Автор: Екатеина Екатерина, 04 Декабря 2010 в 17:59, курсовая работа
Конкуренция как метод экономического контроля стоит обществу минимальных
затрат, но является при этом важной силой, которая постоянно толкает
производителя на сокращение издержек производства и цен, стимулирует борьбу
за потребителя и улучшение качества товаров.
Введение.
1 глава. Понятие конкуренции.
1.1 Определение конкуренции. 4
1.2 Виды конкуренции. 7
1.3 Концепция пяти сил конкуренции ( по М. Портеру). 12
2 глава. Проблема формирования конкурентной среды в РБ.
2.1 Формирование конкурентной среды РБ. 15
2.2 Регулирование конкуренции в РБ. 18
2.3 Меры по улучшению конкурентной среды в РБ. 24
Заключение.
-
налоговая, кредитная,
- длительные сроки окупаемости капиталовложений,
- неплатежи,
-
политика существующих на
-
неразвитость рыночной
- ограниченность ресурсов, отсутствие навыков предпринимательской
деятельности у
администрации
барьеры.
[8, с.250-252 ]
Механизм создания эффективной конкурентной среды на потребительском рынке
республики и повышения ее уровня интенсивности должен быть отрегулирован
государственными органами. Этот шаг не следует рассматривать как возврат к
усилению методов административного воздействия на субъектов рынка и созданию
торговых барьеров.
[4, c. 7]
Для появления конкуренции в Беларуси необходимы следующие условия:
- полное
обособление производителей
и произведенного продукта (главная предпосылка);
- множественность производителей однородной продукции (достигается путем
создания новых экономических структур в монополизированных отраслях),
развитие малого и среднего бизнеса, разукрупнение ассоциаций, концернов и
других объединений;
- заинтересованность субъектов в предпринимательской деятельности;
экономическая свобода и полная самостоятельность в производственной и
коммерческой деятельности хозяйствующего субъекта (выбор вида деятельности,
организационных форм, определение источников финансирования, методов и
структур управления производством, сбытом и т.д.), отсутствие диктата со
стороны правительства (государства);
- наличие рынка земли и недвижимости, четких правовых норм, устойчивых
денежной и финансовой систем, стимулирующей налоговой, кредитной, ценовой и
внешнеторговой политики (разумной протекционистской политики государства в
сфере внутреннего рынка, осуществляемой путем введения временных
количественных ограничений импорта отдельных видов продукции, специальных,
антидемпинговых и компенсационных пошлин);
- ликвидация барьеров для входа на рынок новых хозяйствующих субъектов;
- преодоление
монополизма государственных
контроль за монополистической
деятельностью хозяйствующих
пресечение антиконкурентных действий; государственное регулирование
естественных монополий; обеспечение свободного доступа к информации о товарах
и ценах; превращение государственного сектора экономики в действительного
конкурента. (Конкуренции не бывает при отсутствии частной собственности.
Следовательно, становление
конкуренции в
диктует необходимость обеспечения права собственности на средства
производства, на продукт и на доход, а также многообразия форм собственности
и их равноправия. Негосударственные и частично государственные экономические
структуры не должны охватывать лишь мелкое производство и бизнес.)
[8, c. 255- 266]
Кроме этого, для
повышения
необходимо решить следующие задачи.
Совершенствовать маркетинговую деятельность. В этих целях:
— проводить мероприятия по совершенствованию организации маркетинга (создать
службу или назначить исполнителя по маркетингу; определить должностные
обязанности, разделить полномочия, определить ответственность и поощрение;
провести переподготовку кадров; при подборе кадров устанавливать жесткие
квалификационные
требования к образованию и специальности)
— осуществлять поиск рыночных ниш, выявлять перспективные сегменты рынка,
проводить позиционирование товара на рынке;
— выявлять потребности
покупателей и постоянно
продукции, внедрять новые товары;
— проводить гибкую ценовую политику, применяя разный уровень цен на разных
рынках, для разных сегментов, применять систему скидок;
— проводить анализ и осуществлять поиск перспективных рынков и каналов сбыта;
осваивать внешние рынки;
— осуществлять эффективную рекламную кампанию, мероприятия по стимулированию
сбыта, направленные на формирование покупательских предпочтений и
приверженности к предприятию и его продукции.
Улучшать финансовое состояние предприятия. В этих целях:
— разрабатывать мероприятия, направленные на снижение затрат;
— ускорять оборачиваемость оборотных средств:
— при выборе управленческих решений проводить оптимизацию затрат.
Совершенствовать менеджмент. В этих целях:
— четко определять цели;
— выработать стратегии (общую для предприятия, маркетинговую, по элементам
комплекса маркетинга, по финансам, производству);
— совершенствовать организацию управления предприятием,
— разработать систему мотивации работников к эффективной деятельности.
Представляется, что решение этих задач в комплексе позволит повысить
конкурентоспособность отечественных предприятий как на внутреннем, так и на
внешнем рынках, а это, в свою очередь, позволит увеличить объемы экспорта и
поступления валютной
выручки в Государственный
таких задач, как поддержка курса национальной денежной единицы, погашение
внешнего долга. [5, c.19]
В условиях отсутствия конкуренции конкурентная среда должна формироваться
поэтапно, начиная с появления конкуренции между субъектами и заканчивая
формированием структурных элементов по ее обеспечению.
На первом этапе происходит становление конкуренции между отечественными
производителями одной отрасли за рынки сбыта и сырья, между банками —
за долгосрочное кредитование производственных программ, между торговыми
организациями - за установление связей с производителями.
На втором этапе
формируется межотраслевая
происходит становление нетоварных форм конкуренции между концернами,
холдингами, финансовыми группами за финансовое лидерство.
На третьем этапе предусматривается обеспечение равно-партнерских отношений
между отечественными и иностранными производителями.
С нашей точки зрения, эти этапы должны совпадать с этапами развития рыночных
отношений в республике.
Роль государства как регулирующего органа, сдерживающего монополистические
тенденции и поощряющего конкурентные отношения, состоит не в запрете
монополий как таковых, а в создании системы мер, поощряющих состязательность
на рынке, стимулирующих деловую активность, поддерживающих соблюдение
принципа равных возможностей.[8, c. 256]
Анализ экономической ситуации в республике, практики демонополизации
экономики за 1993-1998 it. позволяет сделать вывод о том, что в ходе
реформирования национальной экономики было бы целесообразно отдать приоритет
не антимонопольной, а конкурентной политике.
Конкурентная политика - это совокупность государственных мер, направленных на
создание и поддержку (развитие) конкуренции. Ее проводят не только развитые и
развивающиеся страны,
но и государства с
Принципами такой политики в рыночной экономике являются: эффективность,
справедливость, правовая защита производителя (продавца) и потребителя. Она
направлена на стимулирование эффективности и контроля в экономике,
предотвращение эксплуатации более слабых участников рынка.[3, c.110]
Основными целями конкурентной политики в развитых странах являются:
обеспечение экономического роста и международной конкурентоспособности
экономики, содействие техническому прогрессу, контроль за деятельностью
монопольных субъектов, вытеснение с рынка нерентабельных предприятий. При
этом главные стратегические задачи государства заключаются в создании
законодательной основы конкурентных отношений, а также нового хозяйственного
механизма, ориентированных на стимулирование конкуренции.
Ведущие направления государственной конкурентной политики сводятся к
разработке и совершенствованию законодательства о конкуренции, контролю над
структурой рынка, предотвращению злоупотреблений рыночной властью, к
стимулированию
предпринимательской
Основными направлениями конкурентной политики являются: разработка и
совершенствование законодательства о конкуренции, контроль над структурой
рынка, предотвращение злоупотреблений рыночной власти, стимулирование
предпринимательской деятельности. В переходный период важно создать
необходимые условия для ее появления. Во-первых, следует принять законы,
которые разрешают и стимулируют предпринимателей открывать новые фирмы. Во-
вторых, процесс приватизации существующих предприятий должен предусматривать
создание конкурентных рынков. В-третьих, важно открыть внутренние рынки для
иностранных предпринимателей. И, наконец, необходимы законы, поощряющие
конкуренцию и
запрещающие ценовые сговоры.[
Высшим органам Республики Беларусь предстоит принят пакет законов,
обеспечивающих гарантии полноправного чествования конкуренции в отечественной
экономике, а также защиты ее от ведомственного произвола и разнообразных под
законных актов и инструкций, искажающих (порой до неузнаваемости) смысл
государственных решений.
Становлению конкурентных отношений в Беларуси могла бы способствовать
реализация механизма банкротства субъектов хозяйствования, чья деятельность
признается экономически нецелесообразной.
Изучение зарубежного опыта реализации конкурентной политики дает основание
считать, что в Беларуси также необходимо проводить институциональные