Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 21:03, курс лекций
Работа содержит курс лекций по "Деньги,кредит,банки"
Безналичные расчеты уменьшают в обращении наличные деньги. Разработаны и внедрены в практику следующие принципы организации безналичных расчетов:
-все
предприятия и организации
обязаны хранить как
-расчеты
между предприятиями и
-платежи производятся, как правило, после отгрузки продукции или оказания услуг;
-расчеты производятся по действующим формам расчетов;
-продавцы
и покупатели выбирают форму
расчетов при заключении
-платежи
производятся за счет средств,
имеющихся на счету
-оплата
расчетных документов
-расчеты осуществляются под контролем банка.
Ежемесячное составление платежного календаря предприятием позволяет держать в поле зрения денежные доходы и расходы, обеспечивать платежеспособность предприятия и, следовательно, иметь перед банком, поставщиками, финансовыми органами безупречную репутацию надежного заемщика и аккуратного плательщика.
Банк, в свою очередь, используя средства предприятия, как кредитный ресурс, расширяет возможности выдачи кредита на потребности предприятий.
В своей работе по осуществлению безналичных расчетов в Украине банки пользуются следующими нормативными актами:
-Инструкция
“О безналичных расчетах в
Украине в национальной валюте”
-Инструкция
“О порядке открытия, использования
и закрытия счетов в национальной
и иностранных валютах.” (
-Закон
Украины “О платежных системах
в Украине”№2346-111 от 05.04.2001г.
2.Порядок открытия счетов.
Банки
открывают счета
порядке юридическим и физическим лицам- субъектам предпринимательской деятельности, филиалам , представительствам, отделениям и другим обособленным подразделением предприятий на условиях, изложенных в договоре между предприятием и банком и согласно действующей Инструкции от 12.11.2003 года.
Счета для сохранения денежных средств предприятий и осуществления всех видов банковских расчетов открываются в любых банках Украины по выбору клиента и по согласию этих банков.
Банки
открывают своим клиентам по договору
банковского счета текущие
Текущий счет- счет, который открывается банком клиенту на договорной основе для хранения денег и осуществления расчетно- кассового обслуживания при помощи платежных инструментов в соответствии с условиями договора и требованиями законодательства Украины.
Договор
банковского счета и
Вкладной (депозитный) счет-счет, который открывается банком клиенту на договорной основе для сохранения денег, передаваемых клиентом в управление на установленный срок или без указания такого срока под определенный процент и подлежащих возврату клиенту в соответствии с законодательством Украины и условиями договора.
Клиенты могут открывать только один текущий счет для формирования Уставного фонда предприятия.
В случае открытия текущего счета предпринимателю до получения банком уведомления о взятии на учет органом государственной налоговой службы операции по этому счету осуществляются только по зачислению средств.
Расходные операции по счету предпринимателя осуществляются после получения банком уведомления о взятии счета на учет органом налоговой службы.
Юридическое лицо для открытия текущего счета должно предоставить следующие документы:
-заявление об открытии счета;
-копию
свидетельства о гос.
-копию,
надлежащим образом
-копию справки о внесение в Единый государственный реестр;
-копию
документа, подтверждающего
-карточку
с образцами подписей и
-копию
документа, подтверждающего
-копию
страхового свидетельства,
По
текущим счетам, которые открываются
банками субъектам
Операции на счетах осуществляются на основании расчетных документов установленной формы.
Об
открытии счета клиент обязан
уведомить налоговый орган в
течение 3-х рабочих дней с дня
открытия счета.
3,Формы
и способы проведения
Инструкцией “О безналичных расчетах в Украине в национальной валюте” установлены правила использования при осуществлении расчетных операций платежных инструментов в форме:
а)мемориального ордера (приложение 1, ,24,25,26);
б)платежного поручения (приложение 2)
в)платежного требования- поручения(приложение 3);
г)платежного требования (приложение4);
д)расчетного чека(приложения 5и6);
ж)аккредитива( приложение 7).
Клиенты
банка для осуществления
Расчетные документы составляются на бланках, в которых должны быть указаны все необходимые реквизиты, ответственность за правильность заполнения которых( в том числе номеров расчетных счетов и кодов банка, суммы налога на добавленную стоимость и кодов бюджетной классификации, несет лицо, оформившее этот документ и представившее его в банк.
Расчетные
документы, в которых проверенные
реквизиты заполнены с
Также возвращаются расчетные документы если:
в расчетном документе не заполнен хотя бы один реквизит, заполнение которого предусмотрено формой;
отсутствуют
сопроводительные документы, предоставление
которых предусмотрено
Расчетный документ выписывается в количестве экземпляров, необходимых для всех участников безналичных расчетов (но не менее двух) с использование электронно- вычислительных и типографских машин.
Первый экземпляр расчетного документа должен содержать оттиск печати и подписи (соответствующих лиц)
Расчетные документы принимаются банком без ограничения их максимальной или минимальной суммы.
Банки принимают к исполнению только расчетные документы своих клиентов и клиентов других банков или органов гос. казначейства.
Итак:
1)Платежное
поручение-расчетный документ, который
содержит письменное поручение
плательщика обслуживающему
2)Платежное требование- поручение это расчетный документ, который состоит из двух частей:
-верхней-
требование получателя
-нижней-
поручение плательщика
3)Платежное
требование-это расчетный
4)Мемориальный
ордер- расчетный документ, который
составляется по инициативе
5)Расчетный
чек-расчетный документ, который
содержит не обусловленное
Расчеты с применением расчетных чеков используются в безналичных расчетах предприятий и физических лиц в целях сокращения расчетов наличностью за полученные товары (выполненные услуги).Они используются только для безналичных перечислений со счета чекодателя на счет получателя средств и не подлежат уплате наличностью.
6)Аккредитив-
договор, содержащий
Расчеты по аккредитивам предусматриваются договором между бенефициаром и заявителем аккредитива и не должны противоречить действующему законодательству.
Расчеты по аккредитивам регулируются Унифицированными правилами и обычаями для документарных аккредитивов в редакции 1993 года (публикации Международной торговой палаты №500) .
Аккредитив по своей сути является договором, обособленным от договора купли- продажи или другого контракта, на котором он может базироваться, даже если в аккредитиве есть ссылка на них.
По
операции с аккредитивами все
заинтересованные стороны имеют
дело только с документами, а не с
товарами, услугами или другими видами
исполнения обязательств, с которыми
могут быть связаны эти документы..
4.Межбанковские расчеты -это система осуществления и регулирования платежей по денежным требованиям и обязательствам, которые возникают между банковскими учреждениями в процессе их деятельности.
В Украине межбанковские расчеты могут осуществляться:
1)через систему электронных платежей (СЭП) НБУ Украины;
2)через
собственную внутрибанковскую
3)через
прямые корреспондентские
Главным
назначением каждой из систем является
ускорение транспортирования