Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 19:39, курсовая работа
Цель работы состоит в определении уровня налогового потенциала Рязанской области и определении места, занимаемого Рязанской областью среди регионов ЦФО по уровню налогового потенциала.
Для достижения поставленной цели определены и решены следующие задачи:
- уточнить содержание и соотношение категорий системы финансово-
экономического планирования: "налоговый, бюджетный и финансовый потенциал";
- систематизировать и обосновать существующие методы оценки налогового потенциала региона;
- определить методы оценки налогового потенциала, используемые в практике бюджетного выравнивания Субъектов РФ;
- предложить рекомендации по совершенствованию методики распределения средств фонда финансовой поддержки муниципальных районов и городских округов Рязанской области;
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………..3
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОНЯТИЯ «НАЛОГОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ»
Место налогового потенциала региона и его функциональные границы в экономике региона ………………………………………………………..5
Факторы формирования и развития налогового потенциала региона ...15
Нормативно-правовое регулирование налогового потенциала в России и Рязанской области ………………………………………………………29
ОЦЕНКА НАЛОГОВОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНОВ ЦЕНТРАЛЬНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА
Методические подходы к оценке налогового потенциала ЦФО ………33
Специфика Центрального федерального округа на 1.01.2011г. ……….39
АНАЛИЗ НАЛОГОВОГО ПОТЕНЦИАЛА РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ
Методические подходы к оценке налогового потенциала региона …..46
Анализ налогового потенциала Рязанской области по методу РНС за период 2008-2011гг. ……………………………………………………….50
Анализ структуры начислений по специальным налоговым режимам Рязанской области за 2010 год ……………………………………………58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………..60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………..62
Для большей наглядности представим данные в виде гистограммы:
По гистограмме хорошо заметно, что среди всех федеральных округов лидирует ЦФО РФ, но это не означает, что в данное время нет необходимости работать уменьшенными темпами. Увеличения собираемости налогов можно добиться путем снижения недоимки и повышения эффективности контрольных мероприятий налоговых органов. И в связи с этим, хотела бы отметить заявление помощника президента РФ Аркадия Дворковича, который заявил в октябре 2011г. в ходе конференции «Российский банковский сектор: возможности и угрозы в новой реальности», что в течение ближайших пяти лет бюджеты всех уровней могут получить 200-300 миллиардов рублей дополнительных доходов за счет оптимизации сбора налогов.
Аркадий Дворкович так же отметил: «Мы недооцениваем потенциал собираемости налогов. В целых секторах экономики у нас налоги платятся плохо. Если, например, крупные торговые сети сегодня практически полностью перешли на «белую» отчетность, то в прочей торговле продолжают процветать серые схемы, и уровень уплаты налогов различается в разы. А на сетевую торговлю пока что приходится не более четверть розничного товарооборота в России».
2. Касательно всех рассмотренных методов оценки налогового потенциала региона можно заметить, что недостатком является то, что они не учитывают уровень социально-экономического развития страны и влияние экономических факторов в регионе, численность экономически-активного населения. Но при рассмотрении методов, как дополнительным фактором можно выделить дополнительные критерии, представленные на рис.1 и оценить регионы по наиболее существенным параметрам.
4. В оценке налогового потенциала должны быть заинтересованы, прежде всего, сами субъекты Федерации, поскольку он отражает реальные возможности экономики региона в налоговой сфере. Тем не менее, регионы не придают особого значения оценке налогового потенциала.
5. Анализ оценки
налогового потенциала и налоговых
ресурсов региона позволяет выявить
причины занижения налоговой базы, факторы,
негативно влияющие на развитие налогового
потенциала региона, а также разработать
способы повышения налогового потенциала
и устранить такие проблемы, как недостаток
денежных средств в регионах, занижение
налоговой базы.
Основанием для
расчета доходных поступлений
должна быть реальная доходная база,
учитывающая систему
Традиционно цель такой оценки налогового потенциала – более справедливое распределение налогов и увеличение их отдачи. Примеры оценки налогового потенциала были уже в Римском государстве (14 г. н.э.): для этого проводилась оценка земельных угодий, составлялись кадастры по каждому городу, содержащие данные о землевладельцах, производилась перепись населения и т.д. И в России в Петровскую эпоху использовались отдельные примеры оценки налогового потенциала по территории с целью более полного выполнения бюджета, а также производились оценки земельных угодий и перепись населения.
Если реально
определены «налоговые возможности» регионов,
то тем самым резко уменьшается
вероятность субъективного
Методика оценки налогового потенциала должна быть простой и понятной однако в настоящее время это сопряжено с рядом трудностей, и в первую очередь с отсутствием официальной статистики, содержащей необходимые данные для расчетов. Имеются лишь разрозненные показатели, которые в косвенной форме могут давать представление о налоговом бремени.
Самую точную оценку налогового потенциала можно получить с помощью подробного обследования и аудита всей экономической деятельности, происходящей на данной территории, в том числе теневого бизнеса. Безусловно, эта задача практически невыполнима и чрезвычайно дорогостоящая. В результате изучения различных методических подходов, используемых зарубежными странами, а также некоторыми субъектами РФ, для оценки налогового потенциала выделены показатели, характеризующие эффективность налогообложения, - показатели экономического подхода, позволяющие при незначительных затратах времени и средств с достаточно большой степенью достоверности дать оценку налогового потенциала муниципального образования. Однако они имеют как определенные достоинства, так и недостатки.
Таблица 4
Достоинства и недостатки показателей экономического подхода,
используемых при оценке налогового потенциала региона
Наименование показателя |
Понятие |
Возможность использования данных |
Расчет |
Достоинства |
Недостатки |
Среднедушевые доходы населения |
Показатель, отражающий сумму денежных доходов на одного жителя региона |
Личные налоги (налог на доходы физических лиц, налог на имущество физических лиц и т.д.) |
Совокупные доходы населения: Численность населения |
- Наиболее простая мера оценки налогового потенциала; - отражает реальную зависимость состояния бюджетов органов власти от уровня доходов проживающего здесь населения; - может быть использован для оценки налогового потенциала местных бюджетов |
- Может быть использован лишь на территории, где НДФЛ составляет подавляющую честь налоговых поступлений; - учитывает налогооблагаемые ресурсы не в полном объеме |
Относительные налоговые доходы |
Налоговые поступления, рассчитанные на основе репрезентативной налоговой системы |
Налог на прибыль, НДФЛ, акцизы, НДС, ( для местных бюджетов – бюджетообразующие налоги) |
(Средняя ставка |
- Достоверность оценки налогового потенциала; - учитывает все особенности налоговой базы для различных видов доходов |
- Требуется большой объем информации; - трудоемкость расчетов |
Фактические налоговые поступления |
Сумма собранных в регионе налогов за текущий год |
Все налоги |
Налоговые платежи * Индекс цен * Индекс изменения налогового законодательства |
Легкость в получении данных (информация ФНС) |
- Ослабляет заинтересованность
местных органов власти в - возможность субъективного подхода |
В качестве основы
для расчета налогового потенциала
предлагается использовать какую-либо
совокупность показателей экономического
дохода либо их комбинацию, наиболее полно
учитывающую объем
Данные показатели
основываются на концепции экономического
дохода как ресурса бюджетных
доходов и различаются степенью
его охвата. В то же время фактор
наличия ресурсов бюджетных доходов
– важнейший, но не единственный при
оценке налогового потенциала территории.
Экономический доход
Расчет налогового потенциала в мировой практике производится с использованием целого ряда методов: через оценку валового местного продукта, методом репрезентативной оценки налоговой системы, методом регрессионного анализа, методом прямого счета и т.д. Общее условие расчетов состоит в предположении, что во всех региональных образованиях берется единая налоговая система в полном объеме с учетом применения максимальной (предельной) ставки или ее доли для налогов, поступающих в региональные бюджеты в целях обеспечения равенства базовых условий.
Метод репрезентативной налоговой системы использует в качестве характеристики налогового потенциала показатели базы налогообложения в разрезе отдельных налогов. В основе расчета налогового потенциала по методу репрезентативной налоговой системы (РНС) и на основе добавленной стоимости лежит практически одинаковый подход. И в том, и в другом случае налоговый потенциал региона – это сумма налоговых доходов, которая поступила бы в консолидированный бюджет субъекта при условии, что регионы прилагают средние по России усилия по сбору налогов. Различие между подходами состоит в том, что в расчете по добавленной стоимости под едиными усилиями по собираемости понимается единая налоговая отдача от отраслей экономики, а в расчете по РНС – единая (репрезентативная) налоговая ставка по отдельным налогам.
Метод репрезентативной налоговой системы предполагает выбор некоторого (репрезентативного) списка налогов, формирующих основную часть налоговых доходов бюджетов субъектов Российской Федерации. Для каждого из этих налогов выбирается показатель, прямо или косвенно отражающий его базу налогообложения или возможности субъекта по мобилизации доходов по этому доходному источнику. Исходя из предположения, что субъект прилагает средние по Российской Федерации налоговые усилия, рассчитывается валовой налоговый ресурс субъекта (ВНР), который является оценкой налогового потенциала. Формулу расчета ВНР в рамках данного подхода можно схематично представить следующим образом:
где
– валовые налоговые ресурсы i-го региона (оценка налогового потенциала i-го региона),
– налогооблагаемая база по налогу j в i-ом регионе в базовом году,
– прогноз поступлений по j-му налогу в консолидированные бюджеты всех регионов,
– налогооблагаемая база по j-му налогу в базовом году по Российской Федерации.
Соотношение ТРФj / БРФj называется репрезентативной налоговой ставкой по налогу j и показывает, чему равен прогнозируемый объем поступлений в региональный бюджет с единицы налоговой базы по j-му налогу в среднем по всем субъектам Российской Федерации.
Итак, валовой налоговый ресурс Рязанской области за 2010 год можно представить в таблице.
Таблица 5
Валовой налоговый ресурс Рязанской области за 2010 г.
Используемый показатель |
Налогооблагаемая база по налогу в Рязанской области (руб.) |
Прогноз поступления в консолидированные бюджеты всех регионов (руб.) |
Налогооблагаемая база по налогу по РФ (руб.) |
Расчет BHP (руб.) |
Б ij |
T рф j |
Б рф j |
||
Акцизы |
2 683 587 726,25 |
228382000000,00 |
1442647813947,79 |
424832122,00 |
Налог на доходы физических лиц |
9 126 981 277,26 |
1816623236387,00 |
1790497847899,04 |
9260154255,87 |
Налог на прибыль организаций |
5 524 746 186,48 |
253313800000,00 |
1774571081710,85 |
788638147,53 |
Налог на добычу полезных ископаемых |
28 855 432,11 |
1400632700000,00 |
1406312673864,43 |
28738887,54 |
Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов |
541 769,06 |
228382000000,00 |
1770451510719,54 |
69886,30 |
Государственная пошлина |
292 806 570,95 |
64519400000,00 |
40286221870,89 |
468937105,45 |
Данный подход предполагает, что налоговый потенциал субъекта федерации по конкретному налогу пропорционален соответствующей налогооблагаемой базе, то есть доля субъекта в прогнозируемой сумме налоговых сборов равна его доле в суммарной (по всем субъектам) базе налогообложения. Предлагается использовать репрезентативную налоговую систему состоящую из следующих налогов: