Автор: Екатеина Екатерина, 04 Декабря 2010 в 17:59, курсовая работа
Конкуренция как метод экономического контроля стоит обществу минимальных
затрат, но является при этом важной силой, которая постоянно толкает
производителя на сокращение издержек производства и цен, стимулирует борьбу
за потребителя и улучшение качества товаров.
Введение.
1 глава. Понятие конкуренции.
1.1 Определение конкуренции. 4
1.2 Виды конкуренции. 7
1.3 Концепция пяти сил конкуренции ( по М. Портеру). 12
2 глава. Проблема формирования конкурентной среды в РБ.
2.1 Формирование конкурентной среды РБ. 15
2.2 Регулирование конкуренции в РБ. 18
2.3 Меры по улучшению конкурентной среды в РБ. 24
Заключение.
формирования находится нормативно-правовая основа предпринимательства, что
замедляет осуществление деловых операций и снижает эффективность конкурентных
усилий участников рынка.[4, с. 7]
Свобода экономических субъектов в переходной экономике в значительной мере
условна, так как их поведение предопределяется номенклатурными корпоративными
интересами. Характерным для Беларуси является государственное регулирование
хозяйственной деятельности предпринимателей путем объявления все больших сфер
бизнеса зонами ограниченного доступа.
Сохраняется сильная зависимость многих предпринимателей (прежних директоров
приватизированных госпредприятий, новых менеджеров, возглавивших коммерческие
структуры) от чиновников органов государственного управления, имеющих
возможности неограниченного контроля за негосударственным бизнесом, его
разрешения или запрещения.
Органы государственной власти как и прежде используют набор административно-
командных инструментов воздействия на деятельность хозяйствующих субъектов,
игнорируя законы товарно-денежного обращения. К ним относятся:
«административное вмешательство в вопросы ценообразования и сбыта продукции,
регулярные корректировки политики в области расчетов, движения финансовых
потоков и котировки национальной валюты, запреты на регистрацию и требования
перерегистрации негосударственных предприятий, что делает бизнес в нашей
стране практически непредсказуемым». Преобладание административного
вмешательства подавляет
экономическую
консервирует их технологическую отсталость.
Характерными для Беларуси являются разрешительный, а не уведомительный
принцип регистрации субъектов хозяйствования, сложный механизм
лицензирования, регулирование хозяйственной деятельности предпринимателей. В
1995 г. была изменена система лицензирования: на 25 единиц сокращено
количество лицензируемых видов деятельности (оставалось 86), отменены 24
специальные решения правительства по данному вопросу. Однако и в настоящее
время выдачу лицензий осуществляют более 40 государственных органов, а число
лицензируемых видов деятельности составляет более 100 .[3, c.102]
В ряде случаев происходит усиление монополизма интегрированных хозяйственных
объединений, ограничение самостоятельности входящих в их состав предприятий,
особенно в тех структурах, которые созданы на базе бывших министерств и
ведомств и наделены достаточно широкими властно-распорядительными
полномочиями. Необходимо принятие нормативного акта о государственных
концернах, корпорациях и других объединениях с четким определением их
правового статуса, задач, функции, полномочии, особенно входящих в их состав
субъектов хозяйствования. Увеличилось количество носителей монопольной
власти. Кроме государства (правительства, министерств и ведомств), ряда
организации (особенно торговых - розничных и оптовых), предприятий-
монополистов, монопольной властью обладают: управляющая (административная)
элита, включающая и так называемую «вертикаль» - должностных лиц,
руководителей районного и областного масштабов; промышленная элита
(директорский корпус), посредники, отдельные предприятия - немонополнсты,
руководители теневого бизнеса.
В процессе сращивания управленческой элиты государственных структур с
представителями частного предпринимательства, в том числе теневого и мафии,
государственного и негосударственного монополизма в переходной экономике
появилась новая разновидность монополизма - государственно-частного,
сформировалась
система экономических
достижению монопольной власти в производстве и обращении, других сферах
деятельности .Возможности формирования конкурентных рыночных отношений
ограничены частым вмешательством властей в деятельность предприятий.
Примерами усиления
государственной
государственная
интервенция в акционерные
«золотой акции», особого права государства вмешиваться в деятельность
акционерных компаний, принятие декрета о гарантиях вкладов физических лиц в
валюте, дискриминирующий отдельные банки; предоставление монопольных нрав на
экспорт шерстяных тканей концерну «Беллегпром». Указ «О некоторых мерах по
координации деятельности Национального банка» (март 1998 г.) юридически
закрепил фактическое
руководство правительства
установив обязательность принимаемых им решений для Национального банка.
Парламент республики узаконил право Совета Министров проводить единую
денежно-кредитную политику . Все это дало основание некоторым авторам назвать
Беларусь полигоном для антиконкурентных действий правительства.[8, c. 253]
Демонополизация в Беларуси предшествовала конкурентной политике. Если на
Западе сначала появились и развились рыночные монополии, а затем началось их
регулирование, то в нашей экономике с самого начата акцент был сделан на
становление антимонопольного регулирования в условиях отсутствия рыночных
монополий и конкуренции.
Демонополизация включает меры по преодолению монопольных тенденций: на уровне
народного хозяйства - ликвидацию тоталитаризма государственной собственности
и власти; на уровне отрасли - устранение монополизма министерств, ведомств и
их преемников (ассоциации, концернов и пр.), упразднение их командных
функций; на уровне предприятий - пресечение диктата производителя (продавца).
Беларусь впервые приступила к реализации этих мер после принятия в 1992 г.
первого в истории республики антимонопольного Закона «О противодействии
монополистической деятельности и развитии конкуренции» (заметим, что в нем
отсутствует определение демонополизации экономики). Специализированным
органом, обеспечивающим координацию и контроль за мерами по ограничению и
устранению злоупотреблений монополистов, развитию конкуренции и
предпринимательства, является Министерство предпринимательства и инвестиций,
созданное в 1996 г. на базе Министерства по антимонопольной политике (ранее -
Госкомитета по АМП).
Особенности антимонопольного регулирования состоят в том, что
1)
его становление происходит в
нерыночной экономике,
кризисном состоянии;
2)
оно осуществляется при
собственности и незначительных размерах частного капитала;
3) ставит задачей не развитие, а становление конкурентных отношений;
4) формально заимствует основные подходы американского и
западноевропейского
антимонопольных
На Западе антимонопольное регулирование было направлено на ослабление
господства монополий, в постсоветской экономике - на ограничение
государственного влияния на рынки, ослабление государственной монополии -
монополии государственной собственности и власти, и прежде всего в сфере
управления. Но решение этой проблемы сопровождается усилением монополизма.
Цели, основные задачи, принципы и подходы к демонополизации нашли отражение в
Комплексной программе
демонополизации народного
на 1993 г., программах
демонополизации экономики
1998-1999 гг. Так, целями
объявлены: изменение
создание правовых и экономических условий для прихода на них новых
товаропроизводителей (поставщиков), снижение концентрации производства и
создание необходимых условий для развития конкуренции, повышение
эффективности экономических
процессов путем включения
хозяйствующих субъектов в систему стимулов и экономических рычагов развития
производства, общества в целом.
Основными направлениями демонополизации выступают:
1)
формирование новых
предприятий;
2) разукрупнение ассоциаций, концернов, других объединений,
препятствующих развитию конкуренции;
3) государственное регулирование деятельности монополий;
4) контроль за слиянием, преобразованием, ликвидацией хозяйствующих
субъектов, приобретением акций.
Противоречивость современной ситуации заключается в том, что. с одной
стороны, антимонопольная политика и проводимая демонополизация направлены на
ограничение монополизма, с другой стороны, попытки решения этой проблемы
вызывают его оживление. Традиционные меры демонополизации экономики не
работают в условиях отечественного сверхмонополизма. Демонополизация
государственного сектора экономики происходит не путем осмысленного
реформирования (государственного регулирования монополии), а за счет
постепенной ликвидации
крупных государственных
Примером этого процесса является Гомельское ПО «Коралл». Это государственное
предприятие до 1991 г. производило кинескопы для телевизоров, осуществляя
полный цикл производства - от литья экранного стекла до сборки. В 1997 г. оно
было акционировано, 67% акций передано американской фирме «West Ray Inc.» под
обещанные 24 млн. долл. В настоящее время договор с указанной фирмой
расторгнут, так как она оказалась не в состояния осуществить модернизацию
производства. Произошло разукрупнение объединения: в самостоятельные субъекты
выделены завод «Модуль», инструментальное производство и транспортное
хозяйство. В итоге некогда мощное и передовое предприятие столкнулось с рядом
серьезных проблем.[3, с. 107 - 108]
Как показала практика, в Беларуси отсутствует подлинная приватизация
собственности, при которой появляются реальные собственники предприятия,
произведенного продукта и дохода. Приватизация необходима как средство
реструктурирования всей системы управления экономикой, стимул создания ее
новой технологической основы, позволяющей обеспечивать высокую эффективность