Налоговый потенциал Hязанской области

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 19:39, курсовая работа

Описание работы

Цель работы состоит в определении уровня налогового потенциала Рязанской области и определении места, занимаемого Рязанской областью среди регионов ЦФО по уровню налогового потенциала.
Для достижения поставленной цели определены и решены следующие задачи:
- уточнить содержание и соотношение категорий системы финансово-
экономического планирования: "налоговый, бюджетный и финансовый потенциал";
- систематизировать и обосновать существующие методы оценки налогового потенциала региона;
- определить методы оценки налогового потенциала, используемые в практике бюджетного выравнивания Субъектов РФ;
- предложить рекомендации по совершенствованию методики распределения средств фонда финансовой поддержки муниципальных районов и городских округов Рязанской области;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………..3

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОНЯТИЯ «НАЛОГОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ»
Место налогового потенциала региона и его функциональные границы в экономике региона ………………………………………………………..5
Факторы формирования и развития налогового потенциала региона ...15
Нормативно-правовое регулирование налогового потенциала в России и Рязанской области ………………………………………………………29

ОЦЕНКА НАЛОГОВОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНОВ ЦЕНТРАЛЬНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА
Методические подходы к оценке налогового потенциала ЦФО ………33
Специфика Центрального федерального округа на 1.01.2011г. ……….39

АНАЛИЗ НАЛОГОВОГО ПОТЕНЦИАЛА РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ
Методические подходы к оценке налогового потенциала региона …..46
Анализ налогового потенциала Рязанской области по методу РНС за период 2008-2011гг. ……………………………………………………….50
Анализ структуры начислений по специальным налоговым режимам Рязанской области за 2010 год ……………………………………………58

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………..60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………..62

Работа содержит 1 файл

курсовая. печать с 33 стр.-63.docx

— 398.39 Кб (Скачать)

Применение налоговых  льгот. Для стимулирования производства и социальной поддержки региональные законодательные органы могут представлять льготы посредством снижения ставок налогов, если региональные и местные  ставки установлены на максимально  разрешенном уровне. В данном случае в краткосрочной перспективе  происходит уменьшение налогового потенциала региона. Вместе с тем данный механизм позволяет производствам, находящимся на стартовом этапе, набирать рост более быстрыми темпами и, следовательно, в долгосрочном перспективе дает возможность привести к существенному росту налогового потенциала региона.

Кроме того, довольно важным механизмом могло бы стать предоставление региональным органам власти возможности  снижать региональную ставку налога на прибыль ниже установленного минимального уровня, а так же устанавливать  нулевую ставку по ряду региональных налогов для определенных сфер деятельности и на определенный период. Это могло  бы способствовать более быстрому росту  производства и в долгосрочной перспективе  обеспечить устойчивый рост налогового потенциала региона. Вместе с тем  в настоящее время российское налоговое законодательство не предоставляет  региональным законодательным органам  власти такой возможности.

Помимо предоставления льгот  в виде понижения налоговых ставок региональные законодательные власти вправе предоставлять налогоплательщикам иные налоговые льготы, что соответствующим  образом отражается на налоговом  потенциале региона. Однако чаще всего  механизмы предоставления льгот, по сути, не применяются на практике, поскольку  не имеют под собой достаточного экономического обоснования.

    1. Изменение порядка и сроков уплаты налогов. Помимо изменения налоговых ставок и введения налоговых льгот, региональные и законодательные власти имеют право изменять порядок и сроки уплаты налогов, в том числе предоставлять отсрочки по налоговым платежам.
    2. Введение на территории региона в ряде муниципальных образований системы налогообложения в виде ЕНВД для отдельных видов деятельности. Введение возможности использовать данный специальный налоговый режим в ряде муниципальных образований может повысить налоговый потенциал в целом, поскольку основная часть налоговых доходов при использовании данного режима зачисляется в консолидированный бюджет субъекта РФ. Необходимо так же со стороны налоговых органов вести контроль за тем, чтобы уплата налога на основании данного налогового режима производилась только теми налогоплательщиками, которые удовлетворяют законодательно установленным требованиям данного режима.
    3. Применение финансовых санкций за нарушение налогового законодательства. Российское законодательство об ответственности за налоговые преступления содержит малозначительные санкции в отличие, например, от санкций за нарушение норм таможенного законодательства. Поэтому большинству налогоплательщиков в настоящее время выгоднее заплатить штраф за налоговое правонарушение, чем исправно платить все налоги в бюджет.
  1. Социально-экономические факторы. Данная группа факторов является основополагающей среди внутренних факторов формирования и реализации налогового потенциала региона, поскольку определяет социально-экономическое состояние региона. В рамках социально-экономических факторов можно выделить такие подгруппы факторов, в той или иной степени характеризующих состояние региональной экономики: ресурсно-сырьевые, транспортно-инфраструктурные, производственные, трудовые, финансовые, инвестиционные, бюджетные, экспортные, инновационные, экологические, предпринимательские факторы и наличие «теневого сектора» как один из экономических факторов.
    1. Ресурсно-сырьевые или геоэкономические факторы представляют собой природно-ресурсный потенциал региона в той его части, в которой существует возможность использования существующих в регионе природных ресурсов в качестве сырья.

Фактор наличия в регионе  определенных природных ресурсов может  относиться как к внешним, так  и к внутренним факторам. Причем на этапе, когда становится возможным  расценивать находящиеся на территории региона природные ресурсы как  потенциально возможное сырье для  его последующей продажи, переработку  или использования в производстве, внешний природно-ресурсный фактор становится внутренним ресурсно-сырьевым фактором формирования налогового потенциала региона, поскольку регион получает возможность расширить использование  своей ресурсно-сырьевой базы.

В свою очередь, расширение использования ресурсно-сырьевой базы региона дает возможность экстенсивно  увеличивать налоговую базу региона  без какого-либо усиления налоговой  нагрузки. Кроме того, этот фактор также  оказывает большое влияние и  на структуру налоговой базы, поскольку  возрастает доля косвенных налогов  в совокупности налоговых поступлений.

Следует также отметить, что наличие необходимых природных  ресурсов на территории региона и  их эффективное использование может  снизить себестоимость продукции, производимой предприятиями региона, за счет отсутствия необходимости ввозить  необходимые ресурсы из других регионов или импортировать их из других стран  и, следовательно, оплачивать существенные транспортные расходы. Данный факт также  может оказать существенное влияние  на увеличение налогового потенциала региона.

    1. Транспотрно-инфраструктурные факторы, которые включают в себя транспортно-географическое положение региона и его инфраструктурную обеспеченность. Хорошая инфраструктурная и транспортная обеспеченность региона может оказать существенное влияние на рост налогового потенциала данного региона, поскольку позволит доставлять необходимые ресурсы до места назначения без особых проблем. Поэтому необходимо уделять большее внимание развитию авто-, авиа-, и железнодорожных путей сообщения, трубопроводного транспорта, портового сообщения, особенно в наиболее удаленных от центра регионах страны.
    2. Производственные факторы определяют производственный потенциал региона и позволяют оценить результаты деятельности в основных сферах хозяйства региона, состояние производственных мощностей. Одним из направлений по увеличению налогового потенциала региона путем воздействия на производственные факторы может быть принятие мер по восстановлению и вводу в эксплуатацию бездействующих  основных производственных фондов на отстающих или убыточных предприятиях.
    3. Трудовые (демографические) факторы определяют трудовой потенциал региона и характеризуют степень обеспеченности региона трудовыми ресурсами, их интеллектуальный (образовательный) уровень, возрастную структуру кадров и уровень квалификации работников. Одним из показателей, отражающих уровень использования трудовых ресурсов в регионе, является уровень занятости и безработицы. Трудовые факторы влияют на налоговую базу региона через доходы граждан, потребление продуктов питания и других необходимых товаров и услуг. Кроме того, от наличия трудовых ресурсов с соответствующим уровнем образования, в определенной возрастной группе и с необходимой квалификацией зависит качество производственного процесса, а следовательно, появляется возможность для взыскания дополнительных резервов роста налогового потенциала региона.
    4. Финансовые факторы. Данные факторы выделяются в отдельную группу внутренних факторов формирования и развития налогового потенциала региона и определяют финансовый потенциал региона и учитывают обеспеченность региона собственными и привлеченными финансовыми ресурсами. При рассмотрении финансовых факторов следует учитывать состояние финансовых ресурсов хозяйствующих субъектов, ведущих деятельность в производственной и непроизводственной сферах, а также состояние региональной банковской системы, наличие страховых организаций и биржевых институтов, текущие денежные доходы и осуществленные накопления населения, средства финансирования региональных программ, а также дотации, субвенции и проч.
    5. Инвестиционные факторы. Эти факторы находятся в прямой зависимости от производственного потенциала региона, а также от уровня инвестиций. В том случае если в регионе существует благоприятный инвестиционный климат, то приток инвестиций как внутренних, так и внешних в финансовый и реальные секторы будет способствовать расширению налоговой базы. Такое расширение будет происходить за счет создания в регионе новых производств, применения на предприятиях современных технологий и, следовательно, увеличения объемов производства, роста товарооборота и проч.
    6. Предпринимательский фактор. Предпринимательский  фактор определяет предпринимательский потенциал региона и характеризует способности предприятий. Направлен на поиск, формирование и удовлетворение потребностей покупателей в товарах, пользующихся предпринимательским спросом, и получение предпринимательского дохода.

Полноценное развитие любого региона в значительной степени  зависит от качества функционирования предприятий региона. При этом при  поиске путей увеличения налогового потенциала региона особое внимание следует уделять развитию предприятий  малого и среднего бизнеса в конкретном регионе, поскольку в ряде регионов в особенности малый бизнес способен играть немалую роль экономического и социального характера.

Эта сфера предпринимательской  деятельности сосредоточивает в  себе огромный налоговый потенциал. Причем роль малого бизнеса в формировании налогового потенциала региона двояка. Во-первых, рост количества малых предприятий  и их эффективное функционирование в регионе могут внести огромный вклад в пополнение бюджета субъекта РФ. В частности, ввиду того, что, поскольку в основном субъекты малого предпринимательства имеют право  применять такие специальные  налоговые режимы, как УСН и  ЕНВД, основная часть налоговых доходов  от которых поступает в консолидированный  бюджет субъекта РФ. Регион может напрямую получать существенную часть налоговых  доходов от субъектов малого бизнеса, т.е. минуя распределение налоговых  доходов через федеральный бюджет.

Во-вторых, развитие малого бизнеса косвенно оказывает влияние  на формирование социально-экономического потенциала региона, поскольку способствует обеспечению прорыва по ряду направлений  научно-технического прогресса, обеспечивает рабочим местами существенную часть  трудового населения региона, способствует сглаживанию социальных конфликтов и даже в ряде случаев выживанию отдельных слоев общества. Однако ввиду наличия сложностей в организации малого бизнеса (в частности пи регистрации такого предприятия) в настоящее время в нашей стране налоговый потенциал этой сферы предпринимательской деятельности, к сожалению, практически не используется.

Помимо этого, одним из дополнительных направлений развития налогового потенциала региона может  стать поиск путей роста среднего бизнеса, который на протяжении многих лет играет существенную роль в экономике  страны в целом и каждого региона  в отдельности. Кроме того, одним  из основных моментов может стать  проработка отдельного режима налогообложения  непосредственно для предприятий  среднего бизнеса.

    1. Бюджетный (бюджетно-налоговый) фактор. Данный фактор определяет бюджетный потенциал региона и характеризует объем запланированных налоговых поступлений в составе утвержденного бюджета на определенной территории и при достижении им определенных параметров хозяйственной деятельности. Регион может косвенным образом воздействовать на данный фактор посредством изменения ряда других факторов, тем самым изменяя действие бюджетного факторов на налоговый потенциал региона, например, уделяя большее внимание развитию тех областей, в которых доля поступлений в бюджет субъекта РФ и консолидированный бюджет субъекта РФ будет наибольшей. Одним из таких направлений может быть разработка путей роста малого и среднего бизнеса в конкретном регионе, что при рассмотрении предпринимательского фактора, может увеличить планируемый (ожидаемый) уровень налоговых поступлений в бюджет субъекта РФ. При этом воздействие на данный фактор будет осуществляться посредством манипулирования производственным и предпринимательским факторами.
    2. Инновационные факторы определяют степень развития НИОКР и их финансирование в регионе, а также внедрение в конкретном регионе различных достижений научно-технического прогресса. При наличии достаточного федерального или регионального финансирования использование данных факторов могло бы способствовать стабильному росту налогового потенциала региона в долгосрочной перспективе. Однако ввиду того, что регион не может получить быстрой отдачи от данных факторов в виде поступлений в бюджет в кратчайшие сроки, в настоящее время при недостатке средств их финансирование обычно прекращается в первую очередь.
    3. Экспортный фактор, который, как и предпринимательский, и бюджетный факторы, определяет экспортный потенциал региона и учитывает способность всего общественного производства, расположенного в пределах конкретного региона, производить и реализовывать на зарубежных рынках конкурентоспособные в перспективе товары и услуги при достигнутом уровне системы поддержки экспорта в стране, в целом и в регионе в частности. Эффективное воздействие на данный фактор может привести к существенному росту налогового потенциала не только конкретного региона, но и страны в целом. При этом наибольшего эффекта от данного фактора можно добиться не столько учитывая экспорт сырья, добываемого в регионе, сколько путем воздействия на производственные и предпринимательские факторы, налаживая производство товаров из экспортируемого в настоящее время сырья, спрос на которые на зарубежных рынках довольно велик.

Так, развитие подобного  производства и реализация готовой  продукции, произведенной из экспортируемого  сырья (а не самого сырья), позволит не только увеличить стоимость продаваемой  на экспорт продукции, а следовательно, и налоговые поступления в бюджет, но и позволит обеспечить российский рынок данной продукцией, а также предоставить дополнительные рабочие места населению региона, что в конечном счете благотворно отразится на социально-экономическом развитии региона.

    1. Экологические факторы. Данную группу факторов также выделяют как отдельную группу факторов формирования и развития налогового потенциала. Экологические факторы характеризуют состояние окружающей среды региона. Налоговой базой при определении налогового потенциала в данном случае является величина ущерба, причиненного природе, а налоговые платежи носят скорее компенсационный характер, так как экологический налог, который мог бы обеспечить значительные поступления в бюджет, так и не был введен, поэтому в большинстве случаев рассматривать возможность увеличения налоговой базы за счет этих факторов было бы неправильно. Вместе с тем существует возможность повысить налоговый потенциал аграрной сферы региона путем расширения налоговой базы посредством введения в хозяйственный оборот большого количества земель и освоения новых ландшафтных территорий.
    2. Наличие «теневого сектора» как один из экономических факторов оказывает все большее влияние на формирование налогового потенциала региона. В настоящее время информация о налоговом потенциале регионов России не может быть достоверной, так как налогооблагаемая база, которую показывают большинство предприятий, является не до конца достоверной, поскольку некоторая е часть уходит из-под обложения.

Под теневой экономикой понимают всю совокупность экономической  деятельности, которую не учитывает  официальная статистика и которая  не включается в валовой внутренний продукт (ВВП) страны. В настоящее  время в России, по различным источникам, доля теневой экономики от ВВП  варьируется от 20 до 50%, что неблагоприятным  образом отражается как на экономическом, так и на налоговом потенциале страны и каждого конкретного  региона.

В целях увеличения социально-экономического, а соответственно, и налогового потенциала региона на сегодняшний день одной  из наиболее актуальных задач налоговой  политики должна стать борьба с теневой  экономикой в целях улучшения политической, экономической и социальной обстановки в стране в целом и в каждом регионе в частности.

  1. Факторы налогового администрирования. На реализацию налогового потенциала региона в настоящее время все большее влияние оказывает налоговое администрирование, под которым следует понимать динамически развивающуюся систему управления налоговыми отношениями, координирующую деятельность налоговых органов в условиях рыночной экономики. К приоритетным задачам налогового администрирования можно отнести обеспечение роста налоговых поступлений, повышение уровня собираемости налогов и сборов для своевременного пополнения бюджета и обеспечения финансирования федеральных и региональных программ, сокращение недоимки, сложившейся в предыдущие годы, а также контроль за соблюдением налогового законодательства.
  2. Управленческие факторы характеризуют уровень и качество работы региональных институтов власти, включая законодательную, исполнительную, судебную и иные институты власти. К данной группе факторов относят структуру органов управления в регионе, качество и стабильность управленческих кадров, техническое оснащение органов управления, степень коррумпированности органов власти, построение отношений с федеральным центром.
  3. Региональная налоговая политика и в ее рамках региональное налоговое планирование и прогнозирование, которые следует выделить как отдельный фактор формирования налогового потенциала региона. Следует отметить, что региональная налоговая политика, а к ее рамках региональное налоговое планирование и прогнозирование как отдельный фактор формирования налогового потенциала региона, является важной частью функционирования налоговой системы на уровне региона и могут оказывать существенное влияние на развитие налогового потенциала региона. Налоговое планирование в регионе - это комплекс мер по определению объемов, структуры и этапов мобилизации налоговых изъятий в региональный бюджет в соответствии с программами экономического, политического и социального развития региона.

С точки зрения развития налогового потенциала региона налоговое  планирование важно, прежде всего, тем, что посредством него осуществляется оценка существующего экономического развития страны и конкретного региона, использование имеющегося опыта  в правильной оценке налогового потенциала региона, а также выявление резервов его развития. Одним из таких направлений  в рамках проведения регионального  налогового планирования может быть, например, определение изменения объема налоговых поступлений в бюджет субъекта РФ в том случае, если в последующем периоде предполагается изменение применяемой ставки по тому или иному региональному налогу, ведение новой налоговой льготы и проч.

Информация о работе Налоговый потенциал Hязанской области