Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 19:39, курсовая работа
Цель работы состоит в определении уровня налогового потенциала Рязанской области и определении места, занимаемого Рязанской областью среди регионов ЦФО по уровню налогового потенциала.
Для достижения поставленной цели определены и решены следующие задачи:
- уточнить содержание и соотношение категорий системы финансово-
экономического планирования: "налоговый, бюджетный и финансовый потенциал";
- систематизировать и обосновать существующие методы оценки налогового потенциала региона;
- определить методы оценки налогового потенциала, используемые в практике бюджетного выравнивания Субъектов РФ;
- предложить рекомендации по совершенствованию методики распределения средств фонда финансовой поддержки муниципальных районов и городских округов Рязанской области;
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………..3
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОНЯТИЯ «НАЛОГОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ»
Место налогового потенциала региона и его функциональные границы в экономике региона ………………………………………………………..5
Факторы формирования и развития налогового потенциала региона ...15
Нормативно-правовое регулирование налогового потенциала в России и Рязанской области ………………………………………………………29
ОЦЕНКА НАЛОГОВОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНОВ ЦЕНТРАЛЬНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА
Методические подходы к оценке налогового потенциала ЦФО ………33
Специфика Центрального федерального округа на 1.01.2011г. ……….39
АНАЛИЗ НАЛОГОВОГО ПОТЕНЦИАЛА РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ
Методические подходы к оценке налогового потенциала региона …..46
Анализ налогового потенциала Рязанской области по методу РНС за период 2008-2011гг. ……………………………………………………….50
Анализ структуры начислений по специальным налоговым режимам Рязанской области за 2010 год ……………………………………………58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………..60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………..62
В качестве показателей налогооблагаемых баз рекомендуется использовать данные Федерального казначейства РФ, Министерства финансов РФ, Правительства РФ, Министерства финансов Рязанской области, а также данные Правительства Рязанской области.
Метод оценки налогового потенциала по РНС имеет определенное преимущество перед методом оценки налогового потенциала по добавленной стоимости, поскольку он автоматически снимает большинство проблем, связанных с несовершенством статистической и налоговой отчетности. В таблице дается перечень недостатков подхода, основанного на показателе добавленной стоимости, и показывается возможность их устранения в рамках метода РНС.
Таблица 6
Недостатки действующей методики оценки налогового потенциала региона и возможность их устранения в рамках метода РНС
Недостаток методики, основанной на показателе добавленной стоимости |
Возможность устранения недостатка при переходе к метеду РНС |
Запаздывание поступления информации, необходимой для расчета индекса налогового потенциала регионов (используется информация 3-5-летней давности) |
Большинство данных ФСГС, характеризующих налогооблагаемую базу, формируется быстрее, чем показатель добавленной стоимости |
Несоответствие географии хозяйственной деятельности и возникновения обязательств по уплате налогов (проблема оффшоров) |
Метод РНС не допускает предоставления дотации регионам в той части объема финансовых средств, который они теряют предоставляя налоговые льготы |
Несоответствие налоговой и статистической информации |
- |
Отсутствие данных по добавленной стоимости подотраслей промышленности |
Данные не используются |
Сложность учета изменений
в бюджетно-налоговом |
Учет изменений в |
Отсутствие учета влияния федеральных льгот на налогооблагаемую базу |
Федеральные льготы легко учесть путем вычета из базы налогообложения |
Отсутствие учета особых налоговых режимов |
Учет различных налоговых режимов в разных субъектах федерации возможен с помощью расщепления налоговых ставок |
Перегруженность данными трудоемкость расчета |
Число используемых данных сокращается (равно количеству налогов, образующих репрезентативную налоговую систему) |
Непрозрачность расчета отдельных элементов методики (коэффициентов налоговой нагрузки на отрасли экономики) |
Коэффициент налоговой нагрузки заменяется показателем репрезентативной налоговой ставки, расчет которой абсолютно прозрачен (отношение прогноза налоговых поступлений к прогнозируемой налогооблагаемой базе) |
Из таблицы видно, что большинство проблем, возникающих при расчете налогового потенциала по добавленной стоимости, снимаются при переходе к методу репрезентативной налоговой системы. Переход к методу репрезентативной налоговой системы приведет к упрощению расчета и повышению его адекватности. Данный метод представляется более предпочтительным направлением совершенствования методики налогового потенциала.
Методика оценки налогового потенциала Рязанской области на основе РНС
Оценка налогового потенциала субъектов Российской Федерации производится по репрезентативной системе налогов в разрезе отдельных видов налогов, исходя из показателей уровня экономического развития (базы налогообложения) субъектов Российской Федерации и прогноза поступлений по каждому виду налогов, входящих в репрезентативную систему, в консолидированный бюджет всех субъектов Российской Федерации. Репрезентативная система налогов включает основные налоговые источники субъектов Российской Федерации и отражает доходные возможности, которые учитываются при распределении финансовых средств в порядок межбюджетного регулирования. Прочие виды доходов, не входящие в репрезентативную систему, не учитываются при определении размера финансовых средств, передаваемых субъектам Российской Федерации. В целях сглаживания резких колебаний финансовой помощи регионам показатели налогооблагаемых баз регионов, участвующие в расчете, берутся в среднем за 3 последних отчетных года. Состав репрезентативной системы налогов, перечень экономических показателей, соответствующих базам налогообложения субъектов Российской Федерации по видам налогов, а также источник исходных данных, приведены в таблице.
Таблица 7
Состав репрезентативной системы налогов для оценки
налогового потенциала Рязанской области, руб.
Используемый показатель |
РФ на 1.01.2009 |
Рязань на 1.01.2009 |
РФ на 1.01.2010 |
Рязань на 1.01.2010 |
РФ на 1.01.2011 |
Рязань на 1.01.2011 |
РФ на 1.01.2012 (по плану) | |
1 |
Акцизы |
1123623528,90 |
1721999,94 |
1258318876,20 |
2333582,99 |
1442647813947,79 |
2661680,00 |
228382000000,00 |
2 |
Налог на доходы физических лиц |
1666267923821,77 |
3514848655,00 |
1665822634342,54 |
5071784412,77 |
1790497847899,04 |
9126981277,26 |
1816623236387,00 |
3 |
Налог на прибыль организаций |
2513170700791,94 |
3095753216,89 |
1264644272610,77 |
3944164732,39 |
1774571081710,85 |
5524746186,48 |
253313800000,00 |
4 |
Налог на добычу полезных ископаемых |
1708010951253,59 |
18397836,03 |
1053837251215,64 |
29139923,44 |
1406312673864,43 |
28855432,11 |
1 400 632, 7 |
5 |
Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов |
1313359750190,41 |
1721999935,04 |
1504292545365,50 |
2333582994,33 |
1770451510719,54 |
2683587726,25 |
228382000000,00 |
6 |
Государственная пошлина |
14214996499,66 |
451960,00 |
14516967466,47 |
577460,00 |
40286221870,89 |
263936519,13 |
64519400000,00 |
Расчет налогового потенциала субъекта Российской Федерации производится по формуле:
где
НПi – налоговый потенциал i-го региона,
– налогооблагаемая база по налогу j в регионе i соответственно за 3 последних отчетных года;
Трфj – сумма поступлений по налогу j в консолидированные бюджеты всех регионов в планируемом году;
– налогооблагаемая база по налогу j по Российской Федерации соответственно за 3 последних отчетных года.
Прогноз налоговых поступлений в консолидированные бюджеты субъектов Российской федерации по налогам, входящим в РНС, ежегодно подготавливается Министерством Финансов Российской Федерации.
Таблица 8
Показатели, используемые при оценке налогового
потенциала региона по методу РНС
Налог |
Формула для расчета |
Налоговый потенциал по налогу (руб.) | |
1 |
Акцизы |
|
1 358 281 386 |
2 |
Налог на доход физических лиц |
|
6 611 360 895 |
3 |
Налог на прибыль организаций |
|
1 793 760 983 |
4 |
Налог на добычу полезных ископаемых |
|
28 323 003,31 |
5 |
Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов |
|
151 880,4215 |
6 |
Государственная пошлина |
|
191 498 228,5 |
Анализируя таблицы 7 и 8, можно заметить, что наибольшее значение принадлежит налогу на доходы физических лиц (66%) и на период с 2009 по 2011гг. наблюдается значительный рост поступлений в 1,6 раза. Налог на прибыль организаций на 1.01.2011г. составляет 18% в структуре рассчитанных показателей при оценке налогового потенциала Рязанской области по методу РНС и по динамике за последние 3 года отмечен рост поступлений на 78%.. С небольшой разницей в 4% следуют акцизы, их доля равна 14%, их поступления на 1.01.2011г. увеличились в 1,5 раза по сравнению с 2009г. Государственная пошлина имеет долю в 2%. Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов и налог на добычу полезных ископаемых составляют соответственно меньше 1% , но следует отметить, что их рост составил 55% и 56% соответственно на период с 2009 по 2011гг.
В целом наблюдается положительная динамика по всем рассматриваемым показателям.
Проанализируем структуру начислений по специальным налоговым режимам Рязанской области за 2010 год. Специальные налоговые режимы, применяемые в Рязанской области в соответствии с :
1.Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности;
2.Единый сельскохозяйственный налог;
3.Налог, уплачиваемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения.
Итак, по данным отчета о налоговой базе и структуре начислений по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности форма 5-ЕНВД, можно отметить, что по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности налоговая база (сумма исчисленного вмененного дохода), увеличилась на 1,2 раза по сравнению с 2009г. и составила 5 242 216 руб. Такой рост обусловлен увеличением налоговой базы для организаций и индивидуальных предпринимателей. Но стоит отметить, что количество налогоплательщиков, представивших налоговые декларации по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности практически на прежнем уровне. Контрольная сумма увеличилась на 1,2 раза с 5 482 898руб. по 6 539 200руб.
По данным отчета
о налоговой базе и структуре
начислений по налогу, уплачиваемому
в связи с применением
По данным отчета о налоговой базе и структуре начислений по единому сельскохозяйственному налогу форма 5-ЕСХН, отмечу, что по единому сельскохозяйственному налогу существенной динамики нет. Налоговая база составила к 2010 г. 240 265 тыс.руб. (уменьшение на 5,32%). Количество налогоплательщиков, представивших налоговые декларации по единому сельскохозяйственному налогу, увеличилось на 36% с 292чел. по 398чел. Контрольная сумма увеличилась на 5% (с 8 140 343тыс.руб. по 8 547 890тыс. руб.).
Для более наглядной оценки уровня поступлений по специальным налоговым режимам, можно выделить какую долю они составляют от консолидированного бюджета Рязанской области на соответствующую дату. Рассмотрим такое отношение на 1.01.2011г. к налоговым и неналоговым доходам (23 676 575 443,69 руб.) и сумма поступлений по специальным налоговым режимам составляет 2 000 794 000 руб. Тогда, доля специальных налоговых режимов равна 8,45% от консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации (исходя из расчета по строке налоговые и неналоговые доходы).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Налоговый потенциал региона не только является составной частью социально-экономического потенциала региона, но и полностью включается в финансовый потенциал региона, а также в некоторых аспектах пересекается с бюджетным потенциалом региона. На федеральном и региональных уровнях закреплено в Федеральных законах, Постановлении Правительства, Указах Президента, Законах Рязанской области и других нормативно-правовых актах, положение налогового потенциала, его расчет.
Для поиска резервов роста налогового потенциала каждого конкретного региона необходимо, прежде всего:
- всесторонне изучить
всю совокупность внутренних
и внешних факторов
- оценить наличие внешних факторов, обусловливающих исходные особенности развития каждого конкретного региона;
- произвести оценку внутренних
факторов, воздействуя на которые
сложно добиться увеличения
- исходя из проведенного
анализа имеющихся факторов
Анализ налогового потенциала федеральных округов Российской Федерации, показал, что лидирует ЦФО. При расчете налогового потенциала регионов Центрального федерального округа установлено, что наибольшее значение в формировании бюджета регионов имеют такие налоги, как налог на доходы физических лиц (в среднем по ЦФО удельный вес на 1.01.2011 г. составляет 43%), налог на прибыль организаций (38%) и налог на имущество организаций (9%).
Необходимо отметить, что увеличение налогового потенциала наблюдается во всех субъектах округа. Наибольший темп роста отмечен у таких субъектов: Белгородская область – 141%, Калужская область – 145%, Курская область – 131%, Воронежская область – 123%.
Анализ налогового потенциала Рязанской области по методу РНС за период 2009 по 2011гг. показал, что наибольшее значение принадлежит налогу на доходы физических лиц (66%) и на период с 2009 по 2011гг. наблюдается значительный рост поступлений в 1,6 раза. Налог на прибыль организаций на 1.01.2011г. составляет 18% в структуре рассчитанных показателей при оценке налогового потенциала Рязанской области по методу РНС и по динамике за последние 3 года отмечен рост поступлений на 78%.. С небольшой разницей в 4% следуют акцизы, их доля равна 14%, их поступления на 1.01.2011г. увеличились в 1,5 раза по сравнению с 2009г. Государственная пошлина имеет долю в 2%. Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов и налог на добычу полезных ископаемых составляют соответственно меньше 1% , но следует отметить, что их рост составил 55% и 56% соответственно на период с 2009 по 2011гг.