Ликвидность банка и управление ею

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 00:45, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования – ликвидность коммерческих банков и управление ею.

Предмет исследования – анализ существующей системы управления ликвидностью в РБ и мировой опыт.

Работа содержит 1 файл

вся работа.doc

— 455.50 Кб (Скачать)

В месте с тем всегда верно утверждать, что данный коммерческий банк не должен останавливаться на данном этапе по управлению ликвидностью, считая, что риск ликвидности практически ликвидирован, а наоборот, применять различные способы ее определения.

Основным инструментом регулирования всех типов является расчет и мониторинг текущих позиций банка по корреспондентским счетам и перспективных платежных календарей. Для минимизации риска потери ликвидности также проводится анализ зависимости банка от операций на межбанковском рынке, операций крупных клиентов, концентрации кредитных рисков.

Управление риском ликвидности  является составной частью процесса управления активами и пассивами и заключается в поддержании необходимого запаса высоколиквидных средств, обеспечении оптимального соотношения активов и пассивов по остаточным срокам, сбор данных о факторах правового риска, формирование аналитической базы данных размещения и привлечения. Для поддержания необходимого и достаточного уровня ликвидности каждый коммерческий банк вносит соответствующие коррективы в планирование активно-пассивных операций, проводя перспективную реструктуризацию требований и обязательств с точки зрения предполагаемых сроков погашения и востребования.

 

 

3 Международный опыт определения ликвидности

3.1 Рекомендации Базельского комитета

Обобщив международный  опыт контроля банковской ликвидности, в феврале 2000 года Базельский комитет по банковскому надзору издал документ, рассматривающий управление ликвидностью в банках. В нем сформулированы  основные принципы и методы контроля ликвидности  коммерческих банков. 

В качестве одного из механизмов комитет предлагает использовать нормативный  метод контроля позиции ликвидности. Базельский комитет полагает, что нормативы ликвидности могут являться либо обязательными и доводиться органом, осуществляющим надзор за банковской деятельностью, либо могут быть установлены самими банками по согласованию с органом надзора. Комитет предлагает два способа определения контролируемых и нормативно ограничиваемых показателей.

В первом случае контролю подлежит отношение совокупных чистых финансовых требований к общей сумме пассивов по балансу с учетом конкурентоспособности и ценовой изменчивости активов и вероятных снижений пассивов. Для удобства назовем этот показатель коэффициентом дефицита ликвидности. Тогда

     (1)

где  FDL — коэффициент дефицита ликвидности;

Ld — сумма пассивов сроком возврата не позднее даты d с учетом вероятности их оттока;

Lst — сумма кратковременных  (до востребования) пассивов;

Ad — сумма активов сроком размещения не позднее даты  d с учетом вероятного падения цен на эти активы;

Ahl — сумма высоколиквидных  активов; 

L— общая сумма пассивов.

Коэффициент дефицита ликвидности  характеризует меру несоответствия по срокам активов и пассивов в  отношении к совокупным пассивам банка. Данный показатель может быть вычислен по фактически сложившимся  балансовым данным за любую дату либо оценен на любую дату в будущем, исходя из имеющихся у банка на дату расчета портфелей активов и пассивов. Норматив дефицита ликвидности является инструментом прямого воздействия на ликвидность коммерческого банка.

В качестве второго нормируемого показателя Базельский комитет предлагает использовать отношение высоколиквидных активов к кратковременным пассивам. Для удобства назовем это отношение коэффициентом ликвидности. Тогда

       (2)

где FL — коэффициент ликвидности;

Ahl — сумма высоколиквидных активов;

Lst — сумма кратковременных  (до востребования) пассивов.

Коэффициент ликвидности  характеризует меру покрытия краткосрочных  пассивов высоколиквидными активами. Вычисление данного показателя возможно как по фактически сложившимся балансовым данным за любую дату, так и на некоторую будущую дату на основе данных прогноза объема высоколиквидных активов и краткосрочных пассивов.

Норматив ликвидности  является инструментом прямого действия на ликвидность коммерческого банка. При определении нормативов, исходя из их экономического смысла, для показателя дефицита ликвидности FDL необходимо установить максимально допустимое нормативное значение, а для показателя ликвидности FL и показателя обеспеченности баланса ликвидными активами  FLA — минимально допустимое нормативное значение.

Следует отметить, что  расчет коэффициента дефицита ликвидности  на любую прошедшую либо будущую даты опирается на информацию о структуре фактически имеющихся у банка портфелей активов и пассивов и лишь частично — на данные прогноза. В то же время расчет коэффициента ликвидности и коэффициента обеспеченности баланса ликвидными активами на будущие даты целиком основан на данных прогноза. В силу этого для получения в достаточной мере достоверных оценок этих показателей их расчет возможен лишь на достаточно коротких временных интервалах. Например, расчет коэффициента ликвидности может быть выполнен на ежедневной основе на одну декаду или на один месяц вперед. Таким образом, если норматив дефицита ликвидности предназначен для контроля и управления позицией ликвидности на любом промежутке времени (один день, один месяц или год), то норматив ликвидности и норматив обеспеченности баланса ликвидными активами служат целям тактического (краткосрочного) контроля и управления позицией ликвидности коммерческого банка.

Таким образом, рассмотренные показатели широко применяются в мировой банковской практике, а потому заслуживают внимания для изучения отечественными банками. Также важным обстоятельством является тот факт, что ввиду необходимости интеграции Республики Беларусь в мировое сообщество и несомненного признания передовым международного банковского опыта, в том числе в части проблем ликвидности, необходимо по возможности органично сливаться с рекомендациями Базельского комитета

 

3.2 Мировая практика

Для количественной и качественной оценки ликвидности коммерческих банков в мировой практике используются разнообразные показатели, отражающие надежность и финансовую устойчивость банка, безопасность его деятельности. Одновременно эти показатели выступают в качестве критериев оценки деятельности коммерческого банка. В большинстве стран показатели ликвидности законодательно регламентируются, т. е. устанавливается перечень оценочных показателей и их критериальные уровни.

Для оценки ликвидности банка (его баланса) используется система показателей (нормативов, коэффициентов), определяющих желательные или допустимые с точки зрения регулирующих органов соотношения отдельных активных и пассивных статей баланса, а также структурные соотношения внутри активной и пассивной частей баланса банка.

Такая система обычно включает в себя показатели текущей, кратко- и долгосрочной ликвидности, характеризующие устойчивость пассивов, подвижность активов, соответствие между пассивными и активными  операциями по срокам их проведения, способность банка выполнять свои обязательства.

Так, например, в США  наиболее употребительными являются показатели, представляющие собой отношение  к привлеченным средствам (депозитам):

- кассовых активов;

- кассовых активов  и вложений в государственные ценные бумаги;

- выданных кредитов.

В других странах показатели того же назначения рассчитываются как  соотношения активных и пассивных  статей, учитывающих средства, привлеченные или размещенные на определенный срок.

Во Франции такой срок установлен в 3 месяца. То есть коэффициент ликвидности здесь исчисляется как отношение суммы размещенных средств, срок платежа по которым наступает через 3 месяца, легко реализуемых ценных бумаг и наличных средств к сумме средств, привлеченных до востребования и на срок до 3 месяцев. Коэффициент рассчитывается ежеквартально, при этом его уровень не должен быть ниже 60 %. Это означает, что в виде ссуд или вложений в другие активы на срок не более 3 месяцев банки должны разместить не менее 60 % тех средств, которые они привлекли на срок до 3 месяцев. Остальные 40 % они могут разместить на более длительные сроки, обеспечивая таким образом трансформацию краткосрочных ресурсов в средне- и долгосрочные вложения [18, c. 48].

В Англии коэффициент  ликвидности рассчитывается как отношение, в числителе которого - наличные деньги, остатки на счетах "ностро", активы, размещенные до востребования в 1 день, ценные бумаги, включая

 

векселя, принимаемые к переучету, а в знаменателе - вся сумма  привлеченных  средств. Установлена ежемесячная отчетность  по соблюдению этого показателя, минимально допустимое его значение определено на уровне 12,5 %. Помимо этого банки рассчитывают и другие коэффициенты,   но   они   носят   скорее   справочный   характер (соответствующие данные не требуется предоставлять в регулирующие органы):

- кассовый коэффициент  (отношение ликвидных активов  и кредитов в форме овердрафта  к сумме привлеченных средств);

- одномесячный коэффициент  (отношение активов, размещенных  на срок до 1 месяца, к сумме обязательств, сроком погашения также до 1 месяца);

- шестимесячный коэффициент (аналогично предыдущему, но в расчете на сроки в 6 месяцев) [16, c. 448].

В Германии банки отчитываются о состоянии своей ликвидности  ежемесячно, используя аналогичные  коэффициенты, но за более длительные сроки:

• отношение суммы  средств, размещенных на срок 4 года и более, к величине ресурсов, привлеченных на аналогичные периоды (либо к собственным  средствам, к сберегательным вкладам);

• отношение кратко- и  среднесрочных вложений (до 4 лет) к равнозначным по срокам привлеченным ресурсам (сберегательным вкладам).

При этом такие статьи пассива, как сберегательные вклады, включаются в расчет в определенной пропорции от их общей суммы. Уровень  коэффициентов установлен в размере 100 %. Целью этих коэффициентов является снижение перевода краткосрочных ссуд в средне- и долгосрочные вложения.

В некоторых странах  для определения коэффициентов  ликвидности используются более  сложные расчеты, базирующиеся на сравнении  ликвидных активов и пассивов, классифицированных по срокам их востребования. При этом для каждой группы легко воостребуемых пассивов устанавливаются отдельные нормативы (например, до 15 %, от 15 до 25 %, от 25 до 35 %). (5, с. 518-519).

В России после более  чем 60-летнего перерыва также было решено ввести нормы ликвидности балансов коммерческих банков.

В Федеральном законе "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" указывается, что Банк России может устанавливать  для кредитных организаций нормативы  ликвидности, определяемые как отношение ее активов к пассивам с учетом сроков, сумм и типов активов и пассивов и других факторов, а также как соотношение ликвидных активов (наличные   денежные   средства,   требования   до   востребования, краткосрочные ценные бумаги, другие легко реализуемые активы) и суммарных активов.

С 1-го марта 1996 года введена  в действие новая редакция Инструкции № 1 "О порядке регулирования  деятельности кредитных организаций". Отличительной чертой новой Инструкции стала близость ее содержания, методологии, числовых параметров к международным стандартам. В связи с этим все экономические нормативы, устанавливаемые указанной Инструкцией, носят обязательный характер. Старая Инструкция делила экономические нормативы на обязательные к исполнению и оценочные, которые рекомендовались коммерческим банкам "для расчетов при регулировании их активных и пассивных операций с точки зрения поддержания ликвидности". Индикативность этих оценочных нормативов нередко вела к их игнорированию, тогда как именно эти нормативы должны способствовать качественному управлению ликвидностью в коммерческих банках.

Нормативы ликвидности  определены инструкцией Банка России от 01.10.1997 №1.

Таблица 3

Примечание - источник: [29].

Выполнение коммерческими  банками приведенных в таблице 2 нормативов является обязательным и контролируется Банком России ежемесячно по состоянию на 1-е число.

Норматив  Н2 мгновенной ликвидности методологически является нормативом ликвидности в его  традиционном понимании. Его можно  интерпретировать как вероятность одновременного снижения остатков по счетам до востребования. Так, если считать, что вероятность одновременного снижения остатков по счетам до востребования равна 20%, то норматив  Н мгновенной ликвидности обязывает банк иметь в своем портфеле высоколиквидные активы в сумме достаточной для удовлетворения наиболее вероятных к предъявлению обязательств банка.

Норматив Н3 текущей  ликвидности методологически является нормативом ликвидности в традиционном понимании и отличается от норматива  Н2 лишь тем, что его расчет дополнительно принимаются активы и пассивы сроком до 30 дней. Данный норматив также можно интерпретировать как вероятность одновременного предъявления к оплате обязательств банка сроком до востребования и до 30 дней. Так как по сравнению с нормативом Н2 в расчет принимается больший объем обязательств банка, естественно, что и вероятность одновременного предъявления к оплате обязательств банка будет выше. Следовательно, должно быть большим и значение норматива. В то же время (так как обязательства сроком до 30 дней не подразумевают немедленного исполнения) перечень принимаемых в расчет активов, которые могут выступить в качестве источника средств для исполнения обязательств, расширен за счет активов сроком до 30 дней.

Норматив  Н4 долгосрочной ликвидности ограничивает сумму активов банковской организации сроком свыше 1 года 120% от совокупного размера капитала и обязательств банка сроком свыше 1 года. Основной алгоритмической особенностью данного показателя является участие в расчете капитала банка. Фактически данный норматив выполняет “привязку” относительного размера долгосрочных разрывов ликвидности к размеру капитала коммерческого банка. При этом более крупные по размеру капитала банки оказываются в более вы годном положении, чем банки  меньшим капиталом. Таким образом, Банк России создает неравные условия конкуренции, что противоречит международным стандартам и нехарактерно для стран с рыночной экономикой.

Информация о работе Ликвидность банка и управление ею