Налоговый потенциал Hязанской области

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 19:39, курсовая работа

Описание работы

Цель работы состоит в определении уровня налогового потенциала Рязанской области и определении места, занимаемого Рязанской областью среди регионов ЦФО по уровню налогового потенциала.
Для достижения поставленной цели определены и решены следующие задачи:
- уточнить содержание и соотношение категорий системы финансово-
экономического планирования: "налоговый, бюджетный и финансовый потенциал";
- систематизировать и обосновать существующие методы оценки налогового потенциала региона;
- определить методы оценки налогового потенциала, используемые в практике бюджетного выравнивания Субъектов РФ;
- предложить рекомендации по совершенствованию методики распределения средств фонда финансовой поддержки муниципальных районов и городских округов Рязанской области;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………..3

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОНЯТИЯ «НАЛОГОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ»
Место налогового потенциала региона и его функциональные границы в экономике региона ………………………………………………………..5
Факторы формирования и развития налогового потенциала региона ...15
Нормативно-правовое регулирование налогового потенциала в России и Рязанской области ………………………………………………………29

ОЦЕНКА НАЛОГОВОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНОВ ЦЕНТРАЛЬНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА
Методические подходы к оценке налогового потенциала ЦФО ………33
Специфика Центрального федерального округа на 1.01.2011г. ……….39

АНАЛИЗ НАЛОГОВОГО ПОТЕНЦИАЛА РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ
Методические подходы к оценке налогового потенциала региона …..46
Анализ налогового потенциала Рязанской области по методу РНС за период 2008-2011гг. ……………………………………………………….50
Анализ структуры начислений по специальным налоговым режимам Рязанской области за 2010 год ……………………………………………58

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………..60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………..62

Работа содержит 1 файл

курсовая. печать с 33 стр.-63.docx

— 398.39 Кб (Скачать)

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

НАЛОГОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ

  РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рязань 2011

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………..3

 

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОНЯТИЯ «НАЛОГОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ»
    1.   Место налогового потенциала региона и его функциональные границы в экономике региона ………………………………………………………..5
    2. Факторы формирования и развития налогового потенциала региона ...15
    3.   Нормативно-правовое регулирование налогового потенциала в России и Рязанской области ………………………………………………………29

 

  1. ОЦЕНКА НАЛОГОВОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНОВ ЦЕНТРАЛЬНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА
    1. Методические подходы к оценке налогового потенциала ЦФО ………33
    2. Специфика Центрального федерального округа на 1.01.2011г. ……….39

 

  1. АНАЛИЗ НАЛОГОВОГО ПОТЕНЦИАЛА РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ
    1.   Методические подходы к оценке налогового потенциала региона …..46
    2.   Анализ налогового потенциала Рязанской области по методу РНС за период 2008-2011гг. ……………………………………………………….50
    3.   Анализ структуры начислений по специальным налоговым режимам Рязанской области за 2010 год ……………………………………………58

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………..60

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………..62

 

ВВЕДЕНИЕ

Рязанская область - одна из  динамично развивающихся областей в Центральном Федеральном округе Российской Федерации.  Расположена в центре европейской части России и граничит с Московской, Тульской, Владимирской, Липецкой, Тамбовской, Пензенской, Нижегородской областями и Республикой Мордовией. 

Областной центр - город Рязань расположен в 187 км  от Москвы.  В составе области 29 муниципальных образований.

Экономика Рязанской области является многопрофильным хозяйственным комплексом, в котором большое значение для межрегионального и внутриобластного разделения труда имеют четыре отрасли: промышленность, сельское хозяйство, транспорт и строительство. Структура экономики представляет собой ярко выраженную индустриально-аграрную ориентацию.

Рязанская область  входит в четвертую группу областей ЦФО  по итогам социально-экономического развития за 2010 год и занимает 11 место. При этом по национальной рейтинговой шкале имеет статус С++, что говорит о низком уровне надежности и значительности риска.

 По уровню собранных налогов  Рязанская область занимает  5 место на 1.01.2010 год в рамках Центрального Федерального округа и ** место за 2010 год по России в целом.

В целом, исследование налогового потенциала и определение его размеров в современной России является достаточно новым научным направлением, и из всех методов определения налогового потенциала нормативно утвержден лишь один способ его оценки. Это метод, используемый для целей определения размера денежных средств, выделяемых регионам  из Фонда финансовой  поддержки субъектов. Налогового потенциал регион можно рассмотреть как одно из звеньев расчета  дотаций регионам. 

Цель работы состоит в определении уровня налогового потенциала Рязанской области и определении места, занимаемого Рязанской областью среди регионов ЦФО по уровню налогового потенциала. 

Для достижения поставленной цели определены и решены следующие задачи:

-  уточнить  содержание  и  соотношение  категорий   системы  финансово-

экономического  планирования:  "налоговый,  бюджетный  и  финансовый  потенциал";

- систематизировать  и обосновать существующие методы оценки налогового потенциала региона; 

- определить методы  оценки налогового потенциала, используемые в практике бюджетного выравнивания Субъектов РФ;

-  предложить  рекомендации  по  совершенствованию  методики  распределения средств фонда финансовой поддержки муниципальных районов и городских округов Рязанской области; 

Объектом исследования выступают бюджетная и налоговая  системы и их взаимодействие в системе перераспределительных отношений. 

Предметом исследования является система отношений по развитию налогового потенциала Рязанской области.

Теоретической  и  методологической  базой  исследования  является  конкретное приложение теории научного познания к предмету исследования. Теоретическую основу исследования  составляют  труды отечественных ученых по проблемам теории финансов, бюджетной системы, налогообложения, а также законодательные и нормативные акты Российской  Федерации,  министерств  и  ведомств,  материалы  научно-исследовательских учреждений, периодические экономические издания.

В качестве информационной базы исследования использованы данные органов  Государственной  статистики, Федерального казначейства, финансовых  отчетов  Правительства Рязанской области, УФНС по Рязанской области.

При проведении исследования были использованы общие научные  методы: обследование,  наблюдение,  сбор  и  анализ информации.

 

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОНЯТИЯ «НАЛОГОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ»
    1.   Место налогового потенциала региона и его функциональные границы в экономике региона 

 Термин «потенциал» согласно толковому словарю русского языка означает «возможность». Исходя из данного значения, можно говорить о налоговом потенциале как о «налоговой возможности», то есть о некоторой условной, в принципе достижимой сумме налоговых сборов. В мировой практике используется несколько похожий термин – tax capacity, что означает налогоспособность или, способность базы налогообложения в пределах какой-либо административной единицы приносить доходы в виде налоговых поступлений (но не фактической суммы поступлений как таковых)».

В современной литературе довольно часто встречается различная  классификация понятия «потенциал»: экономический, финансовый, природно-ресурсный, налоговый и так далее. Отличие  этих понятий друг от друга определяет исследуемая база, которая лежит  в основе каждого из видов «потенциала» как экономической категории. Вместе с тем между региональной экономикой, финансовыми и налоговыми институтами  существует определенная зависимость, которая определяет устойчивость социально-экономических  процессов, происходящих в регионе, в том числе в области налогообложения.

Если за исследуемую  базу принять налоговый потенциал, то можно выделить подходы, раскрывающие содержание данного понятия. Далее  описать место налогового потенциала, его функциональные границы в  экономике региона, а также выделить факторы формирования и развития налогового потенциала. Для более  детального рассмотрения следует провести анализ налогового потенциала региона.

Итак, согласно одному из общепринятых подходов под налоговым потенциалом региона в широком смысле понимается совокупный объем налогооблагаемых ресурсов территории. В более узком, практическом смысле, он представляет собой максимально возможную сумму поступлений налогов и сборов, исчисленных в условиях действующего законодательства.

Сегодня довольно острой проблемой в отечественной литературе является установление данной зависимости, а следовательно определение места и функциональных границ (функциональной роли) налогового потенциала региона. Определение взаимосвязи указанных категорий помогает всесторонне раскрыть сущностную характеристику налогового потенциала  региона, так как развитие экономических, финансовых, налоговых и прочих отношений является предпосылкой разработки методологической сущности понятия налоговый потенциал. Поэтому необходимо рассмотреть функциональные границы налогового потенциала региона в экономике региона, а следовательно, в системе потенциалов, определяющих социально-экономическое положение региона.

Для начала рассмотрим совокупность наиболее часто встречающихся в  отечественной литературе потенциалов, присущих социально-экономической  сфере деятельности. Так, в различных  литературных источниках наиболее часто  встречаются:

  • экономический потенциал;
  • финансовый или фискальный потенциал;
  • налоговый потенциал.

Наиболее общей из перечисленных  категорий является экономический  потенциал территории, под которым  в общем смысле понимается способность  обеспечить максимально возможный  уровень производства товаров и  услуг, то есть совокупность экономических  ресурсов региона. Но однозначной трактовки  этого понятия в отечественных  научных трудах не удается. Можно  сказать, что экономический потенциал  – это способность определенной системы достигать определенных целей. В частности, некоторые ученые данного направления определяют экономический потенциал как способность хозяйственной системы осваивать, перерабатывать народное богатство для удовлетворения общественных потребностей.

Исследователи второго направления  используют ресурсный подход к определению  экономического потенциала. В этом случае под экономическим потенциалом  региона понимаются все ресурсы, источники, средства, запасы территории (региона), а так же механизмы (пути и формы) их вовлечения в хозяйственный  оборот в настоящее время и  в предстоящий период для достижения поставленных конкретных целей.

Так же был предложен и  третий подход, который по сути, сводил понятие экономического потенциала к совокупности различных потенциалов определенной территории. Так, экономический потенциал, являющийся материальной основой регионального хозяйства, - это ресурсный, производственный, интеллектуальный потенциал и т.п. Чем выше экономический потенциал региона, тем шире возможности его социально-экономического развития, и наоборот – недостаточный потенциал создает предпосылки для депрессивного состояния.

И, наконец, четвертый подход заключается в рассмотрении не потенциала или совокупности потенциалов вообще, а потенциала исторически конкретного  общества или страны. В силу этого  сущность и содержание экономического потенциала является отражением не только определенных материально-вещественных и природно-естественных условий  общества, но и системы конкретных социально-экономических отношений.

Последние два подхода  являются наиболее точными  с точки  зрения конкретизации экономического потенциала как экономической категории, поскольку они оба учитывают  совокупность составляющих экономического потенциала, при этом третий подход дает более детальное описание таких  составляющих экономического потенциала, а четвертый подход указывает, помимо прочего на необходимость связать  данные составляющие при помощи системы  социально-экономических отношений.

При этом стоит отметить, что ни один из описанных выше подходов не указывает на тот факт, что  экономический потенциал страны, по сути начинает формироваться в регионе. Но необходимо учитывать, что экономический потенциал государства формируется не на уровне центральной фласти, а создается в регионах. И от того, насколько продуманы и корректно встроены в структуру общегосударственной финансовой политики экономические механизмы бюджетного федерализма, во многом зависит реальный баланс общегосударственных и региональных интересов, а значит, и целостность государства, стабильность состояния общества.

Уточняя данную формулировку, можно сказать что, экономический  потенциал государства формируется  как на уровне центральной, так и  региональной власти и представляет собой совокупность региональных экономических  потенциалов.

Принимая все приведенные  определения, можно было бы сделать  вывод о том, что экономический  потенциал региона действительно  является наиболее общей экономической  категорией при изучении региональной экономики. Однако следует отметить, что учитывая природу экономического потенциала региона. Экономический  потенциал региона действительно  является наиболее общей экономической  категорией при изучении региональной экономики. Однако следует отметить, что учитывая природу экономического потенциала, в некоторых литературных источниках также встречается понятие социально-экономического потенциала региона, под которым, как правило, понимает совокупность собственно региональных и привлеченных регионом ресурсов, а также научно-технических и организационно-административных факторов и условий, обеспечивающих наиболее полную реализацию возможностей региона и их качественное совершенствование в социально-экономической сфере.

Налоговый потенциал региона, наряду с некоторыми другими видами потенциалов, является неотъемлемой частью социально-экономического потенциала региона. При этом согласно одному из общепринятых подходов под налоговым  потенциалом региона в широком  смысле понимается совокупный объем  налогооблагаемых ресурсов территории. В более узком, практическом смысле, он представляет собой максимально  возможную сумму поступлений  налогов и сборов, исчисленных  в условиях действующего законодательства.

Однако, чтобы понять место налогового потенциала региона, его функциональные границы, изначально необходимо выделить основную систему потенциалов региона и дать определение каждому из таких потенциалов. Так, помимо налогового потенциала региона, являются:

Информация о работе Налоговый потенциал Hязанской области