Кредитная система: понятие, эволюция и структура

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 20:26, курсовая работа

Описание работы

Целью дипломной работы является изучение особенностей и проблем, а также путей совершенствования кредитной системы России.
Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:
• Исторические аспекты и этапы формирования кредитной системы
• Структура и механизм функционирования кредитной системы в рыночной экономике
• Начальный этап перестройки кредитной системы страны
• Банковская система как звено кредитной системы в завершающем этапе ее перестройки в рамках СССР
• Общие тенденции развития современной кредитной и банковской системы России
• Основные проблемы кредитной системы на современном этапе
• Перспективы развития кредитной системы России

Содержание

Введение 3
1. Понятие и структура кредитной системы России 5
1.1. Исторические аспекты и этапы формирования кредитной системы 8
1.2. Структура и механизм функционирования кредитной системы в рыночной экономике 17
2. Реформирование кредитной системы России: от периода перестройки до конца XX века 31
2.1 Начальный этап перестройки кредитной системы страны 31
2.2. Банковская система как звено кредитной системы в завершающем этапе ее перестройки в рамках СССР 46
2.3. Общие тенденции развития современной кредитной и банковской системы России 65
3. Основные проблемы и пути совершенствования кредитной системы Российской Федерации 79
3.1. Основные проблемы кредитной системы на современном этапе 79
3.2. Перспективы развития кредитной системы России 80
Заключение 87
Список использованной литературы 95
Приложения 98

Работа содержит 1 файл

1. Понятие и структура кредитной системы России 5.doc

— 481.50 Кб (Скачать)

Что касается расширения при этом текущего потребления, то подобная антиципация  доходов, как показывала практика, быстро (через 4-5 лет) балансируется нарастанием взносов по погашению кредита.

В рамках финансового оздоровления важно было задействовать возможности новых подходов к налогообложению личных доходов. Налогообложение оплаты результатов индивидуального труда исчерпало свои потенции не только в связи с тем, что уровень оплаты вышел далеко за действующую тогда сетку дифференциации налоговых ставок.

Главное - избранный субъект обложения (индивидуальный доход) не позволял последовательно  проводить принцип социальной справедливости, регулировать допустимый уровень неравенства, лежащего за пределами непосредственной оплаты труда, в доходах и расходах семьи в целом.

Активизация налоговой политики мыслилась  нами в переходе к обложению семейного дохода.

Во-первых, обложение совокупного дохода позволяло органичнее учесть демографические характеристики семьи и сделало бы естественным переход от многих к единому налогу по детально разработанной схеме.

Принципиально важно в этой связи  было организовать оценку уровня дохода в механизме добровольно заполняемых деклараций с контролем не столько источников дохода, сколько характера расходов.

Во-вторых, появлялась возможность  дифференцировать налогообложение с учетом инвестиционной деятельности семьи, освобождая, к примеру, от налогов доходы, вкладываемые в разного рода ценные бумаги, в систему участия в прибыли и т.д.

В рамках финансовых методов борьбы с нетрудовыми доходами следовало бы дополнить предлагаемую систему налогообложения жесткой правовой системой наследования, исключающей передачу по наследству значительных сумм без нотариального оформления.

Таковым было наше видение более  глубокой в сравнении с официальными идеями перестройки кредитно-денежной системы и оздоровления сферы обращения. Оно было представлено в нашем докладе Ученому совету Института экономики АН СССР, состоявшемуся 31 марта 1988 г., а годом ранее - на координационном совещании участников разработки комплексной темы «Основные направления и пути усиления воздействия финансовых и кредитных организаций...».22

Актуальность вынесенного на обсуждение круга проблем на протяжении всех последующих этапов преобразований российской кредитно-банковской системы и предопределила возвращение к ним в данной работе с целью уяснить степень реализации системы предложений в ходе последующих реформ в качестве одного из критериев их последовательности и полноты.23

      1. Банковская система как звено кредитной системы в завершающем этапе ее перестройки в рамках СССР

Пестрая мозаика - наиболее подходящий образ для самой общей характеристики тогдашнего состояния банковской системы страны.

Законодательно это - союзная резервная  система, единая система центральных банков - Госбанка СССР (центрального банка страны) и центральных (государственных, национальных) банков республик с их учреждениями, - основанная на общей денежной единице и выполняющая функции резервной системы.

Система центральных банков страны была выведена из подчинения исполнительным органам власти и сделана подотчетной Верховному Совету СССР.

Такая модель организации банковской системы в стране была предусмотрена в принятом 11 декабря 1990 г. Верховным Советом СССР Законе Союза ССР «О Государственном банке СССР».

Практически же это был все-таки довольно неоднородный конгломерат  погруженных друг в друга нескольких систем банков:

•  Госбанка СССР, включающего собственный центральный аппарат и аппарат его республиканских банков;

•   преобразуемых на акционерных  началах государственных специализированных банков (Промстройбанк СССР, Агропромбанк СССР, Жилсоцбанк СССР, Сбербанк СССР, Внешэкономбанк СССР) с их учреждениями на местах;

•   и, наконец, центральных банков республик в единстве их аппаратов  на различных уровнях административной иерархии, расчетно-кассовых центров (РСФСР), призванных обеспечить межбанковские  расчеты на местах, кассовое исполнение бюджета, обслуживание госдолга и контроль за деятельность  коммерческих банков и собственно коммерческих банков     основы банковской системы, ее классического второй» уровня.

Причем своеобразие формирующегося единства банковской системы страны состояло не только в названной разнороден (и составляющих ее элементов, но и в постоянно меняющемся ей» отношении между сосуществующими и активно борющимися структурами.

Тенденции динамики этой борьбы таковы, что бывшие вертикальные структуры  спецбанков или просто замыкались в республиканские границы (Украина, Белоруссия и Эстония), или даже почти полностью растворялись в общей сети коммерческих банков (РСФСР), обнажая в обоих случаях ненужность цен» тральных аппаратов самого верхнего - союзного - уровня. Это -с одной стороны.

А с другой, - и сам Госбанк  СССР все более утрачивал свои аппараты на республиканском и нижестоящих  уровнях как перс ходящие под  юрисдикцию центральных банков республик.

Такие утраты касались РСФСР, Украины, Белоруссии, Латвии, Узбекистана, Казахстана, Молдовы, Кыргызстана и Таджикистана.

Параллельно работали республиканские  аппараты Госбанки СССР и национальных банков в Литве и Эстонии.

В стадии преобразования находились республиканские банки Госбанка СССР в Грузии, Армении, Азербайджане и Туркмении, т.е. лишь в 4 из 15 бывших союзных республик.

Набирала силу альтернативная концепция  организации резервной системы центральных банков страны.

Так, Центральный банк РСФСР считал, что Госбанку СССР нет места в  новой системе. Его роль может выполнять совет банков республик, своего рода аналог американского Совета управляющих, который будут представлять руководители республиканских банков.

В этом децентрализованном варианте организации банковской системы  центральные банки республик, по мнению России, должны были получить право по своему усмотрению формировать банковскую сеть, дифференцировать задаваемые Союзом процентные ставки и нормы обязательных резервов для коммерческих банков, непосредственно участвовать в регулировании наличной и депозитной (кредитной) эмиссии денег.

Близкое к изложенному видение  было и в модели, предложенной в проекте Союзного договора, подписание которого было сорвано путчем 19 августа.

Вопросы кредитно-денежной политики здесь определялись как сфера  совместной компетенции (ст. 6) и потому были отнесены к ведению республик, осуществляемому либо самостоятельно, либо на основе двусторонних и многосторонних соглашений между ними (ст. 7).

В проекте договора об Экономическом  союзе, подготовленном группой Г. Явлинского, было дано более конкретное видение вопросов организации банковской системы для переживаемого страной переходного периода.

Речь шла об учреждении государствами - членами Экономического союза Банковского союза на принципах резервной системы.

Банковский союз предполагал выработку и проведение на согласованной основе эффективной денежной и кредитной политики, сохранение рубля или общей валюты единой денежной системы. При этом введение национальных валют допускалось только в условиях, исключающих возможность ущерба для денежной системы Экономического союза.

На будущие органы управления Банковского  союза предлагалось возложить:

•   установление количественных параметров (лимитов), регулирующих отношения внутри резервной системы;

•   организацию межбанковских расчетов, налично-денежного обращения, регулирование общих правил деятельности коммерческих банков;

• распоряжение золотым запасом  и валютным резервом коммерческого  союза, регулирование курса рубля  по отношению к другим валютам.

Происшедшие преобразования оргструктур вызвали бурный рост коммерческого звена банковской системы.

Так, по состоянию на 1 июля 1991 г. в  стране было зарегистрировано свыше  полутора тысяч коммерческих и кооперативным  банков против 43 банков на начало 1989 г., на начальный период их образования.

Более 85% вновь созданных банков относилось к РСФСР осуществившей во многом нажимный форсированный вариант децентрализации структур бывших спецбанков.

Баланс деятельности коммерческих и кооперативных банке» на 1 июня 1991 г. приблизился к 558 млрд. руб., их прибыль к 6 млрд. руб.

Принципы функционирования коммерческих и кооперативных банков исключали  жесткий плановый административно- нажимный механизм кредитования.

Располагая свободой маневра, такие  банки закладывали механизм «горизонтального» движения кредитных ресурсов, основы для создания и развития в стране денежного и кредитною рынков.

Важно и то, что коммерческие банки  широко практиковали нетрадиционные услуги, например, факторинг, лизинг, выдачу коммерческого  кредита под вексель. К началу июня расчеты коммерческих и кооперативных банков по факторинговым операциям составили 7,8 млрд. руб.

Пестрота организационных структур несомненно предопределила крайнюю неоднородность используемого механизма регулирования кредита и оборота денег в стране.

Законодательно был предусмотрен переход от административных методов управления кредитно-денежной сферой к экономическим методам регулирования. Использование их должно было осуществляться на основе главных направлений единой государственной кредитно-денежной политики.

На деле применялся смешанный механизм регулирования оборота кредита  и денег явно переходного типа.

Ушли в прошлое жесткость  и детальная адресность директив в области кредита и особенно оборота наличных денег, базировавшихся в течение десятилетий на ежеквартально утверждаемых правительством кредитных и кассовых планах Госбанка СССР.

Однако пришедшая им на смену  активная прогнозная деятельность - от общесоюзного прогноза правительства о функционировании экономики до оперативных прогнозов движения объемов кредита и денежной массы, выполняемых аппаратом Госбанка СССР, - пока не выливалась в стройную систему взаимоувязанных программных документов, определяющих практику регулирования процессов на макроуровне.

По крайней мере, регулирование кредита и денежного оборота шло в 1991 г. при отсутствии официально принятых Верховным Советом СССР Главных направлений кредитно-денежной политики. Они так и остались в стадии проработки.

Функционировала система обязательных резервов для коммерческих банков, призванная ограничить их экспансию относительно возможностей, открываемых полным объемом привлеченных средств.

Так, в центральных банках было связано свыше 12 млрд. руб. при объеме кредитных вложений коммерческих и  кооперативных банков в хозяйство более чем в 300 млрд. руб.

Гибкость резервной системы  с конца июля была повышена за счет дифференциации нормы резервирования в зависимости от ликвидности  привлекаемых коммерческими банками  ресурсов.

Депозиты на длительные сроки (свыше 3 лет) освобождались ef резервирования, а средства, привлеченные до востребовании, подлежали повышенному резервированию.

Действовала 8%-ная ставка продажи  ресурсов центральными банками, затем  она была повышена до 12%.

Однако развитие инфляционных процессов  не позволяли Госбанку СССР в полной мере отказаться от административного регулирования процесса. Примером этого служили планка про дельного уровня вложений в хозяйство, а также ограничение но толка процентной ставки размером маржи в виде разницы между средними ставками привлечения и размещения ресурсов коммерческими банками.

Практика подобных административных ограничений и были одной из зон  недовольства. Однако в мало конкурентной среде - это суровая необходимость.

С конца июля 1991 г. маржа была определена в 3 процентных пункта.

Для оценки названного ограничения  отметим, что, покупая ресурсы Центрального банка из расчета 8% годовых, коммерческие и кооперативные банки по итогам своих операций в 1990 г. получали со своих клиентов за кредит на срок до одного года 10-14% и долгосрочным кредитам - 16%. Доля кредитов, выданных на краткие сроки, по состоянию на 1 января 1991 года составляла 75,6%.

Осложнился процесс достижения взаимодействия в области регулирования  кредитно-денежного оборота и  между основными группами субъектов, составивших современную банковскую систему страны.

Это связано с различием их интересов, особенно остро проявившихся на фоне отсутствия Союзного договора как конституционной базы разграничения прав центра и республик, а также сохранения значительной доли за административными ограничениями при регулировании процесса.

Так, провозглашение в декларациях  республик их права на самостоятельное  регулирование финансов, кредита  и денег явно стимулировало их стремление сосредоточить именно у себя максимум ресурсов, сводя к минимуму возможности союзных вертикалей спецбанков и самого Госбанка СССР.

В интересах нажимного вытеснения бывших систем спецбанков предпринимались попытки исключить их из числа самостоятельных субъектов централизованного распределения кредитных ресурсов, перевода их низовой сети на децентрализован-: обеспечение ресурсами через республики. Центр в этом случае утрачивал былую свободу в концентрации ресурсов для крупных общесоюзных программ, традиционно осуществляемых на возвратной основе через спецбанки нередко с привлечением бюджетных ресурсов.

Межреспубликанское согласие становилось  и в этом случае предварительным  условием банковской деятельности в  крупных масштабах.

Как в фокусе многие проблемы межреспубликанских взаимоотношений в рамках реформируемой банковской системы сходились на отношении к деньгам как общесоюзной ценности.

Информация о работе Кредитная система: понятие, эволюция и структура