Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 00:45, курсовая работа
Объект исследования – ликвидность коммерческих банков и управление ею.
Предмет исследования – анализ существующей системы управления ликвидностью в РБ и мировой опыт.
Норматив Н5 общей ликвидности служит для определения минимально допустимой “концентрации” ликвидных активов в баланс банка. Методологически данный показатель является коэффициентом обеспеченности баланса лик видными активами. Следует отметить, что Инструкция не содержит прямого указания на отсутствие либо наличие научного обоснования значений пруденциальных нормативов ликвидности. [26, c. 604].
Необходимо подчеркнуть, что Базельский комитет не исключает возможности применения каких-либо иных, не вошедших в его рекомендации показателей ликвидности. Базельский комитет полагает, что контроль за состоянием ликвидности коммерческих банков должен осуществляться непрерывно и, главным образом, способствовать предсказанию и предотвращению возможных кризисов ликвидности. Комитет предлагает выполнять контроль позиции ликвидности не только на прошедшую балансовую дату, но и строить прогноз на ежедневной основе на несколько дней вперед [31]. При этом рекомендуется применение среди прочих и нормативного метода контроля как фактической, так и прогнозируемой на будущие даты позиции ликвидности.
В банковских системах Беларуси и России контроль показателей ликвидности коммерческих банков выполняется центральными банками один раз в месяц. Учитывая сроки представления банками отчетности, можно утверждать, что полученные таким образом оценки показателей мгновенной и текущей ликвидности имеют устаревший характер. Более того, промежуток времени внутри календарного месяца вообще не охвачен контролем с использованием пруденциальных нормативов ликвидности. Другими словами, в этот промежуток времени центральными банками Беларуси и России не осуществляется контроль за способностью коммерческих банков исполнять собственные обязательства. Таким образом, возможна ситуация, при которой банковская организация несвоевременно либо не полностью исполняет собственные обязательства и при этом выполняет пруденциальные нормативы ликвидности. Определить разумный уровень и сложность регулирующих рамок крайне сложно. Слишком узкие рамки тормозят экономическую активность и конкуренцию. Напротив, если рамки слишком широки, то рынок создаст собственные правила и регулирующие механизмы.
В банковских системах Беларуси и России коммерческие банки, управляя собственной ликвидностью, то есть буквально способностью своевременно исполнять принятые на себя обязательства, должны самостоятельно разрабатывать дополнительные методы и инструменты оценки, прогноза и управления позицией ликвидности.
Необходимо отметить, что в условиях, когда банковские системы как Беларуси, так и России еще не достигли в своем развитии уровня развитых стран, эффективность пруденциальных нормативов ликвидности является важным фактором поддержания стабильности и безопасности банковской системы.
Учитывая предполагаемое объединение денежных систем России и Беларуси и, как следствие, унификацию механизмов банковского регулирования, представляется интересным сравнить пруденциальные требования Национального банка Республики Беларусь и Центрального банка Российской Федерации к ликвидности коммерческих банков с рекомендациями Базельского комитета по банковскому надзору.
Как видно, в банковских системах Беларуси и России нет пруденциальных нормативов ликвидности коммерческих банков, методологически соответствующих коэффициенту дефицита ликвидности FDL. Нормативы мгновенной и текущей ликвидности, действующие в банковской системе Республики Беларусь, в силу рассмотренных ранее алгоритмических особенностей исчисления методологически лишь частично соответствуют рекомендациям Базельского комитета. Нормативы мгновенной и текущей ликвидности, действующие в банковской системе России, соответствуют коэффициенту ликвидности FL. Все остальные и белорусские, и российские пруденциальные нормативы ликвидности не соответствуют рекомендациям Базельского комитета по банковскому надзору.
Итак, очевидно наличие существенных различий методологических подходов в определении показателей ликвидности центральными банками Беларуси и России, с одной стороны, и Базельского комитета — с другой.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, при рассмотрении проблемы управления ликвидностью банка установлено, что существует единое понимание термина «ликвидность» — способность банка в любой момент времени выполнить свои обязательства как по возврату заемных средств, так и по выдаче новых кредитов, бесперебойному осуществлению расчетов.
Управление ликвидностью фактически состоит в поддержании ее на уровне, позволяющем избегать как недостатка (дефицита) ликвидности, который может привести к неплатежеспособности банка, так и излишнего избытка ликвидности, снижающего рентабельность активов банка. Другими словами, управление ликвидностью должно решать противоречие между прибыльностью и ликвидностью.
Как показывает
лучшая международная практика, для
принятия эффективных управленческих
решений в отношении
Методы управления ликвидностью включают определение основного и дополнительного источников денежных средств, с помощью которых банк сможет исполнять свои обязательства. При выборе методов управления ликвидностью банку необходимо учитывать объем и характер осуществляемой деятельности, структуру баланса, а также текущую ситуацию на рынке. В международной практике, как правило, используются следующие основные методы управления ликвидностью: управление пассивами, управление активами и комбинированный метод, позволяющий объединить преимущества разных методов управления и, будучи наиболее консервативным, снизить присущие им риски.
Риск ликвидности
заключается в вероятности
Руководство банка должно определить допустимый (безопасный) уровень риска ликвидности, который готов принять банк (по определению Базельского комитета - толерантность к риску), отражающий стратегию ведения бизнеса, характер, масштаб и сложность видов деятельности банка, его роль в банковском секторе страны, финансовое положение банка и его способность к фондированию. Безопасность допустимого уровня риска определяется способностью банка без существенных потерь (убытков) управлять риском ликвидности в рамках данного уровня, обеспечивая своевременное исполнение своих обязательств в полном объеме.
При анализе нормативного метода контроля ликвидности были выявлены как его положительные аспекты, так и отрицательные. Так, например, определено, что существующий нормативный метод обладает рядом недостатков, которые недопустимы для успешного функционирования национальной банковской системы. То есть существует необходимость в качественно новых подходах к оценке и управлению ликвидностью.
Следует отметить, что по результатам мирового финансового кризиса к такому выводу приходят ведущие мировые банковские системы. В частности, Базельский комитет прямо пишет, что отличительным признаком мирового финансового кризиса являлось неточное и неэффективное управление риском ликвидности. И в этой связи комитет разрабатывает новые подходы к решению данной проблемы.
Для выявления
потенциальных проблем с
В банке необходимо организовать активный мониторинг риска ликвидности и позиций ликвидности, для чего необходимо располагать надежной системой сбора, обработки, анализа информации, охватывающей позиции ликвидности по всем балансовым и внебалансовым статьям в разрезе валют, значимых клиентов, видов банковских услуг (продуктов), бизнес-линий, подразделений, регионов. Такая система управления информацией должна охватывать все имеющиеся и потенциальные источники риска ликвидности, которые могут возникнуть из новых видов деятельности. Результаты ежедневного мониторинга потребности банка в ликвидности, соблюдения лимитов (ограничений), проявления индикаторов раннего предупреждения должны использоваться при составлении управленческой отчетности, которую следует регулярно доводить до руководства банка для принятия им соответствующих мер по соблюдению политики, процедур и ограничений риска ликвидности, улучшению структуры баланса, переходу (при необходимости) к альтернативному сценарию планирования ликвидности в целях снижения риска.
Кроме того, следует осуществлять постоянный мониторинг факторов, которые могут оказать влияние на способность банка быстро привлекать ресурсы, а также обеспечить эффективную диверсификацию источников и сроков финансирования в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе в рамках разработанных банком планов финансирования в обычных условиях. В рамках диверсификации банку следует определить основные действующие и потенциальные внешние источники финансирования, с которыми поддерживаются наиболее прочные взаимоотношения. Для укрепления способности противостоять стрессовым ситуациям банку необходимо разработать сценарии стресс-тестов и планы финансирования в кризисных ситуациях, в которых следует определить основные и альтернативные источники финансирования (внутренние и внешние).
Именно эффективное управление ликвидностью позволяет минимизировать риски получения убытков, максимизировать прибыль и обеспечить устойчивое и стабильное развитие банка.
Мировая банковская практика накопила богатый опыт управления ликвидностью банков. Каждая из них имеет свои достоинства и недостатки. Определено, что ни одна теория в отдельности не в состоянии полностью снизить риск ликвидности банка, поэтому в настоящее время банки в своей практической деятельности вынуждены опираться на рекомендации всех этих теорий, отдавая предпочтение какой-либо одной и сходя из собственного понимания специфики условий в каждой конкретной ситуации.
Проанализированы три основные стратегии, применяемые в практике управления ликвидностью. Сделан вывод о том, что выбор стратегии управления ликвидностью осуществляется после оценки банком потребности в ликвидных средствах и их доступности. Для решения данной задачи и управления ликвидными средствами используются семейства методов. Белорусская практика применения методов управления ликвидностью свидетельствует о том, что все банки используют нормативный метод управления ликвидностью, рассчитывая ее показатели по единой методике. Национальным банком созданы условия для реализации метода структуры средств для управления ликвидностью, в частности его разновидности — метода активного управления портфелем.
На основании формы отчетности 2809 был проведен факторный анализ коэффициента мгновенной ликвидности и определена степень влияния каждого из факторов. Показана степень зависимости каждой из статей баланса, принимаемой в расчет, а также был проведен анализ структуры этих факторов.
Дальнейшее совершенствование
институциональной структуры
Каждый банк должен не только использовать прогноз ликвидности банковской системы Национального банка, но и проводить самостоятельную политику управления ликвидностью, которая в обязательном порядке должна соответствовать минимальным требованиям Национального Банка Республики Беларусь. То есть можно говорить, что банкам также следует самостоятельно разрабатывать собственную систему по управлению ликвидностью. Причем такая система не должна быть односторонне подчинена интересам данного банка, в том числе направленная на максимизацию прибыли, но как можно более объективно отражать существующие риски.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ