Конкуренция

Автор: Екатеина Екатерина, 04 Декабря 2010 в 17:59, курсовая работа

Описание работы

Конкуренция как метод экономического контроля стоит обществу минимальных
затрат, но является при этом важной силой, которая постоянно толкает
производителя на сокращение издержек производства и цен, стимулирует борьбу
за потребителя и улучшение качества товаров.

Содержание

Введение.
1 глава. Понятие конкуренции.
1.1 Определение конкуренции. 4
1.2 Виды конкуренции. 7
1.3 Концепция пяти сил конкуренции ( по М. Портеру). 12
2 глава. Проблема формирования конкурентной среды в РБ.
2.1 Формирование конкурентной среды РБ. 15
2.2 Регулирование конкуренции в РБ. 18
2.3 Меры по улучшению конкурентной среды в РБ. 24
Заключение.

Работа содержит 1 файл

New Microsoft Word Document (2).doc

— 316.00 Кб (Скачать)

между продавцами и покупателями, среди продавцов  и среди покупателей.

Конкуренция между  производителями, продавцами осуществляется из-за

удовлетворения  своих интересов, связанных с  продажей продукции, выполнением

работ, оказанием  услуг одним и тем же потребителям. Производители (продавцы)

стремятся как  можно дешевле производить товары и дороже их продать.

Состязание происходит между товаропроизводителями за наиболее выгодные сферы

приложения капитала, рынки сбыта, источники сырья, [13, с. 144]  и

одновременно  весьма действенный механизм стихийного регулирования пропорций

общественного производства.[12, с. 178]

Конкуренция среди  покупателей проявляется в стремлении приобрести

качественные товары, и как можно дешевле.

В ходе борьбы между  продавцами и покупателями первые стремятся  продать

подороже, вторые — купить подешевле.

В условиях конкуренции  каждый предприниматель заботится  не только о

сохранении, но и  расширении своего производства, о  повышении качества товаров

и снижении затрат на единицу продукции. В этой связи  можно согласиться с

высказыванием Ф. фон Хайека о том, что общества, полагающиеся на конкуренцию,

успешнее других достигают своих целей, и что именно конкуренция показывает,

как можно эффективнее  производить вещи.

Для характеристики уровня конкуренции на том или  ином конкретном рынке

используются следующие  показатели:

-         количество производителей и  потребителей на рынке,

-         тип производимой продукции,

-         способность отдельного производителя  и потребителя влиять на

рыночные цены,

-         барьеры на пути вступления  в отрасль,

-         отсутствие или наличие неценовых  форм конкурентной борьбы.

Конкуренция существует там, где между субъектами возникает соперничество по

обеспечению своих  интересов. Как экономический закон  конкуренция выражает

причинно- следственную зависимость между интересами субъектов  хозяйствования

к соперничеству  и результатами в развитии экономики.

Конкуренция имеет  важное значение в жизни общества. Как живительная сила

рыночной экономики, она способствует развитию производства и повышению его

эффективности. Благодаря  конкуренции создаются огромное разнообразие товаров

и услуг и богатые возможности выбора для потребителей.

Конкуренция создает  условия по оптимальному использованию  достижений научно-

технического прогресса  в области изготовления новых  видов товаров, вызывает

необходимость гибко  реагировать на изменения в производстве и реализации

товаров, нацеливает производителей на повышение качества товаров,

обеспечивает свободу  выбора и действий продавцов и  покупателей. Конкуренция

стимулирует деятельность субъектов рыночных отношений.

Через конкуренцию  товаропроизводители как бы контролируют друг друга. Их

борьба за потребителя  приводит к снижению цен, уменьшению издержек

производства, улучшению  качества продукции, усилению научно-технического

прогресса.

Конкуренция имеет  и негативные стороны:

1)      обостряет противоречия экономических интересов,

2)      чрезвычайно усиливает экономическую  дифференциацию в обществе,

3)      обусловливает рост непроизводительных  издержек,

4)      побуждает создание монополий,

5)      отрицательно сказывается на  защите окружающей среды,

6)      не стимулирует развитие производства товаров и услуг коллективного

пользования (дороги, общественный транспорт),

7)      не способствует сохранению невоспроизводимых  ресурсов (лес, дикие

животные, полезные ископаемые).

С конкуренцией связываются  также такие явления, как :

-         ухудшение материального положения  определенной части населения,

-         безработица,

-         социальная несправедливость.

-         противоборство агентов рынка  усиливает их социально-экономическое

расслоение.

Без вмешательства  государственных структур конкуренция может превращаться в

разрушительную  силу для экономики. Для обуздания  конкуренции и удержания ее

на уровне нормального  стимулятора экономики государство  в своих законах

определяет ”правила игры” соперников. В этих законах  фиксируются права и

обязанности производителей и потребителей продукции, устанавливаются  принципы

и гарантии действий участников конкуренции.

[13, c. 244]

Кроме этого, конкуренция  выполняет следующие функции:

Функция регулирования.   Для того чтобы устоять в борьбе, предприниматель

должен предлагать изделия, которые предпочитает потребитель ( суверенитет

потребителя ) . Отсюда и факторы производства под влиянием цены направляются

в те отрасли , где  в них существует наибольшая потребность.

Функция мотивации.   Для предпринимателя конкуренция означает шанс и риск

одновременно:

-         предприятия, которые предлагают  лучшую по качеству продукцию  или

производят ее с меньшими производственными затратами , получают

вознаграждение  в виде прибыли ( позитивные санкции ). Это стимулирует

технический прогресс;

-         предприятия, которые не реагируют  на пожелания клиентов или

нарушения правил конкуренции своими соперниками  на рынке , получают наказание

в виде убытков  или вытесняются с рынка ( негативные санкции ) .

Функция распределения.   Конкуренция не только включает стимулы  к более

высокой продуктивности , но и позволяет распределять доход  среди предприятий

и домашних хозяйств в соответствии с их эффективным  вкладом. Это отвечает

господствующему в конкурентной борьбе принципу вознаграждения по результатам.

Функция контроля.   Конкуренция ограничивает и контролирует экономическую

силу каждого  предприятия. Например, монополист может  назначать цену. В то же

время  конкуренция  предоставляет покупателю возможность  выбора среди

нескольких продавцов. Чем совершеннее конкуренция , тем  справедливее

цена.[10, c. 123]

    

1.2 Виды конкуренции.

 

Исторически конкуренция  возникала в условиях простого товарного  производства.

Каждый мелкий производитель в процессе конкуренции  стремился создать для себя

наиболее выгодные условия производства и сбыта  товаров в ущерб остальным

участникам рыночного  обмена . По мере усиления зависимости  мелких

товаропроизводителей  от рынка и рыночных колебаний  цен на производимые ими

товары конкурентная борьба усиливалась . появилась возможность усиления

хозяйства, применение наемных работников, эксплуатации их труда. Так

возникает капиталистическое  товарное производство. Здесь конкуренция  получила

наибольшее развитие. В современных условиях она выступает как важное средство

развития производства и существует в различных формах.[12, c. 178]

Конкуренцию можно  классифицировать по нескольким основаниям :

а) по масштабам  развития,

б) по своему характеру,

в) по методам соперничества.

По масштабам  развития конкуренция может быть:

1)      индивидуальной (один участник рынка  стремится занять “свое место  под

солнцем”- выбрать  наилучшие условия купли-продажи  товаров и услуг);

2)      местной (ведется среди товаровладельцев  какой-то территории);

3)      отраслевой ( в одной из отраслей рынка идет борьба за получение

наибольшего дохода);

4)      межотраслевой ( соперничество представителей  разных отраслей  рынка

за привлечение  на свою сторону покупателей в  целях извлечения большего

дохода);

5)      национальной ( состязание отечественных товаровладельцев внутри

данной страны);

6)      глобальной ( борьба предприятий  ,хозяйственных объединений и

государств разных стран на мировом рынке).

По характеру  развития конкуренция подразделяется на:

1)      свободную

2)      регулируемую.

По методам ведения  конкуренция делится на :

-         ценовая,

-         неценовая.[11, c.112]

В вопросах содержания и форм конкуренции существуют разные подходы.

Марксизм о конкуренции. Имея в виду капиталистическую конкуренцию, Ф. Энгельс

определял ее как наиболее полное выражение господствующей в современном

гражданском обществе войны всех против всех.

Закон капиталистической  конкуренции, по Марксу, основывается на разнице между

стоимостью товара и издержками производства. Он различал две формы

капиталистической конкуренции:

-         внутриотраслевую,

-         межотраслевую.

Внутриотраслевая  конкуренция — конкуренция между  предпринимателями,

производящими однородные товары, за лучшие условия их производства и сбыта,

за получение  сверхприбыли. Товары реализуются исходя из общественно

необходимых затрат, которые образуют общественную, рыночную стоимость.[13, c.

246] Общественная  стоимость товаров, устанавливающуюся  в результате

внутриотраслевой  конкуренции на рынке, К. Маркс называл  рыночной стоимостью.

Рыночная стоимость  отличается от рыночной цены. На величину последней влияет

спрос и предложение  товаров. Если спрос выше предложения  рыночная цена

устанавливается выше стоимости , а если предложение  больше спроса ,то

рыночная цена ниже стоимости.[12, c. 179] Внутриотраслевая конкуренция сводит

различные индивидуальные стоимости к рыночной стоимости  и рыночной цене,

обусловливает неравенство  индивидуальных норм прибыли предпринимателей

различных отраслей производства.[13, с. 246] Стимулируя технический процесс и

повышение производительности труда на предприятиях, она в то же время

выступает как  тормоз их развития , т. к. порождает  коммерческую тайну,

отвлекает крупные  средства на спекуляцию , рекламу и  другие

непроизводительные  цели.[12, c. 179]

Информация о работе Конкуренция