Автор: Екатеина Екатерина, 04 Декабря 2010 в 17:59, курсовая работа
Конкуренция как метод экономического контроля стоит обществу минимальных
затрат, но является при этом важной силой, которая постоянно толкает
производителя на сокращение издержек производства и цен, стимулирует борьбу
за потребителя и улучшение качества товаров.
Введение.
1 глава. Понятие конкуренции.
1.1 Определение конкуренции. 4
1.2 Виды конкуренции. 7
1.3 Концепция пяти сил конкуренции ( по М. Портеру). 12
2 глава. Проблема формирования конкурентной среды в РБ.
2.1 Формирование конкурентной среды РБ. 15
2.2 Регулирование конкуренции в РБ. 18
2.3 Меры по улучшению конкурентной среды в РБ. 24
Заключение.
и совхозов. Однако данную конкуренцию нельзя назвать ни совершенной, ни
эффективной.
Появление и развитие конкуренции на отдельных товарных рынках
(потребительских товаров, торговых, бытовых, медицинских и строительных
услуг, связи, автомобильного транспорта) обусловливает смену стратегии
поведения отдельных хозяйствующих субъектов.
Возникающая конкуренция между банками за предоставление краткосрочных
кредитов способствует накоплению не производительного, а ростовщического
капитала непроизводственного происхождения, увеличению доходов коммерсантов-
финансистов без прироста товарного предложения и, как следствие, росту
неотоваренной денежной
массы ограниченного числа
банкротству ряда небольших коммерческих банков и укрепляет монополию
крупных.[8, c. 244-246]
Сегодня на первый план в рыночной борьбе выступает уже не столько ценовая
конкуренция, сколько конкуренция новых товаров и услуг, что весьма актуально
и проблематично для предприятий текстильной промышленности Беларуси. На
большинстве предприятий есть сложности в обеспечении производств современным
оборудованием, использовании новых технологий, без чего изначально невозможно
делать конкурентоспособную продукцию. Износ оборудования нашей текстильной
промышленности составляет более 70%. Для сравнения: в США — в среднем 15—20%.
Действующий же механизм замены средств производства на большинстве не
предприятий республики
не адекватен изменившемуся
обладает необходимыми свойствами для решения вопросов, связанных с
обеспечением желаемого уровня качества выпускаемой продукции, не использует
все экономические резервы и возможности. Немало производственников из-за
боязни экономического риска предпочитают применять уже испытанные технологии
для производства продукции. Получается замкнутый круг: для того, чтобы
производить новую, конкурентоспособную продукцию, нужны деньги, а чтобы их
заиметь — необходимо продать качественные изделия. В данной ситуации
предприятиям важно не столько ждать помощи от государства, сколько самим
производственникам проводить активную маркетинговую стратегию: изучать спрос,
емкость рынка, динамику
конкурентоспособности
реагировать на изменения рынка и т.д.
Однако даже в наше нелегкое для производителей товаров время можно выделить и
ряд экономически устойчивых предприятий, для которых новейшие научные
разработки в технологии производства продукции уже не теория, а практика.
Среди лидирующих предприятий легкой промышленности — ОАО «КИМ», гомельская
промышленно-торговая фирма «8 Марта», ОАО «Брестский чулочный комбинат», ВШПО
«Витебчанка» и др. Управленцы этих предприятий целенаправленно внедряют в
производство инновации, изменяют ассортимент товаров, находят новые рынки
сбыта. Для данных предприятий характерен рост прибыли, рентабельности:
коэффициенты модернизации качества прогрессивного обновления близки к 1. Пока
же большая часть производимой предприятиями текстильной промышленности
продукции продается лишь на территории своей республики.
[1, с. 31]
С развитием рыночных
отношений все более
борьба между фирмами. Кто победит — за тем более высокая прибыль,
долгосрочная выгодная сделка. Наряду с актуальностью проблемы увеличивается и
ее значимость. Но как выработать, а затем реализовать стратегию конкуренции?
Создаваемые рыночные структуры с трудом и крайне медленно справляются с новой
для себя задачей. С одной стороны, количественные показатели эффективности
растут: в 1994 г. удельный вес негосударственного сектора в производстве был
равен 22,1 %, в 1999 г. — 43,3 %; ежегодно прирост объемов составлял 6 — 7 %,
рентабельность оказалась на 3 — 5 % выше рентабельности госсектора.
С другой стороны, уровень затрат сохраняется значительным. На государственных
предприятиях затраты выросли в 1999 г. более чем в 4 раза, на
негосударственных ненамного меньше -- в 3,8 раза. Естественно, цены остаются
высокими, конкурентоспособность товаров практически не меняется.
Рентабельность, несмотря на рост, отстает от необходимой для расширенного
воспроизводства в 2 — 2,5 раза. Победа в хозяйственном соперничестве,
особенно на внешнем рынке становится маловероятной.[2, c. 22]
За десять лет
конкурентоспособность
финансовых возможностей для улучшения ситуации не имеется. Предпосылки для
взаимовыгодного сотрудничества с транснациональными корпорациями не были
созданы.
Тем не менее, у Беларуси есть потенциал для благоприятного развития. Занимая
в мире 0,15% территории, располагая 0.18% численности населения, республика
производит 11% мирового производства калийных удобрений, 0,6 - химических
волокон и нитей, 0.15 - стали и цемента. 1,3 - холодильников, 0.4 -
телевизоров, 1.8 -шерстяных тканей. 0.8 - обуви, 8,7 - льноволокна 0,4 - мяса
в убойном весе. 1,1 % - молока.
Однако уже в ближайшие годы эти резервы будут сокращаться, а только
внутренние накопления не обеспечат требуемого наращивания производственного
потенциала, особенно
в части выпуска
продукции. Вхождение республики в мировую экономику неизбежно потребует ее
вовлечения в процесс глобализации, использования прямых иностранных
инвестиций и
опыта транснациональных
Кризисные явления в Беларуси не носят необратимого характера, поскольку в
определенной степени
сохранены потенциальная
процессами, а также экономический, кадровый и интеллектуальный потенциал.
Отсутствие подлинной приватизации, при которой появляется реальный
собственник предприятия, произведенного продукта и дохода; превращение ее в
самоцель; административный, распорядительно-принудительный характер ее
осуществления (наряду с необоснованным разукрупнением) приводят к деградации
крупной промышленности, разрушению технологических основ того, что составляло
базу научно-технического потенциала страны, к формированию новых
монополистов. - производителей промежуточной продукции и Мингосимущества.[3,
c. 109]
В Беларуси сложилась уникальная сверхмононолизированная экономика, для
управления которой использовались особые формы и методы. Искусственный
монополизм в таких условиях проявлялся как организационный и ведомственный,
т.е. как исключительное право государства на администрирование в лице
соответствующих функциональных ведомств и отраслевых министерств. Являясь
одной из форм проявления государственного монополизма, он одновременно
выступал его воспроизводственной основой.
Вместе с тем известно, что все существующие в республике монополии являются
государственными. Поэтому представляется целесообразным выделять
искусственные -включающие административные, или организационные, монополии (в
форме министерств, концернов, ассоциаций) и естественные - включающие
производственные, или технологические (в форме чистой монополии н олигополий
).
В белорусской экономике господствует монополия государственной собственности
-по содержанию,
по форме же она является
чистой монополией или
(наличие ограниченного
числа производителей
взаимозаменяемой, но не идентичной), что обусловливает невозможность
возникновения конкурентной среды без изменения основ и форм экономических
отношений.
В Беларуси усиливается отраслевой монополизм вследствие образования
межотраслевых монопольных структур. Неплатежеспособность предприятий ускоряет
их кооперацию в процессе приватизации. В настоящее время возник монополизм
денежного капитала и банковских структур, а также информационный монополизм.
Белорусским монополиям свойственны негибкость, инерционность, низкая
экономическая эффективность,
однообразие принципов и
Многие из них являются отсталыми в техническом отношении и убыточными - в
экономическом, находятся в крайне тяжелом финансовом положении, а некоторые -
даже на грани банкротства.
В республике отсутствует рыночная конкуренция в сфере материального
производства, но появились ее гипертрофированные разновидности в сферах
товарного и денежного обращения, услуг, среди предприятий общественного
питания, между
государственным и
иностранными экспортерами и белорусскими производителями.
Опыт стран с переходной экономикой показывает необходимость демонополизации
экономики, изменения характера управления предприятиями и формирования
конкурентных отношений путем разгосударствления и приватизации, развития
малого и среднего бизнеса, соответствующей протекционистской политики,
наличия рынка земли и недвижимости, устойчивых денежной и финансовой
систем.[3, с. 104]
Несомненно, на уровень и интенсивность конкуренции на белорусском рынке
решающее влияние оказывают, в частности, административные запреты на вывоз и
ввоз товаров в регион, личные связи между частным бизнесом и местными
властями, приводящие к созданию благоприятных, щадящих условий для отдельных
предприятий, что создает определенные трудности для выхода на рынок для
аналогичных субъектов, не обладающих такими возможностями. Сказываются и
технические барьеры, навязываемые многими ведомственными структурами (слишком
строгие санитарно-гигиенические
нормы, сложная процедура
сертификации, таможенного оформления и т.п.), и неразвитость инфраструктуры
рынка (систем информации, стандартизации, сертификации, оценки качества
продукции, кредитно-финансовых институтов, товарных бирж). К тому же в стадии