Конкуренция

Автор: Екатеина Екатерина, 04 Декабря 2010 в 17:59, курсовая работа

Описание работы

Конкуренция как метод экономического контроля стоит обществу минимальных
затрат, но является при этом важной силой, которая постоянно толкает
производителя на сокращение издержек производства и цен, стимулирует борьбу
за потребителя и улучшение качества товаров.

Содержание

Введение.
1 глава. Понятие конкуренции.
1.1 Определение конкуренции. 4
1.2 Виды конкуренции. 7
1.3 Концепция пяти сил конкуренции ( по М. Портеру). 12
2 глава. Проблема формирования конкурентной среды в РБ.
2.1 Формирование конкурентной среды РБ. 15
2.2 Регулирование конкуренции в РБ. 18
2.3 Меры по улучшению конкурентной среды в РБ. 24
Заключение.

Работа содержит 1 файл

New Microsoft Word Document (2).doc

— 316.00 Кб (Скачать)

и совхозов. Однако данную конкуренцию нельзя назвать ни совершенной, ни

эффективной.

Появление и развитие конкуренции на отдельных товарных рынках

(потребительских  товаров, торговых, бытовых, медицинских  и строительных

услуг, связи, автомобильного транспорта) обусловливает смену  стратегии

поведения отдельных  хозяйствующих субъектов.

Возникающая конкуренция  между банками за предоставление краткосрочных

кредитов способствует накоплению не производительного, а  ростовщического

капитала непроизводственного  происхождения, увеличению доходов  коммерсантов-

финансистов без  прироста товарного предложения  и, как следствие, росту

неотоваренной денежной массы ограниченного числа субъектов. Это ведет к

банкротству ряда небольших коммерческих банков и  укрепляет монополию

крупных.[8, c. 244-246]

Сегодня на первый план в рыночной борьбе выступает уже не столько ценовая

конкуренция, сколько  конкуренция новых товаров и  услуг, что весьма актуально

и проблематично  для предприятий текстильной  промышленности Беларуси. На

большинстве предприятий  есть сложности в обеспечении производств современным

оборудованием, использовании  новых технологий, без чего изначально невозможно

делать конкурентоспособную  продукцию. Износ оборудования нашей  текстильной

промышленности  составляет более 70%. Для сравнения: в США — в среднем 15—20%.

Действующий же механизм замены средств производства на большинстве  не

предприятий республики не адекватен изменившемуся характеру  управления, не

обладает необходимыми свойствами для решения вопросов, связанных с

обеспечением желаемого  уровня качества выпускаемой продукции, не использует

все экономические  резервы и возможности. Немало производственников из-за

боязни экономического риска предпочитают применять уже  испытанные технологии

для производства продукции. Получается замкнутый круг: для того, чтобы

производить новую, конкурентоспособную продукцию, нужны  деньги, а чтобы их

заиметь — необходимо продать качественные изделия. В  данной ситуации

предприятиям важно  не столько ждать помощи от государства, сколько самим

производственникам  проводить активную маркетинговую стратегию: изучать спрос,

емкость рынка, динамику конкурентоспособности аналогичных  товаров, мгновенно

реагировать на изменения  рынка и т.д.

Однако даже в  наше нелегкое для производителей товаров  время можно выделить и

ряд экономически устойчивых предприятий, для которых новейшие научные

разработки в  технологии производства продукции  уже не теория, а практика.

Среди лидирующих предприятий легкой промышленности — ОАО «КИМ», гомельская

промышленно-торговая фирма «8 Марта», ОАО «Брестский чулочный комбинат», ВШПО

«Витебчанка» и  др. Управленцы этих предприятий целенаправленно  внедряют в

производство инновации, изменяют ассортимент товаров, находят  новые рынки

сбыта. Для данных предприятий характерен рост прибыли, рентабельности:

коэффициенты модернизации качества прогрессивного обновления близки к 1. Пока

же большая часть  производимой предприятиями текстильной  промышленности

продукции продается  лишь на территории своей республики.

[1, с. 31]

С развитием рыночных отношений все более ожесточенной становится конкурентная

борьба между  фирмами. Кто победит — за тем  более высокая прибыль,

долгосрочная выгодная сделка. Наряду с актуальностью проблемы увеличивается и

ее значимость. Но как выработать, а затем реализовать  стратегию конкуренции?

Создаваемые рыночные структуры с трудом и крайне медленно справляются с новой

для себя задачей. С одной стороны, количественные показатели эффективности

растут: в 1994 г. удельный вес негосударственного сектора  в производстве был

равен 22,1 %, в 1999 г. — 43,3 %; ежегодно прирост объемов составлял 6 — 7 %,

рентабельность  оказалась на 3 — 5 % выше рентабельности госсектора.

С другой стороны, уровень затрат сохраняется значительным. На государственных

предприятиях затраты  выросли в 1999 г. более чем в 4 раза, на

негосударственных ненамного меньше -- в 3,8 раза. Естественно, цены остаются

высокими, конкурентоспособность  товаров практически не меняется.

Рентабельность, несмотря на рост, отстает от необходимой  для расширенного

воспроизводства в 2 — 2,5 раза. Победа в хозяйственном соперничестве,

особенно на внешнем  рынке становится маловероятной.[2, c. 22]

За десять лет  конкурентоспособность отечественных  предприятий снизилась,

финансовых возможностей для улучшения ситуации не имеется. Предпосылки для

взаимовыгодного сотрудничества с транснациональными корпорациями не были

созданы.

Тем не менее, у  Беларуси есть потенциал для благоприятного развития. Занимая

в мире 0,15% территории, располагая 0.18% численности населения, республика

производит 11% мирового производства калийных удобрений, 0,6 - химических

волокон и нитей, 0.15 - стали и цемента. 1,3 - холодильников, 0.4 -

телевизоров, 1.8 -шерстяных  тканей. 0.8 - обуви, 8,7 - льноволокна 0,4 - мяса

в убойном весе. 1,1 % - молока.

Однако уже в  ближайшие годы эти резервы будут сокращаться, а только

внутренние накопления не обеспечат требуемого наращивания  производственного

потенциала, особенно в части выпуска конкурентоспособной  на мировом рынке

продукции. Вхождение  республики в мировую экономику  неизбежно потребует ее

вовлечения в процесс глобализации, использования прямых иностранных

инвестиций и  опыта транснациональных корпораций.

Кризисные явления  в Беларуси не носят необратимого характера, поскольку в

определенной степени  сохранены потенциальная управляемость  экономическими

процессами, а также  экономический, кадровый и интеллектуальный потенциал.

Отсутствие подлинной  приватизации, при которой появляется реальный

собственник предприятия, произведенного продукта и дохода; превращение ее в

самоцель; административный, распорядительно-принудительный характер ее

осуществления (наряду с необоснованным разукрупнением) приводят к деградации

крупной промышленности, разрушению технологических основ  того, что составляло

базу научно-технического потенциала страны, к формированию новых

монополистов. - производителей промежуточной продукции и Мингосимущества.[3,

c. 109]

    

2.2 Регулирование конкуренции  в РБ.

 

В Беларуси сложилась  уникальная сверхмононолизированная  экономика, для

управления которой  использовались особые формы и методы. Искусственный

монополизм в  таких условиях проявлялся как организационный  и ведомственный,

т.е. как исключительное право государства на администрирование  в лице

соответствующих функциональных ведомств и отраслевых министерств. Являясь

одной из форм проявления государственного монополизма, он одновременно

выступал его  воспроизводственной основой.

Вместе с тем  известно, что все существующие в  республике монополии являются

государственными. Поэтому представляется целесообразным выделять

искусственные -включающие административные, или организационные, монополии (в

форме министерств, концернов, ассоциаций) и естественные - включающие

производственные, или технологические (в форме  чистой монополии н олигополий

).

В белорусской  экономике господствует монополия  государственной собственности

-по содержанию, по форме же она является  чистой монополией или олигополией

(наличие ограниченного  числа производителей однотипной  продукции,

взаимозаменяемой, но не идентичной), что обусловливает  невозможность

возникновения конкурентной среды без изменения основ и форм экономических

отношений.

В Беларуси усиливается  отраслевой монополизм вследствие образования

межотраслевых монопольных  структур. Неплатежеспособность предприятий  ускоряет

их кооперацию в процессе приватизации. В настоящее время возник монополизм

денежного капитала и банковских структур, а также  информационный монополизм.

Белорусским монополиям свойственны негибкость, инерционность, низкая

экономическая эффективность, однообразие принципов и методов  хозяйствования.

Многие из них являются отсталыми в техническом отношении и убыточными - в

экономическом, находятся  в крайне тяжелом финансовом положении, а некоторые -

даже на грани  банкротства.

В республике отсутствует  рыночная конкуренция в сфере  материального

производства, но появились ее гипертрофированные разновидности в сферах

товарного и денежного  обращения, услуг, среди предприятий  общественного

питания, между  государственным и негосударственным  секторами экономики,

иностранными экспортерами и белорусскими производителями.

Опыт стран с  переходной экономикой показывает необходимость  демонополизации

экономики, изменения  характера управления предприятиями  и формирования

конкурентных отношений  путем разгосударствления и приватизации, развития

малого и среднего бизнеса, соответствующей протекционистской политики,

наличия рынка  земли и недвижимости, устойчивых денежной и финансовой

систем.[3, с. 104]

Несомненно, на уровень  и интенсивность конкуренции  на белорусском рынке

решающее влияние  оказывают, в частности, административные запреты на вывоз и

ввоз товаров  в регион, личные связи между частным  бизнесом и местными

властями, приводящие к созданию благоприятных, щадящих  условий для отдельных

предприятий, что  создает определенные трудности  для выхода на рынок для

аналогичных субъектов, не обладающих такими возможностями. Сказываются и

технические барьеры, навязываемые многими ведомственными структурами (слишком

строгие санитарно-гигиенические  нормы, сложная процедура лицензирования,

сертификации, таможенного  оформления и т.п.), и неразвитость инфраструктуры

рынка (систем информации, стандартизации, сертификации, оценки качества

продукции, кредитно-финансовых институтов, товарных бирж). К тому же в стадии

Информация о работе Конкуренция