Курс лекций по "Деньги,кредит,банки"

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 21:03, курс лекций

Описание работы

Работа содержит курс лекций по "Деньги,кредит,банки"

Работа содержит 1 файл

ЛЕКЦИИ БО.DOC

— 224.00 Кб (Скачать)

       Безналичные расчеты уменьшают в обращении наличные деньги. Разработаны и внедрены в практику следующие принципы организации безналичных расчетов:

       -все  предприятия  и организации  обязаны хранить как собственные,  так и заемные деньги на  счетах в банках;

       -расчеты  между предприятиями и организациями осуществляются через банк;

       -платежи  производятся, как правило, после  отгрузки продукции или оказания услуг;

       -расчеты  производятся по действующим  формам расчетов;

       -продавцы  и покупатели выбирают форму  расчетов при заключении договоров  поставки или договоров подряда;

       -платежи  производятся за счет средств,  имеющихся на счету плательщика,  или предоставляемого банком  кредита;

       -оплата  расчетных документов осуществляется  с согласия плательщика;

       -расчеты  осуществляются под контролем  банка.

       Ежемесячное составление платежного календаря предприятием позволяет держать в поле зрения денежные доходы и расходы, обеспечивать платежеспособность предприятия и, следовательно, иметь перед банком, поставщиками, финансовыми органами безупречную репутацию надежного заемщика и аккуратного плательщика.

       Банк, в свою очередь, используя средства предприятия, как кредитный ресурс, расширяет возможности выдачи кредита  на потребности предприятий.

       В своей работе по осуществлению безналичных  расчетов в Украине банки пользуются следующими нормативными актами:

       -Инструкция  “О безналичных расчетах в  Украине в национальной валюте”  (Постановление НБУ от 21.01.2004 г.№22)

       -Инструкция  “О порядке  открытия,  использования  и закрытия  счетов в национальной  и иностранных валютах.” (Постановление  Правления НБУ от 12.11.2003 г. №492 .) .

       -Закон  Украины “О платежных системах  в Украине”№2346-111 от 05.04.2001г. 
 

       2.Порядок  открытия счетов.

       Банки открывают счета зарегистрированным в установленном действующим законодательством

       порядке юридическим и физическим лицам- субъектам предпринимательской деятельности, филиалам , представительствам, отделениям и другим обособленным подразделением предприятий на условиях, изложенных в договоре между предприятием и банком и согласно действующей Инструкции  от 12.11.2003 года.

       Счета для сохранения денежных средств  предприятий и осуществления  всех видов банковских расчетов открываются  в любых банках Украины по выбору клиента и по согласию этих банков.

       Банки открывают своим клиентам по договору банковского счета текущие счета, по договору банковского вклада- вкладные (депозитные) счета.

       Текущий счет- счет, который открывается банком клиенту на договорной основе для хранения денег и осуществления расчетно- кассового обслуживания при помощи платежных инструментов в соответствии с условиями договора и требованиями законодательства Украины.

       Договор банковского счета и банковского  вклада заключаются в письменном виде.

       Вкладной (депозитный) счет-счет, который открывается банком клиенту на договорной основе для сохранения денег, передаваемых клиентом  в управление  на установленный срок или без указания такого срока под определенный процент и подлежащих возврату клиенту в соответствии с законодательством Украины и условиями договора.

       Клиенты могут открывать только один текущий  счет для формирования Уставного фонда предприятия.

       В случае открытия текущего счета предпринимателю  до получения банком уведомления  о взятии на учет органом государственной  налоговой службы операции по этому  счету осуществляются только по зачислению средств.

       Расходные операции по счету предпринимателя осуществляются после получения банком уведомления о взятии счета на учет органом налоговой службы.

       Юридическое лицо для открытия текущего счета  должно предоставить следующие документы:

       -заявление  об открытии счета;

       -копию  свидетельства о гос. регистрации;

       -копию,  надлежащим образом зарегистрированного учредительного документа(устава, учредительного договора)

       -копию  справки о внесение в Единый  государственный реестр;

       -копию  документа, подтверждающего  взятие  юр. лица на учет в ГНИ;

       -карточку  с образцами подписей и оттиска  печати;

       -копию  документа, подтверждающего регистрацию  юр. лица в Пенсионном фонде  Украины;

       -копию  страхового свидетельства, которое  подтверждает регистрацию юр. лица  в фонде социального страхования.

       По  текущим счетам, которые открываются  банками субъектам хозяйствования в национальной валюте, осуществляются все виды расчетно- кассовых операций в соответствии с условиями договора и требованиями законодательства.

       Операции  на счетах осуществляются на основании расчетных документов установленной формы.

       Об  открытии счета  клиент  обязан  уведомить налоговый орган в  течение 3-х рабочих дней с дня  открытия  счета. 

       3,Формы  и способы проведения безналичных  расчетов.

       Инструкцией “О  безналичных расчетах в Украине в национальной валюте” установлены  правила использования при осуществлении расчетных операций платежных инструментов в форме:

       а)мемориального  ордера (приложение 1, ,24,25,26);

       б)платежного поручения (приложение 2)

       в)платежного требования- поручения(приложение 3);

       г)платежного требования (приложение4);

       д)расчетного чека(приложения 5и6);

       ж)аккредитива( приложение 7).

       Клиенты банка для осуществления расчетов самостоятельно избирают предусмотренные  инструкцией платежные документы (за исключением   мемориального ордера) и указывают их при заключении договора.

       Расчетные документы составляются на бланках, в которых должны быть указаны  все необходимые реквизиты, ответственность  за правильность заполнения которых( в  том числе номеров расчетных  счетов и кодов банка, суммы налога на добавленную стоимость и кодов бюджетной классификации, несет лицо, оформившее этот документ и представившее его в банк.

       Расчетные документы, в которых проверенные  реквизиты заполнены с нарушением требований Инструкции, возвращаются банком без исполнения.

       Также возвращаются расчетные документы  если:

       в расчетном документе не заполнен хотя бы один реквизит, заполнение которого предусмотрено формой;

       отсутствуют сопроводительные документы, предоставление которых предусмотрено настоящей  инструкцией или истек срок действия этих сопроводительных документов.

       Расчетный документ выписывается в количестве экземпляров, необходимых для всех участников безналичных расчетов (но не менее двух) с использование  электронно-  вычислительных и типографских машин.

       Первый  экземпляр расчетного документа  должен содержать оттиск печати и  подписи (соответствующих лиц)

       Расчетные документы принимаются банком без  ограничения их максимальной или  минимальной суммы.

       Банки принимают к исполнению только расчетные  документы своих клиентов и клиентов других банков или органов гос. казначейства.

       Итак:

       1)Платежное  поручение-расчетный документ, который  содержит  письменное поручение  плательщика обслуживающему банку списании со своего счета указанной суммы средств и ее перечислении на счет получателя.

       2)Платежное  требование- поручение это расчетный  документ, который состоит из  двух частей:

       -верхней-  требование получателя непосредственно  к плательщику об уплате определенной  суммы средств;

       -нижней-  поручение плательщика обслуживающему банку о списании со своего счета определенной им суммы средств и перечислении ее  на счет получателя.

       3)Платежное  требование-это расчетный документ, содержащий требование взыскателя  или при договорном списании  получателя  в банк, обслуживающий  плательщика, осуществить без согласования с плательщиком перевод определенной суммы  средств со счета плательщика на счет получателя.

       4)Мемориальный  ордер- расчетный документ, который  составляется по инициативе банка  для оформления операций по  списанию средств со счета плательщика, внутрибанковских операций в соответствии с нормативно- правовыми актами НБУ.

       5)Расчетный  чек-расчетный документ, который  содержит не обусловленное письменное  распоряжение собственника счета  (чекодателя) банку- эмитенту, в котором  открыт счет, об уплате чекодержателю указанной в чеке суммы средств;

       Расчеты с применением расчетных чеков  используются в безналичных расчетах предприятий и физических лиц  в целях сокращения расчетов наличностью  за полученные  товары (выполненные  услуги).Они используются только для безналичных перечислений со счета чекодателя на счет получателя средств и не подлежат уплате наличностью.

       6)Аккредитив- договор, содержащий обязательство  банка-эмитента, по которому этот  банк по поручению клиента (заявителя аккредитива) или от своего имени против документов, соответствующих условиям аккредитива, обязан выполнить платеж в пользу бенефициара(лицо, которому предназначен платеж или в пользу которого открыт аккредитив) или поручает другому (исполняющему банку) осуществить этот платеж.

       Расчеты по аккредитивам предусматриваются  договором между бенефициаром и  заявителем аккредитива и не должны противоречить действующему законодательству.

       Расчеты по аккредитивам регулируются Унифицированными правилами и обычаями для документарных  аккредитивов в редакции 1993 года (публикации Международной торговой палаты №500) .

       Аккредитив  по своей сути является договором, обособленным от договора купли- продажи или другого  контракта, на котором он может базироваться, даже если в аккредитиве есть ссылка на них.

       По  операции с аккредитивами все  заинтересованные стороны имеют  дело только с документами, а не с  товарами, услугами или другими видами исполнения обязательств, с которыми могут быть связаны эти документы.. 
 

       4.Межбанковские расчеты -это система осуществления и регулирования платежей  по денежным требованиям и обязательствам, которые возникают между банковскими учреждениями в процессе их деятельности.

       В Украине межбанковские расчеты  могут осуществляться:

       1)через  систему электронных платежей (СЭП) НБУ Украины;

       2)через  собственную внутрибанковскую платежную  систему;

       3)через  прямые корреспондентские отношения  между банками.

       Главным назначением каждой из систем является ускорение транспортирования расчетных  документов между банками и перевод  денег от плательщика к получателю.

Информация о работе Курс лекций по "Деньги,кредит,банки"