Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2011 в 19:15, дипломная работа
Целью исследования является изучение действующей методики оценки кредиоспособности заемщиков- юридических лиц ОАО АСБ «Беларусбанк», разработка мероприятий по ее совершенствованию.
ВВЕДЕНИЕ 4
1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ ЗАЕМЩИКОВ 6
1.1 Понятие и показатели кредитоспособности заемщика 6
1.2 Использование опыта зарубежных банков в области оценки кредитоспособности заемщика 9
1.2.1 Оценка кредитоспособности предприятий, используемая российскими банками 9
1.2.2 Показатели кредитоспособности, используемые амерканскими банками 13
1.2.3 Оценка кредитоспособности французскими коммерческими банками 16
2. АНАЛИЗ КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ (на примере филиала №214 ОАО АСБ «Беларусбанк» г.Новополоцка) 19
2.1. Организационно-экономическая характеристика заемщика ЧТПУП «Макс Дивани» 19
2.2 Анализ баланса предприятия- заемщика ЧТПУП «Макс Дивани» 22
2.2.1 Анализ состава и структуры источников средств ЧТПУП «Макс Дивани» 22
2.2.2 Анализ состава и структуры активов ЧТПУП «Макс Дивани» 23
2.2.3 Анализ источников формирования оборотных средств и определение потребности в оборотных средствах 25
2.3 Анализ финансовых показателей, характеризующих общее финансово-экономическое состояние предприятия 27
2.4 Анализ движения денежных средств. Оценка прогноза движения денежных средств на период кредитования 29
2.5 Анализ финансовых результатов и показателей рентабельности. Оценка прогноза доходов и расходов 31
2. 6 Рейтинговая оценка ЧТПУП «Макс Дивани» 34
2.7 Оценка кредитного риска. Форма обеспечения по кредитным обязательствам 36
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОЦЕНКИ И АНАЛИЗА КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ 40
3.1 Совершенствование методов оценки кредитоспособности заемщика на основе баллов 40
3.2. Применение интегрального показателя оценки кредитоспособности заемщика 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 50
ПРИЛОЖЕНИЯ 52
-факторы производства:
а) трудовые ресурсы руководителей, управленцев и персонала (образование, компетентность и возраст руководителя, наличие у него преемников, частота передвижения управленцев по рабочим местам, структура персонала, показатели простоя, соотношение оплаты труда и добавленной стоимости (должно быть в пределах 70 %);
б) производственные ресурсы (соотношение амортизации и амортизируемых средств, уровень инвестиций);
в) финансовые ресурсы;
г) экономическая среда ( на какой стадии жизненного цикла находится выпускаемая продукция, является ли предприятие монопольным производителем, условия конкуренции, стадия развития рынка основной продукции предприятия, коммерческая политика фирмы, степень освоения приемов и способов маркетинга).
В активе баланса при анализе выделяются три составные части:
- иммобилизованные активы,
- оборотные средства ( запасы, дебиторы, прочие) и
- денежная наличность ( касса, деньги на счете в банке, ценные бумаги). Пассив баланса делится на постоянные ресурсы, кредиторскую задолженность и денежную наличность (учет векселей и др.). На основе счета результатов деятельности определяются следующие показатели (см. таблицу 1.3).
Баланс и другие формы отчетности используются, во-первых, для оценки соотношения сальдовых показателей и, во-вторых, для расчета коэффициентов кредитоспособности на основе оборотных показателей. Предметом анализа являются такие пропорции, как соотношение долгосрочной задолженности и собственных средств, соотношение стабильных собственных ресурсов и суммы активов, динамика затрат и убытков по сравнению с темпами роста производства и т.д. Данные отчетности фирмы сопоставляются с данными сводного баланса, который составляется на основе баланса однородных предприятий. Одним из основных направлений анализа данных баланса является определение банковского риска (табл. Б.1 Приложение Б) [24].
Показатели состояния денежной наличности оцениваются с учетом уровня развития предприятия, его рентабельности и качества потребности в оборотных средствах. Последнее изучается на основе показателей скорости оборота остатков сырья и готовой продукции на складе, а также сроков расчетов с поставщиками.
В качестве одного из вариантов частной методики оценки кредитоспособности клиента коммерческим банком можно привести методику Credit Lione. Эта методика представляет собой систему оценки, построенную на 5 коэффициентах (табл. Б.2 Приложение Б). Каждый из показателей оценивается в пределах четырех баллов, определяется общий итог в баллах. Сумма баллов определяет уровень кредитоспособности клиента.
Учитываются также и данные картотеки банка Франции. Эта картотека имеет четыре раздела В первом предприятия разделяются на 10 групп в зависимости от размера актива баланса, каждой группе присваиваются литеры от А до К. Второй раздел является разделом кредитной котировки, выражающий доверие, которое может быть допущено в отношении предприятий. Эта котировка основывается на изучении финансовой ситуации и рентабельности, а также на оценке руководителей, держателей капиталов и предприятий, с которыми клиент имеет тесные коммерческие связи. Кредитная котировка делит предприятия на 7 групп, которым присваиваются шифры от 0 до 6.
Третий раздел классифицирует предприятия по их платежеспособности. Банк Франции фиксирует все случаи неплатежей и в зависимости от этого разделяет клиентов коммерческих банков на три группы, которым присваиваются шифры 7, 8 или 9. Шифр 7 означает пунктуальность в платежах, отсутствие реальных трудностей в денежных средствах в течение года. Шифр 8 дается при временных затруднениях, связанных с наличием денежных средств, которые не ставят под серьезную угрозу платежеспособность предприятия. Шифр 9 означает, что платежеспособность предприятия сильно скомпрометирована.
Четвертый раздел картотеки делит всех клиентов на две группы: предприятия, векселя и ценные бумаги которых могут быть переучтены или нет в Банке Франции.[21].
Таким
образом, для стран с развитой
рыночной экономикой характерны сложные
и дифференцированные по клиентам и
банкам методики оценки кредитоспособности
клиентов. Эта дифференциация сочетается
с принципиальным единым подходом к оценке
кредитоспособности, который регулируется
Центральным банком. Методики определения
кредитоспособности могут основываться
как на сальдовых, так и на оборотных показателях
отчетности; учитываются особенности
построения отчетности предприятий.
В филиал № 214 АСБ «Беларусбанк» в г.Новополоцке в августе 2007г. обратилось частное торгово-производственное унитарное предприятие «МАКС ДИВАНИ» с ходатайством об открытии кредитной линии с предельным размером единовременной задолженности по кредиту в сумме 40 000 000 белорусских рублей, сроком на 1 год, с уплатой 13,5 % годовых за пользование кредитом. Кредит необходим на приобретение материалов для производства мебели. В обеспечении погашения кредита и процентов по нему предлагается принять в залог товарно-материальные ценности на сумму 63 052 446 белорусских рублей. Проанализируем кредитоспособность данного заемщика в соответствии с методикой, принятой в ОАО АСББ «Бенларусбанк» (Приложене В) на основании данных бухгалтерской и статистической информации ЧТПУП «Макс Дивани» (Приложение Г).
Частное
торгово-производственное унитарное
предприятие «МАКС ДИВАНИ» (сокращ.
ЧТПУП «Макс Дивани») начало свою
предпринимательскую
Учредитель ЧТПУП «Макс Дивани», а также лица, состоящие с ним в отношениях близкого родства и в брачных отношениях, не являются учредителями (участниками) в других юридических лицах. Заявитель не имеет общую собственность, взаимные гарантии и обязательства с другими юридическими лицами.
ЧТПУП «Макс Дивани» имеет на праве хозяйственного ведения (находится в собственности Учредителя) необходимые производственные площади (895 кв.м), которые находится по адресу г.Новополоцк, Боровуха ул. Армейская, д.52, д.54, д.56.Численность работающих на предприятии - 39 человек. Имущество предприятия принадлежит ему на праве собственности.
По состоянию на 01. 07.2007 года дебиторская задолженность ЧТПУП «МАКС ДИВАНИ» составила 146 564 841 белорусских рублей, кредиторская - 64 937 062 белорусских рублей, просроченной кредиторской задолженности нет. ЧТПУП «МАКС ДИВАНИ» находится на расчетно-кассовом обслуживании в филиале № 214 АСБ «Беларусбанк» в г.Новополоцке расчетный счет 3012017670018. АСБ «Беларусбанк» ранее не предоставлялись кредиты ЧТПУП «МАКС ДИВАНИ». ЧТПУП «МАКС ДИВАНИ» имеет следующих взаимосвязанных юридических лиц клиентов банка: ИП Максимов И.П. и НЧТУП «Альянс Т». Имущественных претензий и долгов, которые в последствии могут повлиять на своевременность возврата кредита, между взаимосвязанными лицами не установлено.
Основной
вид деятельности ЧТПУП «Макс
Дивани» - производство мягкой мебели,
предназначенной для
В
настоящее время готовая
Среди основных конкурентов производящих и реализующих мебель по аналогичному перечнк можно выделить: СП «Домовой» г.Минск, ООО «Шанс-плюс» г.Несвиж, ООО «Спарина» г.Минск. Коммерческая деятельность в условиях конкуренции побуждает постоянно производить отслеживание новинок в данной отрасли, чтобы удовлетворить разнообразный спрос покупателей.
На продукцию ЧУП «Макс Дивани» органом по сертификации мебели (ПКТБМ «Минскпроектмебель») выданы сертификаты №BY 11203.03.024 00525, №BY 11203.03.024 00524, №BY 11203.03.024 01567, №BY 11203.03.024 01281. В общей сложности сертифицировано шестнадцать моделей мебели.
Данных, компрометирующих репутацию заявителя в деловом мире, работниками службы безопасности банка не установлено. Нарушений в регистрации юридического лица и постановке на учет в регистрирующих и налоговых органах не установлено.Выявлены следующие взаимосвязанные юридические лица клиенты банка: ИП Максимов И.П. (задолженности по активным операциям нет) и НЧТУП «Альянс Т» (заключен кредитный договор на сумму 30 млн.руб.). Проведение филиалом активных операций с данной группой взаимосвязанных юридических лиц возможно в пределах установленного лимита по активным банковским операциям в размере 100 тыс. долл. США.
ЧТПУП «Макс Дивани» обратилось за кредитной поддержкой впервые, до этого опыта кредитования в банках не было. В настоящее время задолженности по кредитам в других банках не имеет. Предприятие имеет хорошую репутацию в деловом мире, своевременно и в полном объеме осуществляет выполнение договорных обязательств и уплату налогов и сборов. Целью получения кредита является увеличение объемов производства продукции в период повышенного спроса на мебель (летне-осенний период).
Проанализируем
динамику основных технико-экономических
показателей производственной деятельности
ЧТПУП «Макс Дивани» за 2006-2007гг.(табл.
2.1
Таблица
2.1- Технико-экономические
Показатель | Ед.изм. | 2006 г. (факт) | 2007г. (прогноз) | 6 мес. 2007 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Объем производства потребительских товаров | Млн.руб. | 630 | 756 | 538 |
Темп прироста к соответ.периоду прошлого года | % | 20 | ||
Коэффициент использования мощностей | % | 50 | 60 | |
Производство важнейших видов продукции в натуральном выражении | шт | 927 | 1700 | 657 |
Выручка от реализации | Млн.руб. | 689 | 1000 | 517 |
Списочная численность работающих в среднем за период | Чел. | 33 | 40 | 37 |
В т.ч. ППП | Чел. | 22 | 22 | 22 |
Начисленная среднемесячная заработная плата | Млн.руб. | 269,4 | 323,3 | 314,3 |
Производительность труда | Млн.руб./чел. | 35 | 35 | 25 |
Рентабельность реализованной продукции | % | 12,5 | 12,5 | 10,42 |
Чистая прибыль | Млн.руб. | 65 | 80 | 40 |
Создание рабочих мест | 33 | 7 | 7 | |
Коэффициент изношенности основных ср. | % | 24 | 25 | 25 |