Конкуренция

Автор: Екатеина Екатерина, 04 Декабря 2010 в 17:59, курсовая работа

Описание работы

Конкуренция как метод экономического контроля стоит обществу минимальных
затрат, но является при этом важной силой, которая постоянно толкает
производителя на сокращение издержек производства и цен, стимулирует борьбу
за потребителя и улучшение качества товаров.

Содержание

Введение.
1 глава. Понятие конкуренции.
1.1 Определение конкуренции. 4
1.2 Виды конкуренции. 7
1.3 Концепция пяти сил конкуренции ( по М. Портеру). 12
2 глава. Проблема формирования конкурентной среды в РБ.
2.1 Формирование конкурентной среды РБ. 15
2.2 Регулирование конкуренции в РБ. 18
2.3 Меры по улучшению конкурентной среды в РБ. 24
Заключение.

Работа содержит 1 файл

New Microsoft Word Document (2).doc

— 316.00 Кб (Скачать)

-         налоговая, кредитная, инвестиционная  и ценовая политика государства,

-         длительные сроки окупаемости  капиталовложений,

-         неплатежи,

-         политика существующих на рынке  структур;

-         неразвитость рыночной инфраструктуры;

-         ограниченность ресурсов, отсутствие  навыков предпринимательской

деятельности у  администрации негосударственных  предприятий, криминальные

барьеры.

[8, с.250-252 ]

    

2.3 Меры по улучшению  конкурентной среды  в РБ.

 

Механизм создания эффективной конкурентной среды на потребительском рынке

республики и  повышения ее уровня интенсивности  должен быть отрегулирован

государственными  органами. Этот шаг не следует рассматривать  как возврат к

усилению методов  административного воздействия  на субъектов рынка и созданию

торговых барьеров.

[4, c. 7]

Для появления  конкуренции в Беларуси необходимы следующие условия:

-   полное  обособление производителей как  собственников средств производства

и произведенного продукта (главная предпосылка);

-  множественность производителей однородной продукции (достигается путем

создания новых  экономических структур в монополизированных отраслях),

развитие малого и среднего бизнеса, разукрупнение  ассоциаций, концернов и

других объединений;

- заинтересованность  субъектов в предпринимательской деятельности;

экономическая свобода  и полная самостоятельность в  производственной и

коммерческой деятельности хозяйствующего субъекта (выбор вида деятельности,

организационных форм, определение источников финансирования, методов и

структур управления производством, сбытом и т.д.), отсутствие диктата со

стороны правительства (государства);

-     наличие  рынка земли и недвижимости, четких  правовых норм, устойчивых

денежной и финансовой систем, стимулирующей налоговой, кредитной, ценовой и

внешнеторговой  политики (разумной протекционистской  политики государства в

сфере внутреннего  рынка, осуществляемой путем введения временных

количественных  ограничений импорта отдельных  видов продукции, специальных,

антидемпинговых и компенсационных пошлин);

-      ликвидация барьеров для входа  на рынок новых хозяйствующих  субъектов;

-     преодоление  монополизма государственных управленческих  структур;

контроль за монополистической  деятельностью хозяйствующих субъектов  и

пресечение антиконкурентных действий; государственное регулирование

естественных монополий; обеспечение свободного доступа  к информации о товарах

и ценах; превращение  государственного сектора экономики  в действительного

конкурента. (Конкуренции  не бывает при отсутствии частной  собственности.

Следовательно, становление  конкуренции в трансформационной  экономике Беларуси

диктует необходимость  обеспечения  права собственности  на средства

производства, на продукт и на доход, а также  многообразия форм собственности

и их равноправия. Негосударственные и частично государственные экономические

структуры не должны охватывать лишь мелкое производство и бизнес.)

[8, c. 255- 266]

Кроме этого, для  повышения конкурентоспособности  белорусским предприятиям

необходимо решить следующие задачи.

Совершенствовать маркетинговую деятельность. В этих целях:

— проводить мероприятия  по совершенствованию организации  маркетинга (создать

службу или назначить  исполнителя по маркетингу; определить должностные

обязанности, разделить  полномочия, определить ответственность и поощрение;

провести переподготовку кадров; при подборе кадров устанавливать  жесткие

квалификационные  требования к образованию и специальности);

— осуществлять поиск  рыночных ниш, выявлять перспективные  сегменты рынка,

проводить позиционирование товара на рынке;

— выявлять потребности  покупателей и постоянно повышать конкурентоспособность

продукции, внедрять новые товары;

— проводить гибкую ценовую политику, применяя разный уровень цен на разных

рынках, для разных сегментов, применять систему скидок;

— проводить анализ и осуществлять поиск перспективных рынков и каналов сбыта;

осваивать внешние  рынки;

— осуществлять эффективную  рекламную кампанию, мероприятия  по стимулированию

сбыта, направленные на формирование покупательских предпочтений и

приверженности к предприятию и его продукции.

Улучшать финансовое состояние предприятия. В этих целях:

— разрабатывать  мероприятия, направленные на снижение затрат;

— ускорять оборачиваемость  оборотных средств:

— при выборе управленческих решений проводить оптимизацию  затрат.

Совершенствовать  менеджмент. В этих целях:

— четко определять цели;

— выработать стратегии (общую для предприятия, маркетинговую, по элементам

комплекса маркетинга, по финансам,      производству);

— совершенствовать организацию управления предприятием,

— разработать  систему мотивации работников к  эффективной деятельности.

Представляется, что  решение этих задач в комплексе  позволит повысить

конкурентоспособность отечественных предприятий как  на внутреннем, так и на

внешнем рынках, а  это, в свою очередь, позволит увеличить объемы экспорта и

поступления валютной выручки в Государственный валютный фонд для решения

таких задач, как  поддержка курса национальной денежной единицы, погашение

внешнего долга. [5, c.19]

В условиях отсутствия конкуренции конкурентная среда должна формироваться

поэтапно, начиная  с появления конкуренции между  субъектами и заканчивая

формированием структурных  элементов по ее обеспечению.

На  первом  этапе  происходит становление  конкуренции  между  отечественными

производителями   одной   отрасли   за рынки сбыта и сырья, между банками —

за долгосрочное кредитование производственных программ, между торговыми

организациями - за установление связей с производителями.

На втором этапе  формируется межотраслевая конкуренция  за норму прибыли,

происходит становление  нетоварных форм конкуренции между  концернами,

холдингами, финансовыми  группами за финансовое лидерство.

На третьем этапе  предусматривается обеспечение  равно-партнерских отношений

между отечественными и иностранными производителями.

С нашей точки  зрения, эти этапы должны совпадать  с этапами развития рыночных

отношений в республике.

Роль государства  как регулирующего органа, сдерживающего  монополистические

тенденции и поощряющего  конкурентные отношения, состоит не в запрете

монополий как таковых, а в создании системы мер, поощряющих состязательность

на рынке, стимулирующих  деловую активность, поддерживающих соблюдение

принципа равных возможностей.[8, c. 256]

Анализ экономической  ситуации в республике, практики демонополизации

экономики за 1993-1998 it. позволяет сделать вывод о том, что в ходе

реформирования  национальной экономики было бы целесообразно  отдать приоритет

не антимонопольной, а конкурентной политике.

Конкурентная политика - это совокупность государственных  мер, направленных на

создание и поддержку (развитие) конкуренции. Ее проводят не только развитые и

развивающиеся страны, но и государства с трансформируемой экономикой.

Принципами такой  политики в рыночной экономике являются: эффективность,

справедливость, правовая защита производителя (продавца) и потребителя. Она

направлена на стимулирование эффективности и  контроля в экономике,

предотвращение  эксплуатации более слабых участников рынка.[3, c.110]

Основными  целями конкурентной  политики в развитых странах являются:

обеспечение экономического роста и международной конкурентоспособности

экономики, содействие техническому прогрессу, контроль за деятельностью

монопольных субъектов, вытеснение с рынка нерентабельных предприятий. При

этом главные  стратегические задачи государства заключаются в создании

законодательной основы конкурентных отношений, а также  нового хозяйственного

механизма, ориентированных  на стимулирование конкуренции.

Ведущие направления  государственной конкурентной политики сводятся к

разработке и  совершенствованию законодательства о конкуренции, контролю над

структурой рынка, предотвращению злоупотреблений рыночной властью, к

стимулированию  предпринимательской деятельности.[8, c. 258]

Основными направлениями  конкурентной политики являются: разработка и

совершенствование законодательства о конкуренции, контроль над структурой

рынка, предотвращение злоупотреблений рыночной власти, стимулирование

предпринимательской деятельности. В переходный период важно создать

необходимые условия  для ее появления. Во-первых, следует принять законы,

которые разрешают  и стимулируют предпринимателей открывать новые фирмы. Во-

вторых, процесс  приватизации существующих предприятий  должен предусматривать

создание конкурентных рынков. В-третьих, важно открыть  внутренние рынки для

иностранных предпринимателей. И, наконец, необходимы законы, поощряющие

конкуренцию и  запрещающие ценовые сговоры.[3, c. 110]

Высшим органам  Республики Беларусь предстоит принят пакет законов,

обеспечивающих  гарантии полноправного чествования  конкуренции в отечественной

экономике, а также  защиты ее от ведомственного произвола  и разнообразных под

законных актов  и инструкций, искажающих (порой  до неузнаваемости) смысл

государственных решений.

Становлению конкурентных отношений в Беларуси могла бы способствовать

реализация механизма банкротства субъектов хозяйствования, чья деятельность

признается экономически нецелесообразной.

Изучение зарубежного  опыта реализации конкурентной политики дает основание

считать, что в  Беларуси также необходимо проводить  институциональные

Информация о работе Конкуренция