Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 00:45, курсовая работа
Объект исследования – ликвидность коммерческих банков и управление ею.
Предмет исследования – анализ существующей системы управления ликвидностью в РБ и мировой опыт.
Первая группа включает активы, имеющие 100 %-ную ликвидность, т.е. в расчет фактической ликвидности они включаются в размере стоимости по балансу. В нее входят:
• наличные денежные средства, драгоценные металлы;
• средства в Национальном банке, в том числе средства на счете фонда обязательных резервов, депонированные сверх сумм, причитающихся по расчету;
• средства в центральных банках стран группы «А», международных финансовых организациях и банках развития;
• межбанковские кредиты и депозиты в белорусских рублях, обеспеченные гарантиями, залогом ценных бумаг Правительства, Национального банка в белорусских рублях;
• межбанковские кредиты и депозиты, обеспеченные гарантиями, поручительствами, залогом ценных бумаг Правительств, центральных банков стран группы «А», международных финансовых организаций и банков развития, гарантийными депозитами денежных средств в белорусских рублях, ОКБ, СКВ;
• ценные бумаги Правительства,
Национального банка в
• ценные бумаги правительств, центральных банков стран группы «А», международных финансовых организаций и банков развития;
Вторая группа включает активы, имеющие 80 %-ную ликвидность. В расчет фактической ликвидности они включаются с корректировкой стоимости по балансу. В нее входят:
• межбанковские кредиты и депозиты в иностранной валюте, обеспеченные гарантиями, залогом ценных бумаг Правительства, Национального банка в белорусских рублях;
• межбанковские кредиты и депозиты в белорусских рублях, иностранной валюте, обеспеченные залогом ценных бумаг Правительства, Национального банка, выраженные в иностранной валюте;
• межбанковские кредиты и депозиты, обеспеченные гарантиями, поручительствами, залогом ценных бумаг правительств, центральных банков стран группы «В»;
• средства до востребования в центральных банках стран группы «В», банках группы «В»;
• ценные бумаги Правительства,
Национального банка в
• ценные бумаги банков группы «А», местных органов управления стран группы «А», юридических лиц группы «А».
Третья группа включает активы, имеющие 50 %-ную ликвидность. В нее входят:
• средства до востребования в банках Республики Беларусь;
• средства до востребования в центральных банках стран группы «С», банках группы «В»;
• межбанковские кредиты и депозиты, обеспеченные гарантиями, поручительствами, залогом ценных бумаг правительств, центральных банков стран группы «С»;
• ценные бумаги правительств, центральных банков стран группы «С»,
• ценные бумаги банков группы «В», банков Республики Беларусь, местных органов управления и самоуправления стран группы «В», Республики Беларусь, юридических лиц группы «В».
Требуемая ликвидность - сумма активов, которую необходимо иметь банку, небанковской кредитно-финансовой организации для своевременной оплаты своих обязательств при их востребовании. Она определяется по сумме пассивов до востребования, взвешенных на риск одновременного снятия средств по ним, обязательств, сроки погашения по которым уже наступили, а также по сумме отрицательных несоответствий между активами и пассивами по срокам до 1 года. [12].
Для средств до востребования устанавливаются два параметра одновременного снятия средств:
для остатков на текущих (расчетных) счетах юридических лиц (кроме неснижаемых остатков и зарезервированных средств в соответствии с законодательством и (или) заключенными договорами), средств на корреспондентских счетах других банков, небанковских кредитно-финансовых организаций (кроме неснижаемых остатков и зарезервированных средств в соответствии с законодательством и (или) заключенными договорами), банковских вкладов (депозитов), займов и иных привлеченных средств юридических лиц и средств физических лиц до востребования - 20 процентов от фактической величины;
для депозитов до востребования других банков, небанковских кредитно-финансовых организаций, кредитных ресурсов, полученных от других банков, небанковских кредитно-финансовых организаций до востребования, пассивного сальдо по корреспондентскому счету банка, небанковской кредитно-финансовой организации в других банках, небанковских кредитно-финансовых организациях - 60 процентов от фактической величины.
Для просроченной задолженности, средств со сроком возврата на следующий за днем привлечения рабочий день, кредитных ресурсов Национального банка, кредитов, полученных от Правительства, до востребования, включая однодневные расчетные кредиты, средств в расчетах, подлежащих перечислению банкам (в части расчетов по межбанковским переводам), до востребования риск одновременного снятия устанавливается в размере 100 процентов от фактической величины.
Кредитный эквивалент
условных обязательств со сроком исполнения
до востребования включается в расчет
требуемой ликвидности в
Сумма отрицательных несоответствий активов и пассивов по срокам погашения, не компенсированных положительными разницами в предыдущих периодах, включается в расчет требуемой ликвидности с риском одновременного снятия в размере 80 процентов.
Минимально допустимое значение норматива краткосрочной ликвидности устанавливается в размере 1.
В целях поддержания банками достаточного уровня ликвидных активов устанавливается минимальное соотношение ликвидных и суммарных активов.
Суммарные активы
принимаются в расчет минимального
соотношения ликвидных и
Ликвидные активы принимаются в расчет без учета процента ликвидности.
Минимально допустимое значение норматива минимального соотношения ликвидных и суммарных активов банка устанавливается в размере 20 процентов.
Все нормативные показатели по ликвидности банки рассчитывают на основании утвержденной Национальным банком Республики Беларусь формы отчетности «Расчет ликвидности» 2809. Данная форма относится к пруденциальной отчетности и представляется коммерческими банками в Главное управление банковского надзора по состоянию на первое число каждого месяца. По данной форме в банке расчет показателей ликвидности составляется ежедневно. Контроль за ежедневным выполнением нормативных показателей Национальный банк осуществляет ежемесячно по состоянию за каждый рабочий день на основании формы «Отчет о выполнении экономических нормативов», которая отражает только рассчитанные значения показателей, но не сами расчеты.
Инструкция Национального
банка «Об экономических
Наряду с пруденциальной отчетностью, коммерческие банки составляют финансовую отчетность, в состав которой входят формы «Расчет ликвидности в белорусских рублях» и «Расчет ликвидности в иностранной валюте». Они дают информацию о соблюдении показателей ликвидности в разрезе валют и отражают не только риск ликвидности, но и валютный риск.
Таким образом, были рассмотрены основные положения по обеспечению нормативов безопасного функционирования коммерческих банков с позиций нормативов ликвидности в соответствие с требованиями Национального банка Республики Беларусь.
2 Практика определения ликвидности в Республике Беларусь
2.1 Анализ нормативного метода контроля ликвидности коммерческих банков
Формальность и сложность процесса управления ликвидностью коммерческого банка зависят как от размера самой банковской организации, так и от характера ее активов. Однако в любом банке и с любым набором выполняемых операций для эффективного управления ликвидностью необходимо наличие развитых информационных систем, систем анализа инструментов и сроков привлечения и размещения денежных средств, анализа альтернативных сценариев развития рынков и планирования непредвиденных обстоятельств.
В связи с этим глубокая и
всесторонняя оценка состояния ликвидности
коммерческого банка
Как правило, в качестве такого механизма применяется нормативный метод контроля позиции ликвидности. В этом случае надзорный орган определяет группу количественных показателей ликвидности, которые вычисляются на основе информации об активах и пассивах банковской организации по единым для всех банков алгоритмам. В зависимости от экономического содержания показателей орган банковского надзора устанавливает нормативы — допустимые максимальное либо минимальное значения. Выполнение пруденциальных нормативов ликвидности является обязательным для коммерческих банков. Контроль за выполнением нормативов надзорный орган осуществляет на основе периодически представляемой банками отчетности. Применение нормативного метода контроля позиции ликвидности коммерческих банков имеет свои преимущества и недостатки. В качестве основных преимуществ применения обязательных нормативов можно назвать следующие.
Нормативы ликвидности определены [12]. Выполнение коммерческими банками нормативов является обязательным и контролируется Национальным банком Республики Беларусь по состоянию на 1-е число каждого месяца.
Норматив мгновенной ликвидности предписывает банкам не менее 20% от суммы средств, привлеченных на срок до востребования, и просроченных обязательств банка держать в активах сроком до востребования. Необходимо отметить, что данный показатель имеет особенности в алгоритме исчисления, которые оказывают существенное влияние на его экономическое содержание.
Так, во-первых, к активам
для расчета мгновенной ликвидности
не относятся некоторые
Во-вторых, обязательства до востребования являются наименее стабильной и плохо прогнозируемой частью привлеченных банком средств. Поэтому для поддержания способности банка своевременно и в полном объеме исполнять собственные обязательства и во избежание неоправданных потерь необходим некоторый запас активов, способных быть реализованными в любое время и без потери в стоимости. Таковыми, по определению, являются высоколиквидные активы. Однако к активам для расчета мгновенной ликвидности относятся не высоколиквидные активы, а активы до востребования. Следовательно, существует некоторая вероятность того, что часть активов до востребования может быть не реализована либо реализована с потерей в стоимости. Но тогда активы до востребования не должны выступать в качестве единственного источника средств для исполнения вероятных к предъявлению для оплаты обязательств до востребования.
В-третьих, в состав пассивов для расчета мгновенной ликвидности входят обязательства банка с просроченными сроками исполнения. Складывается довольно парадоксальная ситуация. С одной стороны, пруденциальные нормативы ликвидности предназначены для контроля и управления позицией ликвидности коммерческих банков с целью исключить возможность возникновения кризиса ликвидности. С другой — наличие в расчетах показателей просроченных обязательств банка косвенно свидетельствует о весьма вероятном кризисе ликвидности. Более того, экономическое содержание норматива мгновенной ликвидности в размере не менее 20% в отношении просроченных обязательств банка можно интерпретировать следующим образом: обязательства банка с просроченными сроками должны быть обеспечены легко реализуемыми активами в размере не менее чем 20% от суммы по балансу. Но столь низкое обеспечение легко реализуемыми активами просроченных обязательств банка само по себе говорит о наличии кризиса ликвидности. Другими словами, при таком подходе, в принципе, возможна ситуация, при которой коммерческий банк выполняет норматив мгновенной ликвидности и в то же время фактически является неликвидным.