Организация безналичных платежей в коммерческом банке и пути их совершенствования (на примере Находкинского филиала Дальневосточного ба

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 12:02, дипломная работа

Описание работы

Правильная организация и дальнейшее совершенствование различных форм безналичных расчетов, а также создание современной автоматизированной системы расчетов, является необходимым условием для дальнейшего продолжения и успешного завершения экономических преобразований в нашей стране. Целью дипломной работы является исследование экономической сущности, особенностей организации безналичных расчетов через КБ и разработка рекомендаций по их совершенствованию.

Содержание

Введение
1 Общая характеристика организации безналичных расчетов в банковской системе
1.1 Понятие, сущность и виды безналичных расчетов
1.2 Принципы организации безналичных расчетов
1.3 Методические основы организации межбанковских расчетов
2 Анализ организации безналичных расчетов филиала ОАО «Дальневосточный банк» г.Находка
2.1 Общая характеристика филиала ОАО «Дальневосточный банк» г.Находка
2.2 Анализ организации безналичных расчетов, осуществляемых в филиале ОАО «Дальневосточный банк» г.Находка
2.3 Анализ структуры и динамики безналичных расчетов в филиале ОАО «Дальневосточный банк» г.Находка
3. Мероприятия по совершенствованию организации безналичных расчетов в филиале ОАО «Дальневосточный банк» г.Находка
4 Заключение
5 Список использованной литературы
6 Приложение

Работа содержит 1 файл

полностью.doc

— 486.00 Кб (Скачать)

Способ расчета – это порядок его осуществления, определяющий последовательность и характер перечисления средств с одного счета на другой в процессе расчетов. Он включает время совершения платежа, степень его гарантированности, источник и полноту платежа, последовательность движения средств по счетам. Основные способы расчета: путем списания средств со счета плательщика с последующим их зачислением на счет получателя; путем зачисления средств на счета получателя с последующим их списанием со счета плательщика; с предварительным депонированием средств; за счет средств банка с последующим получением возмещения от плательщика; путем зачета взаимных требований и перечислением сальдо не зачтенной суммы.

Расчетные документы перемещаются между организациями и банками. Такое движение расчетных документов с учетом времени их оформления называется документооборотом. Документооборот представляет собой протекающий во времени процесс оформления, обработки и движения расчетных документов у поставщика, плательщика, банка в ходе совершения хозяйственной операции. Он определяется банковскими нормами и правилами, регламентирующими порядок оформления, обработки и прохождения расчетных документов при совершении расчетов.

В зависимости от вида расчетных документов, способа расчета и организации документооборота в банке, у плательщиков и получателей средств допускается использование следующих форм безналичных расчетов:  расчеты платежными поручениями, расчеты по аккредитиву, расчеты по инкассо, расчеты по векселю, расчеты чеками, расчеты по кредитной карте.                                  

Формы безналичных расчетов избираются клиентами банков самостоятельно и предусматриваются в договорах, заключаемых ими со своими контрагентами. В рамках форм безналичных расчетов в качестве участников расчетов рассматриваются плательщики и получатели средств, а также обслуживающие их банки и банки-корреспонденты.

Расчеты платежными поручениями – самая распространенная в настоящее время в России форма безналичных расчетов.

Платежное поручение (см. Приложение 1) – это расчетный документ-распоряжение владельца счета (плательщика) обслуживающему его банку перевести определенную денежную сумму на счет получателя средств, открытый в этом или другом банке.

В настоящее время нормативными актами определяются следующие сроки для проведения расчетов платежными поручениями. Банк обязан перечислять со счета денежные средства клиента по его распоряжению не позже дня, следующего за днем поступления в банк соответствующего платежного документа, если иные сроки не предусмотрены законом, банковскими правилами или договором банковского счета.

Срок расчетов с использованием платежных поручений, также как и общий срок безналичных платежей, не должен превышать:

-         двух операционных дней – в пределах субъекта Российской Федерации;

-         пяти операционных дней – в пределах Российской Федерации.

В форме платежного поручения необходимо указать следующие реквизиты:

-         номер платежного поручения, число, месяц и год его выписки;

-         вид платежа;

-         наименование плательщика, номер его счета; идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);

-         наименование и местонахождение банка плательщика, его банковский идентификационный код (БИК), номер корреспондентского счета;

-         наименование получателя средств, номер его счета, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);

-         наименование и местонахождение банка получателя, его банковский идентификационный код (БИК), номер корреспондентского счета;

-         назначение платежа, причем налог выделяется отдельной строкой, в противном случае должна быть запись о том, что налог не уплачивается;

-         сумму платежа, обозначенную прописью и цифрами;

-         очередность платежа;

-         вид операции в соответствии с Перечнем условных обозначений (шифров) документов, проводимых по счетам в банках;

-         подписи уполномоченных лиц и оттиск печати (в установленных случаях).

Платежное поручение составляется на бланке формы № 0401060 (согласно Общероссийскому классификатору управленческой документации ОК 011-93, класс «Унифицированная система банковской документации») и принимаются банком независимо от наличия денежных средств  на счете плательщика. При отсутствии или недостаточности этих средств, платежные поручения помещаются в картотеку по внебалансовому счету 90902 «Расчетные документы, не оплаченные в срок» (картотека №2).

Платежные поручения оплачиваются по мере поступления средств. Допускается частичная оплата платежных поручений из картотеки, при этом банк использует платежный ордер (форма № 0401066) (см. Приложение 2). На лицевой стороне частично оплачиваемого платежного поручения в верхнем правом углу делается отметка «Частичная оплата». Запись о частичном платеже (порядковый номер частичного платежа, номер и дата платежного ордера, сумма частичного платежа, сумма остатка, подпись) выполняется ответственным исполнителем банка на оборотной стороне платежного поручения.

Банк обязан информировать плательщика по его требованию  об исполнении платежного поручения не позже следующего дня после обращения плательщика в банк, если иной срок не предусмотрен договором банковского счета. Порядок информирования плательщика определяется договором банковского счета.

Расчеты платежными поручениями используются для совершения платежей широкого спектра: с их помощью рассчитываются с поставщиками и подрядчиками в случае предоплаты, с органами пенсионного и страхового фондов, с работниками при переводе заработной платы на их счета в другие банки, при налоговых и иных платежах, уплате банку комиссионных и т.д.

Платежными поручениями могут производится:

-перечисления денежных средств за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги;

-перечисления денежных средств в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды;

-перечисления денежных средств в целях возврата (размещения кредитов) депозитов и уплаты процентов по ним;

-перечисления денежных средств в других целях, предусмотренных законодательством или договором.

Расчеты платежными поручениями имеют ряд до­стоинств по сравнению с другими формами расчетов. Это относительно простой и быстрый документооборот; ускорение движения денежных средств; возможность плательщика предварительно проверять качество оплачиваемых товаров и услуг; возможность использовать данную форму расчетов при нетоварных платежах.

Но также расчеты платежными поручениями и предварительная оплата имеют такие недостатки:

-         возникновение дебиторско - кредиторской задолженности при возникновении несовпадений между суммой поступивших средств и объемом отгруженной продукции;

-         снижение эффективности оборотных средств покупателя и возникновение потребности в значительном их увеличении, поскольку происходит их отвлечение на неопределенный и ничем не ограниченный срок.

Существует также форма безналичных расчетов по инкассо.

Расчеты по инкассо – банковская расчетная операция, при которой банк (банк – эмитент) по поручению и за счет своего клиента принимает на себя обязательства получить платеж от плательщика платежа по предоставленным клиентом документам и зачислить средства на его счет в банке.

Инкассовые операции осуществляются путем использования двух видов расчетных документов: платежных требований, оплата которых может производиться по распоряжению плательщика (с акцептом) или без его распоряжения (в безакцептном порядке), и инкассовых поручений, оплата которых производится без распоряжения плательщика (взыскателя).

Банк, принявший на инкассо расчетные документы, принимает на себя обязательство доставить их по назначению. Данное обязательство, а также порядок и сроки возмещения затрат по доставке расчетных документов отражаются в договоре банковского счета с клиентом.

Платежное требование (см. Приложение 3)– это расчетный документ, содержащий требование кредитора (получателя средств) по основному договору к должнику (плательщику) об уплате определенной денежной суммы через банк.

Платежное требование выписывается поставщиком на основании фактической отгрузки продукции или оказания услуг на стандартизированном бланке (форма № 0401061) в 3 экземплярах и вместе с отгрузочными документами направляется в банк покупателя для оплаты.

Расчеты посредством платежных требований могут осуществляться с предварительным акцептом и без акцепта плательщика.

При расчетах с акцептом кредитор (поставщик) выписывает платежное требование на основании фактической отгрузки или оказанной услуги и сдает его в свой банк на инкассо. Поскольку инициатива в расчетах в данном случае исходит от поставщика, то оплата этого документа плательщиком должна быть произведена с согласия (акцепта) плательщика.

Плательщик вправе отказаться полностью или частично от акцепта платежных требований по основаниям, предусмотренным в основном договоре, в том числе в случае несоответствия применяемой формы расчетов заключенному договору, с обязательной ссылкой на пункт, номер, дату договора и указанием мотивов отказа. Отказ плательщика от оплаты платежного требования оформляется заявлением об отказе от акцепта (форма № 0401004) (см. Приложение 4), составляемым в трех экземплярах.

При полном отказе от акцепта платежное требование изымается из картотеки по внебалансовому счету 90901 и в тот же день подлежит возврату в банк-эмитент для возврата поставщику.

При частичном отказе от акцепта платежное требование изымается из картотеки по внебалансовому счету 90901 и оплачивается в сумме, акцептованной плательщиком.

Ответственность за необоснованный отказ от оплаты платежных требований несет плательщик. Банки не рассматривают претензии по существу отказов от акцепта. Все разногласия, возникающие между плательщиком и получателем средств, разрешаются в предусмотренном законом порядке.

Платежные требования также могут быть использованы и для безакцептного списания средств со счетов плательщиков. Такой порядок расчетов возможен лишь в случаях, предусмотренных законом либо основным договором между кредитором (получателем платежа) и плательщиком. Например, в соответствии с действующим законодательством со счетов плательщиков без акцепта оплачиваются платежные требования:

-         предприятий ТЭК за электрическую и тепловую энергию и газ, выписанные на основании показателей измерительных приборов и действующих тарифов при расчете с потребителями, кроме населения и бюджетных организаций;

-         коммунальных, энергетических и водопроводно-канализационных предприятий за отпускаемую электрическую и тепловую энергию, услуги водоснабжения и водоотведения, выписанные на основании показаний измерительных приборов и действующих тарифов при расчетах с потребителями, кроме жилищно-коммунальных, бюджетных организаций и населения;

-         предприятий связи за оказываемые услуги связи, выписанные на основании показаний измерительных приборов и действующих тарифов при расчетах с потребителями, кроме населения.

Отечественная  банковская  практика знает разные формы акцепта: положительный, отрицательный, предварительный, последующий, полный, частичный.

Положительный акцепт — форма акцепта, при которой плательщик обязан по каждому расчетному документу, содержащему требование поставщика на оплату, заявить в письменной форме либо свое согласие на оплату, либо отказ от акцепта.

Отрицательный акцепт — форма акцепта, при которой плательщик письменно уведомляет банк только об отказе от акцепта. Не заявленные в обусловленный срок отказы расцениваются банком как согласие плательщика на оплату (молчаливый ак­цепт).

Предварительный акцепт означает, что плательщик свое согласие на оплату требования поставщика дает до списания денег с его счета. При этом расчетный документ считается акцептованным, если плательщик не заявил банку отказ в течение трех рабочих дней. При этом день поступления расчетного документа в банк в расчет не принимается. Оплата производится на следующий день по истечении срока акцепта.

Последующий акцепт предусматривает немедлен­ную оплату расчетных документов по мере их поступления в банк в течение операционного дня банка. При этом за плательщиком сохраняется право заявления последующего отказа от акцепта в течение 3 рабочих дней.

Заявляемый плательщиком отказ может быть полным или частичным и обязательно должен быть мотивирован.

Традиционными мотивами отказов от акцепта являются: товар не заказан; счет бестоварный; товар ранее оплачен; отсутствует согласованная цена; отгрузка по ненадлежащему адресу, а также другие мотивы, связанные с нарушением договорных обязательств со стороны поставщика.

Инкассовая форма расчетов также используется для бесспорного списания средств со счетов. В этом случае используется расчетный документ с названием «инкассовое поручение».

Инкассовое поручение (форма N2 0401071) (см. Приложение 5)               является расчетным документом, на основании которого производится списание денежных средств со счетов плательщиков в бесспорном порядке. Бесспорное списание средств со счетов предприятий осуществляется:

Информация о работе Организация безналичных платежей в коммерческом банке и пути их совершенствования (на примере Находкинского филиала Дальневосточного ба