Автор: Екатеина Екатерина, 04 Декабря 2010 в 17:59, курсовая работа
Конкуренция как метод экономического контроля стоит обществу минимальных
затрат, но является при этом важной силой, которая постоянно толкает
производителя на сокращение издержек производства и цен, стимулирует борьбу
за потребителя и улучшение качества товаров.
Введение.
1 глава. Понятие конкуренции.
1.1 Определение конкуренции. 4
1.2 Виды конкуренции. 7
1.3 Концепция пяти сил конкуренции ( по М. Портеру). 12
2 глава. Проблема формирования конкурентной среды в РБ.
2.1 Формирование конкурентной среды РБ. 15
2.2 Регулирование конкуренции в РБ. 18
2.3 Меры по улучшению конкурентной среды в РБ. 24
Заключение.
между продавцами и покупателями, среди продавцов и среди покупателей.
Конкуренция между производителями, продавцами осуществляется из-за
удовлетворения своих интересов, связанных с продажей продукции, выполнением
работ, оказанием услуг одним и тем же потребителям. Производители (продавцы)
стремятся как
можно дешевле производить
Состязание происходит между товаропроизводителями за наиболее выгодные сферы
приложения капитала, рынки сбыта, источники сырья, [13, с. 144] и
одновременно весьма действенный механизм стихийного регулирования пропорций
общественного производства.[12, с. 178]
Конкуренция среди покупателей проявляется в стремлении приобрести
качественные товары, и как можно дешевле.
В ходе борьбы между продавцами и покупателями первые стремятся продать
подороже, вторые — купить подешевле.
В условиях конкуренции каждый предприниматель заботится не только о
сохранении, но и расширении своего производства, о повышении качества товаров
и снижении затрат на единицу продукции. В этой связи можно согласиться с
высказыванием Ф. фон Хайека о том, что общества, полагающиеся на конкуренцию,
успешнее других достигают своих целей, и что именно конкуренция показывает,
как можно эффективнее производить вещи.
Для характеристики уровня конкуренции на том или ином конкретном рынке
используются следующие показатели:
- количество производителей и потребителей на рынке,
- тип производимой продукции,
-
способность отдельного
рыночные цены,
- барьеры на пути вступления в отрасль,
-
отсутствие или наличие
Конкуренция существует там, где между субъектами возникает соперничество по
обеспечению своих интересов. Как экономический закон конкуренция выражает
причинно- следственную зависимость между интересами субъектов хозяйствования
к соперничеству и результатами в развитии экономики.
Конкуренция имеет важное значение в жизни общества. Как живительная сила
рыночной экономики, она способствует развитию производства и повышению его
эффективности. Благодаря конкуренции создаются огромное разнообразие товаров
и услуг и богатые возможности выбора для потребителей.
Конкуренция создает условия по оптимальному использованию достижений научно-
технического прогресса в области изготовления новых видов товаров, вызывает
необходимость гибко реагировать на изменения в производстве и реализации
товаров, нацеливает производителей на повышение качества товаров,
обеспечивает свободу выбора и действий продавцов и покупателей. Конкуренция
стимулирует деятельность субъектов рыночных отношений.
Через конкуренцию товаропроизводители как бы контролируют друг друга. Их
борьба за потребителя приводит к снижению цен, уменьшению издержек
производства, улучшению качества продукции, усилению научно-технического
прогресса.
Конкуренция имеет и негативные стороны:
1)
обостряет противоречия
2)
чрезвычайно усиливает
3)
обусловливает рост
4) побуждает создание монополий,
5) отрицательно сказывается на защите окружающей среды,
6) не стимулирует развитие производства товаров и услуг коллективного
пользования (дороги, общественный транспорт),
7)
не способствует сохранению
животные, полезные ископаемые).
С конкуренцией связываются также такие явления, как :
-
ухудшение материального
- безработица,
- социальная несправедливость.
-
противоборство агентов рынка
усиливает их социально-
расслоение.
Без вмешательства государственных структур конкуренция может превращаться в
разрушительную силу для экономики. Для обуздания конкуренции и удержания ее
на уровне нормального
стимулятора экономики
определяет ”правила игры” соперников. В этих законах фиксируются права и
обязанности производителей и потребителей продукции, устанавливаются принципы
и гарантии действий участников конкуренции.
[13, c. 244]
Кроме этого, конкуренция выполняет следующие функции:
Функция регулирования. Для того чтобы устоять в борьбе, предприниматель
должен предлагать изделия, которые предпочитает потребитель ( суверенитет
потребителя ) . Отсюда и факторы производства под влиянием цены направляются
в те отрасли , где в них существует наибольшая потребность.
Функция мотивации. Для предпринимателя конкуренция означает шанс и риск
одновременно:
-
предприятия, которые
производят ее с меньшими производственными затратами , получают
вознаграждение в виде прибыли ( позитивные санкции ). Это стимулирует
технический прогресс;
-
предприятия, которые не
нарушения правил конкуренции своими соперниками на рынке , получают наказание
в виде убытков или вытесняются с рынка ( негативные санкции ) .
Функция распределения. Конкуренция не только включает стимулы к более
высокой продуктивности , но и позволяет распределять доход среди предприятий
и домашних хозяйств в соответствии с их эффективным вкладом. Это отвечает
господствующему в конкурентной борьбе принципу вознаграждения по результатам.
Функция контроля. Конкуренция ограничивает и контролирует экономическую
силу каждого предприятия. Например, монополист может назначать цену. В то же
время конкуренция предоставляет покупателю возможность выбора среди
нескольких продавцов. Чем совершеннее конкуренция , тем справедливее
цена.[10, c. 123]
Исторически конкуренция возникала в условиях простого товарного производства.
Каждый мелкий производитель в процессе конкуренции стремился создать для себя
наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров в ущерб остальным
участникам рыночного обмена . По мере усиления зависимости мелких
товаропроизводителей от рынка и рыночных колебаний цен на производимые ими
товары конкурентная борьба усиливалась . появилась возможность усиления
хозяйства, применение наемных работников, эксплуатации их труда. Так
возникает капиталистическое товарное производство. Здесь конкуренция получила
наибольшее развитие. В современных условиях она выступает как важное средство
развития производства и существует в различных формах.[12, c. 178]
Конкуренцию можно классифицировать по нескольким основаниям :
а) по масштабам развития,
б) по своему характеру,
в) по методам соперничества.
По масштабам развития конкуренция может быть:
1) индивидуальной (один участник рынка стремится занять “свое место под
солнцем”- выбрать
наилучшие условия купли-
2)
местной (ведется среди
3) отраслевой ( в одной из отраслей рынка идет борьба за получение
наибольшего дохода);
4) межотраслевой ( соперничество представителей разных отраслей рынка
за привлечение на свою сторону покупателей в целях извлечения большего
дохода);
5) национальной ( состязание отечественных товаровладельцев внутри
данной страны);
6) глобальной ( борьба предприятий ,хозяйственных объединений и
государств разных стран на мировом рынке).
По характеру развития конкуренция подразделяется на:
1) свободную
2) регулируемую.
По методам ведения конкуренция делится на :
- ценовая,
- неценовая.[11, c.112]
В вопросах содержания и форм конкуренции существуют разные подходы.
Марксизм о конкуренции. Имея в виду капиталистическую конкуренцию, Ф. Энгельс
определял ее как наиболее полное выражение господствующей в современном
гражданском обществе войны всех против всех.
Закон капиталистической конкуренции, по Марксу, основывается на разнице между
стоимостью товара и издержками производства. Он различал две формы
капиталистической конкуренции:
- внутриотраслевую,
- межотраслевую.
Внутриотраслевая
конкуренция — конкуренция
производящими однородные товары, за лучшие условия их производства и сбыта,
за получение сверхприбыли. Товары реализуются исходя из общественно
необходимых затрат, которые образуют общественную, рыночную стоимость.[13, c.
246] Общественная
стоимость товаров,
внутриотраслевой конкуренции на рынке, К. Маркс называл рыночной стоимостью.
Рыночная стоимость отличается от рыночной цены. На величину последней влияет
спрос и предложение товаров. Если спрос выше предложения рыночная цена
устанавливается выше стоимости , а если предложение больше спроса ,то
рыночная цена ниже стоимости.[12, c. 179] Внутриотраслевая конкуренция сводит
различные индивидуальные стоимости к рыночной стоимости и рыночной цене,
обусловливает неравенство индивидуальных норм прибыли предпринимателей
различных отраслей производства.[13, с. 246] Стимулируя технический процесс и
повышение производительности труда на предприятиях, она в то же время
выступает как тормоз их развития , т. к. порождает коммерческую тайну,
отвлекает крупные средства на спекуляцию , рекламу и другие
непроизводительные цели.[12, c. 179]