Налоговый потенциал Hязанской области

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 19:39, курсовая работа

Описание работы

Цель работы состоит в определении уровня налогового потенциала Рязанской области и определении места, занимаемого Рязанской областью среди регионов ЦФО по уровню налогового потенциала.
Для достижения поставленной цели определены и решены следующие задачи:
- уточнить содержание и соотношение категорий системы финансово-
экономического планирования: "налоговый, бюджетный и финансовый потенциал";
- систематизировать и обосновать существующие методы оценки налогового потенциала региона;
- определить методы оценки налогового потенциала, используемые в практике бюджетного выравнивания Субъектов РФ;
- предложить рекомендации по совершенствованию методики распределения средств фонда финансовой поддержки муниципальных районов и городских округов Рязанской области;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………..3

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОНЯТИЯ «НАЛОГОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ»
Место налогового потенциала региона и его функциональные границы в экономике региона ………………………………………………………..5
Факторы формирования и развития налогового потенциала региона ...15
Нормативно-правовое регулирование налогового потенциала в России и Рязанской области ………………………………………………………29

ОЦЕНКА НАЛОГОВОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНОВ ЦЕНТРАЛЬНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА
Методические подходы к оценке налогового потенциала ЦФО ………33
Специфика Центрального федерального округа на 1.01.2011г. ……….39

АНАЛИЗ НАЛОГОВОГО ПОТЕНЦИАЛА РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ
Методические подходы к оценке налогового потенциала региона …..46
Анализ налогового потенциала Рязанской области по методу РНС за период 2008-2011гг. ……………………………………………………….50
Анализ структуры начислений по специальным налоговым режимам Рязанской области за 2010 год ……………………………………………58

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………..60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………..62

Работа содержит 1 файл

курсовая. печать с 33 стр.-63.docx

— 398.39 Кб (Скачать)

1) природно-ресурсный потенциал. Под природно-ресурсным потенциалом региона понимают экономическую категорию, характеризующую разного рода ресурсов, образующих взаимосвязанную систему. При этом  природно-ресурсный потенциал определяется количеством, качеством и сочетанием всех ресурсов конкретного региона. При рассмотрении природно-ресурсного потенциала региона следует учитывать также ограничения по использованию имеющегося природно-ресурсного потенциала, накладываемые экологическими факторами.

2) транспотртно-инфраструктурный потенциал. Очевидно, что под транспотртно-инфраструктурным потенциалом региона следует понимать всю совокупность транспотртно-инфраструктурной составляющей конкретного региона, которая позволила бы оптимально функционировать производственному, а также потребительскому сектору, т.е. удовлетворению потребностей общества в продукции, а также проезде и обеспечении нормального функционирования жизнедеятельности региона.

3) производственный потенциал. Под производственным потенциалом региона следует понимать максимально возможную способность хозяйственной системы осуществлять созидательную деятельность, направленную на удовлетворение потребностей общества в продукции путем интеграции трудовых, материальных, финансовых и информационных ресурсов. Степень реализации такой возможности и будет характеризовать эффективность использования производственного потенциала.

4) научно-инновационный.  Под научно-инновационным потенциалом региона обычно понимают способность научно-инновационного комплекса создавать, аккумулировать и использовать кадровые, материально-технические, финансовые, информационные, организационно-управленческие ресурсы, включая научные школы и объекты интеллектуальной собственности для достижения целей по получению, накоплению и применению научных знаний, а также превращению их в новые или усовершенствованные продукты, которые могут быть реализованы в целях получения прибыли или иной выгоды на региональном или глобальном рынках инноваций.

4) предпринимательский потенциал – это детерминированные рыночными условиями, конкурентными силами и уникальными личностными качествами интегральные предпринимательские способности носителей предпринимательской деятельности, направленные на определение, поиск, формирование и удовлетворение потребностей в пользующихся предпринимательским спросом покупателей товарах и получение предпринимательского дохода. В рамках предпринимательского потенциала региона следует особенно выделить потенциал малого и среднего предпринимательства региона, поскольку эта форма предпринимательства способствует достижению оптимальной структуры экономики, высокому качеству принимаемых решений, развитию мотивации и ответственности за результаты труда. Кроме того, в отношении субъектов малого бизнеса также выделяют налоговый потенциал малого бизнеса региона, который в свою очередь является одним из видов налогового потенциала региона.

5) трудовой потенциал. Трудовой потенциал в самом общем виде может быть определен как совокупность способностей и возможностей трудоспособного населения к осуществлению целесообразной деятельности по созданию материальных и духовных благ. Важнейшей особенностью трудового потенциала является то, что его воспроизводство в значительной мере реализуется через рынок труда, через занятость.

6) экспортный потенциал - это способность всего общественного производства (предприятий, отраслей в экономике в целом), расположенного в пределах данной территории, производить и реализовывать на конкретных зарубежных рынках в перспективе конкурентоспособные товары и услуги при достигнутом уровне развития экономических факторов и системы организационно-экономической поддержки экспорта. Под экономическими факторами следует понимать основные структурные элементы экспортного потенциала, определяющие преимущества и недостатки территориального хозяйства: трудовые ресурсы, уровень развития науки, природные и финансовые ресурсы и т.д.

Все описанные потенциалы, так или иначе, зависят друг от друга и оказывают непосредственное влияние на формирование налогового потенциала региона, поскольку при воздействии на каждый из таких потенциалов регион получает возможность изменять величину налогового потенциала региона. Однако следует отметить, что, несмотря на общие точки соприкосновения, ни один из рассмотренных видов потенциалом никоим образом не пересекается с налоговым потенциалом региона. Вместе с тем виды потенциалов, описанные ниже, в большинстве своем имеют не только большие точки, но и в определенных моментах пересекаются с ним.

7) финансовый потенциал показывает, как формируется база налоговых, так и неналоговых доходов бюджета. В связи с этим валовой региональный продукт (ВРП), произведенный на территории региона, может рассматриваться в двух основных качествах. Во-первых, ВРП характеризует состояние налогового потенциала субъекта РФ. Во-вторых, ВРП региона может рассматриваться и как текущий финансовый потенциал. Итак, можно сказать, что в финансовый потенциал – это совокупность финансовых ресурсов на территории того или иного субъекта РФ. При этом в состав финансового потенциала региона могут включаться такие компоненты:

  • финансовый потенциал юридических лиц на территории субъекта Федерации независимо от того, являются они резидентами на данной территории или нет;
  • финансовый потенциал населения, который может быть оценен исходя из рыночной стоимости имущества в домашних хозяйствах населения и размеров всех видов их финансовых активов;
  • собственный финансовый потенциал государства, оцениваемый исходя из рыночной стоимости активов государственных предприятий, предприятий других форм собственности, финансовых долгосрочных активов, а также стоимости природных ресурсов, находящихся в собственности данного субъекта РФ.

Финансовый потенциал  региона определяет максимально  возможный уровень доходов региона, которые могут аккумулироваться в регионе при оптимальном использовании финансовых ресурсов региона как собственных, так и привлеченных. При этом финансовый потенциал региона включает как налоговую базу бюджета, так и базу неналоговых доходов бюджета. Таким образом, налоговый потенциал региона является более узким понятием, чем финансовый потенциал региона, и следовательно, является составной частью не только социально-экономического потенциала региона, но также финансового потенциала региона.

8) инвестиционный потенциал, с одной стороны, пересекается с финансовым потенциалом региона, а с другой – выходит за его рамки, так как аккумулирует не только финансовые, но и экономические ресурсы. Также можно сказать, что сфера деятельности инвестиционного потенциала действительно находятся за пределами налогового потенциала региона, хотя и оказывает на него непосредственное влияние.

9) бюджетный потенциал. В настоящее время не до конца определено место данного потенциала по отношению к налоговому потенциалу региона. Но обобщая имеющиеся подходы к определению бюджетного потенциала, следует отметить, что бюджетный потенциал следует считать составной частью финансового потенциала региона и в то же время налогового потенциала региона как его составляющей, поскольку доходы бюджета представляют собой не только неналоговые, но и налоговые поступления в региональный бюджет.


Где, СЭПР – социально-экономический потенциал региона;

ПРПР – природно-ресурсный  потенциал региона;

ЭПР – экологический потенциал  региона;

ППР – производственный потенциал региона;

ТИПР – транспортно-инфраструктурный потенциал региона;

ПППР – предпринимательский  потенциал региона;

ПМП -  потенциал малого предпринимательства;

ЭкспПР – экспортный потенциал региона;

НИПР – научно-инновационный  потенциал региона;

ТПР – трудовой потенциал  региона;

ИПР – инвестиционный потенциал  региона;

БПР – бюджетный потенциал  региона;

ФПР – финансовый потенциал  региона;

НПР – налоговый потенциал  региона;

НПМБР – налоговый потенциал  малого бизнеса региона;

Принимая во внимание взаимосвязь  потенциалов, изображенных на рисунке, можно сделать следующие выводы:

Налоговый потенциал региона  занимает одно из ведущих мест в  социальной сфере и в экономике  региона и является неотъемлемой частью социально-экономического потенциала региона наряду с ресурсно-сырьевым, транспортно-инфраструктурным, производственным, научно-инновационным, предпринимательским, трудовым, экспортным, финансовым, бюджетным и инвестиционным потенциалами региона.

Налоговый потенциал региона  не только является составной частью социально-экономического потенциала региона, но и полностью включается в финансовый потенциал региона, а также в некоторых аспектах пересекается с бюджетным потенциалом региона.

Помимо потенциалов, с  которыми налоговый потенциал, так или иначе, пересекается, налоговый потенциал региона также имеет общие точки соприкосновения со всеми основными видами потенциалов, определяющих социально-экономическое положение региона, что определяет некоторые из основных факторов формирования и развития налогового потенциала региона, воздействуя на которые регион может получить возможность увеличивать свой налоговый потенциал.

 

 

    1. Факторы формирования и развития налогового потенциала региона

Определив функциональные границы  и место налогового потенциала в  экономике региона, можно выделить факторы формирования и развития налогового потенциала региона.

Исходя из рисунка 1, налоговый  потенциал не имеет четких границ. Поэтому основополагающим вопросом является вопрос о том, в какой  мере реализовывается налоговый  потенциал региона и что непосредственно  влияет на его реализацию.

Такой движущей силой, несомненно, являются различные факторы формирования и реализации налогового потенциала региона. При этом стоит отметить, что влияние этих факторов на процессы реализации налогового потенциала не всегда имеет силу прямого действия, поскольку частично они влияют на налоговый потенциал региона опосредованно, то есть через финансовую, денежную, кредитную, банковскую, инвестиционную политики государства.

Фактор (от лат. делающий, производящий) представляет собой существенное обстоятельство в каком-нибудь процессе или явлении.

Классифицировать факторы  можно по разным классификационным  признакам и тем самым можно  разделить факторы на основные и  второстепенные, объективные и субъективные, общие и частные, внутренние и  внешние, постоянные и переменные, количественные и качественные и проч. Вместе с  тем наиболее распространено деление  факторов на внешние и внутренние.

Некоторые внешние и внутренние факторы схожи по своей сути и  для более подробного описания необходимо уделить внимание на эти факторы, уточнить и дополнить. Вместе с тем изучение факторов формирования и развития (реализации) налогового потенциала региона является отправной точкой в поиске путей развития налогового потенциала региона.

Внешние факторы формирования и развития налогового потенциала региона. К внешним факторам формирования и развития налогового потенциала региона  относятся факторы, которые задаются извне по отношению к конкретному  региону, т.е. оказывают влияние на региональный налоговый потенциал через федеральные механизмы воздействия или обусловлены изначально определенными особенностями региона. В свою очередь конкретный регион не может оказывать какого-либо влияния на внешние факторы. И, учитывая, что данные факторы образуют базис для формирования величины налогового потенциала региона, их роль в данном процессе является очень существенной.

К внешним факторам формирования и развития налогового потенциала региона  относят:

- федеральный законодательный  фактор;

- географические факторы;

- природно-ресурсный фактор;

- геополитические факторы;

- инфляционный фактор;

- нормативный фактор;

- методический фактор.

В своей работе я хотела бы уделить особое внимание именно внутренним факторам. Исходя из того, что  для анализа региона внутренние факторы играют большую роль. Под  внутренними факторами понимаются такие факторы, которые подвержены влиянию региональной и законодательной  власти.

Так как регион не может  оказывать влияние на действие внешних  факторов, особое внимание следует  уделять именно внутренним факторам формирования и реализации налогового потенциала региона. Таким образом, при исследовании налогового потенциала региона внутренние факторы представляют больший интерес, чем внешние, так  как их состояние и влияние  могут корректироваться региональными  органами власти.

Классификация внутренних факторов формирования и развития налогового потенциала региона:

- региональные законодательные  факторы;

- социально-экономические  факторы;

- факторы налогового администрирования;

- управленческие факторы;

- региональная налоговая  политика и к рамках нее региональное налоговое планирование и прогнозирование;

- социально-политические  факторы;

- человеческий фактор.

Рассмотрим подробно каждую из представленных групп внутренних факторов формирования и развития налогового потенциала региона.

  1. Региональные законодательные факторы. Данная группа факторов выделяется обособленно. В связи с тем, что к компетенции органов региональной власти отнесены такие элементы налогообложения как налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов. Законодательными органами государственной власти субъектов РФ могут также устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения. С помощью указанных элементов налогообложения законодательная и исполнительная власти субъекта РФ могут оказывать существенное влияние на налоговый потенциал региона.
    1. Увеличение ставок налогов. Это может быть увеличение ставок налогов, по которым региональные органы власти или органы местного самоуправления имеют возможность изменять ставку. Достоинством данного инструмента является быстрый эффект, а недостатком – увеличение налогового бремени. Кроме того, эффект в виде увеличения поступлений, который быстро возникает при повышении ставок налога, в дальнейшем уменьшается.

Информация о работе Налоговый потенциал Hязанской области