Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 19:39, курсовая работа
Цель работы состоит в определении уровня налогового потенциала Рязанской области и определении места, занимаемого Рязанской областью среди регионов ЦФО по уровню налогового потенциала.
Для достижения поставленной цели определены и решены следующие задачи:
- уточнить содержание и соотношение категорий системы финансово-
экономического планирования: "налоговый, бюджетный и финансовый потенциал";
- систематизировать и обосновать существующие методы оценки налогового потенциала региона;
- определить методы оценки налогового потенциала, используемые в практике бюджетного выравнивания Субъектов РФ;
- предложить рекомендации по совершенствованию методики распределения средств фонда финансовой поддержки муниципальных районов и городских округов Рязанской области;
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………..3
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОНЯТИЯ «НАЛОГОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ»
Место налогового потенциала региона и его функциональные границы в экономике региона ………………………………………………………..5
Факторы формирования и развития налогового потенциала региона ...15
Нормативно-правовое регулирование налогового потенциала в России и Рязанской области ………………………………………………………29
ОЦЕНКА НАЛОГОВОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНОВ ЦЕНТРАЛЬНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА
Методические подходы к оценке налогового потенциала ЦФО ………33
Специфика Центрального федерального округа на 1.01.2011г. ……….39
АНАЛИЗ НАЛОГОВОГО ПОТЕНЦИАЛА РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ
Методические подходы к оценке налогового потенциала региона …..46
Анализ налогового потенциала Рязанской области по методу РНС за период 2008-2011гг. ……………………………………………………….50
Анализ структуры начислений по специальным налоговым режимам Рязанской области за 2010 год ……………………………………………58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………..60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………..62
В последнем случае нарушения
налогового законодательства во многом
связаны с недостаточной
Учитывая вышеизложенное, можно сделать вывод, что все регионы России изначально имеют разный уровень налогового потенциала. Дифференциация регионов по данному показателю обусловлена в первую очередь внешними факторами, на которые регион не может оказать какого-либо влияния, однако которые, в свою очередь, играют основополагающую роль в развитии региона и формировании налогового потенциала региона. Вместе с тем наличие лишь какого-либо одного фактора либо совокупности внешних факторов без наличия достаточного количества внутренних факторов не может означать наличие в регионе низкого или высокого уровня налогового потенциала. Таким образом, чем больше факторов вовлечено в процесс формирования налогового потенциала региона, тем выше налоговый потенциал региона. При этом полная реализация налогового потенциала региона возможна только в случае, когда задействованы все перечисленные факторы.
Основываясь на данном аспекте, можно сделать вывод, что для поиска резервов роста налогового потенциала каждого конкретного региона необходимо, прежде всего:
- всесторонне изучить
всю совокупность внутренних
и внешних факторов
- оценить наличие внешних факторов, обусловливающих исходные особенности развития каждого конкретного региона;
- произвести оценку внутренних
факторов, воздействуя на которые
сложно добиться увеличения
- исходя из проведенного
анализа имеющихся факторов
Определим нормативно правовые акты, определяющие налоговый потенциал на Федеральном и региональном уровне соответственно. Итак,
1.Бюджетный кодекс РФ в ч.1. ст.131. дает ссылку методику, в соответствии с которой можно определить налоговый потенциал субъекта РФ. Поэтому дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации предусматриваются в составе федерального бюджета и распределяются между субъектами Российской Федерации в соответствии с единой методикой, утверждаемой Правительством Российской Федерации в соответствии с требованиями настоящего Кодекса.
2.Принимая во внимание указанную методику, предоставленную Правительством РФ Постановление от 22.11.2004г. № 670 «О распределении дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ», можно отметить, что уровень расчетной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации до распределения дотаций определяется по формуле:
, где
- уровень расчетной бюджетной обеспеченности субъекта Российской Федерации до распределения дотаций;
ИНПi - индекс налогового потенциала субъекта Российской Федерации;
ИБРi - индекс бюджетных расходов субъекта Российской Федерации.
Индекс налогового потенциала - относительная (по сравнению со средним по Российской Федерации уровнем) оценка налоговых доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации, определяемая с учетом уровня развития и структуры налоговой базы субъекта Российской Федерации.
Индекс налогового потенциала применяется для сопоставления уровней расчетной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации и не является прогнозируемой оценкой налоговых доходов субъектов Российской Федерации в расчете на душу населения или в абсолютном размере.
Перечень показателей, характеризующих налоговый потенциал субъектов Российской Федерации, представляемых федеральными органами исполнительной власти, ответственными за сбор данных показателей:
Таблица 1
Показатели,
характеризующие налоговый
Налог |
Показатель |
Источник |
Налог на прибыль организаций |
Объем прибыли крупных и средних организаций по видам экономической деятельности |
Федеральная служба государственной статистики |
НДФЛ |
Фонд начисления заработной платы работникам организации |
Федеральная служба государственной статистики |
Налог на имущество организаций |
Остаточная балансовая стоимость основных фондов коммерческих организаций (кроме субъектов малого предпринимательства) на конец года |
Федеральная служба государственной статистики |
УСН |
Розничный товарооборот, оборот общественного питания, объем реализации платных услуг населению по всем каналам реализации |
Федеральная служба государственной статистики |
Акцизы |
Объем отгруженной алкогольной продукции, спирта этилового, вина предприятиями, объемы производства пива |
Федеральная служба государственной статистики |
НДПИ |
В расчетах на первый и второй годы планового периода показатели, характеризующие налоговый потенциал субъектов Российской Федерации по видам налогов, принимаются равными аналогичным показателям, используемым для расчетов на очередной финансовый год.
При расчете налогового потенциала по налогу на имущество организаций на первый и второй годы планового периода остаточная балансовая стоимость основных фондов коммерческих организаций (кроме субъектов малого предпринимательства) на конец года учитывает стоимость имущества, относящегося к железнодорожным путям общего пользования, магистральным трубопроводам, и сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью таких объектов.
3. В Указе Президента РФ от 03.06.1996 N 803 "Об Основных положениях региональной политики в Российской Федерации" в ч. 3.2. «Методы и формы реализации региональной экономической политики» указана возможность при формировании бюджетов определять и учитывать финансовый и налоговый потенциал каждого субъекта Российской Федерации.
4. Приказ Минфина РФ от 09.08.2005 N 101н "Об утверждении Положений о территориальных органах Федеральной налоговой службы" в приложении №3 «Положение о межрегиональной ИФНС по централизованной обработке данных» в п. 6.12. указано, что ИФНС подготавливает аналитические таблицы для анализа и оценки налогового потенциала Российской Федерации в целом и по субъектам Российской Федерации, анализа эффективности работы налоговых органов Российской Федерации и прогнозирования налоговых поступлений в соответствующие бюджеты на основании информационных ресурсов, имеющихся в Межрегиональной инспекции.
5. Переходя к законодательству Рязанской области, необходимо отметить закон Н131 – ОЗ «О межбюджетных отношениях в Рязанской области». Данный закон регулирует взаимоотношения между органами государственной власти Рязанской области и органами местного самоуправления муниципальных образований Рязанской области по вопросам межбюджетных отношений.
В приложении 4 к Закону Рязанской области "О межбюджетных отношения в Рязанской области" указана методика распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов), а также расчета и установления заменяющих указанные дотации дополнительных нормативов отчислений от налога на доходы физических лиц. Указан расчет уровня бюджетной обеспеченности муниципального района (городского округа).
Также можно
отметить документы,
1.Налоговый кодекс Российской Федерации;
2.Налоговый паспорт – это документ, в котором приведена комплексная характеристика налогового потенциала и экономического развития субъекта Российской Федерации. Налоговый паспорт региона позволяет объективно определить налоговую базу по всем видам налогов в регионе и тем самым налоговый потенциал региона. Налоговый паспорт региона содержит систему показателей, отражающих тенденции развития макроэкономической ситуации, воздействие различных факторов на налоговую базу региона и уровень нагрузки по видам налогов в динамике. В налоговом паспорте региона можно увидеть следующие данные:
– социально-экономические показатели;
– показатели налоговой базы;
– льготы по администрируемым доходам;
– показатели контрольной работы налоговых органов;
– поступления основных доходов в консолидированный бюджет субъекта;
– структуру задолженности по налогам и сборам;
– показатели налоговой нагрузки и др.
3.Информация о поступлении налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему региона;
4.Информация о налоговой базе и структуре начислений по налогам, зачисляемым в консолидированный бюджет субъекта.
Для расчета налогового потенциала методом, используемым для определения размера денежных средств, выделяемых регионам из Федерального фонда поддержки субъектов, требуются статистические данные за три года. Данный метод трудоемок. Кроме того, этот метод применяется не для целей налогообложения. При анализе налогового потенциала не видно причин низкой собираемости налогов и не определяются способы повышения налогового потенциала.
Далее рассмотрим расчетный метод репрезентативной налоговой ставки (РНС). Для расчета налогового потенциала достаточно данных за один период. Для анализа показателя в динамике требуются данные за предшествующие периоды. Но метод РНС имеет ряд недостатков. При анализе налогового потенциала не видно причин низкой собираемости налогов, но видна разница между фактическими начислениями и смоделированной ситуацией (когда по каждому виду налога берется не привычная шкала ставок, а единая усредненная ставка). Положительный результат может привести:
– к более рациональному расчету некоторых налогов;
– к увеличению собираемости налогов.
Рассмотрим метод прямого счета. Его характеристики схожи с характеристиками предыдущего метода и для его расчета необходимы те же самые источники. Различие состоит в том, что при оценке налогового потенциала используются не средние, а максимальные ставки. При анализе налогового потенциала, как и в предыдущем методе, не видно причин низкой собираемости налогов, но видна разница между фактическими начислениями и смоделированной ситуацией (когда по каждому виду налога берется не привычная шкала ставок, а максимальная ставка). Положительный результат может привести:
– к более рациональному расчету некоторых налогов;
– увеличению собираемости налогов (при оптимальной, не высокой ставке).
При некорректном регулировании максимальной ставки неизбежны отрицательные последствия:
– рост налогового бремени;
– уход налогоплательщиков в тень;
– выпуск нелегальной низкокачественной продукции;
– зарплата в конвертах.
Рассмотрим метод по факту. Для расчета налогового потенциала, как и в предыдущих методах, достаточно данных за один период. Для анализа показателя в динамике требуются данные за предшествующие периоды. Для расчета методом по факту необходимы следующие источники: