Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 12:02, дипломная работа
Правильная организация и дальнейшее совершенствование различных форм безналичных расчетов, а также создание современной автоматизированной системы расчетов, является необходимым условием для дальнейшего продолжения и успешного завершения экономических преобразований в нашей стране. Целью дипломной работы является исследование экономической сущности, особенностей организации безналичных расчетов через КБ и разработка рекомендаций по их совершенствованию.
Введение
1 Общая характеристика организации безналичных расчетов в банковской системе
1.1 Понятие, сущность и виды безналичных расчетов
1.2 Принципы организации безналичных расчетов
1.3 Методические основы организации межбанковских расчетов
2 Анализ организации безналичных расчетов филиала ОАО «Дальневосточный банк» г.Находка
2.1 Общая характеристика филиала ОАО «Дальневосточный банк» г.Находка
2.2 Анализ организации безналичных расчетов, осуществляемых в филиале ОАО «Дальневосточный банк» г.Находка
2.3 Анализ структуры и динамики безналичных расчетов в филиале ОАО «Дальневосточный банк» г.Находка
3. Мероприятия по совершенствованию организации безналичных расчетов в филиале ОАО «Дальневосточный банк» г.Находка
4 Заключение
5 Список использованной литературы
6 Приложение
2) Полнота сдачи денег в кассу банка. Здесь рассматривается соблюдение согласованного порядка и сроков сдачи денежной наличности (выручки) в банк, уточняется сумма наличности, поступившей в кассу за проверяемый период, и сопоставляется с суммой денег, сданных в банк. Проверяется своевременность возврата в учреждение банка не выплаченных в срок средств на заработную плату, выплаты социального характера, других денежных средств. Сверяются суммы и даты сдачи наличных денег в банк с записями в кассовой книге, при наличии расхождений между данными банка и предприятия. Выясняются причины такого положения.
3) Соблюдение согласованных с учреждением банка условий расходования поступающих в кассу предприятия наличных денег. Это рассматривается на основании первичных документов по учету кассовых операций и других бухгалтерских данных.
4) Соблюдение установленных предельных сумм расчетов наличными деньгами между юридическими лицами. Проверяются записи в кассовом журнале, приходно-расходных документах, кассовой книге, отчеты подотчетных лиц о расходовании полученных наличных денег (проверяют обороты по счету “Расчеты с подотчетными лицами”), а также товарные чеки, счета, счета-фактуры. При наличии таких факторов несоблюдения в Справке проставляется сумма произведенного платежа и наименование участников расчетов.
5) Соблюдение установленного банком лимита остатка наличных денег в кассе предприятия. Остатки в кассе проверяются за каждый день и превышения фиксируются в Справке. Определяется общая сумма превышения лимита остатка кассы в проверяемом периоде, а также сверхлимитная кассовая наличность (средняя величина), рассчитанная исходя из общей суммы и количества дней превышения лимита остатка кассы. По уведомлении о превышении лимита взимается штраф с нарушителя в трехкратном размере сверхлимитной кассовой наличности путем выставления инкассового поручения об оплате штрафа через группу в банке.
6) Ведение кассовой книги и других кассовых документов. Рассматривается соблюдение установленного порядка оформления операций по приему и выдаче наличных денег из кассы предприятия, ведение форм первичной учетной документации по кассовым операциям, составление ежедневного отчета кассира по произведенным кассовым операциям в соответствии с приходно-расходными документами, расчетно-платежными ведомостями. Отличается качество и периодичность составления первичных кассовых документов по приему и выдаче наличных денег, соответствие записей в приходно-расходных документах записям в кассовой книге и другие. Проверяется наличие подписей директора и главного бухгалтера и печати, а также заверенное количество листов в кассовой книге.
7) По результатам проверки проверяющим делаются выводы и вносятся необходимые рекомендации руководству предприятия по устранению имеющихся недостатков по оформлению кассовых операций и работе с денежной наличностью.
Справка по результатам проверки составляется в двух экземплярах и подписывается руководителем, главным бухгалтером предприятия и проверяющим. Результаты проверки в трехдневный срок рассматриваются руководителем банка или его заместителем. После этого второй экземпляр Справки передается предприятию, а первый остается в документах банка. При установлении фактов нарушений порядка работы с денежной наличностью на основании фактов нарушений порядка работы с денежной наличностью, на основании Справки составляется “Представление в налоговые органы для принятия мер финансовой и административной ответственности”, которое направляется в ИМНС РФ по месту учета налогоплательщика. В ответ на “представление” ИМНС известит о принятых мерах по отношению к предприятию-нарушителю. К сожалению из-за бумажной волокиты такие проверки проводятся очень редко
В современных условиях мирового экономического кризиса Дальневосточному банку необходимо контролировать:
соблюдение очередности платежей;
возможность оплаты расчетных документов со счетов предприятий из централизованных фондов и резервов вышестоящих организаций на началах возвратности;
несвоевременные расчеты с бюджетом, перевод таких хозяйствующих органов на особый режим расчетов;
своевременно становить вопрос о неплатежеспособности предприятий, допускающих убытки;
рассматривать предложения об их ликвидации, реорганизации.
В филиале ОАО «Дальневосточный банк» существует контроль за своевременным перечислением средств предприятия. При отсутствии средств на счете плательщика платежные документы приходуются в картотеку №2 и оплачиваются в календарной очередности по мере поступления средств.
Проблема ликвидации неплатежей решается банком путем проведения взаиморасчетов. Для оказания помощи в своевременном поступлении средств от плательщиков банк использует право взыскания причитающихся сумм предприятию-поставщику. Также банк может выдавать кредит на погашение задолженности. При отсутствии средств на счет эффективно применение расчетов вексельными обязательствами.
Таким образом, проверка осуществляется с целью контроля наличных денежных средств, находящихся у клиента, чтобы выручка предприятий вовремя сдавалась в банк, и было наличие наличных денежных средств в банке. Бывает так, что клиенты часто уклоняются от сдачи в банк выручки, тем самым они препятствуют контролю государства над эмиссией денежных знаков и затрудняют нормальную работу банка.
Особую роль в определении функционального качества работы филиала играет персонал. Личные контакты с любым сотрудником банка рассматриваются клиентом как элемент обслуживания. Наличие высокого качества услуг: быстрота обслуживания, своевременное осуществление операций, высокая квалификация персонала, умение сотрудников адаптировать то иное решение к нуждам клиентов, равнозначно экономии средств клиента и может рассматриваться как один из элементов сокращения его издержек.
Для эффективности и облегчения работы персонала с современными электронными вычислительными машинами филиалу необходимо постоянно разрабатывать и внедрять новые программные продукты. Большое количество операций требует обработки растущих объемов информации. Обеспечить решение этих проблем могут современные электронные средства связи.
Филиал должен более активно предлагать своим клиентам пользоваться услугами нового поколения по дистанционному банковскому и информационному обслуживанию при помощи систем «Internet-Банкинг» и «РС-Банкинг». Это автоматизированные компьютерные системы электронных расчетов, обеспечивающие управление денежными средствами предприятия и получение справочной информации. Банк предоставляет программное обеспечение, необходимое для работы систем удаленного доступа, осуществляет его сопровождение, а также проводит обучение сотрудников предприятия.
Подключение к системам удаленного доступа имеет ряд преимуществ для клиентов, позволяет: повысить оперативность управления денежными средствами предприятия, находящимися на счетах в Банке; получать информацию о состоянии банковского счета в автоматическом режиме и выписки о движении денежных средств по банковским счетам, вести электронные архивы документов; повысить производительность труда бухгалтерии предприятия за счет автоматизации процесса подготовки платежных документом. Высокий уровень безопасности при использовании систем удаленного доступа обеспечивается встроенными средствами формирования и проверки электронной цифровой подписи, а также шифрования передаваемых электронных документов.
Развитие банковской системы и необходимость ее стабилизации требует того, чтобы банки создавали условия для поддержания имиджа. Хорошая репутация – это приток новых клиентов. В условиях, когда многие банки предлагают приблизительно одинаковый набор услуг и ту же цену, все большее значение приобретают неценовые факторы, создание условий для привлечения клиентов, сервис, реклама и т.д.
Клиент только тогда доверит свой вклад банку, когда он будет уверен в том, что он будет вовремя возвращен несмотря на кризисные явления. Клиенты обычно стараются вести дела с банками, известными высоким качеством обслуживания по приемлемым для них ценам. Перечисленное включает эффективное проведение платежей, быструю реакцию на возникающие потребности в новых услугах. Дальневосточный банк должен стремиться к тому, чтобы завоевать репутацию честного и порядочного финансового института. Ему также необходимо иметь стабильное финансовое положение, достаточный капитал и способность управлять всеми рисками, с которыми он сталкивается.
Дальневосточному банку необходимо также разработать так называемый банковский кодекс, представляющий собой единый и понятный документ, в котором следует изложить то, на что клиенты могут рассчитывать в плане: предоставления четкой информации о ведении счетов, изменении процентных ставок и банковских сборов, различных видах сберегательных, инвестиционных и ипотечных счетов, изменениях в договорных условиях и маркетинге услуг; защиты от убытков в случае мошенничества, совершенного не по вине клиента; обязательств банка по содействию клиентам в преодолении финансовых затруднений и разъяснению порядка подачи жалоб в случае неудовлетворенности клиентов качеством банковских услуг.
Сокращение количества наличных денег в обращении за счет реализации банками программ по внедрению платежных карт – важное направление совершенствования платежной системы. Неудобства, связанные с использованием крупных сумм наличных денег, высокий уровень затрат на изготовление, хранение, транспортировку, пересчет и проверку наличных денег на подлинность давно известны. Использование наличных денег в расчетах создает условия для возникновения различного рода нарушений и злоупотреблений, уклонения от уплаты налогов.
Для увеличения расчетов безналичным путем филиалу необходимо активно предлагать своим клиентам зачисление заработной платы во вклады или на пластиковые карты, т.к. это снижает издержки банка на инкассацию крупных сумм денежной наличности. Особенно это важно сейчас, когда открываются новые предприятия строительного комплекса по вводу ряда объектов к Саммиту АТС. Банк должен более активно предлагать своим клиентам корпоративные банковские карты. Это наиболее удобный и простой способ использования средств предприятия на командировочные, представительские, хозяйственные расходы. Использование корпоративной карты позволит предприятию оптимизировать систему выдачи денежных средств на командировочные и представительские расходы, избавиться от необходимости выдачи средств «под отчет». Можно также отказаться от оформления платежных поручений для оплаты товаров (услуг) и доставки их в банк, сократить до минимума время оплаты заказанного товара и осуществлять безналичное перечисление средств с карточного счета предприятия в пользу другого юридического лица в любом подразделении банка.
Предприятиям и предпринимателям – участникам внешне-экономической деятельности Дальневосточный банк предлагает быстрый и удобный способ проведения таможенных платежей – таможенную карту. Это единственный законодательно утвержденный способ проведения таможенных платежей с использованием пластиковых карт непосредственно в таможенных органах.
Находкинский филиал ОАО «Дальневосточный банк» предлагает организациям сотрудничество по приему карт ведущих международных платежных систем VIZA и MasterCard в качестве средств оплаты товаров и услуг (торговый эквайринг). Этот вид расчетов имеет ряд неоспоримых преимуществ для клиентов: увеличение торговых оборотов предприятия за счет привлечения новых клиентов-держателей пластиковых карт, которые по статистике тратят на 30% больше, чем покупатели, расплачивающиеся наличными деньгами; предоставление клиентам широкого выбора вариантов платежа, а в настоящее время это вопрос конкурентоспособности и престижа организации; повышение уровня безопасности предприятия за счет уменьшения оборота наличных средств; сокращения расходов на инкассацию наличных денежных средств; данный вид расчетов защищает от приема фальшивых купюр и мошенничества.
В связи с этим, для привлечения большего количества клиентов филиалу необходимо увеличить количество POS-терминалов – электронного устройства, предназначенного для автоматизированного совершения операций с использованием карт.
В настоящее время основой конкуренции на рынке стала борьба за внимание клиентов. В процессе работы с клиентами перед банком встают две основные задачи: привлечение новых покупателей (расширение клиентской базы) и удержание уже существующих клиентов.
Опыт комплексного обслуживания клиентов постепенно внедряется отечественными коммерческими банками, которые начинают выполнять новые услуги (трастовые, консультационные, лизинговые, факторинговые, валютные, поручительские и прочие), удовлетворяя все более сложные потребности клиентов. Такой подход повышает их конкурентоспособность в привлечении кредитные ресурсов и новых клиентов. Выдержать конкурентную борьбу в современных экономических условиях сможет лишь тот банк, который будет постоянно расширять диапазон оказываемых клиентам услуг, снижать их себестоимость, улучшать качество депозитного, кредитного и расчетно-кассового обслуживания клиентов, предлагая им разного рода консультации и т. п.
Усиление конкуренции между банками за привлечение клиентов требует особого внимания к организации отношений с клиентами, расширения круга банковских услуг, повышения их качества, установления партнерских отношений между банком и клиентом.
Все меры, связанные с привлечением средств в банк, должны сопровождаться разъяснительной рекламной компанией. Для этого филиалу необходимо размещать свою рекламу по городу в виде щитов, стендов, в СМИ. На данный момент налажены и поддерживаются постоянные контакты с руководством таких специализированных изданий, как газеты «Золотой Рог», «Конкурент», журналы: «Финансы Востока», «Дальневосточный капитал».