Конкуренция

Автор: Екатеина Екатерина, 04 Декабря 2010 в 17:59, курсовая работа

Описание работы

Конкуренция как метод экономического контроля стоит обществу минимальных
затрат, но является при этом важной силой, которая постоянно толкает
производителя на сокращение издержек производства и цен, стимулирует борьбу
за потребителя и улучшение качества товаров.

Содержание

Введение.
1 глава. Понятие конкуренции.
1.1 Определение конкуренции. 4
1.2 Виды конкуренции. 7
1.3 Концепция пяти сил конкуренции ( по М. Портеру). 12
2 глава. Проблема формирования конкурентной среды в РБ.
2.1 Формирование конкурентной среды РБ. 15
2.2 Регулирование конкуренции в РБ. 18
2.3 Меры по улучшению конкурентной среды в РБ. 24
Заключение.

Работа содержит 1 файл

New Microsoft Word Document (2).doc

— 316.00 Кб (Скачать)

преобразования - осуществить структурную перестройку  экономики, обеспечить

рациональное сочетание  различных форм собственности и  эффективное

функционирование  государственной, снижение уровня монополизации  экономики и

становление конкурентной среды, финансовое оздоровление страны и проведение

земельной реформы. Кроме того, следует реструктурировать  предприятия и

создать рыночную инфраструктуру, обеспечивающую функционирование основных

рынков в условиях конкуренции и разумного антимонопольного регулирований  А

главное - устранить  экономические основы (условия) злоупотреблений

доминирующим положением и создать условия для конкурентных отношений, для

чего необходимо:

1) выявить природу  монополий и их виды, а также  возможности субъектов,

обладающих чрезмерной экономической властью;

2) отказаться от  тотального устранения монопольных  структур, подходить

дифференцированное  к монополистам и лишать монопольной  власти тех, кто не

способствует прогрессивным  сдвигам в экономике, ее оздоровлению, тормозит

развитие НТП, допускает расточительство, производит морально устаревшую

продукцию;

3) не столько  реорганизовать функционирующие  монополии, сколько изменить

окружающую их экономическую среду; осуществить  разумную либерализацию

национального рынка, обеспечить развитие производственной инфраструктуры

(транспорта и  связи); стимулировать производство  товаров-субститутов и

т.д.[8, c. 259- 260]

Антимонопольному  регулированию в республике должны были предшествовать

принятие закона о конкуренции, разработка законодательства о ней, играющего

важную роль в  формировании конкурентной среды. Оно, как правило, включает

возведенные в  закон «правила игры», нормы поведения, регулирующие

взаимоотношения хозяйствующих субъектов в сфере  бизнеса. При этом в условиях

переходной экономики  должны преобладать меры не столько ограничительного,

сколько стимулирующего характера, направленные на становление  и развитие

конкуренции. Необходима разработка концепции и программы  государственной

политики в области  конкуренции.

Конкурентная политика и законодательство о конкуренции должны ориентироваться

не столько на пресечение монопольного поведения  хозяйствующих субъектов,

сколько на устранение указанных выше препятствий барьеров). При этом было бы

корректным определять все законы, направленные на становление конкурентных

отношений в трансформируемой экономике республики, как законодательство о

конкуренции.

Роль государства  как регулирующего органа, сдерживающего  монополистические

тенденции и поощряющего  конкурентные отношения, состоит не в запрете

монополий как таковых, а в создании системы мер, поощряющих состязательность

на рынке, стимулирующих  деловую активность, поддерживающих соблюдение

принципа равных возможностей.[3, c.110]

Антимонопольное  законодательство  промышленно  развитых стран,

предназначенное для условий превышения предложения над спросом и призванное

охранять налаженную конкурентную среду, не годится для  условий тотального

дефицита и отсутствия конкуренции. Решать вопрос о разрушении давно

сложившихся в  республике монопольных структур необходимо на основе общей

реформы собственности  и организации управления хозяйством.

Из существующего  опыта  западного антимонопольного регулирования можно

заимствовать лишь общую идею необходимости борьбы с негативными проявлениями

монополии, деформирующей  рыночные отношения, препятствующими развитию

конкуренции, а  также некоторые технические  приемы. Республике Беларусь

необходима своя концепция, призванная не столько спасать  и защищать

конкуренцию, сколько  создавать условия для ее возникновения, способствовать

формированию новых  производственных структур, лишенных возможности

злоупотреблять  монопольным положением на рынке; а  также предотвращать сговоры

между предприятиями, выпускающими однородную продукцию  с целью навязывания

своей воли потребителям, стимулировать диверсификацию предприятий, развитие

малого бизнеса.[8, c. 261 - 262]

    

Заключение.

 

С учетом вышеизложенного  можно сделать следующие выводы:

1. Конкуренция  - эффективный, дешевый метод экономического  контроля. Они

толкает производителя  на сокращение издержек производства, иен, увеличение

объема сбыта, па борьбу за потребителя и улучшение  качества.

2. Государство  играет активную роль в регулировании  конкуренции в

национальных границах, руководствуясь общенациональными  интересами. Именно от

государства во многом зависит создание условий для благоприятной конкурентной

среды.

3. В современных  условиях важна не столько  ценовая конкуренция, сколько

конкуренция новых  товаров и услуг. Однако высокая  степень экономического

риска сдерживает немало производственников от внедрения инноваций в

производство.

4. Несмотря па  то что конкуренция в силу  своего стихийного характера  может

вызвать побочные отрицательные экономические и  социальные последствия, она

все же является главным  двигателем современного прогресса, производства

высококачественной  и конкурентоспособной продукции.

Можно также еще  раз подчеркнуть, что основу для  решения проблемы формирования

конкурентной среды  создает политика государства в  этой области, а полученные

возможности уже  в той или иной мере реализуются на фирменном уровне. Важное

значение имеет  поддержка государством наукоемкого  сектора; создание системы

льгот для хозяйственников, применяющих новые технологии, повышающих качество

продукции, увеличивающих  объемы продаж своей продукции за рубеж.

Кроме этого, поддержка  и помощь должны заключаться в  развитии и укреплении

информационной  базы потребительского рынка; создании возможности сертификации

и контроля качества товаров и упрощении их процедуры; создании кредитной

системы, доступной  всем субъектам рынка; упрощении процедуры налогообложения;

сокращении форм отчетности для частного предпринимателя; повышении правовой

культуры участников рынка; обеспечении соблюдения требований закона всеми

участниками рыночных отношений.

Только в этом случае можно ожидать от субъектов рынка отказа от

неэффективных, полулегальных  и недобросовестных форм конкурентного  поведения

на рынке, повышения  цивилизованных и добросовестных форм конкуренции на

потребительском рынке республики.

     Приложение.

Схема 1 - Пять сил конкуренции ( по М. Портеру). [ 14 , с. 43]

    

                   
     
                   
   
   
Конкуренция в отрасли

Интенсивность конкуренции

 
 
     
           
                 
                   
       
 

    

Список  литературы:

 

1.      Атамалиева Л. ”Конкуренция и  ее роль в работе предприятий.  “ //

“ФУА”. - 2000, № 9. с.31-

32

2.      Пыко В.Т. “Рыночная деятельность  фирмы.” // “Вестник БДЭУ.”-2000, №

5. С. 21-25

3.      Санько Г.Г.”Монополизм и конкурентная  политика в трансформируемой

экономике.“//

“БЭЖ”. - 1999, № 2. с. 100-111

4.      Целикова Л. ”Конкуренция : методы  оценки. “ // “НЭГ”. - 2000, 5

апреля. с. 7

5.      Яшева Г. ”Конкурентоспособностьпредприятий:  методика оценок и

результаты. “ // “ФУА”. - 2000, № 4. с. 17-20

6.      Курс экономики : Учебник // Под  редакцией Б. А. Райзберга.-М.: ИНФРА

, 1997 –720 с.

7.      “Конкуренция: теория и практика”.Учебно- практическое пособие.- 2-е

изд., испр. и доп// Юданов А. Ю. -М.: OOO Гном-пресс , 1998.-384 с.

8.      “Монополия и конкуренция” // Санько  Г.Г.,- Мн.,1999.- 237 c. с. 242-262.

9.      “Основы экономической теории”.  Учебное пособие // Под редакцией

Камаева В.Д.-М.: Издательство МГТУ им. Н.Э. Баумана, 1996 – 284 с.

10.   “Основы  рыночной экономики”// Рузавин. Г.И.-  М.: ЮНИТИ. 1996.

11.    Экономическая  теория: учебное пособие- 2-е изд., перераб и доп- М. :

Юрайт, 1999.-384 с. [111-117]

12.  “ Экономическая  теория ”// Гурко С. П. и др.- Мн., ИП Экоперпектива,

2001-637 с.  177-182

13.  “ Экономическая  теория ”// Базылев Н.Н. - Мн., ИП  Экоперпектива, 2001.-

538 с.

14.   “ Экономика.”  Учебник/под ред. А.И.Архипова, А.Н.  Нестеренко, А.К.

Большакова. —М.: «Проспект», 1998. — с.16.

    

Информация о работе Конкуренция