Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 19:39, курсовая работа
Цель работы состоит в определении уровня налогового потенциала Рязанской области и определении места, занимаемого Рязанской областью среди регионов ЦФО по уровню налогового потенциала.
Для достижения поставленной цели определены и решены следующие задачи:
- уточнить содержание и соотношение категорий системы финансово-
экономического планирования: "налоговый, бюджетный и финансовый потенциал";
- систематизировать и обосновать существующие методы оценки налогового потенциала региона;
- определить методы оценки налогового потенциала, используемые в практике бюджетного выравнивания Субъектов РФ;
- предложить рекомендации по совершенствованию методики распределения средств фонда финансовой поддержки муниципальных районов и городских округов Рязанской области;
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………..3
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОНЯТИЯ «НАЛОГОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ»
Место налогового потенциала региона и его функциональные границы в экономике региона ………………………………………………………..5
Факторы формирования и развития налогового потенциала региона ...15
Нормативно-правовое регулирование налогового потенциала в России и Рязанской области ………………………………………………………29
ОЦЕНКА НАЛОГОВОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНОВ ЦЕНТРАЛЬНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА
Методические подходы к оценке налогового потенциала ЦФО ………33
Специфика Центрального федерального округа на 1.01.2011г. ……….39
АНАЛИЗ НАЛОГОВОГО ПОТЕНЦИАЛА РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ
Методические подходы к оценке налогового потенциала региона …..46
Анализ налогового потенциала Рязанской области по методу РНС за период 2008-2011гг. ……………………………………………………….50
Анализ структуры начислений по специальным налоговым режимам Рязанской области за 2010 год ……………………………………………58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………..60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………..62
– Налоговый кодекс Российской Федерации;
– информация о поступлении налогов, сборов и иных обязательных платежей;
– информация о задолженности по налогам, сборам и иным обязательным
платежам в бюджетную систему региона;
– информация о результатах контрольной работы налоговых органов;
– информация о льготах по налоговым платежам по действующему законодательству.
Это достаточно результативный метод. При анализе видно:
– каков прирост задолженности;
– как влияют льготы на величину налоговых поступлений;
– какова результативность контрольной работы налоговых органов и уровень налоговой культуры населения;
– насколько налоговый потенциал региона превышает уровень налоговых поступлений.
При анализе всех показателей в динамике этот метод может выявить слабые стороны: рост или снижение задолженности, излишнее или недостаточное льготирование, результативность контрольных мероприятий. Чтобы выяснить причины изменений, нужен более детальный анализ различных показателей, изменений законодательства и других факторов. При расчете налогового потенциала рассмотренными методами возникла сложность с определением льгот и налоговой базы по налогам. Форма налоговой отчетности о льготах не предоставляется, а формы по налоговым базам предоставлены лишь по нескольким налогам, вследствие чего налоговый потенциал не может быть рассчитан достоверно.
В расчете налогового потенциала методом по факту есть оговорка, что «по тем налогам, по которым не предоставлена отчетность по региональным и местным льготам, за налоговый потенциал можно принять начисленную величину налога». Следовательно, при расчете методом по факту не будут учтены льготы.
Влияние отдельных налогов на формирование налогового потенциала регионов Центрального федерального округа на 1.01.2011 г. приведено на рис. 1. При расчете налогового потенциала регионов Центрального федерального округа установлено, что наибольшее значение в формировании бюджета регионов имеют такие налоги, как налог на доходы физических лиц (в среднем по ЦФО удельный вес на 1.01.2011 г. составляет 43%), налог на прибыль организаций (38%) и налог на имущество организаций (9%).
Данные налоги дают
экономическую стабильность и финансовую
устойчивость региону. Поэтому в
процессе оценки налогового потенциала
региона и при разработке основных
направлений его повышения
– рассмотреть по данным налогам способы повышения налогового потенциала;
– оптимизировать уровень налоговой нагрузки на экономику;
– оценить эффективность существующих и планируемых к введению налогов;
– исследовать проблемы региональной экономики.
Таблица 2
Налоговый потенциал субъектов ЦФО на период с 1.01.2010 по 1.01.2011гг.
на 1.01.2010 |
на 1.01.2011 |
Отклонения |
Темп роста, % | |||||
Наименование субъекта |
Налоговый потенциал |
Удельный вес |
Налоговый потенциал |
Удельный вес |
гр.4-гр.2 |
гр.5-гр.3 |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 | |
1 |
Белгородская область |
31195079,3 |
1,97 |
44000409,2 |
2,41 |
12805329,90 |
0,44 |
141,05 |
2 |
Брянская область |
15811766,2 |
1,00 |
18415847,4 |
1,01 |
2604081,20 |
0,01 |
116,47 |
3 |
Владимирская область |
25998138,2 |
1,65 |
29843249,7 |
1,64 |
3845111,50 |
-0,01 |
114,79 |
4 |
Воронежская область |
38653630,4 |
2,45 |
47511301,4 |
2,60 |
8857671,00 |
0,16 |
122,92 |
5 |
Ивановская область |
14508481,1 |
0,92 |
17063617,7 |
0,94 |
2555136,60 |
0,02 |
117,61 |
6 |
Калужская область |
21871117,6 |
1,38 |
31607309,9 |
1,73 |
9736192,30 |
0,35 |
144,52 |
7 |
Костромская область |
11124997,8 |
0,70 |
13105002,5 |
0,72 |
1980004,70 |
0,01 |
117,80 |
8 |
Курская область |
20415869,9 |
1,29 |
26676717,6 |
1,46 |
6260847,70 |
0,17 |
130,67 |
9 |
Липецкая область |
26051147,9 |
1,65 |
30500766 |
1,67 |
4449618,10 |
0,02 |
117,08 |
10 |
Московская область |
258761155,1 |
16,38 |
296592843,3 |
16,26 |
37831688,20 |
-0,12 |
114,62 |
11 |
Орловская область |
10955824,5 |
0,69 |
13310130,6 |
0,73 |
2354306,10 |
0,04 |
121,49 |
12 |
Рязанская область |
20042460,4 |
1,27 |
24547348,9 |
1,35 |
4504888,50 |
0,08 |
122,48 |
13 |
Смоленская область |
16703554,5 |
1,06 |
20234837,3 |
1,11 |
3531282,80 |
0,05 |
121,14 |
14 |
Тамбовская область |
15202706,6 |
0,96 |
17402749,5 |
0,95 |
2200042,90 |
-0,01 |
114,47 |
15 |
Тверская область |
29310916,9 |
1,85 |
35593347,7 |
1,95 |
6282430,80 |
0,10 |
121,43 |
16 |
Тульская область |
28429655,3 |
1,80 |
34136481,6 |
1,87 |
5706826,30 |
0,07 |
120,07 |
17 |
Ярославская область |
31632629,8 |
2,00 |
38202214,2 |
2,09 |
6569584,40 |
0,09 |
120,77 |
18 |
г. Москва |
963487643,7 |
60,97 |
1085863798 |
59,51 |
122376154,30 |
-1,46 |
112,70 |
Центральный федеральный округ |
1580156675 |
100 |
1824607963 |
100 |
244451288,1 |
- |
115,47 |
Ни расчетным методом РНС, ни методом прямого счета вследствие отсутствия отчетности невозможно произвести расчет налогового потенциала, а методом по факту допускается упущение льгот. Таким образом, рассмотрим метод оценки налогового потенциала по факту на примере регионов Центрального федерального округа. Используя статистическую налоговую отчетность по поступлениям и задолженности по налогам, по результатам администрирования налоговых органов можно определить налоговый потенциал (млн. руб.) субъектов Центрального федерального округа за период 2010–2011гг.
Как видно из таблицы , в целом по Центральному федеральному округу налоговый потенциал в 2011 г. увеличился на 244451288,1 руб. и составил 1824607963руб., или 115,47% к уровню 2010 г.
Необходимо отметить, что увеличение налогового потенциала наблюдается во всех субъектах округа. Наибольший темп роста отмечен у таких субъектов:
– Белгородская область – 141%;
– Калужская область – 145%;
– Курская область – 131%;
– Воронежская область – 123%.
По другим субъектам наблюдается увеличение налогового потенциала, темп роста которого к уровню 2010 г. колеблется от 113% по г. Москва до 122% по Рязанской области.
Налоговый потенциал Рязанской области увеличился на 1.01.2011г. на 450,48 млн. руб., или на 8%, темп роста составил 22,48%. Рязанская область занимает 5-е место из 18 субъектов Центрального федерального округа, что наглядно подтверждается рис.3.
При этом в объеме налогового потенциала среди субъектов Центрального федерального округа Рязанская область занимает 12-е место из 18 субъектов, что подтверждается рис.4.
Проанализируем специфику Центрального федерального округа на 1.01.2011 г. по таким налогам как:
Итак, налог на прибыль на 1 января 2011 года в консолидированные бюджеты субъектов Центрального федерального округа поступило 613.1 млрд. рублей налога на прибыль, что составляет 133.8% от объемов поступлений на 1 января 2010 года (темп в среднем по Российской Федерации 142.1%).
Рост поступлений налога на прибыль зафиксирован во всех регионах.
Наибольший рост
поступлений налога на прибыль зафиксирован
в следующих субъектах
Налог на доходы физических лиц
На 1 января 2011 года в консолидированные бюджеты субъектов Центрального федерального округа поступило 693.3 млрд. рублей налога на доходы физических лиц, что составляет 108.6% от объемов поступлений на 1 января 2010 года (темп в среднем по Российской Федерации 107.5%).
Рост поступлений налога на доходы физических лиц зафиксирован в 17 регионах.
Наибольший рост поступлений налога на доходы физических лиц зафиксирован в следующих субъектах Центрального федерального округа: Смоленская область (рост на 12.8%), Калужская область (рост на 12.6%), Воронежская область (рост на 11.6%), г. Москва (рост на 9.5%), Белгородская область (рост на 9.1%), Тамбовская область (рост на 8.7%).
Сокращение поступлений налога на доходы физических лиц произошло в Липецкой области.
Налог на добычу полезных ископаемых
На 1 января 2011 года в консолидированные бюджеты субъектов Центрального федерального округа поступило 1.1 млрд. рублей налога на добычу полезных ископаемых, что составляет 115.4% от объемов поступлений на 1 января 2010 года (темп в среднем по Российской Федерации 41.0%).
Рост поступлений налога на добычу полезных ископаемых зафиксирован в 12 регионах.
Наибольший рост поступлений налога на добычу полезных ископаемых зафиксирован в следующих субъектах Центрального федерального округа: Липецкая область (рост на 121.6%), Тамбовская область (рост на 59.9%), Костромская область (рост на 42.1%), Белгородская область (рост на 31.4%), Курская область (рост на 28.8%), Тверская область (рост на 17.0%).
Сокращение поступлений налога на добычу полезных ископаемых произошло в 6 регионах.
Самая неблагоприятная ситуация сложилась у следующих регионов: г. Москва (падение на 97.6%), Московская область (падение на 11.4%), Ивановская область (падение на 10.6%), Орловская область (падение на 7.9%), Воронежская область (падение на 1.1%), Рязанская область (падение на 1.0%).
Акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории РФ
На 1 января 2011 года в консолидированные бюджеты субъектов Центрального федерального округа поступило 87.9 млрд. рублей акцизов по подакцизным товарам (продукции), произведенным на территории Российской Федерации, что составляет 110.5% от объемов поступлений на 1 января 2010 года (темп в среднем по Российской Федерации 133.3%).
Рост поступлений акцизов по подакцизным товарам (продукции), произведенным на территории Российской Федерации зафиксирован в 17 регионах.
Наибольший рост поступлений акцизов по подакцизным товарам (продукции), произведенным на территории Российской Федерации зафиксирован в следующих субъектах Центрального федерального округа: Калужская область (рост на 101.8%), Тульская область (рост на 87.3%), Курская область (рост на 84.8%), Ярославская область (рост на 77.9%), Липецкая область (рост на 72.5%), Брянская область (рост на 52.6%).
Сокращение поступлений акцизов по подакцизным товарам (продукции), произведенным на территории Российской Федерации произошло в г. Москве.
По результатам проведенной оценки налогового потенциала регионов ЦФО РФ, можно отметить такие позиции:
1.Налоговый потенциал ЦФО достаточно реализован, но собираемость налогов можно было бы повысить. Такое заключение можно вынести, проанализировав таблицу 3. В ней представлены сведения об исполнении консолидированного бюджета на 1 января 2011 года. тыс. руб. по всем федеральным округам России.
Таблица 3
Сведения об исполнении консолидированного бюджета
на 1.01.2011г. в разрезе федеральных округов РФ
Налог на прибыль организаций |
НДФЛ |
Акцизы |
Налог на имущество организаций |
НДПИ |
Прочие налоговые доходы |
Итого доходов | |
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ |
1519370782 |
1789631378 |
327466382,1 |
421744681,4 |
29673190,5 |
239540845 |
6534145551 |
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ |
613050503,2 |
693264311,3 |
87925066,4 |
135719057,9 |
1140829,4 |
73278925,5 |
2102888188 |
СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ |
173515472,5 |
217087798,4 |
32563159,1 |
47572017,8 |
2192657,6 |
27787272,2 |
758528383,4 |
ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ |
66290595,7 |
108002149,5 |
29496291,6 |
26379365,3 |
406337,3 |
23333897,1 |
416571217 |
СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ |
18471334,6 |
35314110,7 |
15160509,7 |
7887780,4 |
97344,6 |
6301905,9 |
271309076,3 |
ПРИВОЛЖСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ |
197689255,1 |
247304656,5 |
72122249,6 |
60719702,4 |
1083285,8 |
40221261,3 |
1006643927 |
УРАЛЬСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ |
217579072,8 |
188696407,3 |
24427626,7 |
80462132,8 |
2143716,1 |
21339613,4 |
720598229,1 |
СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ |
163574646,4 |
191742845,2 |
50801243,8 |
43650265,1 |
10820462,6 |
29354244,8 |
793843781,8 |
ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ |
69199901,3 |
108219098,6 |
14970235,1 |
19354359,7 |
11788557,2 |
17923724,9 |
463762748,4 |