Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Августа 2011 в 17:43, дипломная работа
В настоящее время существует такая проблема, что кредитные организации начавшие процедуру банкротства по закону от 1992 года не реагируют на различные требования Центрального банка РФ, не высылают отчетность о деятельности ликвидационных комиссий и другую информацию. Так как в соответствии с законом «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» от 19 ноября 1992 года Центральный банк не имеет ни каких рычагов воздействия на ликвидационные комиссии кредитных организаций и более того эти комиссии подотчетны только арбитражному суду и совету кредиторов кредитной организации.
Глава 1. Несостоятельность (банкротство) кредитной организации. 2
1.1. Развитие законодательства о банкротстве кредитных организаций в РФ........ 2
1.2. Понятие несостоятельности кредитной организации и факторы, влияние которых может привести к банкротству кредитной организации................................................................... 22
1.3. Меры по предупреждению банкротства кредитных организаций.................... 33
1.3.1 Меры по предупреждению банкротства кредитных организаций в соответствии с российским законодательством.................................................................................... 33
1.3.2 Меры по финансовому оздоровлению кредитной организации. 34
1.3.3 Временная администрация. 41
1.3.4 Реорганизация кредитной организации. 48
Глава 2. Порядок разработки и оценки планов санации (финансового оздоровления) кредитных организаций............................................................. 50
2.1. Порядок составления планов санации (финансового оздоровления) кредитными организациями............................................................................................................................ 50
2.2. Порядок оценки Территориальными учреждениями Банка России планов санации (финансового оздоровления) кредитных организаций......................................................... 58
2.3. Оценка реальности мероприятий, предусмотренных планом санации (финансового оздоровления) АКБ «Пример»................................................................................................ 66
Все мероприятия
по финансовому оздоровлению (включая
меры по поддержанию функционирования)
кредитной организации
При оценке влияния
указанных мероприятий на восстановление
платежеспособности и ликвидности
кредитной организации следует
исходить из того, что кредитная
организация будет осуществлять
в период проведения санационных мероприятий
все присущие ей операции, в том числе
формирование различных резервов, включая
резервы под возможные потери стоимости
активов, обязательные резервы, депонируемые
в Банке России, и резервный фонд.
В случае, если анализ
мероприятий, предусмотренных планом
санации, свидетельствует о возможности
восстановления платежеспособности и
ликвидности кредитной организации, необходимо
оценить возможность ее устойчивого развития
на перспективу. При этом учитываются,
в частности, следующие факторы:
- конкурентоспособность
кредитной организации с точки
зрения квалификации ее
- наличие устойчивых
источников доходов;
- перспективы выполнения
пруденциальных норм деятельности; наличие
устойчивой клиентской базы;
- заинтересованность
собственников кредитной
В зависимости от
результатов оценки мероприятий
по финансовому оздоровлению (планов
санации) кредитной организации
учреждение Банка России должно сделать
соответствующие выводы и принять
решение либо о продолжении проведения
санации данной кредитной организации,
либо о применении к ней мер
надзорного реагирования вплоть до направления
в Банк России ходатайства об отзыве
у данной кредитной организации
лицензии на осуществление банковских
операций
В 1998 году Главным
управлением ЦБ РФ по Тюменской области
проанализированы 20 планов санации, 10
из которых приняты, 9 - признаны нереальными,
1 - находился на рассмотрении до февраля
1999г.
При выполнении мероприятий
в 1998 году, предусмотренных планами
финансового оздоровления, финансовое
положение 3 кредитных организаций
улучшилось, у 2 –ухудшилось, у 8 – осталось
без изменений. Четыре кредитных
организации –планы санации выполнили.
Приказами Банка России в 1998г. у 2 кредитных организаций Тюменской области, осуществлявших мероприятия по финансовому оздоровлению отозваны лицензии на осуществление банковских операций.
2.3.
Оценка реальности мероприятий,
Банк АКБ «Пример»
имеет более чем 30 летнюю историю.
До декабря 1990 года входил в состав
Промстройбанка СССР. Был создан на
основе Городского Управления Стройбанка
СССР, которое начало работать в 1966г.
В 1990 году решением учредителей банка
преобразован в Акционерный коммерческий
банк. Основными акционерами явились предприятия
нефтяной, авиационной, судостроительной,
строительной, энергомашиностроительной
индустрии, коммерческие структуры. Кредитная
политика в большинстве случаев была направлена
на развитие производственных программ
Тюменского региона. Объектами кредитования
были предприятия, а также коммерческие
организации, обеспечивающие население
области продовольствием и товарами народно
потребления. До 1997 года банк увеличил
свой уставной капитал до 15 млн. деноменированных
рублей. Банк работает на рынке МБК, и РЦБ.
Банк имеет четыре филиала.
Структура УК:
·
Денежные средства 14999,5 тыс. рублей (99,9%)
·
Нематериальные активы 0,5 тыс. рублей
Акционеры:
·
Юр. Лица 102-85,05%
·
Физ. Лица 1831-13,99%
·
Сотрудники банка 135-8,46%
В соответствии с
Письмом ЦБР от 28 мая 1997 г. № 457 "О
критериях определения
Таблица №2. Расчет РВПС
созданный АКБ «Пример».
№
п/п
№№ бал. счетов
Наименование счета
Сумма (тыс. руб.)
1
2
3
4
1.
32403
Резерв под возможные потери по просроченной задолженности по предоставленным межбанковским кредитам.
400
2.
45209
Резерв под возможные потери по кредитам, предоставленным негосударственным коммерческим предприятиям и организациям.
48
3.
45409
Резерв под возможные потери по кредитам, предоставленным физическим лицам-предпринимателям.
10
4.
45508
Резерв под возможные потери по потребительским кредитам, предоставленным физическим лицам.
825
5.
45818
Резерв под возможные потери по просроченным кредитам
4478
6.
51310
Резерв под возможные потери по векселям органов власти субъектов РФ, местных органов власти и авалированным ими.
350
7.
Итого (1+2+3+4+5+6)
6111
Банк АКБ «Пример»
выделил следующие основные причины
возникновения финансовых трудностей:
1. Сложная
экономическая ситуация, неудовлетворительное
финансовое положение
2. Проведение
в 1992-1995гг. рискованной политики
формирования кредитного
3. Недостаточность
капитала банка в свете
4. Недостаточная
активность акционеров банка
при увеличении уставного
5. Иммобилизация
средств в строительство офиса банка (за
счет бездоходного использования около
30 % кредитного портфеля).
Оценка реального
финансового положения АКБ «
По данным финансовой
отчетности на 01.04.98г. капитал банка
составил 19802 тыс. рублей, норматив достаточности
капитала Н1=23,3%.
Но при экспертной
оценке активов и пассивов выявлено
следующее:
1. Банк
владеет акциями своих акционеров на сумму
21 тыс. рублей (ОАО Завод – 1 тыс. рублей
(вклад в уставный капитал банка–0,5 тыс.
рублей); АОЗТ «Империал» –18 тыс. рублей
(вклад в уставный капитал банка – 3 тыс.
рублей); АО «ДСК» - 2 тыс. рублей (вклад
в уставный капитал банка – 4,2 тыс. рублей)).
Корректировка (-5,5 тыс. рублей).
2. Установлено,
что у банка имеются акции
на общую сумму 167,5 тыс. рублей,
которые не котируются на рыке.
В этой связи оценочная
3. У
банка есть облигации
4. Государственные
ценные бумаги, отраженные по
балансовой стоимости 5277,8 тыс.
рублей не переоценивались. На
дату проверки их курс
5. Банк
участвует в уставном капитале
своей дочерней компании –
ООО «Тюменьинвестстрой» – (100% участие)
на сумму 1200 тыс. рублей. При анализе баланса
дочерней компании выяснилось, что чистые
активы имеют отрицательное значение.
Корректировка (-1200 тыс. рублей).
6. Установлено,
что ссудная задолженность по
ОАО «Дорстрой» в сумме 3493 тыс. руб.
и по ЗАО «СЕВЕР» в сумме 2900 тыс. руб. неправомерно
отнесены ко 2 группе кредитного риска.
Фактически эта задолженность относится
к 3 группе. Сумма резерва при отнесении
данных кредитов к 3 группе риска составит
3196,5 тыс. рублей ((3493+2900)*0,5), а при отнесении
ко 2 группе 1278,6 тыс. рублей ((3493+2900)*0,2). В
этой связи расчетный резерв на возможные
потери по ссудам необходимо увеличить
на 1917,9 тыс. рублей (3196,5-1278,6). При проведении
оценки ссудная задолженность банка уменьшена
на величину расчетного резерва на возможные
потери по ссудам, обязательного к созданию.
Корректировка (-6837,2 тыс. рублей). При этом
списание происходит со счетов резерва
на возможные потери по ссудам в сумме
созданного резерва (5761 тыс. рублей), а
оставшаяся сумма в размере 1076 тыс. рублей
за счет статьи прибыль, ресурсы и другие
средства банка.
7. При
анализе вексельного портфеля
банка установлено (информацию
по котировке векселей см. таблица
№3):
·
у банка имеются векселя ЗАО
«Тюмень» и ЗАО «Мыс» на общую
сумму 1064 тыс. рублей. Платежеспособность
векселедателя неизвестна. Корректировка
(-1064 тыс. рублей).
·
у банка имеются векселя
·
у банка имеются векселя
Таблица №3. Информация
о котировке векселей, находящихся
в портфеле банка.
Эмитент
Цена покупки по состоянию на 1.04.98г. (в % от номинала)
Номинал векселя
(тыс. рублей)
Рыночная стоимость
(тыс. рублей)
Балансовая стоимость
(тыс. рублей)
МУП «Тюменский акцептный дом»
70
155
108,5
134,6
ТФОМС
78
105
81,9
90
Все результата оценка
реального финансового
Таблица № 4. Показатели
деятельности АКБ «Пример№ на 1.04.98
года.
Показатели деятельности кредитной организации
Балансовые данные
Корректировка
Расчеты с учетом
произведенных корректировок
№
сумма
АКТИВЫ
ДЕБИТОРЫ
Денежные средства
5747
5747
Кредиты банкам
3026
3026
Учтенные векселя
5982
7
-1064
-26,1
-8,1
Информация о работе Механизм предотвращения банкротства кредитной организации