Особенность векселя в качестве долгового обязательства состоит в том, что он является безусловным, бесспорным обязательством, не зависящим от причин, вызвавших его выдачу. Преимущества векселя заключаются в соединении в нем двух важнейших функций – кредитной и расчетной. С одной стороны, вексель используется как инструмент оформления кредита, предоставляемого в товарной форме поставщиком покупателю. Как расчетный инструмент вексель представляет собой денежный суррогат и благодаря своей обращаемости может служить платежным средством, заменяя наличные деньги при платежах.

ОАО «Дальневосточный банк» предлагает клиентам собственные простые векселя (плательщиком по которым выступает сам банк), в том числе с начислением дохода на вексельную сумму в виде процентов. Векселя без начисления процентной ставки могут быть проданы клиенту по цене ниже вексельной суммы (с дисконтом при размещении).

Банк может выдавать векселя, как в российских рублях, так и в иностранной валюте. ОАО «Дальневосточный банк» совершает операции по долгосрочному погашению собственных векселей. Гашение векселей производится в любом филиале банка независимо от того, в каком филиале они были выданы. Это повышает ликвидность банковского векселя как инструмента для размещения временно свободных денежных средств.

Информация о работе Организация безналичных платежей в коммерческом банке и пути их совершенствования (на примере Находкинского филиала Дальневосточного ба